ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
11 марта 2019 года | Дело № А83-1961/2018 | |
город Севастополь |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 марта 2019 года
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2019 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи | ФИО1, | ||
судей | ФИО2, | ||
ФИО3, | |||
при ведении протокола судебного заседания секретарем Замятиной М.О.,
при участии в судебном заседании:
от Министерства сельского хозяйства Республики Крым – ФИО4, по доверенности от 26.12.2018 № 140;
в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания представителей Администрации Мирновского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.11.2018 по делу №А83-1961/2018 (ФИО5) по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Республики Крым к Администрации Мирновского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым о взыскании ущерба,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство сельского хозяйства Республики Крым (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к Администрации Мирновского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым (далее – Администрация) с исковым заявлением о возмещении ущерба, причиненного невыполнением условий достижения показателей результативности использования субсидии, в размере 12 004,15 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 20.11.2018 в удовлетворении исковых требований Министерству сельского хозяйства Республики Крым отказано в связи с отсутствием вины муниципального образования в привлечении субъекта Российской Федерации к ответственности в виде штрафа, поскольку в спорный период редакция Постановления Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ от 30.09.2014 № 999) предусматривала только ответственность субъектов Российской Федерации за недостижение целевых индикаторов и показателей результативности использования субсидии.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 20.11.2018 и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неправомерный отказ суда в возмещении ущерба, причинённого в связи с невыполнением мероприятий по реализации реконструкции системы газоснабжения <...> Джанкойский р-н АР Крым, газификация жилых домов усадебной застройки 0,74 км вместо согласованных 0,9 км.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства сельского хозяйства Республики Крым поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, удовлетворить требования в полном объеме.
В судебное заседание апелляционной инстанции Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте его проведения согласно положениям статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), явку представителя не обеспечила.
В соответствии со статьями 266, 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу Министерства в отсутствие представителя администрации, в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Заслушав пояснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (Министерство сельского хозяйства РФ) и Советом министров Республики Крым (далее – Органом исполнительной власти) 28.03.2016 заключено соглашение №100/10-с, предметом которого стало предоставление субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Республики Крым по реализации мероприятий программы: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в том числе развитие газификации, водоснабжения в сельской местности; грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности (п. 1.1).
В силу пункта 1.2 Соглашения Министерство сельского хозяйства РФ в соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете и лимитами бюджетных обязательств, утвержденными Министерству сельского хозяйства РФ, направляет Республике Крым денежные средства, выделяемые из федерального бюджета по коду главы 082, по разделам, подразделам функциональной классификации расходов бюджета Российской Федерации, на софинансирование мероприятий программы в форме субсидий, предусмотренных на реализацию программы, по направлениям и в размерах, предусмотренных соглашением.
В соответствии с пунктами 2.1.5 и 2.1.7 Соглашения Министерство сельского хозяйства РФ осуществляет контроль за соблюдением Органом исполнительной власти условий предоставления субсидий и выполнением обязательств, предусмотренных Соглашением; обеспечивает соответствие значений показателей результативности использования субсидии, установленных Приложением № 1 к Соглашению, значениям целевых индикаторов и показателей Программы.
В силу пункта 2.2.5 Орган исполнительной власти обязуется обеспечить достижение показателей результативности использования субсидий, установленных Приложением № 1 к Соглашению. В случае если Республикой Крым по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии не достигнуты установленные Соглашением показатели результативности использования субсидий, указанные в Приложении № 1 к Соглашению, и до дня представления отчета о достижении показателей результативности использования субсидии по форме согласно Приложению № 4 к Приказу, и в соответствии с Соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, эти нарушения не устранены, объем средств подлежит возврату из бюджета Республики Крым в федеральный бюджет в срок до 01 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, и рассчитывается в соответствии с пунктами 16-18 Правил формирования предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 № 999.
В пунктах 2.2.6 – 2.2.8 согласованы условия использования Республикой Крым субсидий на софинансирование муниципальных программ посредством заключения соответствующих соглашений с органами местного самоуправления.
Согласно пункту 3.1 Соглашения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Соглашения.
В соответствии с протоколом от 05.05.2016 №1/2016 заседания комиссии Мирновского сельского поселения Джанкойского района по проведению отбора заявочной документации на предоставление субсидий муниципальным образованиям на софинансирование расходных обязательств для реализации мероприятия по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности Республики Крым, комиссия решила утвердить результаты отбора объектов, раположенных на территории муниципальных образований, на соответствие всем критериям, для предоставления субсидии по развитию газификации в сельской местности Мирновское сельское поселение Джанкойского района с проектом: «Реконструкции системы газоснабжения с. Днепровка, ул. Невтяников Джанкойский р-н АР Крым, газификация жилых домов усадебной застройки (по проектной документации мощность объекта составляет 0,9 км); как соответствующее всем критериям отбора. Комиссией утвержден реестр объектов социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности Республики Крым на 2016 год, куда включено Мирновское сельское поселение Джанкойского поселения Республики Крым с указанными выше объектами, срок строительства – 2016 год, общая мощность объектов по проектной документации – 0,9 км, планируемая мощность ввода объектов в эксплуатацию – 0,9 км; общая сметная стоимость 1 147,29 тыс. руб., общий объем финансирования из федерального бюджета – 872 тыс. руб. (т.1, л. 130-131)
На основании указанного Протокола, Министерством и Администрацией 29.06.2016 было заключено соглашение № 3 о порядке и условиях предоставления субсидии бюджету муниципального образования на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, расположенных в сельской местности и на грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности на 2016 год; о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий подпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 годы, утверждённой Постановлением Совета Министров Республики Крым от 29.10.2014 №423, в соответствии с которым Ответчику перечислена сумма – 917,89 тыс. руб. из средств федерального бюджета (заявки на кассовый расход от 10.11.2016 №1998, от 26.12.2016 №1998/2).
Согласно Дополнительному соглашению №3 от 21.12.2016 размер субсидии был уменьшен на 10,5 % и сумма субсидии составила 835,77 тыс. руб. (за счет средств федерального бюджета - 789,88 тыс. руб.; за счет средств бюджета Республики Крым – 45,89 тыс. руб.)
Из данных средств ответчиком освоено 799,007 тыс. руб. Остаток средств в сумме 36 762, 22руб. возвращён в федеральный бюджет (заявка на возврат от 26.01.2017 № 2 (т. 1, л. 81.).
В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения предметом соглашения является предоставление субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципального образования, на реализацию мероприятий по комплексному обустройству населенных пунктов объектами социальной и инженерной инфраструктуры, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, расположенных в сельской местности и грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.
Дополнительным соглашением № 1 от 09.08.2016 в пункт 1.1 Соглашения внесены изменения, указанный пункт изложен в следующей редакции: предметом соглашения является предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений муниципального образования, на реализацию мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2017 годы, утвержденной Постановлением Совета министров Республики Крым от 29.10.2014 № 423: комплексное обустройство населенных пунктов объектами социальной и инженерной инфраструктуры, в том числе развитие газификации, водоснабжения в сельской местности (КВР 522).
В силу пункта 1.2 Соглашения Министерство в соответствии с Законом Республики Крым от 29.12.2015 № 192-ЗРК/2015 «О бюджете Республики Крым на 2016 год» направляет денежные средства на софинансирование мероприятий Программ в форме субсидий, предусмотренные на реализацию Программ по направлениям и в объемах, предусмотренных в приложении №1 к Соглашению.
Согласно пункту 1.3 Соглашения муниципальное образование использует субсидии, указанные в пункте 1.2 Соглашения, в пределах годовых объемов субсидий, в порядке и на условиях, установленных в соответствии с порядками на реализацию мероприятий и программ.
Пунктом 2.2.3 Соглашения предусмотрено, что муниципальное образование обязуется обеспечить достижение целевых индикаторов и показателей результативности предоставления субсидий, установленных приложением 1 к Соглашению.
В силу пункта 3.3 Соглашения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Соглашения.
Целевой индикатор рассчитывался на основании проектной документации, изготовленной в 2015 году (реквизиты положительного заключения экспертизы проектной документации: № 91-1-5-0464-15 от 06.10.2015) в соответствии с законодательством Украины, и составил 0,963 км. Исходя из протокола заседания комиссии по проведению отбора заявочной документации объектов на предоставлении субсидии муниципальным образованиям на софинансирование расходных обязательств для реализации мероприятий по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности Республики Крым от 05.05.2016 №1/2016, комиссия приняла пакет документов ответчика без замечаний и включила в реестр объектов с учетом критериев и условий участия, а также значением целевого индикатора 0,9 км.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, в соответствии с которыми подключение к подземному газопроводу низкого давления и строительство газопровода, обеспечивающего поставку газа от центральной линии газопровода низкого давления до границ частного домовладения, осуществляется по договору между физическим лицом и организацией, обеспечивающей поставку газа населению и эксплуатирующей данные сети.
Поскольку проектная документация включала участки до границ частных домовладении, что не предусмотрено российский законодательствам, часть участков газопровода потребовалось исключить из проектно-сметной документации.
Таким образом, после приведения проектно-сметной документации в соответствие с законодательством Российской Федерации, согласно показателям проекта по объекту капитального строительства «Реконструкция системы газоснабжения <...> РК. Газификация жилых домов усадебной застройки», протяженность газопровода низкого давления составляла 0,742 км.
Изложенное привело к соответствующему изменению (уменьшению) целевого индикатора, что не отрицается истцом.
Поскольку ответчик не обеспечил достижения согласованного значения показателя результативности использования субсидии, это послужило основанием для взыскания Министерством сельского хозяйства Российской Федерации с бюджета Республики Крым суммы штрафа, начисленного на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации», размер которого в части нарушения Администрацией Мирновского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым составил 12 004,15 руб. (по расчету Министерства сельского хозяйства Республики Крым).
Министерство сельского хозяйства Республики Крым исполнило требование Министерства сельского хозяйства Российской Федерации о возврате средств из регионального бюджета Республики Крым в доход федерального бюджета в связи с недостижением значений показателей результативности использования субсидий, после чего Министерство направило в адрес Администрации требование от 08.11.2017 № 09/1778 о возмещении ущерба, причиненного Республике Крым недостижением согласованного значения показателя результативности использования субсидии, рассчитав сумму ущерба в размере 12 004,15 руб., по собственной методике указанной в расчёте (т.1, л.77).
В связи с неисполнением Администрацией указанного требования в добровольном порядке, Министерство обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
В качестве основания иска Министерство указывает на не обеспечение Администрацией достижения согласованного значения показателя результативности использования денежных средств, что стало причиной взыскания штрафа Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основании Постановления Правительства РФ от 30.09.2014 № 999, следовательно, бюджету Республики Крым в лице Министерства причинен материальный ущерб, подлежащий возмещению на основании статей 15, 1064 ГК РФ за счет муниципального бюджета Мирновского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым, главным распорядителем которого является Администрация.
Пунктом 2 статьи 15 ГК РФ предусмотрено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Исходя из указанных норм права, для наступления гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков необходима совокупность следующих условий: противоправность действий причинителя вреда, наличие убытков (вреда), причинно-следственная связь между противоправными действиями и убытками (вредом), вина причинителя вреда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к бюджетным правоотношениям, в частности, относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе контроля за использованием средств федерального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Следовательно, правоотношения по предоставлению субсидий, расходованию и контролю за расходованием субсидий относятся к бюджетным, а не гражданским правоотношениям, а значит, по общему правилу к таким правоотношениям нормы гражданского законодательства не применяются.
Пунктом 3 статьи 132 БК РФ предусмотрено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
В соответствии с частью 1 статьи 130 БК РФ правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе, в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно статье 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств, помимо прочего, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных названным Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В силу статьи 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Положения статьи 306.8 БК РФ предусматривают применение бюджетных мер ответственности не только за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, но и за нарушения условий их расходования.
В соответствии с Постановлением от 30.09.2014 № 999 в 2016 году возврат средств из бюджетов субъектов Российской Федерации в федеральный бюджет в случаях, предусмотренных пунктами 16 и 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных настоящим постановлением, осуществляется в порядке, предусмотренном указанными Правилами, если иной порядок не установлен Правительством Российской Федерации.
Пунктами 16 - 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением от 30.09.2014 № 999, закреплены положения о возврате субъектами Российской Федерации в федеральный бюджет средств субсидий в случае нарушения ими обязательств по достижению значений показателей результативности использования субсидии в отчетном финансовом году, а также за несоблюдение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) или приобретению объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества (далее – обязательства, график строительства).
Такое же условие о возврате Республикой Крым в федеральный бюджет средств субсидии, в случае нарушения ими обязательств по достижению значений показателей результативности использования субсидии в отчетном финансовом году, согласовано в пункте 2.2.5 Соглашения от 28.03.2016 № 100/10-с.
Таким образом, Министерство возвратило в федеральный бюджет по платежному поручению от 30.05.2017 № 230909 денежные средства в сумме 725 528, 88 руб. на основании пункта 2.2.5 Соглашения от 28.03.2016 № 100/10-с за допущенное им самим нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Суд первой инстанции верно указал, что применение мер ответственности к муниципальным образованиям за недостижение показателей результативности использования субсидии, как одно из условий предоставления субсидии при наличии заключенного соглашения регламентируется пунктом (1) Правил в редакции Постановления Правительства РФ от 11.12.2017 № 1519. Положения данного пункта распространяется только на соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключенным после вступления в силу Постановления № 1519, либо при первом внесении изменений в ранее заключенные соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации.
Ответчиком приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства, предусмотренного Соглашением № 1; задача по газификации <...> Республики Крым была выполнена в полном объеме.
Бюджетным законодательством Российской Федерации применительно к спорному правоотношению не установлено право заявления регрессного требования субъекта Российской Федерации (как получателя субсидии из федерального бюджета) к муниципальному образованию, которому распределена полученная субсидия в порядке софинансирования (пункты 2.2.6 – 2.2.8 Соглашения от 28.03.2016 № 100/10-с).
Такое условие также отсутствует в соглашении от 29.06.206 № 1 и дополнительных соглашениях к нему, заключенных между сторонами настоящего спора.
С учетом изложенного, основания для взыскания с Администрации в пользу Министерства денежных средств в качестве ущерба, причиненного невыполнением условий достижения показателей результативности использования субсидии, в размере 12 004,15 руб., отсутствуют.
Аналогичная позиция поддержана Арбитражным судом Центрального округа в Постановлении от 24.10.2018 по делу № А83-1962/2018.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.11.2018 по делу № А83-1961/2018 оставить без изменения; апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Крым – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья | ФИО1 | ||
Судьи | ФИО2 | ||
ФИО3 | |||