ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-65/17 от 03.04.2017 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

06 апреля 2017 года

Дело №А83-1587/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2017 года

В полном объёме постановление изготовлено 06 апреля 2017 года

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Евдокимова И.В., судей Омельченко В.А., Приваловой А.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.

при участии:

от Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Черноморнефтегаз»: ФИО1 по доверенности № 31/425 от 30.12.2016,

от Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Крым: ФИО2 по доверенности №11/131 от 11.01.2017,

от Министерства внутренних дел по Республике Крым: ФИО3, по доверенности №171 от 22.12.2016,

от Совета министров Республики Крым: не явился, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки в суд не сообщил,

рассмотрев повторно в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Черноморнефтегаз» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 декабря 2016 года по делу № А83-1587/2016 (судья Колосова А.Г.)

по заявлению   Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Черноморнефтегаз» (пр-кт Кирова, д. 52, г. Симферополь, <...>)

заинтересованные лица:

Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по <...>, г. Симферополь, <...>)

Министерство внутренних дел по <...>, г. Симферополь, <...>)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмет спора, на стороне заявителя:

Совет министров <...>, г. Симферополь, <...>)

о признании действий незаконными и возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Черноморнефтегаз» (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Крым (далее - заинтересованное, Управление), в котором просит:

- признать действия Управления государственной инспекции по безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Крым незаконными;

- обязать подразделения Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Крым зарегистрировать транспортные средства в установленном порядке.

10.05.2016 определением Арбитражного суда Республики Крым привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя - Совет министров Республики Крым.

14.06.2016  определением Арбитражного суда Республики Крым привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено - Министерство внутренних дел по Республике Крым.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12.12.2016 в удовлетворении требований Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Черноморнефтегаз» отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Черноморнефтегаз» обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе заявитель ссылается на необходимость применения к сложившимся спорным правоотношениям требований подпункта а) пункта 1 Постановления Правительства РФ от 05.09.2014 N 897 «Об особенностях регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и выдачи водительских удостоверений на территориях Республики Крым и г. Севастополя», согласно которого регистрационные действия, связанные с заменой регистрационных документов и государственных регистрационных знаков, могут совершаться с выдачей паспортов транспортных средств на основании: регистрационных документов и государственных регистрационных знаков, выданных на транспортные средства, принадлежащие гражданам и юридическим лицам, в соответствии с законодательством Украины до 18 марта 2014 г. Своими действиями Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Крым ограничило установленные законом права предприятия на пользование имуществом, переданным ему в хозяйственное ведение.

22.02.2017 определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству; назначено судебное заседание на 20.03.2017.

20.03.2017 через систему подачи документов «Мой арбитр» от Министерства внутренних дел по Республике Крым поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором с требованиями апеллянта не согласен, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

20.03.2017 определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда рассмотрение апелляционной жалобы Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Черноморнефтегаз» отложено на 03.04.2017.

В судебном заседании 03.04.2017 представитель Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Черноморнефтегаз» поддержал апелляционную жалобу, просит ее удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в ней.

В судебном заседании 03.04.2017 представители Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Крым, Министерства внутренних дел по Республике Крым возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили в ее удовлетворении отказать и оставить решение суда первой инстанции без изменений.

В судебное заседание, назначенное на 03.04.2017  Совет министров Республики Крым явку уполномоченных представителей не обеспечил, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки в суд не сообщил.

Дело рассматривается в отсутствие представителя Совета министров Республики Крым, в соответствии с положением статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ, при этом судом апелляционной инстанции не установлены основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для его изменения или отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Крымское республиканское предприятие «Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами» было созданное на основании Распоряжения Совета министров Республики Крым от 17.03.2014 N 167-р.

Пунктом 2 указанного Распоряжения, органом управления Крымским республиканским предприятием "Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами" было определено Министерство топлива и энергетики Республики Крым.

Пунктом 3.2.2 Распоряжения, Министерству топлива и энергетики Республики Крым предписывалось обеспечить осуществление мероприятий по передаче на баланс Крымского республиканского предприятия «Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами» имущества, указанного в пункте 2 Постановления Государственного Совета Республики Крым «О некоторых вопросах энергетической безопасности Республики Крым» от 17.03.14 г. N 1758-6/14, с закреплением данного имущества за предприятием на праве хозяйственного ведения.

Пунктом 2 Постановления Государственного Совета Республики Крым «О некоторых вопросах энергетической безопасности Республики Крым» от 17.03.2014 N 1758-6/14 установлено, что собственностью Республики Крым является движимое и недвижимое имущество Государственного предприятия «Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами» (юридический адрес: 98107, <...>, код ЕГРПОУ 3482347), расположенное на территории Республики Крым, в составе необоротных (в том числе нематериальных) и оборотных активов, находящееся на его балансовом и забалансовом учете.

Данным постановлением Совету Министров Республики Крым дано согласие на создание Крымского республиканского предприятия «Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами» на базе имущества, ранее принадлежащего Государственному предприятию «Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами».

02.04.2014 по Акту приема-передачи имущества, принадлежащего Республике Крым КРП «Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами» приняло от Министерства топлива и энергетики Республики Крым в хозяйственное ведение имущество, принадлежащее Республике Крым, согласно приложениям №1-12, в том числе движимое имущество 25 единиц транспортных средств по перечню.

09.12.2014 приказом Министерства топлива и энергетики Республики Крым №100 «О внесении изменений в учредительные документы Крымского республиканского предприятия «Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами» для приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации» внесены изменения в наименование Крымского республиканского предприятия «Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами» изложив наименование в следующей редакции: Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымский Топливный Альянс».

11.03.2015 распоряжением Совета министров Республики Крым №182-р, реорганизовано Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымский Топливный Альянс" (код ОГРН <***>, местонахождение: 298107, <...>) путем присоединения к Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Черноморнефтегаз" (код ОГРН <***>, местонахождение: 295000, <...>).

Согласно пункту 2 распоряжения, определено Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Черноморнефтегаз» правопреемником Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымский Топливный Альянс»

24 февраля 2016 года ГУП РК «Черномрнефтегаз» обратилось в Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Крым с заявлением о проведении государственной регистрации на транспортные средства, переданные по акту приема-передачи КРП «Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами», впоследствии присоединенного к ГУП РК «Черноморнефтегаз».

Согласно ответу заместителя начальника Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Крым исх. №3/186200485352 от 01.03.2016, по результатам рассмотрения заявления ГУП РК «Черномрнефтегаз» установлено, что пунктом 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» предусмотрено, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям: обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями- изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

В связи с указанным, сотрудники регистрационно-экзаменационных подразделений ГИБДД МВД по Республике Крым, не имеют возможности производить регистрационные операции с принадлежащими Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Черноморнефтегаз» транспортными средствами по перечню, в связи с имеющимся в нормативных документах, регламентирующих деятельность Госавтоинспекции, прямым запретом до получения результатов проверки из отдела МВД РФ по городу Феодосии и снятия информации о розыске транспортных средств из базы данных компьютерного учета (т.1, л. 60-61).

Согласно спискам 25 автотранспортных средств ГУП РК «Черномрнефтегаз», находятся в розыске базы «Интерпол» (т.1, л. 62-64).

24.02.2016 письмом № 25-36 ГУП РК «Черномрнефтегаз» обратилось к начальнику Управления ГИБДД МВД по Республике Крым ФИО4 , в котором указало, что должностные лица ГУП РК «Крымский Топливный Альянс» обращались в правоохранительные органы по вопросу регистрации данных транспортных средств в соответствиями с требованиями законодательства Российской Федерации.

По факту нахождения в розыске 25 единиц транспортных средств ОМВД России по г. Феодосии была проведена проверка, по результатам которой было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 06.02.2015 за отсутствием состава преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ. Просили рассмотреть возможность регистрации 25 единиц транспортных средств в подразделениях ГИБДД МВД по Республике Крым.

23.03.2016 письмом №03/10-2913 ГУП РК «Черномрнефтегаз» обратилось к начальнику Отделения Национального центрального бюро Интерпола МВД по Республике Крым ФИО5, в котором указало, что УГИБДД МВД по Республике Крым отказало в регистрации данных транспбртных средств из-за наличия сведений об их нахождении в розыске «Интерпола» как похищенных (копия ответа от 01.03.2016 № 3/168200485352 прилагается). Однако данные транспортные средства никем не похищались. Ранее эти транспортные средства состояли на учете в подразделениях МРЭО УГАИ МВД Украины в Республике Крым, их собственником являлось Государственное предприятие «Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами», зарегистрированное и осуществляющее свою деятельность на территории Республики Крым. На момент вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации эти транспортные средства находились на территории Республики Крым и были, как указано выше, национализированы. Просили провести проверку по данному факту и принять меры по исключению из базы Международной организации уголовной полиции у казанных транспортных средств.

Согласно ответа 05.07.2016 начальника Отделения Национального центрального бюро Интерпола МВД по Республике Крым ФИО5, запрос о снятии с международного розыска 25 АМТС ГУП РК «Черноморнефтегаз» с копиями свидетельств о регистрации данных транспортных средств направлен в НЦБ Интерпола МВД РФ с целью обращения к правоохранительным органам Украины.

Не согласившись с указанным ответом, ГУП РК «Черноморнефтегаз» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.

Суд апелляционной инстанции не усматривает основания для отмены принятого по делу судебного акта первой инстанции по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

При отсутствии указанной совокупности обстоятельств не подлежат удовлетворению требования о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Согласно части 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

В целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации было принято постановление №938 от 12.08.1994 года «О государственной регистрации автомоторных транспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

В соответствии с п. 2 указанного постановления, регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуется - Государственная инспекция) - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Приказом МВД России от 07.08.2013 №605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомоторных транспортных средств и прицепов к ним (далее – Административный регламент).

В соответствии с пунктом 51 Административного регламента, в подразделениях Госавтоинспекции регистрируются транспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

При регистрации транспортных средств, в том числе на ограниченный срок, выполняются административные процедуры, предусмотренные пунктом 32 Административного регламента (п. 53 Административного регламента).

Пунктом 32 Административного регламента закреплено, что предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием заявления, проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, в том числе с использованием СМЭВ, формирование и направление межведомственного запроса, осмотр транспортного средства, принятие решения о проведении регистрационных действий либо об отказе в проведении регистрационных действий, оформление документов, подлежащих выдаче заявителю, проверка и подписание документов, введение информации в автоматизированные информационные системы, выдача документов и государственных регистрационных знаков, сохранение документов, послуживших основанием для проведения регистрационных действий, прием регистрационных знаков для хранения и (или) утилизации.

Административные процедуры осуществляются в последовательности, определенной блок-схемой предоставления государственной услуги (приложение N 2 к Административному регламенту). В зависимости от особенностей организации деятельности регистрационных подразделений последовательность действий, указанных в блок-схеме, может меняться при условии выполнения всех предусмотренных блок-схемой действий (пункт 33 Административного регламента).

В соответствии с абзацем пятым пункта 24 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним является обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

Судом первой инстанции верно установлено, что в письмах ГУП РК «Черноморнефтегаз» на имя начальника УГИБДД МВД по Республике Крым ФИО4 и начальника отделения национального центрального бюро Интерпола МВД по Республике Крым ФИО5, 25 единиц транспортных средств находятся в розыске базы «Интерпол», как «похищенные» на основании соответствующего заявления, исходящей страной которого является государство Украина.

По данному факту ОМВД России по г. Феодосии была проведена проверка, по результатам которой было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 06.02.2015 за отсутствием состава преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ.

Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд правомерно указал, что наличие отметок в базе данных 25 единиц транспортных средств, как «похищенных» является непреодолимым препятствием для предоставления Государственной инспекцией безопасности дорожного движения услуги по государственной регистрации прав на движимое имущество в силу законодательства, регулирующего права и полномочия органа.

Таким образом, отказ в регистрации транспортных средств, в связи с их нахождением в розыске является правомерным и основан на положениях вышеуказанных нормативных правовых актов.

При рассмотрении дела суд обоснованно не принял во внимание обстоятельства передачи права собственности имущества Республикой Крым итоговому получателю Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Черноморнефтегаз», как достаточное основание для регистрации транспортных средств, при рассмотрении требований о признании незаконными действий и понуждении осуществить определенные действия в порядке главы 24 АПК РФ. Более того, право собственности заявителя сторонами по делу не оспаривается и под сомнение не ставится.

В соответствии с Положением о Межрайонном регистрационно-экзаменационном отделе ГИБДД МВД по Республике Крым, утвержденным приказом МВД по Республике Крым от 11.09.2014 №715, одной из основных задач МРЭО ГИБДД является проведение регистрационных действий с автомоторными транспортными средствами. В структуру МРЭО ГИБДД по Республике Крым входит 8 отделений.

Пунктом 100 Административного регламента предусмотрено, что решения, принятые в ходе исполнения государственной услуги, действия или бездействие должностных лиц подразделений Госавтоинспекции на федеральном, региональном уровнях или регистрационных подразделений могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, либо в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 34 Административного регламента основанием для начала административной процедуры по приему заявления является получение от заявителя заявления и прилагаемых документов, предусмотренных пунктами 15 и 17 Административного регламента

Рекомендуемый образец заявления предусмотрен Приложением №1 к Административному регламенту.

Вывод суда об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих, что ГУП РК «Черноморнефтегаз» обращалось в соответствующее структурное подразделение МРЭО ГИБДД по Республике Крым с заявлением о регистрации транспортных средств, следует признать правомерным.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что ГУП РК «Черноморнефтегаз» обжалует действия Управления государственной инспекции по безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Крым, в обязанности которого предоставление государственной услуги по регистрации транспортных средств не входит.

В апелляционной жалобе заявитель ссылается на необходимость применения к сложившимся спорным правоотношениям требований подпункта а) пункта 1 Постановления Правительства РФ от 05.09.2014 N 897 «Об особенностях регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и выдачи водительских удостоверений на территориях Республики Крым и г. Севастополя», согласно которого регистрационные действия, связанные с заменой регистрационных документов и государственных регистрационных знаков, могут совершаться с выдачей паспортов транспортных средств на основании: регистрационных документов и государственных регистрационных знаков, выданных на транспортные средства, принадлежащие гражданам и юридическим лицам, в соответствии с законодательством Украины до 18 марта 2014 г.

Однако применение вышеуказанных норм к сложившимся правоотношениям невозможно, поскольку в соответствии с пунктом 2 постановления, настоящее постановление действует до 1 января 2015 г.

Кроме того, заявитель в Управление государственной инспекции по безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Крым с заявлением о проведении государственной регистрации транспортных средств обратился 24.02.2016.

Поэтому доводы апелляционной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судом, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права.

Суд апелляционной инстанции полагает, что доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), также не установлено.

Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 декабря 2016 года по делу № А83-1587/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Черноморнефтегаз» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий И.В. Евдокимов

Судьи В.А. Омельченко

А.В. Привалова