СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело № А03-10192/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего
ФИО1,
судей
ФИО2,
ФИО3,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья «Справедливость» (№ 07АП11049/23), на решение Арбитражного суда Алтайского края от 11.12.2023 по делу № А03-10192/2023 (судья Куличкова Л.Г.) по заявлению товарищества собственников жилья «Справедливость» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Барнаул, к Управлению Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности №746-2023 от 19.06.2023 по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; признании правонарушения малозначительным и замене устным замечанием или предупреждением,
В судебном заседании приняли участие:
от лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья «Справедливость» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Барнаул, (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее – административный орган, Управление, Алтайкрайстат) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности № 746-2023 от 19.06.2023 по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ); признании правонарушения малозначительным и замене устным замечанием или предупреждением.
Решением суда от 11.12.2023 Постановление Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай (ИНН <***>, ОГРН <***>) №746- 2023 от 19.06.2023 по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ в отношении товарищества собственников жилья «Справедливость» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Барнаул, отменено ввиду малозначительности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, товарищество, ссылаясь на недоказанность состава вменяемого правонарушения и вины, просит решение суда изменить, исключив из его мотивировочной части выводы суда об обязанности ТСЖ «Справедливость» предоставлять в Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и республике Алтай статистическую форму №П-6 «Сведения о финансовых вложениях и обязательствах» и о наличии вины ТСЖ «Справедливость» во вмененном ему административном правонарушении применительно к части 1 статьи 13.19 КоАП РФ за непредоставление в установленный срок статистической формы №П-6 за 1 квартал 2023 года, в остальной части оспариваемое решение оставить без изменения.
Управление в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) доводы апелляционной жалобы отклонило, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, ТСЖ «Справедливость» не предоставило в установленный срок в Алтайкрайстат первичные статистические данные по форме федерального статистического наблюдения № П-6 «Сведения о финансовых вложениях и обязательствах», утвержденной приказом Росстата от 29.07.2022 № 536, за январь-март 2023 года.
23.05.2023 начальником отдела статистики цен и финансов Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай ФИО4 в отношении ТСЖ «Справедливость» составлен протокол об административном правонарушении № 14/2106 по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
19.06.2023 заместителем руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай ФИО5 вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 746-2023, которым ТСЖ «Справедливость» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ТСЖ «Справедливость» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного ТСЖ «Справедливость» деяния, совершения правонарушения им впервые (доказательств обратного административным органом в материалы дела не представил), суд пришел к выводу о наличии оснований для применения малозначительности в отношении правонарушения, указанного в оспариваемом постановлении.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом. Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ не предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 282-ФЗ) основным принципом официального статистического учета и системы государственной статистики является полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации.
Согласно частям 1, 2 статьи 6 Федерального закона № 282-ФЗ федеральное статистическое наблюдение в зависимости от способа проведения может быть сплошным (проводится в отношении всех субъектов (объектов) изучаемой совокупности (переписи) и выборочным (проводится в отношении отдельных субъектов (объектов) изучаемой совокупности на основе представительной (репрезентативной) выборки, полно и адекватно отражающей свойства изучаемой совокупности). Способ проведения федерального статистического наблюдения определяется субъектами официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций, граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона № 282-ФЗ респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации.
В силу пункта 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620, первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Согласно пункту 4 Положения № 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5.5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 420, Федеральная служба государственной статистики утверждает формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно пункту 14 Положения № 620 установлена ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 29.07.2022 № 536, утверждена форма федерального статистического наблюдения № П-6 «Сведения о финансовых вложениях и обязательствах», за 2022 г. Периодичность представления квартальная. Срок предоставления отчета 1-го рабочего дня по 20 число после отчетного периода.
За январь-март 2023 г. срок предоставления отчета с 1-го апреля по 20 апреля 2023 года.
Материалами дела подтверждается, что на дату вынесения постановления отчет представлен не был.
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Учитывая изложенное и принимая во внимание вышеприведенные данные, содержащиеся в представленных в материалы дела доказательствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях товарищества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
В силу части 3 статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что товарищество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований в сфере ценообразования услуг, подлежащих государственному регулированию, либо доказательств невозможности принятия этих мер ввиду наличия чрезвычайных или иных непреодолимых обстоятельств, в материалы дела заявителем не представлено.
При этом вопреки позиции товарищества о том, что оно не является лицом, обязанным представлять сведения, в соответствии с Указаниями по заполнению формы, первичные статистические данные (далее - данные) по форме федерального статистического наблюдения № П-6 «Сведения о финансовых вложениях и обязательствах» (далее - форма) предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений, некредитных финансовых организаций).
Некредитными финансовыми организациями признаются юридические лица, осуществляющие виды деятельности, перечисленные в статье 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и ведущие бухгалтерский учет согласно нормативным актам Центрального банка Российской Федерации.
Согласно данным, полученным из Единого государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, на дату совершения административного правонарушения - 21 апреля 2023 г. ТСЖ «Справедливость» не относилось к данной категории хозяйствующих субъектов. Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии вины товарищества в совершении вмененного административного правонарушения, в связи с чем в деянии общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также срока давности привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Уведомление-повестка о необходимости явиться в Алтайкрайстат для составления протокола от 21.04.2023 г. № 05-14/214 была направлена адресату заказным письмом с уведомлением и получена адресатом 02.05.2023, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80101983275518, полученным с сайта АО «Почта России».
В связи с неявкой заявителя, протокол о совершении административного правонарушения составлен без участия стороны. Заявление и ходатайство о рассмотрении дела без участия в административный орган не поступило.
Должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, установлено, что лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Алтайкрайстатом посредством почтовой корреспонденции, относящейся к разряду «Административное», по адресу регистрации юридического лица, направлен протокол об административном правонарушении № 14/2106 и определение от 23.03.2023 о назначении даты, времени и места рассмотрения дела на 06.06.2023. В связи с ненадлежащим уведомлением, повторно 06.06.2023 направлено уведомление о назначении даты и времени рассмотрения дела.
Административная корреспонденция вручена адресату 14.06.2023, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80080285944219, полученным с сайта АО «Почта России». На рассмотрение дела представитель ТСЖ «Справедливость» не явился, ходатайство и заявлений о рассмотрении дела без участия стороны не поступали. Дело рассмотрено по существу без стороны, при надлежащем уведомлении.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого постановления административного органа.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В пункте 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.
Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Следовательно, малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
При этом, при оценке административного правонарушения в качестве малозначительного необходимо соотнести степень общественной опасности конкретного деяния со строгостью предусмотренной санкции, а также учесть отношение лица, привлекаемого к административной ответственности, к содеянному и возможность достижения целей пресечения и профилактики административных правонарушений применительно к конкретному лицу без применения наказания.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ означает, что судом установлен состав вменяемого правонарушения, однако, оценив в совокупности все обстоятельства конкретного дела, существо вменяемого правонарушения и представленные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что допущенное нарушение в данном случае не свидетельствует о пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей в той степени, при которой необходимо воздействие на правонарушителя путем применения меры ответственности и назначения ему наказания.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце первом пункта 17 постановления Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике, при рассмотрении дел об административных правонарушениях", установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в мотивировочной части решения. Если же малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
С учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного ТСЖ «Справедливость» деяния, совершения правонарушения им впервые (доказательств обратного административным органом в материалы дела не представил), суд пришел к правомерно выводу о наличии оснований для применения малозначительности в отношении правонарушения, указанного в оспариваемом постановлении.
Наложение административного штрафа, в данном случае, не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав привлекаемого лица к ответственности и явно не соответствует степени общественной опасности, характеру совершенного правонарушения.
Доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий в результате совершения административного правонарушения не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал совершенное правонарушение малозначительным.
В силу указанного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований в связи с малозначительностью правонарушения.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 11.12.2023 по делу № А03-10192/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья «Справедливость» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий
ФИО1
Судьи
ФИО2
ФИО3