ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-3272/2021 от 25.11.2021 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-62-49, 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Севастополь

01 декабря 2021 года                                                                   Дело №А84-3717/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2021.

В полном объёме постановление изготовлено 01.12.2021.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тарасенко А.А., судей Евдокимова И.В.,           Сикорской Н.И.,

при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Решетняк В.И.,

            рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 30.08.2021 по делу №А84-3717/2021(судья  Юрина Е.Н.),

            по иску департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя

к межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Правительство Севастополя, департамент общественной безопасности города Севастополя, государственное казенное учреждение Севастополя «Единая дежурно-диспетчерская служба Севастополя», федеральное агентство по управлению государственным имуществом,

о понуждении принять  в  федеральную  собственность  защитные  сооружения гражданской обороны,

при участии в судебном заседании:

отдепартамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – ФИО1, по доверенности от 07.06.2021 №217;

от межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе – ФИО2, по доверенности от 23.11.2021 №91-ЕК/4757;

от департамента общественной безопасности города Севастополя – ФИО1, по доверенности от 02.07.2021 №3111/01-07-01-06/03/21;

от государственного казенного учреждения Севастополя «Единая дежурно-диспетчерская служба Севастополя» – ФИО3, по доверенности от 28.10.2021 №32,

у с т а н о в и л:

департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее – истец, департамент) обратился в Арбитражный суд города Севастополя к межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе (далее – ответчик, управление) с иском об обязании ответчика принять в федеральную собственность защитные сооружения гражданской обороны: инвентарный номер 99197, расположенное по адресу: г.Севастополь, Ленинский район, ул. Делегатская, д.4, общей площадью 156,2 кв.м. и объемом 484,22 куб.м.; инвентарный номер 99196, расположенное по адресу: г.Севастополь, Нахимовский район, ул. Делегатская, д.2, общей площадью 135,4 кв.м. и объемом 306 куб.м.; инвентарный номер 99129, расположенное по адресу: г.Севастополь, Ленинский район, ул.Токарева, д.1, с общей площадью 296,8 кв.м. и объемом 680,4 куб.м.; инвентарный номер 99199, расположенное по адресу: г.Севастополь, Нахимовский район, ул.Кондукторская, д.1, общей площадью 443,8 кв.м. и объемом 1 111,7 куб.м. Исковые требования мотивированы тем, что нахождение данных объектов в собственности города Севастополя, по мнению истца, не только противоречит действующему законодательству, но и создает необоснованную нагрузку на бюджет города.

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 30.08.2021 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд первой инстанции руководствовался тем, что порядок передачи имущества субъекта Российской Федерации в федеральную собственность регламентирован Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Соответствующий порядок истцом не соблюден.

Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт. Апеллянт полагает, что сооружения гражданской обороны должны находиться в федеральной собственности.

Представители департамента, управления, департамента общественной безопасности города Севастополя, государственного казенного учреждения Севастополя «Единая дежурно-диспетчерская служба Севастополя»  в судебном заседании поддержали апелляционную жалобу. Представитель ответчика не согласился с доводами апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, в связи, с чем рассмотрение жалобы возможно в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в казне города Севастополя находятся защитные сооружения гражданской обороны: инвентарный номер 99197, расположенное по адресу: г.Севастополь, Ленинский район, ул. Делегатская, д.4, общей площадью 156,2 кв.м. и объемом 484,22 куб.м.; инвентарный номер 99196, расположенное по адресу: г.Севастополь, Нахимовский район, ул. Делегатская, д.2, общей площадью 135,4 кв.м. и объемом 306 куб.м.; инвентарный номер 99129, расположенное по адресу: г.Севастополь, Ленинский район, ул.Токарева, д.1, с общей площадью 296,8 кв.м. и объемом 680,4 куб.м.; инвентарный номер 99199, расположенное по адресу: г.Севастополь, Нахимовский район, ул.Кондукторская, д.1, общей площадью 443,8 кв.м. и объемом 1 111,7 куб.м.

Распоряжением Правительства города Севастополя от 28.08.2015 №725-РП защитные сооружения гражданской обороны закреплены на праве оперативного управления за ГКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба Севастополя».

Нахождение данных объектов в собственности города Севастополя, по мнению истца, не только противоречит действующему законодательству, но и создает необоснованную нагрузку на бюджет города.

Так, вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Севастополя от 05.12.2019 по иску прокурора Ленинского района, государственное казенное учреждение Севастополя «Единая дежурно-диспетчерская служба Севастополя» (ГКУ «ЕДДС») обязано привести защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <...>, инв. №99221, в соответствие с нормативными требованиями, а именно, обеспечить планом внутренних и внешних сетей; эксплуатационной схемой водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационной схемой электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны; произвести окраску элементов инженерных систем внутри сооружения; оборудовать емкости запаса питьевой воды водоуказателями; оборудовать люками для возможности очистки и окраски внутренних поверхностей; а также оборудовать фильтрами - поглотителями с действующим сроком эксплуатации. Департамент общественной безопасности города Севастополя обязан профинансировать расходы ГКУ «ЕДДС».

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Севастополя от 09.12.2019 по иску прокурора Ленинского района, ГКУ «ЕДДС» обязано окрасить защитно-герметические ворота и ставни двух других защитных сооружений, указать на них порядковые номера, обеспечить их противопожарным имуществом; окрасить внутренние элементы инженерных систем; демонтировать масляные противопыльные фильтры и хранить их особым образом. Департамент общественной безопасности города Севастополя вновь обязан профинансировать соответствующие расходы ГКУ «ЕДДС».

Ранее Департамент общественной безопасности города Севастополя письмом от 21.11.2019 №3737/01-07-01-48/ДСП/02/19 обращался к ответчику по вопросу о передаче находящихся в казне города защитных сооружений в собственность Российской Федерации.

Ответчик в ответе от 03.12.2019 указал на возможность принятия недвижимости в его собственность только в случае исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 №374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» (далее – Постановление №374).

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения департамента с иском в арбитражный суд.

При решении вопроса об обоснованности доводов апелляционной жалобы суд руководствуется следующим.

Как верно указал суд первой инстанции, согласно статье 11 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.

Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований).

Руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации(руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), и руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Суд первой инстанции правильно руководствовался тем, что статьей 8 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны, согласно пункту 1 которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанного положения Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны.

В соответствии пунктом 2 данного Порядка создания убежищ к объектам гражданской обороны относится, в том числе убежище – защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно-химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах; укрытие –защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.

Обосновывая исковые требования, истец ссылается на определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 №309-ЭС17-10203, согласно которому судом сделан следующий вывод. Разграничение государственной собственности по уровням осуществляется на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

В соответствии с пунктом 2 раздела 3 приложения №1 к указанному постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, независимо от того, на чьем балансе они находятся, должны относиться исключительно к федеральной собственности.

Таким образом, объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, ограничены в обороте и отнесены исключительно к федеральной собственности в силу закона.

Вместе с тем, спорное имущество, начиная с 18.03.2014 находилось в собственности города федерального значения Севастополя в силу пункта 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 №7156 «О статусе города-героя Севастополя», согласно которому государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия указанного решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя, а в силу статьи 2 Закона города Севастополя от 25.07.2014 №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города Севастополя признаются правом государственной собственности города Севастополя.

В силу статьи 3 Закона города Севастополя от 07.08.2014 №56-ЗС «Об основах управления государственным имуществом города Севастополя» от имени города Севастополя полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом города Севастополя осуществляют Правительство Севастополя и уполномоченные им исполнительные органы государственной власти города Севастополя.

Как верно указал суд первой инстанции, пунктом 1 постановления Правительства Севастополя от 22.09.2016 №883-ПП утверждено Положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города (далее - Положение о департаменте).

Согласно пункту 1.1 названного Положения департамент исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.

В силу пункта 4.2 Положения Департамент осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации 13.07.2009 №270 утвержден административного регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции «Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность» (далее – регламент).

Пунктом 1.1 Регламента определено, что он разработан в целях повышения качества исполнения и доступности результатов исполнения Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимущество) и территориальными органами Росимущества данной государственной функции, создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при управлении имуществом, и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур).

Согласно пункту 1.3 регламента, исполнение государственной функции по осуществлению передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятию имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами, перечисленными в данном пункте Регламента, в частности в соответствии с Постановлением №374.

Пунктом 2 Постановления №374 установлено, что для принятия решения о передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации необходимо представить документы согласно перечню, указанного в данном пункте.

В силу пункта 4 Постановления №374, предложения субъекта Российской Федерации и муниципального образования о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации и муниципальную

6собственность и передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность направляются в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пункт 2.4.1 регламента содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность.

Пунктами 4.1 и 4.2 регламента установлено, что при поступлении в Росимущество письменного обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о передаче имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, в федеральную собственность ответственный исполнитель осуществляет проверку поступивших документов на соответствие перечню документов, указанному в пункте 2.4.1 настоящего регламента. Максимальный срок рассмотрения обращения составляет 30 дней.

По результатам рассмотрения поступившего обращения и прилагаемых к нему документов Росимуществом принимается одно из решений:-письменное поручение территориальному органу Росимущества рассмотреть и принять решение по существу; распоряжение Росимущества о передаче имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, в федеральную собственность; письмо заявителю об отказе в передаче имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, в федеральную собственность.

Материалами дела подтверждено и не оспорено сторонами, что спорные защитные сооружения гражданской обороны являются собственностью города федерального значения Севастополь и учтены в реестре собственности города Севастополя.

Согласно статье части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления: федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность; уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации.

Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества.

Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Письмо департамента общественной безопасности г.Севастополя                          от 21.11.2019 №3737/01-07-01-48/ДСП/02/19, направленное в адрес МТУ Росимущества, с предложением о передаче спорных объектов защитных сооружений гражданской обороны в федеральную собственность, не может быть расценено судом как решение уполномоченного органа о распоряжении собственностью субъекта Российской Федерации, так как в нарушение Регламента и Постановления №374 оно было направлено неуполномоченным на то лицом в адрес ненадлежащего лица.

Письменное поручение Росимущества о рассмотрении и принятии решения по существу вопроса в соответствии с пунктом 4.2 регламента в адрес МТУ Росимущества также не поступало.

Таким образом, истцом в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств соблюдения процедур, установленных Постановлением №374 и регламентом, а также нарушения ответчиком прав и законных интересов истца.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований у суда первой инстанции отсутствовали.

Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 30.08.2021 по делу №А84-3717/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                          А.А.Тарасенко                                                       

Судьи                                                                                        И.В. Евдокимов                

                                                                                                   Н.И. Сикорская