ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А03-2165/2022 от 22.08.2022 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск Дело № А03-2165/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2022 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2022 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего

ФИО1,

судей

ФИО2,

ФИО3,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый В.Н., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кондитерская фирма «Алтай» (№ 07АП-6678/22), на решение Арбитражного суда Алтайского края от 31.05.2022 по делу № А03-2165/2022 (судья Винникова А.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кондитерская фирма «Алтай», г. Барнаул (ОГРН <***>, ИНН<***>) о признании недействительным постановление Администрации города Барнаула от 04.02.2022 № 122 «Об отмене постановления администрации города от 02.08.2019 № 1222 «Об утверждении проекта межевания территории в границах кадастрового квартала 22:63:030137 в связи с изменением границ земельных участков по адресам: <...>», с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованного лица - Администрации города Барнаула Алтайского края, г. Барнаул (ОГРН <***>, ИНН <***>),

В судебном заседании приняли участие:

от заявителя: ФИО4, представитель по доверенности от 02.07.2022, паспорт; ФИО5, представитель по доверенности от 17.02.2022, паспорт;

от заинтересованного лица: без участия (извещен);

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Кондитерская фирма «Алтай», г. Барнаул (далее по тексту – ООО «Кондитерская фирма «Алтай», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным постановление Администрации города Барнаула от 04.02.2022 № 122 «Об отмене постановления администрации города от 02.08.2019 № 1222 «Об утверждении проекта межевания территории в границах кадастрового квартала 22:63:030137 в связи с изменением границ земельных участков по адресам: <...>». К участию в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация города Барнаула Алтайского края (далее – Администрация, заинтересованное лицо).

Решением суда от 31.05.2022 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.

Администрация в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) доводы апелляционной жалобы отклонила, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представители заявителя доводы апелляционной жалобы поддержали, по основаниям, изложенным в жалобе.

В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации города Барнаула от 02.08.2019 № 1222 утвержден проект межевания территории в границах квартала 22:63:030317 в связи с изменением границ земельных участков по адресам: <...>, 58к, на которых располагаются административный и производственный корпуса Общества.

Указанный проект межевания 2019 года не был реализован ООО «Кондитерская фирма «Алтай», по причине отсутствия в нем этапности формирования земельных участков, т.к. перераспределению подлежали 3 земельных участка (Павловский тракт, 58а, 58д, 58к). При этом, перераспределение осуществлялось за счет земельного участка муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Учитывая данное обстоятельство ООО «Кондитерская фирма «Алтай» обратилось в администрацию города с заявлением о внесении изменений в проект межевания территории в границах кадастрового квартала 22:63:030137 в связи с изменением границ земельных участков по адресам: город Барнаул, тракт Павловский, 58а, 58д, 58к.

По результатам рассмотрения заявления принято постановление Администрации города Барнаула от 29.04.2021 №650 «Об отклонении проекта по внесению изменений в проект межевания территории в границах кадастрового квартала 22:63:030137 в связи с изменением границ земельных участков по адресам: город Барнаул, тракт Павловский, 58а, 58д, 58к».

ООО «Кондитерская фирма «Алтай» не согласившись с данным решением, обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным постановления администрации города Барнаула от 29.04.2021 № 650 «Об отклонении проекта по внесению изменений в проект межевания территории в границах кадастрового квартала 22:63:030137 в связи с изменением границ земельных участков по адресам: город Барнаул, тракт Павловский, 58а, 58д, 58к».

В ходе рассмотрения указанного заявления в суде Администрацией выявлено, что в соответствии с фрагментом карты функциональных зон Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденному от решением Барнаульской городской Думы от 26.02.2010 №245, действующего на момент утверждения проекта межевания территории в границах кадастрового квартала 22:63:030137 в связи с изменением границ земельных участков по адресам: город Барнаул, тракт Павловский, 58а, 58д, 58к, образуемые земельные участки предлагались к формированию в двух функциональных зонах.

Полагая, что указанное обстоятельство в соответствии с частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации и со статьей 42 Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 №834, являлось самостоятельным основанием для отклонения документации по планировке территории (несоответствие документам территориального планирования), администрацией города принято постановление от 04.02.2022 №122 «Об отмене постановления администрации города от 02.08.2019 № 1222 «Об утверждении проекта межевания территории в границах кадастрового квартала 22:63:030137 в связи с изменением границ земельных участков по адресам: город Барнаул, тракт Павловский, 58а, 58д, 58к».

Ссылаясь на то, что принятием данного постановления администрация города лишила ООО «Кондитерская фирма «Алтай» возможности оформить перераспределение земельных участков, а также принятие такого постановления противоречит закону или иным правовым актам, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о не обоснованности заявленных требований. Суд апелляционной инстанции с данными выводами соглашается на основании следующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений. Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. В силу части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Как установлено положениями части 3 статьи 9 ГрК РФ, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. К документам территориального планирования муниципальных образований, в частности, относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ). Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (часть 11 статьи 9 ГрК РФ).

Статьей 1 ГрК РФ установлено, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Из пункта 1 части 1 статьи 30 ГрК РФ следует, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия. При этом подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 31 ГрК РФ). При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 ГрК РФ), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

В силу положений статьи 1 ГрК РФ функциональные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и функциональное назначение.

Из приведенных выше норм ГрК РФ следует, что территориальное планирование, как и градостроительное зонирование, преследует единую цель обеспечения устойчивого развития территорий. Вместе с тем документы территориального планирования определяют назначение территорий для достижения названной цели, а правила землепользования и застройки разрабатываются для создания условий по ее достижению, исходя из назначения территорий.

Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, положениями ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана муниципального образования, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Согласно части 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории определен статьей 45 ГрК РФ, особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа установлены статьей 46 ГрК РФ.

Частью 10 статьи 45 ГрК РФ установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с частью 1 статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5 статьи 46 ГрК РФ).

Основанием для отклонения документации по планировке территории, подготовленной лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, и направления ее на доработку является несоответствие такой документации требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. В иных случаях отклонение представленной такими лицами документации по планировке территории не допускается (часть 13.1 статьи 46 ГрК РФ).

Как установлено материалами дела, проект межевания территории в границах кадастрового квартала 22:63:030137 в связи с изменением границ земельных участков по адресам: город Барнаул, тр. Павловский, 58а, 58д,58к утвержден 02.08.2019 Администрацией города Барнаула постановлением № 1222. В соответствии с фрагментом карты функциональных зон, образуемые земельные участки в проекте межевания предлагались к формированию в двух функциональных зонах: «Производственная зона» и «Зона транспортной инфраструктуры».

Таким образом, довод апелляционной жалобы о достаточности соответствия проекта межевания территории Правилам землепользования и застройки, является несостоятельным, т.к. одним из предусмотренных частью 10 статьи ГрК РФ основанием для отказа в утверждении проекта межевания территории является его противоречие документам территориального планирования к которым относится в том числе Генеральный план.

В настоящем случае, несоответствие утвержденного проекта межевания территории в границах кадастрового квартала 22:63:030137 в соответствии с подпунктом 6 пункта 13 статьи 38 Правил землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 25.12.2019 №447, является самостоятельным основанием для отклонения документации по планировке территории (несоответствие документам территориального планирования).

Следовательно, в связи с изменением границ земельных участков по адресам: город Барнаул, тр. Павловский, 58а, 58д,58к постановлением Администрацией города Барнаула от 02.08.2019 № 1222, Генеральному плану городского округа -города Барнаула Алтайского края, утвержденному решением Барнаульской городской Думы от 26.02.2010 №245, действующему на момент утверждения проекта межевания, администрация постановлением от 04.02.2020 №122 правомерно отменила вышеуказанное постановление.

С учетом отклонены доводы Общества о том, что действующее законодательство не содержит запрета относительно нахождение земельного участка в двух функциональных зонах.

В части довода Общества о том, что администрация города злоупотребляет своими правами следует указать, что в рамках рассмотрения дела №А03-11531/2021 администрацией города выявлено, что в соответствии с фрагментом карты функциональных зон Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденному от решением Барнаульской городской Думы от 26.02.2010 №245, действующего на момент утверждения проекта межевания территории в границах кадастрового квартала 22:63:030137 в связи с изменением границ земельных участков по адресам: город Барнаул, тракт Павловский, 58а, 58д, 58к, образуемые земельные участки предлагались к формированию в двух функциональных зонах.

В свою очередь, указанное обстоятельство в соответствии с частью 10 статьи 45 ГрК РФ и со статьей 42 Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 №834, являлось самостоятельным основанием для отклонения документации по планировке территории (несоответствие документам территориального планирования).

Установив несоответствие утвержденного проекта межевания территории Генеральному плану городского округа -города Барнаула Алтайского края, утвержденному решением Барнаульской городской Думы от 26.02.2010 №245, действующему на момент утверждения проекта межевания, администрация города приняла оспариваемое постановление об отмене утвержденного проекта межевания 2019 года.

В связи с изложенным, администрация города, отменяя проект межевания 2019 года, руководствовалась положениями статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 10 статьи 45 ГрК РФ, в связи с чем, оснований для признания оспариваемого постановления незаконным не имеется.

Доводы апеллянта, изложенные в апелляционной жалобе, фактически повторяют позицию общества, приведенную в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, которым в порядке статьи 71 АПК РФ, дана правильная, всесторонняя и объективная оценка, несогласие с которой не является основанием для изменения или отмены обжалуемого судебного акта. Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Алтайского края от 31.05.2022 по делу № А03-2165/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кондитерская фирма «Алтай» - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Кондитерская фирма «Алтай», г. Барнаул (ОГРН <***>, ИНН<***>) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной инстанции в размере 1500 рублей по платежному поручению №3284 от 23.06.2022.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.

Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Председательствующий

ФИО1

Судьи

ФИО2

ФИО3