ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
город Севастополь 14 декабря 2020 года | Дело № А84-112/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 14 декабря 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Приваловой А.В.,
Кузняковой С.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
при участии: представителя ЖСК «Орлиное 1» – ФИО1, доверенность от 20.11.2020 № 05Д; представителя Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя – ФИО2, доверенность от 09.01.2020 б/н,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива «Орлиное 1» на решение Арбитражного суда города Севастополя от 18 сентября 2020 года по делу № А84-112/2020 (судья Архипенко А.М.), принятое по заявлению жилищно-строительного кооператива «Орлиное 1» об оспаривании решений Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,Правительства Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя,
установил:
жилищно-строительный кооператив «Орлиное 1» (далее – ЖСК «Орлиное 1», Кооператив, Заявитель) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконными и отмене решений Севреестра об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, изложенных в уведомлениях от 02.12.2019 № 91/19-30390, № 91/19-30393, № 91/19-30384, 91/19-30385.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 18.09.2020, в удовлетворении заявления ЖСК «Орлиное 1», было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ЖСК «Орлиное 1» обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 18.09.2020 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает на то, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о недоказанности Кооперативом факта нарушения его прав и законных интересов в отсутствие каких-либо выводов суда относительно законности и обоснованности принятого Севреестром решения.
Представитель ЖСК «Орлиное 1» поддержал в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 18.09.2020 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме.
Представитель Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что испрашиваемый земельный участок, в ранее существовавших границах и с указанной площадью, прекратил свое существование, вместе с прекращением права аренды ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1», в соответствующей части земельных участков, образованных из земельного участка, расположенного в районе жилого села Севастополького ГЛОХ, площадью 8071 кв.м. и сведения о котором, внесены в ЕГРН в соответствии с ранее представленными документами.
В судебное заседание представителя Правительства Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя не явились, о месте и времени судебного разбирательства были надлежаще извещены, в связи с чем, судебное разбирательство в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, проведено в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения от 18 сентября 2020 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 03.09.2007 между Севастопольским городским Советом (далее – Арендодатель) и обслуживающим кооперативом «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Орлиное 1» (далее – Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка (далее - Договор аренды), по условиям которого, Арендодатель в соответствии с Решением Севастопольского городского Совета от 10.04.2007 № 1805, предоставляет, а арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок общей площадью 4,5106 га, в том числе, земельный участок № 1 площадью 0,5653 га, земельный участок № 2 площадью 1,7094 га, земельный участок № 3 площадью 0,8071 га, земельный участок № 4 площадью 1,4288 га, для жилищного строительства, который находится по адресу: г. Севастополь, в районе жилого поселка Севастопольского ГЛОХ, с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройки.
Пунктом 3.1 Договора аренды определен срок его действия - 25 лет.
К Договору аренды были приложены и являются неотъемлемой его частью: план земельного участка; кадастровый план земельного участка (кадастровые номера 85363000000:56:002:004, 85363000000:56:002:005, 85363000000:56:002:006, 85363000000:56:002:007); акт определения границ земельного участка в натуре (на местности).
Согласно справке Управления городского строительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации от 23.01.2008 № 182/5-2, земельному участку, предоставленному обслуживающему кооперативу «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Орлиное 1» (далее - ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1»), были присвоены адреса: Севастопольская зона ЮБК, № 53/1-53/52.
Решениями Севастопольского городского Совета от 15.10.2008 №№ 5531, 5532, 5533, от 17.12.2008 №№ 5938, 5939, 5940, 5941, 5942, 5943, 5944, 5946, 5947, 5948, 5949, 5950, 5951, 5952, 5953, 5955, 5956, 5958, 5959, 5960, 5961, 5962, 5963, 5964, 5965, 5966, 5967, от 20.01.2009 №№ 6232, 6233, от 20.05.2009 № 6943, от 08.09.2009 № 7662, от 11.11.2009 № 8375, от 14.04.2010 №№ 9966, 9967, 9968, 9969, от 19.04.2011 № 829, от 15.11.2011 № 1970, от 17.12.2011 № 5945, от 07.02.2012 №№ 2543, 2542, было прекращено право ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» путем внесения изменений в Договор аренды и переданы гражданам следующие земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок): площадью 0,0836 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/1-1; площадью 0,0839 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/2-1; площадью 0,0790 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/3; площадью 0,0860 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/4-1; площадью 0,0756 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/5; площадью 0,0789 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/6; площадью 0,0781 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/7; площадью 0,0867 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/8; площадью 0,0886 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/9; площадью 0,0887 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/10; площадью 0,0959 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/11; площадью 0,0819 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/14; площадью 0,0773 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/15; площадью 0,0751 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/16; площадью 0,0813 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/17; площадью 0,0800 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/18; площадью 0,0786 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/19; площадью 0,0710 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/21; площадью 0,0751 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/22; площадью 0,0686 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/23; площадью 0,0745 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/24; площадью 0,0734 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/25; площадью 0,0748 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/26А; площадью 0,0824 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/28; площадью 0,0801 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/29; площадью 0,0873 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/31; площадью 0,0850 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/32; площадью 0,0829 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/33; площадью 0,0965 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/34; площадью 0,0752 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/35; площадью 0,0796 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/36; площадью 0,0802 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/37; площадью 0,0781 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/38; площадью 0,0751 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/39; площадью 0,0758 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/40; площадью 0,0300 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/40-А; площадью 0,0743 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/43; площадью 0,0749 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/44; площадью 0,0706 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/45; площадью 0,0755 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/46; площадью 0,0721 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/47; площадью 0,0761 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/48; площадью 0,0750 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/49; площадью 0,0751 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/50 (далее вместе - Земельные участки граждан), а также на ОК "ЖСТИЗ "Орлиное 1" была возложена обязанность представить Договор аренды для внесения соответствующих изменений.
На основании вышеуказанных решений Севастопольского городского Совета, гражданам были оформлены и выданы государственные акты на право собственности на земельные участки. Вместе с тем, сведения об исполнении ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» обязанности по представлению Договора аренды, а также о внесении в этот договор соответствующих изменений, отсутствуют.
В порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации с изменением организационно-правовой формы на жилищно-строительный кооператив, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 10.03.2015 была внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1159204013825.
Материалами дела подтверждается, что сведения о Земельных участках граждан, как о ранее учтенных объектах недвижимости, были внесены в государственный кадастр недвижимости с присвоением им кадастровых номеров 91:01:056002:8, 91:01:056002:9, 91:01:056002:10, 91:01:056002:11, 91:01:056002:12, 91:01:056002:13, 91:01:056002:16, 91:01:056002:17, 91:01:056002:18, 91:01:056002:19, 91:01:056002:20, 91:01:056002:21, 91:01:056002:24, 91:01:056002:25, 91:01:056002:26, 91:01:056002:27, 91:01:056002:28, 91:01:056002:29, 91:01:056002:30, 91:01:056002:31, 91:01:056002:32, 91:01:056002:33, 91:01:056002:34, 91:01:056002:35, 91:01:056002:36, 91:01:056002:37, 91:01:056002:38, 91:01:056002:40, 91:01:056002:41, 91:01:056002:42, 91:01:056002:43, 91:01:056002:44, 91:01:056002:45, 91:01:056002:46, 91:01:056002:59, 91:01:056002:60, 91:01:056002:61, 91:01:056002:62, 91:01:056002:63, 91:01:056002:64, 91:01:056002:65, 91:01:056002:66, 91:01:056002:67, 91:01:056002:68, 91:01:056002:69, 91:01:056002:70.
Также, судом первой инстанции было установлено, что земельные участки граждан полностью накладываются на границы земельного участка площадью 17 559 416 кв. м, с кадастровым номером 91:01:000000:82, расположенного по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, квартал 8, выдел 27-31, 33, 35, квартал 10, 11, 12, 13, 14, 17, 18, 19, 21, 23, 24, 25, квартал 26, выдел 1-18, 20-39, квартал 31, выдел 1-18, 20, 22-32, квартал 32, выдел 9, 10, 17, 23, квартал 42, выдел 1-7, 12-14, 17, 20-23, 26-31 Орлиновского участкового лесничества, имеющего вид разрешенного использования - отдых (рекреация) (код 5.0), использование лесов (код 10.0).
Решениями Балаклавского районного суда города Севастополя от 05.12.2016 по делу N 2-803/2016, от 30.09.2016 по делу N 2-816/2016, от 30.09.2016 по делу N 2-814/2016, от 04.10.2016 по делу N 2-906/2016, от 14.03.2017 по делу N 2-260/2017, от 14.03.2017 по делу N 2-258/2017, от 29.11.2016 по делу N 2-805/2016, от 05.10.2016 по делу N 2-903/2016, от 03.10.2016 по делу N 2-817/2016, от 28.11.2016 по делу N 2-821/2016, от 15.11.2016 по делу N 2-892/2016, от 01.12.2016 по делу N 2-811/2016, от 28.11.2016 по делу N 2-818/2016, от 05.12.2016 по делу N 2-815/2016, от 05.12.2016 по делу N 2-819/2016, от 05.12.2016 по делу N 2-820/2016, от 03.10.2016 по делу N 2-813/2016, от 01.12.2016 по делу N 2-810/2016, от 04.10.2016 по делу N 2-904/2016, от 01.12.2016 по делу N 2-822/2016, от 15.11.2016 по делу N 2-893/2016, были удовлетворены исковые требования Правительства Севастополя об истребовании из незаконного владения граждан, земельных участков, расположенных по адресам: Севастопольская зона ЮБК, 53/1-1, 53/2-1, 53/6, 53/7, 53/9, 53/10, 53/14, 53/15, 53/19, 53/23, 53/24, 53/25, 53/33, 53/34, 53/35, 53/37, 53/40, 53/47, 53/48, 53/49, 53/50 в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя. Апелляционным определением Севастопольского городского суда, было отменено Решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 14.03.2017, в удовлетворении иска Правительства Севастополя, было отказано (в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 53/47).
Сведения об истребовании в собственность города федерального значения Севастополя, земельных участков граждан, расположенных по адресам: Севастопольская зона ЮБК, 53/3, 53/4-1, 53/5, 53/8, 53/11, 53/16, 53/17, 53/18, 53/21, 53/22, 53/26А, 53/28, 53/29, 53/31, 53/32, 53/36, 53/38, 53/39, 53/43, 53/44, 53/45, 53/46, в материалах дела отсутствуют.
28.11.2019 ЖСК «Орлиное 1» обратилось в Севреестр с заявлениями №№ 92-0-1-11/3013/2019-1085, 92-0-1-11/3013/2019-1083, 92-0-1-11/3013/2019-1087, 92-0-1-11/3013/2019-1086 о внесении в ЕГРН, на основании Договора аренды, сведений о ранее учтенных объектах недвижимости - земельных участках № 1 площадью 0,5653 га, № 2 площадью 1,7094 га, № 3 площадью 0,8071 га и № 4 площадью 1,4288 га, расположенных по адресу: г. Севастополь, в районе жилого поселка Севастопольского ГЛОХ.
На основании пункта 3 части 8 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), решениями от 02.12.2019 №№ 91/19-30390, 91/19-30393, 91/19-30384, 91/19-30385, Севреестр отказал Заявителю во внесении в государственный реестр недвижимости, сведений о земельных участках № 1 площадью 0,5653 га, № 2 площадью 1,7094 га, № 3 площадью 0,8071 га и № 4 площадью 1,4288 га, как о ранее учтенных объектах недвижимости, указав, что в ЕГРН содержатся сведения о земельных участках, являющихся частями земельного участка, указанного в Договоре аренды.
Полагая, что вышеназванные решения Севреестра об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, являются незаконными и нарушают права и законные интересы Кооператива в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением, в удовлетворении которого ему было отказано.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество установлен Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч. 7 ст. 1 Закона № 218-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 7 Закона № 218-ФЗ, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Как установлено в ст. 13 Закона № 218-ФЗ, внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в том числе в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Статьей 21 Закона № 218-ФЗ установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Пунктами 1, 2 части 3 статьи 3 Закона № 218-ФЗ установлено, что к компетенции органа, осуществляющего государственную регистрацию, отнесена проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
В соответствии с частью 4 статьи 69 Закона № 218-ФЗ, технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права, на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 5 статьи 69 Закона № 218-ФЗ установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании: 1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости; 2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав; 3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
В соответствии с частью 8 статьи 69 Закона № 218-ФЗ, орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости, в частности, в следующих случаях: имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания (пункт 1); в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение (пункт 2); сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 3).
Из материалов дела следует, что Севреестр отказал во включении в ЕГРН сведений о земельных участках № 1 площадью 0,5653 га, № 2 площадью 1,7094 га, № 3 площадью 0,8071 га и № 4 площадью 1,4288 га, как о ранее учтенных объектах недвижимости, ссылаясь на пункт 3 части 8 статьи 69 Закона № 218-ФЗ и указанием на то, что в ЕГРН уже содержатся сведения о земельных участках, являющихся частями земельных участков, указанных в Договоре аренды.
Из материалов дела следует, что Решениями Севастопольского городского Совета от 15.10.2008 №5531, 5532, 5533, от 17.12.2008 №№5938, 5939, 5940, 5941, 5942, 5943, 5944, 5946, 5947, 5948, 5949, 5950, 5951, 5952, 5953, 5955, 5956, 5958, 5959, 5960, 5961, 5962, 5963, 5964, 5965, 5966, 5967, от 20.01.2009 №№6232, 6233, от 20.05.2009 №6943, от 08.09.2009 №7662, от 11 11.2009, №8375, от 14.04.2010 №№9966, 9967, 9968, 9969, от 19.04.2011 №829, от 15.11.2011, №1970, от 17.12.2011 №5945, от 07.02.2012 №№2543, 2542, было прекращено правоОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1», путем внесения изменений в Договор аренды;гражданам были переданы соответствующие земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, а также на ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» указанными решениями была возложена обязанность представить Договор аренды для внесения соответствующих изменений.
Соответственно следует признать факт того, что испрашиваемый Заявителем земельный участок в ранее существовавших границах и с указанной площадью, прекратил свое существование вместе с прекращением права аренды ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1», в соответствующей части земельных участков, образованных из земельного участка, расположенного в районе жилого села Севастопольского ГЛОХ, площадью 8071 кв.м, и сведения о которых, были внесены в ЕГРН в соответствии с ранее представленными документами.
В соответствии с частью 3 статьи 60.2 Закона №218-ФЗ, в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 60.2 Закона №218-ФЗ, орган регистрации прав вносит в ЕГРН изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок.
Частью 4 статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ установлено, что границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 Закона о регистрации, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Согласно части 3 статьи 61 Закона №218-ФЗ, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Частью 6.1 статьи 61 Закона № 218-ФЗ установлено, что по истечении трех месяцев со дня направления в предусмотренные частью 6 статьи 61 Закона №218-ФЗ органы, решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в описании местоположения границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств орган регистрации прав вносит изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств в порядке, установленном статьей 34 Закона о недвижимости.
Пунктом 1.1 Приказа Росреестра от 18.10.2016 № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав», предусмотрено, что ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, по ведению ЕГРН в части внесения сведений о границах, в том числе муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств.
Согласно пункту 5 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 (далее - Порядок N943), сведения в реестры ЕГРН вносятся посредством формирования, в частности, в реестре границ, предусмотренных Порядком № 943, данных при внесении сведений о границах; формирование данных в реестре границ ЕГРН осуществляется в виде электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица, уполномоченного на внесение в него соответствующих сведений.
Соответственно, следует признать факт того, что внесение изменений в сведения реестра границ ЕГРН о местоположении границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества при исправлении реестровой ошибки, должно осуществляться ФГБУ «ФКП Росреестра» (его филиалами) на основании решения о необходимости устранения реестровой ошибки, подготовленного государственных регистратором прав, и документов, предусмотренных пунктом 22 Порядка.
Более того, суд отмечает, что Заявителем не были представлены в дело доказательства, с бесспорностью свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов оспоренными им Решениями Севреестра.
На основании вышеизложенного, коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что решения Управления об отказе во включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, изложенные в уведомлениях от 02.12.2019 №№ 91/19-30390, 91/19-30393, 91/19-30384, 91/19-30385, соответствуют требованиям действующего законодательства. Соответственно, суд первой инстанции обоснованно отказал Кооперативу в удовлетворении его требований.
Довод Кооператива относительно того, что он лишен возможности заключения договора аренды, в отношении земельного участка, предоставленного в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года, в соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от 21.12.2015 № 1250-ПП «Об утверждении Порядка переоформления права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года», признается судом апелляционной инстанции безосновательным, исходя из следующего.
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в соответствии с положениями которой, предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2).
Более того, порядок образования земельных участков регламентирован главой 1.1 ЗК РФ.
Порядок заключения договора аренды регламентирован Приказом Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 23.03.2020 № 1-АР «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в аренду без проведения торгов».
Таким образом, Кооператив не лишен права обратиться непосредственно в Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя с заявлением о предоставлении ему части земельного участка.
Остальные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 104 АПК РФ основания и порядок возврата государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью, в том числе, в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
Согласно подпунктам 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче организациями заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 3 000 рублей. Размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на решение составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, то есть 1 500 рублей.
Как следует из материалов дела, ЖСК «Орлиное-1» при подаче апелляционной жалобы была уплачена госпошлина в сумме 12 000,00 рублей, тогда как в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следовало уплатить государственную пошлину в размере 6 000,00 рублей.
Таким образом, излишне уплаченная государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 6 000,00 рублей подлежит возврату ЖСК «Орлиное-1» из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 18 сентября 2020 года по делу № А84-112/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива «Орлиное 1» – без удовлетворения.
Возвратить жилищно-строительному кооперативу «Орлиное 1»из Федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину представителем правления ЖСК ФИО3 за подачу апелляционной жалобы в сумме 6 000,00 рублей (шесть тысяч рублей 00 копеек) по квитанции от 16.10.2020 № 234.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.Ю. Карев
Судьи С.Ю. Кузнякова
А.В. Привалова