ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-5507/2023 от 18.01.2024 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда



ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2024.  Постановление в полном объеме изготовлено 24.01.2024. 

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе  председательствующего Баукиной Е.А., судей Рыбиной С.А., Мунтян О.И., 

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шишкой Я.В., 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального  государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление  имущественных отношений» Минобороны России на решение Арбитражного суда города  Севастополя от 16.10.2023, 

принятое по иску государственного унитарного предприятия Республики Крым  «Крымтеплокоммунэнерго» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 295026, <...>) 

к федеральному государственному казенному учреждению «Крымское  территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России  (ОГРН <***>, ИНН <***>, 299003, <...>) 

о взыскании долга за тепловую энергию,

с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований  относительно предмета спора: 

- Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>,  ИНН <***>, <...>), 

- федерального государственного автономного учреждения «Центральное  управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны  Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, 125167, <...>, этаж 1, помещ. 3), 

- ФИО1,

- общества с ограниченной ответственностью «Файзуллин» (ОГРН <***>,  ИНН <***>, 298105, Республика Крым, Феодосия город, Симферопольское шоссе,  дом 24в, помещение 2Н), 

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом  извещенных о времени и месте судебного заседания, 

у с т а н о в и л :

государственное унитарное предприятие Республики Крым  «Крымтеплокоммунэнерго» (далее – ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго») обратилось в  Арбитражный суд города Севастополя к федеральному государственному казенному 




учреждению «Крымское территориальное управление имущественных отношений»  Минобороны России (далее – ФГКУ «Крымское ТУИО») с иском, измененным в порядке  статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании  задолженности за отопление в размере 19803,96 руб. и пени в размере 4330,98 руб. 

Определениями от 24.01.2023, 14.03.2023, 07.06.2023 к участию в деле привлечены  третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора,  Минобороны России, ФГАУ «Росжилкомплекс», ФИО1 и 

ООО «Файзуллин».

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 16.10.2023 исковые  требования ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» удовлетворены. С ФГКУ «Крымское  ТУИО» в пользу ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» взысканы задолженность в сумме  19803,96 руб., пени в сумме 4330,98 руб. 

Не согласившись с решением суда от 16.10.2023, ФГКУ «Крымское ТУИО»  обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной  жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый  судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Апеллянт не согласен со взысканием всех  денежных средств только с ФГКУ «Крымское ТУИО», но не с собственника в лице  Министерства обороны Российской Федерации; а также возражает против взыскания  задолженности по оплате тепловой энергии, потребленной в период с 01.05.2020 до  28.01.2021 (даты регистрации права оперативного управления ФГКУ «Крымское ТУИО»  На квартиру № 83, расположенную по адресу: <...>). Министерство обороны Российской Федерации, являясь  собственником недвижимого имущества Вооруженных Сил, принимая решение о  создании ФГКУ «Крымское ТУИО», закрепляя за Учреждением недвижимое имущество  Вооруженных Сил на праве оперативного управления, не возлагало на Учреждение  обязанности по несению бремени содержания указанного имущества, оплаты  коммунальных и иных платежей. Указанное находит свое подтверждение в пункте 37  Устава территориального управления, утвержденного приказом директора Департамента  военного имущества Минобороны России от 29.12.2020 № 3133. В свою очередь  Минобороны России несет субсидиарную ответственность по обязательствам ФГКУ  «Крымское ТУИО», которое является территориальным подразделением Департамента  военного имущества Минобороны России, во владении которого находится спорное  помещение. В дополнительных пояснениях апеллянт указывает, что не является  надлежащим ответчиком. Согласно ответу филиала «Крымский» ФГАУ  «Росжилкомплекс» от 10.10.2022 № 194/175/ФК/13709 в квартиру № 83, расположенную  по адресу: <...>, на основании  ордера 07.05.2005 была вселена ФИО2. Согласно акту о фактическом  проживании граждан в жилом помещении от 28.01.2022, составленном комиссией с  участием заведующей общежитием ФИО3, в указанном жилом помещении  фактически проживает наниматель Андрей А.Н. и члены его семьи, а жилое помещение  имеет статус: «Заселено». По общему правилу при передаче квартир, находящихся в  собственности государства, гражданам по договору социального найма обязанность по  оплате коммунальных услуг лежит на нанимателе. 

Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2023  апелляционная жалоба принята к производству. 

В отзыве на апелляционную жалобу ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» возразило  против её удовлетворения, указало, что согласно приказу Департамента военного  имущества Министерства обороны Российской Федерации от 18.03.2020 № 295, а также  приказу ДИО МО РФ от 07.06.2021 № 07.06.2021 и акту приема-передачи федерального  имущества в оперативное управление от 07.06.2021 спорное помещение в г. Феодосия,  закреплено в оперативном управлении ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны 




Российской Федерации. Таким образом, право оперативного управления ФГАУ  «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации наступило с  07.06.2021. За период с 07.06.2021 по 31.08.2022 по спорной квартире были заявлены  исковые требования ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской  Федерации в деле № А40-259376/2022 в Арбитражном суде г. Москвы. А за период с  01.05.2020 по 06.06.2021 оплачивать коммунальный ресурс обязано ФГКУ «Крымское  ТУИО». 

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания  надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации о  судебном заседании на сайте http://kad.arbitr.ru/, в судебное заседание 18.01.2024  представителей не направили. 

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в  отсутствие представителей лиц, участвующих в деле. 

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены  арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями главы 34  АПК РФ

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие  обстоятельства, имеющие значение для дела. 

ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в отопительный период 2020-2021 годов  осуществляло теплоснабжение служебного жилого помещения Министерства обороны  Российской Федерации, расположенного по адресу: <...>. 

Полагая, что жилое помещение было закреплено на праве оперативного  управления за ФГКУ «Крымское ТУИО», ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» выставило  ему счет на оплату от 12.09.2022 на сумму 19803,96 руб., который не оплачен. 

Претензия ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» от 12.09.2022 № 1679 об оплате  образовавшейся задолженности за услуги теплоснабжения оставлена ФГКУ «Крымское  ТУИО» без исполнения, что послужило основанием для обращения ГУП РК  «Крымтеплокоммунэнерго» с настоящим иском. 

Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из  того, что в период с 01.05.2020 по 06.06.2021 жилое помещение, расположенное по  адресу: <...>, находилось в оперативном  управлении ФГКУ «Крымское ТУИО», следовательно, оно как ограниченного вещного  права на жилое помещение, обязано нести бремя его содержания. 

Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела, заслушав  пояснения истца, проверив доводы апеллянта, возражения на нее, Двадцать первый  арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам. 

Согласно части 1.1 статьи 12.1 Закона № 6-ФКЗ до 1 января 2025 года на  территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности  регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а  также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной  регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены  нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами 




города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового  регулирования в соответствующей сфере. 

Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя,  Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях  соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до  окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного  правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики  Крым. 

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38- ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на  территории Республики Крым» безвозмездная передача имущества, находящегося в  собственности Республики Крым, в федеральную собственность осуществляется в  порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом № 122-ФЗ, с учетом  установленных настоящей статьей особенностей. 

Постановлением Совета министров Республики Крым от 11.11.2014 № 438  утвержден Порядок отчуждения имущества, находящегося в государственной  собственности Республики Крым, согласно которому передача в федеральную  собственность имущества Республики Крым, необходимого для обеспечения  стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности  государства, имеет исключения. 

В частности, с принятием решения о безвозмездной передаче недвижимого  имущества переданное недвижимое имущество приобретает статус военного  недвижимого имущества в понимании Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об  обороне». 

Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 14.04.2015 № 336-р/6дсп из  государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность передано  недвижимое имущество, используемое для обеспечения деятельности Вооруженных Сил  Российской Федерации. 

Согласно пункту 3 распоряжения Совета министров Республики Крым от  14.04.2015 № 336-р/6 дсп «О передаче имущества из государственной собственности  Республики Крым в федеральную собственность» (с изменениями и дополнениями) право  собственности Российской Федерации на имущество, указанное в пункте 1 настоящего  распоряжения возникает с даты, утверждения акта приема-передачи. 

Таким образом, вопреки правилу, закрепленному в пункте 2 статьи  8.1 ГК РФ, согласно которому права на имущество, подлежащие государственной  регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения  соответствующей записи в государственный реестр, право собственности Российской  Федерации с учетом части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ, пункта 3  распоряжения Совета министров Республики Крым от 14.04.2015 № 336-р/6дсп возникает  с даты утверждения акта приема-передачи. 

Согласно пункту 3 статьи 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в  статье 125 настоящего Кодекса. 

В силу пункта 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять  имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде  органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами,  определяющими статус этих органов. 

Согласно пунктам 1, 2 постановления Правительства Российской Федерации от  29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» 




Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным  имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве  хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками,  находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом  подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и  государственных учреждений. 

Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом  Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны  Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации, контроль за управлением, распоряжением,  использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной  собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных  Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в  установленном порядке иным лицам. 

В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны  Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от  16.08.2004 № 1082, Министерство осуществляет в пределах своей компетенции  правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами. 

Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации не зависимо от  государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество,  переданное в федеральную собственность на основании части 11 статьи 154 Федерального  закона № 122-ФЗ, пункта 3 распоряжения Совета министров Республики Крым от  14.04.2015 № 336-р/6дсп, в силу пункта 1 статьи 125 ГК РФ и вышеизложенных правовых  норм от имени Российской Федерации осуществляет права собственника имущества,  закрепленного за Вооруженными Силами. 

Согласно представленному ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны  Российской Федерации ордеру на жилое помещение от 07.05.2005 № 2321 жилое  помещение по адресу: <...>, было решением исполкома от 22.04.2005 № 462 предоставлено ФИО1 и членам его семьи (ФИО2 - жена; ФИО4 - сын; ФИО5 - сын) (т.1, л.д. 82, 86). 

Согласно справкам от 22.06.2023 № 48/23587 и от 31.07.2023 № 48/29560, по  имеющимся сведениям Управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым,  Андрей А.Н. и члены его семьи паспортами граждан Российской Федерации не  документировались и зарегистрированными по спорному адресу не значатся. По  архивным сведениям отдела - адресно-справочной работы УВМ МВД по Республике  Крым Андрей А.Н. и его жена Андрей Т.Ю. документированы паспортами граждан  Украины (т.1, л.д. 141, 146, 155). 

Исходя из составленного ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны  Российской Федерации акта от 28.09.2023 в жилом помещении по адресу: <...>, длительное время  (предположительно с марта 2014 года) никто не проживает. Данный факт подтвержден  соседями, а также визуальным осмотром состояния входной двери в квартиру и почтового  ящика (т.1, л.д. 171, 173-175). 

При этом в ходатайстве от 03.02.2023 № 194/175/ФК/1863 ФГАУ  «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации указывает на то, что  жилое помещение по адресу: <...>, является объектом жилищного фонда Минобороны России. 




В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)  бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом  или договором, несет собственник. 

На основании положений частей 2, 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской  Федерации (далее - ЖК РФ), обязанность по внесению платы за жилое помещение и  коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма  жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента  заключения такого договора, а у собственника жилого помещения – с момента  возникновения права собственности на жилое помещение. 

До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных  фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и  коммунальные услуги несут, соответственно, органы государственной власти и органы  местного самоуправления или управомоченные ими лица. 

Соответственно, обязанность по оплате поставки тепловой энергии лежит на  собственнике жилого помещения или ином субъекте вещного права (аналогичная позиция  изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 

 № 2(2015) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015) (вопрос № 5).

Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 № 61-ФЗ «Об  обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских  формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на  правах хозяйственного ведения или оперативного управления. 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О  некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» (далее – Постановление  1053) и подпунктом 71 пункта 7 Положения о Минобороны федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении  недвижимого имущества, находящегося у Вооруженных сил Российской Федерации,  является Минобороны, которое закрепляет находящееся в федеральной собственности  имущество Вооруженных сил Российской Федерации на праве оперативного управления  или хозяйственного ведения за подведомственными ему федеральными учреждениями и  федеральными государственными унитарными предприятиями. 

В соответствии с нормами статей 294, 296 ГК РФ имущество, находящееся в  государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и  учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим  Кодексом. 

Согласно пункту 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право  оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято  решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого  предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено  законом и иными правовыми актами или решением собственника. 

Так, в силу пункта 1 статьи 131 ГК РФ вещные права на недвижимые вещи,  ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат  государственной регистрации в едином государственном реестре органами,  осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. 

В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ   № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при  разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»  разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения  и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся  собственниками, данные права на недвижимое имущество возникают с момента их  государственной регистрации. 

ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» просит взыскать с апеллянта долг за 




отопление квартиры № 83, расположенной по адресу: <...>, в период с 01.05.2020 по 06.06.2021. 

Однако право оперативного управления ФГКУ «Крымское ТУИО» на квартиру   № 83, расположенную по адресу: <...>, площадью 72,3 кв. м, кадастровый номер 90:24:010110:5738,  зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости только 28.01.2021. 

Согласно приказу директора Департамента военного имущества Министерства  обороны России от 07.06.2021 № 1718 прекращено право оперативного управления ФГКУ  «Крымское ТУИО» на недвижимое имущество, в том числе, жилое помещение,  расположенное по адресу: <...>; указанное  жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГУ «Центральное  управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны  Российской Федерации (т.1, л.д. 43-44). 

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы по делу   № А40-259376/2022 с ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской  Федерации в пользу ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» взыскана задолженность по  отоплению указанной квартиры за период с 07.06.2021 по 31.08.2022. 

С учетом изложенного, с ФГКУ «Крымское ТУИО» в пользу ГУП РК  «Крымтеплокоммунэнерго» может быть взыскана задолженность только за период с  28.01.2021 по 06.06.2021. 

Надлежащим ответчиком по требованию о взыскании долга за период с 01.05.2020  по 27.01.2021 является Министерство обороны Российской Федерации. 

Вместе с тем ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» письменно возразило против  привлечения Министерства обороны Российской Федерации в качестве соответчика (т.1,  л.д. 115), ссылаясь на правовую позицию Арбитражного суда Центрального округа по  делу № А84-6296/2021. 

Вместе с тем обстоятельства настоящего дела не являются сходными с  обстоятельствами дела № А84-6296/2021. В настоящем деле право оперативного  управления ответчика на спорное имущество возникло с момента его государственной  регистрации 28.01.2021, а начало периода взыскания истцом долга 01.05.2020. 

В силу части 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений  государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке  расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут, соответственно,  органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные  ими лица. 

Довод ФГКУ «Крымское ТУИО» о том, что в период с 07.05.2005 спорная квартира  была заселена Андрей А.Н. и членами его семьи опровергается представленными в  материалы дела доказательствами. 

Согласно справкам от 22.06.2023 № 48/23587 и от 31.07.2023 № 48/29560, по  имеющимся сведениям Управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым,  Андрей А.Н. и члены его семьи паспортами граждан Российской Федерации не  документировались и зарегистрированными по спорному адресу не значатся. 

По архивным сведениям отдела - адресно-справочной работы УВМ МВД по  Республике Крым Андрей А.Н. и его жена Андрей Т.Ю. документированы паспортами  граждан Украины. 

Исходя из составленного ФГАУ «Росжилкомплекс» акта от 28.09.2023 в жилом  помещении по адресу: <...>, предположительно с марта 2014 года никто не проживает. Данный факт подтвержден  соседями, а также визуальным осмотром состояния входной двери в квартиру и почтового  ящика. 

В связи с вышеуказанным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу 




о недоказанности ответчиком факта заселения по договору найма гражданином Украины  Андрей А.Н. жилого помещения жилищного фонда Министерства обороны РФ по адресу:  <...>, и как следствие –  возникновения у последнего в порядке статьи 153 ЖК РФ обязанности по внесению платы  за данное жилое помещение и коммунальные услуги. 

На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О  теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ) потребители тепловой энергии приобретают  тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по  договору теплоснабжения. 

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 информационного Письма  Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных  с заключением, изменением и расторжением договоров» в тех случаях, когда потребитель  пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной  стороной, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование  потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3  статьи 438 ГК РФ акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей  услуги (выполняющей работы). 

Кроме того, из информационного письма Президиума Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации от 17.02.1998 № 30 следует, что отсутствие письменного  договора с организацией, индивидуальным предпринимателем, чьи теплопотребляющие  установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает  потребителя от обязанности своевременно произвести оплату фактически принятой  энергии. 

На основании изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о наличии между  истцом и обладателем права собственности или иного вещного права на жилое помещение  по адресу: <...>,  договорных отношений теплоснабжения. 

Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически  принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если  иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. 

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или  соглашением сторон (пункт 2 статьи 544 ГК РФ). 

Согласно абзацу второму пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг  собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов,  утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от  06.05.2011 (далее – Правила № 354) (в редакции, действовавшей в спорный период)  потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа  управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с  пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил. 

Таким образом, коммунальную услугу по отоплению потребитель оплачивает  теплоснабжающей организации самостоятельно. 

Определением от 14.12.2023 суд апелляционной инстанции просил истца  представить справочный расчет задолженности и пени за период с 28.01.2021 по  06.06.2021. 

Во исполнение определения суда от 14.12.2023 ГУП РК  «Крымтеплокоммунэнерго» представило справочный расчет задолженности и пени за  период с 28.01.2024 по 06.06.2021 в соответствии с Правилами № 354, согласно которому  сумма долга за период с 28.01.2024 по 06.06.2021 составляет 6494,85 руб. 

Расчет долга проверен судом апелляционной инстанции и признан верным.
Ответчик указанный расчет не оспорил, контррасчет не представил.




ФГКУ «Крымское ТУИО» обязательство по оплате коммунальной услуги по  отоплению указанной в иске квартиры в период с 28.01.2021 по 06.06.2021 в размере  6494,85 руб. не исполнило. 

Учитывая изложенное, исковое требование ГУП РК «Крымтеплоэнерго» о  взыскании с ФГКУ «Крымское ТУИО» задолженности в размере 6494,85 руб. является  обоснованным и правомерно удовлетворено судом первой инстанции. 

Исковое требование о взыскании с ФГКУ «Крымское ТУИО» задолженности за  период с 01.05.2020 по 27.01.2021 в размере 13309,11 руб. удовлетворению не подлежит. 

Истец заявил требование о взыскании неустойки за просрочку оплаты суммы долга  в размере 4330,98 руб. за период с 01.01.2021 по 31.03.2022. 

Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может  обеспечиваться, в том числе, неустойкой. 

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором  денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или  ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.  По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему  убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ). 

В соответствии с пунктом 9.4 статьи 15 Закона № 190-ФЗ собственники и иные  законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае  несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии, потребляемой ими при  получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных  жилищным законодательством. 

Согласно части 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью  внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору  пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка  Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в  срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за  днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты,  произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного  срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления  установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена.  Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока  оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой  ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на  день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.  Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается. 

Согласно ответу на вопрос № 3, данный в Обзоре судебной практики Верховного  Суда Российской Федерации № 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда  Российской Федерации 19.10.2016, разъяснено, что при взыскании неустойки за  просрочку оплаты энергетических ресурсов (воды, водоотведения, электричества, газа,  тепловой энергии) в судебном порядке подлежит применению процентная ставка,  действующая на момент вынесения решения, если задолженность не была погашена. В  случае уплаты основного долга в добровольном порядке процентная ставка определяется  на день платежа. 

Согласно абз. 2 п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от  26.03.2022 № 474 «О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в  2022 году» (в редакции, действовавшей на дату вынесения судебного акта судом первой  инстанции) до 01 января 2024 года начисление и уплата пени в случае неполного и (или)  несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов  на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской  Федерации, а также начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени) за 




несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и  индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых  на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о  газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и  водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в  порядке, предусмотренном указанным законодательством Российской Федерации, исходя  из ключевой ставки Банка России, действовавшей по состоянию на 27.02.2022, то есть в  размере 9,5% и ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации,  действующая на день фактической оплаты. 

За просрочку оплаты суммы долга за период с 28.01.2021 по 06.06.2021 в размере  6494,85 руб., суд апелляционной инстанции признал обоснованным представленный  истцом в материалы дела 10.01.2024 справочный расчет пени за период с 11.03.2021 по  31.03.2022 в размере 1154,90 руб., поскольку в иске при рассмотрении дела по существу  период начисления пени истцом определен конкретными датами с 01.01.2021 по  31.03.2022 (т. 1, л.д. 115-118). В соответствии с частью 1 статьи 49, частью 3 статьи 266  АПК РФ в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила об  изменении предмета или основания иска, установленные настоящим Кодексом только для  рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. 

Расчёт пени по задолженности, возникшей в январе 2021 года

Период просрочки

Задолженность с по дней Ставка Доля ставки Формула Пеня 

30

0

193,59 × 30 × 0 × 9.5%

0,00 р.

60

1/300

3,68 р.

296

1/130

41,88 р.

Итого:

45,56 р.

Расчёт пени по задолженности, возникшей в феврале 2021 года

Период просрочки

Задолженность с по дней Ставка Доля ставки Формула Пеня 

30

0

1 500,30 × 30 × 0 × 9.5%

0,00 р.

60

1/300

28,51 р.

263

1/130

Итого:

Расчёт пени по задолженности, возникшей в марте 2021 года

Период просрочки

Задолженность с по дней Ставка Доля ставки Формула Пеня 

30

0

1 500,30 × 30 × 0 × 9.5%

0,00 р.

60

1/300

28,51 р.

235

1/130

Итого:

Расчёт пени по задолженности, возникшей в апреле 2021 года

Задолженность

Период просрочки

Ставка 

Доля ставки 

Формула

Пеня




с по дней

30

0

1 500,30 × 30 × 0 × 9.5%

0,00 р.

60

1/300

28,51 р.

204

1/130

Итого:

Расчёт пени по задолженности, возникшей в мае 2021 года

Период просрочки

Задолженность с по дней Ставка Доля ставки Формула Пеня 

30

0

1 500,30 × 30 × 0 × 9.5%

0,00 р.

60

1/300

28,51 р.

172

1/130

Итого:

Расчёт пени по задолженности, возникшей в июне 2021 года

Период просрочки

Задолженность с по дней Ставка Доля ставки Формула Пеня 

30

0

300,06 × 30 × 0 × 9.5%

0,00 р.

60

1/300

5,70 р.

143

1/130

31,36 р.

Итого:

37,06 р.

Сумма основного долга: 6494,85 руб.

Сумма пени по всем задолженностям: 1154,90 руб.

При таких обстоятельствах, требование истца о взыскании с ответчика пени за 

ненадлежащее исполнение обязательств по оплате потребленной тепловой энергии  подлежит удовлетворению в размере 1154,90 руб. 

Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 9608/11 оспаривая  расчет стороны, другая сторона должна дать собственный контррасчет с обоснованием  иного подхода. Ответчиком контррасчет взыскиваемых сумм не представлен. 

Таким образом, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в  материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, пришел к выводу, что  удовлетворению подлежат требования ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» о взыскании с  ФГУК «Крымское ТУИО» Минобороны России денежных средств в общем размере  7649,75 руб., из которых: задолженность в размере 6494,85 руб., неустойка в размере  1154,90 руб., а также судебные расходы в связи с рассмотрением иска в размере  2000,00 руб. 

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит  изменению на основании пункта 4 части 1, пункта 1 части 2 статьи 270 АПК РФ

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270  АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной  инстанции не установлено. 

В связи с изменением решения суда первой инстанции в соответствии с абзацем 2  части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле,  пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. 

В силу подпункта 1 пункта 1 ст.атьи 333.21 НК РФ по делам, рассматриваемым  арбитражным судом, при подаче искового заявления имущественного характера, 




подлежащего оценке, при цене иска до 100000 рублей, государственная пошлина  уплачивается в размере: 4 процента цены иска, но не менее 2000 рублей. 

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы  по уплате государственной пошлины по иску в размере 2000,00 руб. 

Согласно пункту 14 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О  применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в  арбитражных судах» если апелляционная, кассационная жалоба, заявление о пересмотре  судебного акта в порядке надзора были поданы освобожденным от уплаты  государственной пошлины ответчиком по делу, государственная пошлина за подачу  соответствующего обращения не может быть взыскана с истца, против которого принято  постановление суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, так как истец не  подавал апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в  порядке надзора и не является ответчиком по делу. Таким образом, в этих случаях  государственная пошлина не взыскивается. 

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 16.10.2023 по делу
 № А84-9533/2022 изменить, принять по делу новый судебный акт.

Исковые требования государственного унитарного предприятия Республики Крым  «Крымтеплокоммунэнерго» удовлетворить частично. 

Взыскать с федерального государственного казенного учреждения «Крымское  территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России  (ОГРН <***>, ИНН <***>, 299003, <...>) в пользу государственного унитарного предприятия  Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» (ОГРН <***>, ИНН <***>,  295026, <...>) денежные  средства в общем размере 9880,52 руб., из которых: задолженность в размере  6494,85 руб., неустойка в размере 3385,67 руб., а также судебные расходы в связи с  рассмотрением иска в размере 2000,00 руб. 

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть  обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух  месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий Е.А. Баукина 

Судьи С.А. Рыбина 

 О.И. Мунтян