Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Тюмень Дело № А03-7937/2017
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2018 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2018 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Демидовой Е.Ю.
судей Тихомирова В.В.
ФИО1,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета
по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула на решение
от 21.08.2017 Арбитражного суда Алтайского края (судья Мищенко А.А.)
и постановление от 01.11.2017 Седьмого арбитражного апелляционного
суда (судьи Сбитнев А.Ю., Колупаева Л.А., Скачкова О.А.,) по делу
№ А03-7937/2017 по заявлению Комитета по земельным ресурсам
и землеустройству города Барнаул (656043, Алтайский край, г. Барнаул,
ул. Короленко, д. 65, ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (656002, <...>
д. 16, ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании решения
об отказе в осуществлении кадастрового учета незаконным, об обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок,
об обязании прекратить право собственности на земельный участок.
Другое лицо, участвующее в деле: общество с ограниченной ответственностью «Кадастр недвижимости».
Суд установил:
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаул (далее –
Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Алтайского края
с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее –Управление, заинтересованное лицо,) о признании отказа (решения
об отказе) в осуществлении кадастрового учета от 20.04.2017 №22/17-10740 незаконным, об обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 22:61:051604:27, местоположение: город Барнаул, <...> об обязании прекратить право собственности городского округа – города Барнаула Алтайского края на земельный участок с кадастровым номером 22:61:051604:27, местоположение: город Барнаул, <...>.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) привлечено общество с ограниченной ответственностью «Кадастр недвижимости» (далее – ООО «Кадастр недвижимости».
Решением от 21.08.2017 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 01.11.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитет обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь
на неправильное применение судами норм материального права, на неполное установление обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствие выводов, изложенных в решении и постановлении, обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить, и принять новое решение
об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы указывает, что спорный земельный участок
не представляется возможным определить на местности; судами не учтено, что отсутствует правовое регулирование допустимости снятия с кадастрового учета земельных участков по обстоятельствам, установленным в рамках рассматриваемого спора; отказ в снятии с кадастрового учета спорного земельного участка нарушает права собственника по его распоряжению;
а исключение из государственного кадастра недвижимости сведений
об указанном земельном участке не затрагивает прав и законных интересов иных лиц.
От лиц, участвующих в деле, отзывы на кассационную жалобу
не представлены.
Учитывая надлежащее извещение лиц участвующих в деле о времени
и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена
в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что согласно сведениям, из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 22:61:051604:27, расположенный по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, <...> площадью 800 кв. м, принадлежит на праве собственности городскому округу – город Барнаул Алтайского края с 07.10.2011.
Сведения о данном объекте недвижимости были внесены
в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и иными нормативными актами, регулирующими правоотношения в данной сфере (далее – Закон о кадастре).
В целях проведения кадастровых работ по уточнению границ данного земельного участка Комитетом заключен муниципальный контракт
№ 0317300301915000832_115532 от 04.09.2015, в процессе выполнения кадастровых работ по которому кадастровым инженером ООО «Кадастр недвижимости» было выявлена невозможность установить местоположение земельного участка по адресу: <...> в связи с чем, работы по муниципальному контракту были прекращены 15.12.2015.
11.01.2017 Комитет обратился в Управление с заявлением о снятии
с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 22:61:051604:27.
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления 19.01.2017 было принято решение № 22/17-394 о приостановлении осуществления кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным пунктом 33 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) в связи с тем,
что земельный участок с кадастровым номером 22:61:051604 внесен в ЕГРН 31.01.2006, является ранее учтенным. Указанный земельный участок,
в отношении которого представлено заявление о его снятии
с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым
и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Комитетом не были устранены причины приостановления осуществления кадастрового учета, в связи с чем 20.04.2017 органом регистрации принято решение № 22/17-10740 об отказе осуществлении государственного кадастрового учета.
Не согласившись с решением № 22/17-10740 от 20.04.2017, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовались статьями 13, 125, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 65, 198, 201 АПК РФ, статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пунктом 33 статьи 26 статьями 60, 72 Закона № 218-ФЗ, статьей 24 Закона о кадастре, разъяснениями, содержащимися в Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа
в осуществлении кадастрового учета, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016 (далее - Обзор Президиума ВС РФ от 30.11.2016) и пришли к выводу о законности оспариваемого отказа в осуществлении кадастрового учета,
не противоречащим действующим нормам права и не нарушающим права
и законные интересы заявителя.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам
и действующему законодательству.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного
из названных условий служит основанием для оставления заявления
без удовлетворения.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с частью 2 статьи 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ, а именно: от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать
и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления
в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (часть 2 статьи 125 ГК РФ).
В соответствии с решением Барнаульской городской Думы от 14.12.2012 № 23 «Об утверждении Порядка предоставления земельных участков в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности» в редакции решения Барнаульской городской Думы от 28.08.2013 № 157 распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности,
на которых расположены здания, строения, сооружения, осуществляет комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 70 ЗК РФ предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом № 218-ФЗ.
Закон о регистрации аналогично Закону о кадастре указывает
на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона (пункт 33 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ и часть 6 статьи 27 Закона о кадастре).
В Обзоре Президиума ВС РФ от 30.11.2016 отмечено, что в отношении сведений, которые носят в соответствии с Законом о кадастре временный характер, часть 7 статьи 72 Закона № 218-ФЗ содержит правило о том,
что временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Закона о кадастре, сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения
об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из ЕГРН в порядке, предусмотренном порядком ведения ЕГРН. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в ЕГРН сведения о котором носят временный характер,
не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в ЕГРН сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из ЕГРН по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости,
в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые
не разграничена, исключение из ЕГРН сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Судами установлено, что в отношении спорного земельного участка
с кадастровым номером 22:61:051604:27 осуществлена государственная регистрация права.
При этом, как верно отмечено судами, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 21 Обзора Президиума ВС РФ от 30.11.2016, Законом № 218-ФЗ не предусмотрено оснований для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, в отношении которого в ЕГРН содержатся сведения о зарегистрированном праве, если речь не идет
о преобразовании земельного участка или изъятии его для государственных или муниципальных нужд в установленном законом порядке.
Законом № 218-ФЗ установлены требования к соблюдению процедуры изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд,
а также требования части 10 статьи 60 указанного закона, в соответствии
с которым снятие с государственного кадастрового учета и прекращение государственной регистрации прав на исходные земельные участки, права
на которые прекращаются в связи с их изъятием для государственных
или муниципальных нужд, осуществляются только одновременно
с осуществлением государственной регистрации прав на земельные участки, образованные на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе на земельные участки, права на которые у граждан или юридических лиц возникают
на основании соглашения об изъятии недвижимого имущества
для государственных или муниципальных нужд или решения суда о таком изъятии.
Руководствуясь приведенными правовыми положениями
и разъяснениями высшей судебной инстанции, установив, что спорный земельный участок с кадастровым номером 22:61:051604:27 не имеет статуса «временный», не является преобразуемым, не подлежит изъятию для государственных или муниципальных нужд, в связи с чем не подпадает
ни под одно из оснований, предусмотренных Законом № 218, для снятия
его с государственного кадастрового учета по заявлению собственника, суды пришли к верному выводу о том, что оспариваемый отказ в осуществлении кадастрового учета от 20.04.2017 N 22/17-10740 не противоречат вышеуказанным нормам, и, в отсутствие доказательств нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, фактически сводятся к изложению позиции в предъявленном заявлении, и не могут быть приняты во внимание в связи с ошибочным пониманием Комитетом правовых норм, регулирующих постановку на кадастровый учет и снятие
с него земельного участка как объекта права.
Ссылок на нарушение судами норм права, при принятии обжалуемых решения и постановления, в кассационной жалобе не содержится.
Нарушений при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые
в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене
или изменению судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 21.08.2017 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 01.11.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу
№ А03-7937/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу –
без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Е.Ю. ФИО2
Судьи В.В. ФИО3
ФИО1