СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, https://7aas.arbitr.ru
город Томск Дело № А03-5617/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Бородулиной И.И.,
Зайцевой О.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Сбербанк России» (№ 07АП-6488/2023) на решение от 07.07.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-5617/2023 (судья Ильичева Л.Ю.) по заявлению публичного акционерного общества «Сбербанк России», в лице филиала – Алтайского отделения № 8644 ПАО Сбербанк (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Москва) к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Барнаул Алтайского края) о признании незаконным и отмене постановления от 04.04.2023 об административном правонарушении № 18/23/22000-АП по части 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
с привлечением к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, потерпевшего ФИО1.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: ФИО2 – доверенность от 01.10.21
от заинтересованного лица: без участия, извещен
от третьего лица: без участия, извещен
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество «Сбербанк России», в лице филиала – Алтайского отделения № 8644 ПАО Сбербанк (далее – заявитель, общество, ПАО «Сбербанк России», Банк) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (далее – заинтересованное лицо, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 04.04.2023 об административном правонарушении № 18/23/22000-АП по части 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 07.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО «Сбербанк России» обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить полностью постановление Управления по делу об административном правонарушении № 18/23/22000-АП от 04.04.2023, производство по делу об административном правонарушении № 18/23/22000-АП прекратить.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает на отсутствие состава и события административного правонарушения, поскольку нарушение требований статьи 6, пункта 3 части 3 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Федеральный закон № 230-ФЗ) со стороны Банка отсутствует; коммуникации в декабре 2022 года между Банком и должником явились следствием нарушения норм Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» со стороны судебного пристава-исполнителя; допустимые контрольные (надзорные) мероприятия, в рамках которых могло бы быть установлено нарушение обязательных требований, входящих в состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ, в отношении Банка не проводились и в настоящее время не допускаются к проведению на основании Постановления № 336; в данном случае имеются основания для применения положения статьи 2.9 КоАП РФ; имелись основания для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение, в том числе поскольку Банк является социально значимой организацией; административным органом и судом первой инстанции необоснованно не учтены имеющиеся основания для снижения штрафа, предусмотрено частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ, вдвое на основании части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. На основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) отзыв приобщен к материалам дела.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, 25.01.2023 на основании обращения ФИО1 по фактам нарушения Банком Федерального закона № 230-ФЗ, Управлением вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 8/2023.
Управлением в ходе проверки установлено, что ПАО «Сбербанк России» допущены нарушения требований п.п. «б» пункта 5 части 2 статьи 6, части 9 статьи 6, пункта 3 части 3 статьи 7 Федерального закона № 230-Ф3.
22.03.2023 в отношении ПАО «Сбербанк России» составлен протокол об административном правонарушении № 18/23/22000-АП по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ.
04.04.2023 Управлением вынесено постановления о назначении административного наказания № 18/23/22000-АП по части 1 статьи 14.57 КоАП РФ, ПАО «Сбербанк России» назначен административное наказание в виде штрафа в размере 60 000 руб..
Не согласившись с указанным постановлением, Банк обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях Банка состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ и отсутствия существенных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.
Частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств, урегулированы нормами Федерального закона № 230-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 4 Федерального закона № 230-ФЗ при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, вправе взаимодействовать с должником, используя, в том числе личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона № 230-ФЗ при осуществлении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны действовать добросовестно и разумно.
Не допускаются направленные на возврат просроченной задолженности действия кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, связанные с в том числе с введением должника и иных лиц в заблуждение относительно передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования (подпункт «б» пункта 5 части 2 статьи 6 Федерального закона № 230-ФЗ).
Согласно части 9 статьи 6 Федерального закона № 230-ФЗ, в случае привлечения кредитором лица для осуществления от его имени и (или) в его интересах направленного на возврат просроченной задолженности взаимодействия с должником способами, предусмотренными пунктом 1 и пунктом 2 части 1 статьи 4 (личные встречи, телефонные переговоры, направление текстовых сообщений, телеграфных сообщений, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи), кредитор не вправе по своей инициативе самостоятельно осуществлять взаимодействие с должником указанными способами.
В силу пункта 3 части 3 статьи 7 Федерального закона № 230-ФЗ по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается непосредственное взаимодействие с должником посредством телефонных переговоров более одного раза в сутки (подпункт «а»), более двух раз в неделю (подпункт «б»), более восьми раз в месяц (подпункт «в»).
Судом установлено и следует из материалов дела, что между ПАО «Сбербанк России» и ФИО1 заключен кредитный договор №23266 от 19.03.2013 и эмиссионный контракт №0441-Р-607690887 от 17.07.2012.
С целью осуществления взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности по кредитному договору, Банком осуществлено непосредственное взаимодействие посредством телефонных переговоров с превышением допустимого количества, а именно:
1) на номер телефона <***>:
08.12.2022 - с номера телефона <***> в 19 час. 59 мин. (здесь и далее время местное) - (1 мин. 19 сек.);
09.12.2022 - с номера телефона <***> в 08 час. 31 мин. (38 сек.), с номера телефона <***> в 10 час. 56 мин. (20 сек.);
10.12.2022 - с номера телефона+79067692382 в 09 час. 33 мин. (10 сек.), с номера телефона+79037504805 в 15 час. 05 мин. (06 сек.), с номера телефона+79686025123 в 18 час. 21 мин. (21 сек.);
21.12.2022 - с номера телефона <***> в 16 час. 53 мин. (17 сек.);
22.12.2022 - с номера телефона <***> в 09 час. 44 мин. (16 сек.); с номера телефона <***> в 11 час. 43 мин. (49 сек.);
27.12.2022 - с номера телефона <***> в 19 час. 21 мин. (09 сек.);
28.12.2022 - с номера телефона <***> в 09 час. 26 мин. (06 сек.), с номера телефона <***> в 21 час. 31 мин. (1 мин. 12 сек.).
2) на номер телефона <***>:
08.12.2022 - с номера телефона <***> в 15 час. 54 мин. (47 сек.);
11.12.2022 – с номера телефона <***> в 18 час. 34 мин. (29 сек.);
22.12.2022 с номера телефона <***> в 12 час. 21 мин. (07 сек.);
28.12.2022 с номера телефона <***> в 08 час. 25 мин. (09 сек.), с номера телефона <***> в 11 час. 03 мин. (08 сек.).
Таким образом, от ПАО «Сбербанк»:
08.12.2022 осуществлено - 2 звонка;
09.12.2022 осуществлено - 2 звонка;
10.12.2022 осуществлено - 3 звонка;
22.12.2022 осуществлено - 3 звонка;
28.12.2022 осуществлено - 4 звонка.
В период с 05.12.2022 по 11.12.2022 (неделя) - осуществлено 8 звонков; в период с 19.12.2022 по 25.12.2022 (неделя) - осуществлено 4 звонка; в период с 26.12.2022 по 31.12.2022 (неделя) - осуществлено 5 звонков; в период с 01.12.2022 по 31.12.2022 (месяц) - осуществлено 17 звонков.
Тем самым ПАО «Сбербанк России» допущено нарушение пункта 3 части 3 статьи 7 Федерального закона № 230-ФЗ.
Доводы общества о том, что к взаимодействиям посредством телефонных переговоров можно отнести только состоявшийся диалог между должником и работником общества (взаимодействие посредством робота-коллектора не относится к таковым), а также о том, что телефонные вызовы (звонки) длительностью несколько секунд не свидетельствуют о нарушении положений Федерального закона № 230-ФЗ, приводились в суде первой инстанции, были оценены и обоснованно отклонены, поскольку сам факт осуществления вызова абонента свидетельствует о нарушении требований Федерального закона № 230-ФЗ, при этом длительность состоявшихся переговоров не учитывается.
Исходя из установленных по делу обстоятельств и приведенных выше норм права, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и административного органа о том, что ПАО «Сбербанк России» осуществив взаимодействие с должником путем телефонных переговоров выше допустимого законодателем количества раз, нарушило требования пункта 3 части 3 статьи 7 Федерального закона № 230-ФЗ.
Также, согласно предоставленной ПАО «Сбербанк России» таблицы коммуникаций, на номер телефона <***>, принадлежащий ФИО1, Банком с целью возврата просроченной задолженности по кредитному договору направлены, смс-сообщения, при этом, содержательная сторона ряда из них не соответствует требованиям Федерального закона № 230-ФЗ, а именно:
- смс-сообщение от 03.12.2022 в 12 час. 20 мин.: «ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ, срочно погасите задолженность по кредитному обязательству <***> от 19.03.2013. Судебный пристав-исполнитель вправе принять меры принудительного взыскания. Арест имущества, удержание сумм доходов, запрет на выезд из страны и иные, Подробнее по тел. <***>. ПАО Сбербанк»;
- сообщения от 13.12.2022 в 12 час. 05 мин., от 27.12.2022 в 12 час. 32 мин. содержания которых аналогичны содержанию смс-сообщения от 03.12.2022.
Кроме того, по данным ПАО «Сбербанк» для осуществления мероприятий, направленных на возврат просроченной задолженности ФИО1 с 27.12.2022 привлечено ООО «АктивБизнесКонсалт». Сведения о привлечении 27.12.2022 к осуществлению деятельности по возврату просроченной задолженности ФИО1 ООО «АБК», также подтверждены ответом АО «Интерфакс» - оператора Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц, уполномоченного осуществлять техническое и организационное сопровождение процесса формирования и ведения названного реестра. Согласно ответу АО «Интерфакс», в обозначенном реестре опубликованы сведения о привлечении Банком с 27.12.2022 агента - ООО «АБК» для осуществления взаимодействия с должником по кредитному договору <***> от 19.03.2013.
Вместе с тем, согласно таблиц коммуникаций, предоставленных Банком, а также детализаций услуг телефонной связи поступивших от ФИО1, установлено, что 27.12.2022 в 12 час. 32 мин., в 19 час. 21 мин., 28.12.2022 в 08 час. 25 мин., в 09 час. 26 мин., в 11 час. 03 мин., в 21 час. 31 мин. в целях возврата долга по кредитному договору <***> от 19.03.2013 Банк самостоятельно осуществлял действия, направленные на возврат просроченной задолженности, посредством телефонных переговоров и смс-сообщений.
Таким образом, Банком допущено нарушение требований, закрепленных в статье 6 Федерального закона № 230-ФЗ.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о доказанности наличия в действиях Банка события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление № 10) разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Банк предпринял исчерпывающие меры для соблюдения требований Федерального закона № 230-ФЗ в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения Банком приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется. ПАО «Сбербанк России» не доказало принятие всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований Федерального закона № 230-ФЗ.
Ссылка Банка на то обстоятельство, что коммуникации в декабре 2022 года между Банком и должником явились следствием нарушения норм Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» со стороны судебного пристава-исполнителя, апелляционным судом отклоняется, поскольку ненадлежащее исполнение судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей не является основанием для несоблюдения требований Федерального закона №230-ФЗ.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии вины Банка в совершении данного административного правонарушения, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал, что действия Банка образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, имеющих существенный характер и не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении не установлено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «Сбербанк России», судом также не установлено.
Порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования определен соответственно положениями статей 74 и 75 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ). При этом названные положения в их системной взаимосвязи с иными положениями Закона № 248-ФЗ не исключают возможность возбуждения по результатам указанных мероприятий дел об административных правонарушениях в отношении контролируемых лиц.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее - Постановления № 336) допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия в отношении контролируемых лиц в соответствии с Законом № 248-ФЗ и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия не требует согласования с органами прокуратуры.
Пунктом 9 Постановления № 336 определено, что должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Закона № 248-ФЗ (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 90 Закона № 248-ФЗ в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
Вместе с тем, применительно к рассматриваемому делу введение Постановлением № 336 ограничений государственного и муниципального контроля в 2022 году не имеет правового значения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Вопреки позиции подателя жалобы законодатель наделяет административные органы правом на составление протокола об административном правонарушении в случае поступления из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Проведение проверки по правилам Закона № 294-ФЗ не является обязательным условием для возбуждения дела об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
Доводы заявителя о нарушении судом первой инстанции требований статьи 26.11 КоАП РФ материалами дела не подтверждаются.
Административное наказание определено в соответствии с санкцией части 1 статьи 14.57 КоАП РФ.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в случае признания совершенного административного правонарушения малозначительным.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлением от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление № 10) разъяснил, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - Постановление № 5) малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение такого правового института как малозначительность административного правонарушения не должно порождать правовой нигилизм, ощущение безнаказанности, приводить к утрате эффективности общей и частной превенции административных правонарушений, нарушению прав и свобод граждан, защищаемых действующим законодательством (пункт 47 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019).
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлениях от 17.02.2016 № 5-П и 17.01.2013 № 1-П, признание совершенного правонарушения малозначительным и освобождение от ответственности по основаниям, определенным в статье 2.9 Кодекса, возможно лишь в исключительных случаях, так как произвольное применение указанной нормы повлечет формирование атмосферы безнаказанности, не совместимой с принципом неотвратимости ответственности.
В рассматриваемом случае апелляционным судом не установлено наличие исключительных оснований, позволяющих признать допущенное административное правонарушение малозначительным.
Ссылка общества на возможность применения статьи 4.1.2 КоАП РФ отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку сведения о ПАО «Сбербанк России» в Реестре социально ориентированных некоммерческих организаций отсутствуют.
Кроме того, учитывая характер совершенного ПАО «Сбербанк России» правонарушения, а также сведения о неоднократности совершения административного правонарушения (Постановление УФССП России по Омской Области по делу № 48/2021 от 21.10.2021, Постановление УФССП России по Ставропольскому краю по делу №30/2021 от 06.12.2021, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2022 по делу № А70-22185/2021 и др.), отсутствие смягчающих обстоятельств, Управление обосновано пришло к выводу, что цели административного наказания в отношении ПАО «Сбербанк России» могут быть достигнуты путем назначения наказания в виде штрафа.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.07.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-5617/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Сбербанк России» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Председательствующий С.Н. Хайкина
судьи И.И. Бородулина
О.О. Зайцева