ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 8785/06 от 13.11.2007 АС Ростовской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

344007, г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8а

                                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

 г. Ростов-на-Дону                                                              Дело №А53-8785/2006-С1-17

 «14» ноября 2007 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2007 г.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего Пипник Т.Д., судей Парамоновой А.В.,  Филимоновой С.С.

при ведении  протокола судебного заседания помощником судьи Мазур Н.А.

в заседании участвуют:

от истца – начальник отдела Калиберда Т.М., юрисконсульт Скляров А.А.,

от Минфина России и УФК по Ростовской области – главный специалист-эксперт юридического отдела  Дадача О.В.,

от Минфина Ростовской области – главный специалист Дейлидович С.В.

от Минтруда Ростовской области – начальник отдела правовой работы Бцугаевская А.И.,

рассмотрев в заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации (поданной по доверенности руководителем Управления Федерального казначейства по Ростовской области)  на решение от 21.08.07 г.  по делу  №  А53-8785/2006-С1-17 принятое в составе судьи Романцева Г.В. по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к  Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Ростовской области, Министерству труда и социального развития Ростовской области

третье лицо – Управление федерального казначейства по Ростовской области

о взыскании 44614817 рублей 40 копеек задолженности,

установил: Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») обратилось в арбитражный суд Ростовской с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Ростовской области, Министерству труда и социального развития Ростовской области  о взыскании задолженности, возникшей в связи с предоставлением льгот гражданам по оплате проезда на железнодорожном транспорте в связи с реализацией Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в размере 44614817 рублей 40 копеек.

            Решением арбитражного суда с Министерства финансов Российской Федерации  за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО «РЖД» взыскано 38953902 рубля 49 копеек убытков, возникших в результате предоставления льгот  гражданам по оплате проезда на железнодорожном транспорте в связи с реализацией Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за 2003 год. В остальной части иска отказано.

Решение мотивировано тем, что факт предоставления услуг ОАО «РЖД» и размер понесенных убытков, возникших при предоставлении пассажирам права льготного проезда на железнодорожном транспорте, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. В части отказа в иске решение мотивировано тем, что включенная в состав провозной платы сумма налога на добавленную стоимость взысканию в пользу истца не подлежит, поскольку суммы дотаций и субсидий, получаемых из бюджета, этим налогом не облагаются.

Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации в лице руководителя Управления Федерального казначейства по Ростовской области, действующего на основании  доверенности,  обжаловало его по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение по делу, считая, что судом неправильно применены нормы материального права. Заявитель жалобы указывает на то, что требования истца не подтверждаются первичными бухгалтерскими документами. Ответчик считает также, что возмещению подлежит только реальный ущерб, понесенный перевозчиком. Кроме того, заявитель жалобы ссылается на неправомерность взыскания с ответчика государственной пошлины по иску.

Позиция заявителя жалобы поддержана Управлением федерального казначейства по Ростовской области, направившим в процесс того же представителя, что и  Минфин России.

ОАО «РЖД» возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Министерство финансов по Ростовской области и Министерство труда и социального развития Ростовской также считают решение суда законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, апелляционная коллегия считает, что решение суда соответствует обстоятельствам дела и законодательству и не подлежит отмене.

Как видно из материалов дела, в 2004 году ОАО «РЖД» при осуществлении своей основной производственной деятельности во исполнение федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предоставляло гражданам льготы по оплате проезда в железнодорожном транспорте. Предметом иска явилось требование ОАО «РЖД» о возмещении данных расходов.

Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 30 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от 23.10.2003) дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.

Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка от стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида.

В пункте 19 статьи 4 названного Закона к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Порядок). Постановлениями Правительства РФ № 137 от 28.02.2002 г., № 85 от 10.10.2003 г. и № 80 от 14.02.2004 г. действие Порядка продлено на 2002 - 2004 годы.

Данным документом определено, что предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке. Субсидии и субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов.

В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год» Ростовской области выделены субсидии на реализацию Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за исключением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг  в размере 231 934 тысячи рублей. Указанные средства в полном объеме использованы по целевому назначению на реализацию льгот инвалидам, что подтверждается приложением № 3 к Закону Ростовской области от 2.06.2005 N 321-ЗС «Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2004 год».

Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных  ОАО «РЖД» в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у организации убытков.

В соответствии со статьей 2, пунктами 18 и 19 статьи 4, пунктами 14 и 15 статьи 5, статьи 30 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» льгота по оплате проезда в междугороднем железнодорожном транспорте является федеральной льготой инвалидам и должна обеспечиваться за счет средств федерального бюджета.

Если льгота предоставлена за счет организации, занимающейся коммерческой деятельностью и не обязанной отвечать по обязательствам государства, вытекающим из принятых государством законов, то у этой организации возникает право требования о возмещении убытков, регулируемых статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Истец фактически понес убытки в связи с реализацией Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ». В соответствии со статьями 16, 124-126, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация убытков должна осуществляться за счет казны Российской Федерации, поскольку льготы установлены федеральным законодательством.

Довод заявителя жалобы о том, что истцом не представлены оформленные надлежащим образом первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие наличие расходов при оказании льготных услуг населению, отклоняется апелляционной коллегией ввиду следующего. В качестве обоснования исковых требований ОАО «РЖД» представило в суд первой инстанции доказательства понесенных убытков – заверенные надлежащим образом копии купонов  кассира (второй слип проездного документа), которые являются первичными бухгалтерскими документами.

Кроме того, в материалы дела представлены Реестры оформления проездных документов на проезд во внутреннем и межгосударственном сообщениях  по группе «Инвалиды труда, детства и их сопровождающие» за 2003 г. программно-технического комплекса Автоматизированной Системы управления перевозками АСУ «Экспресс», введенной в промышленную эксплуатацию на основании Указания МПС РФ от 18.12.2002 г.  №Д-1226у, принятой комиссией  согласно акту от 25.12.2002 г. «О приемке в промышленную эксплуатацию программно-технического комплекса АСУ «Экспресс».

       Согласно пункту 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 № 30 (Далее Правила перевозок пассажиров) продажа проездных документов (билетов) на сети железных дорог на поезда дальнего и местного следования производится с помощью терминалов АСУ «Экспресс». В обоснование понесенных расходов истец представил реестр оформления льготных документов, составленный с помощью АСУ «Экспресс». В реестре указаны фамилии и инициалы пассажиров, реквизиты документов, удостоверяющих личность иподтверждающих право на льготы, даты и направления следования, размер расходов, понесенных ОАО «РЖД», то есть те же сведения, которые указываются в проездных документах. В соответствии с пунктом 22 названных Правил перевозок пассажиров, соответствующая распечатка из АСУ «Экспресс» подтверждает факт продажи проездного документа (билета).

В связи с этим судом не принимаются доводы заявителя жалобы со ссылкой на то, что истец представил сведения о перевозке инвалидов, проживающих не только на территории Ростовской области, но и в других регионах РФ не могут быть приняты апелляционной коллегией, поскольку обязанность продавать билеты по льготной цене инвалидам была установлена законодательством вне зависимости от места их проживания. Кроме того, первичные документы, подтверждающие факт предоставления льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте,  могут быть предоставлены перевозчиком только по месту продажи проездных документов, что исключает возможность предъявления соответствующих требований о возмещении убытков применительно к месту проживания конкретного получателя льгот.

Не принимается апелляционной инстанцией довод Минфина России о том, что истцу возмещаются только расходы перевозчика, а не стоимость льготных железнодорожных билетов. Как отмечено выше, пунктом 3 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предусмотрено,  что потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Цена железнодорожного билета является государственно установленным тарифом, не предполагающим выделение реальных расходов перевозчика и прибыли. Постановлением Правительства РФ  от 07.05.1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров  народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. В указанный перечень входит «Перевозка пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении)».

При этом судом из суммы компенсации правомерно исключена сумма налога на добавленную стоимость, поскольку суммы дотаций и субсидий, получаемых из бюджета, этим налогом не облагаются.

В соответствие со статьей 2, пунктами 18, 19 статьи 4, пунктами 14 и 15 статьи 5, статьей 30 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»  транспортная льгота по оплате проезда в междугороднем  железнодорожном транспорте является федеральной льготы инвалидам и должна обеспечиваться за счет средств федерального бюджета. В статьях 1, 9 Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и Российской Федерации субъектов Российской Федерации» и статье  83 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что обязанность по возмещению расходов от предоставления льгот и иных расходов лежит на федеральном бюджете. Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у организации убытков. 

Возражения Минфина России о том, что дорога не заключила договор с органом социальной защиты населения Ростовской области не принимается апелляционной инстанцией, так как факт отсутствия договора сам по себе не свидетельствует об отсутствии у Российской Федерации обязанности возместить ОАО «РЖД» убытки, вытекающие из принятых государством законов, при доказанности факта услуг и понесенных обществом потерь.

Довод апелляционной жалобы о том, что надлежащим ответчиком является не государственный орган, а публично-правовое образование – Российская Федерация, и этот ответчик к участию в деле не привлечен, судом отклоняется. Согласно статье 1071  Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с Кодексом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, каковым и является Минфин России, правомерно привлеченный истцом в качестве ответчика.

При таких условиях судебная коллегия не находит оснований для изменения или отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

Довод апелляционной жалобы о неправомерном отнесении на Минфин России государственной пошлины по иску не может быть принят как противоречащий толкованию закона, изложенному в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.07 г. № 117 Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3  Налогового кодекса Российской Федерации» (пункт 2 письма). С учетом разъяснений высшей судебной инстанции об отсутствии оснований к освобождению государственного органа, выступающего в суде в качестве ответчика, от уплаты пошлины на Минфин России надлежит отнести и расходы по пошлине, подлежащей уплате при подаче апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 267-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция

П О С Т А Н О В И Л А:

  Решение арбитражного суда от 21.08.07 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Постановление может быть обжаловано в суд кассационной инстанции.

 Председательствующий:                                                                               Т.Д. Пипник

Судьи:                              А.В. Парамонова                                            С.С. Филимонова