ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А03-9571/20 от 03.06.2021 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, https://7aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск Дело № А03-9571/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2021 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Зайцевой О.О.,

судей: Кудряшевой Е.В.

Фроловой Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мозгалинлй И.Н., без использования средств аудиозаписи,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Третьяковского района Алтайского края (№ 07АП-4718/21 (1)) на решение от 12.04.2021 Арбитражного суда Алтайского края (судья – Ильичева Л.Ю.) по делу № А03-9571/2020, по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Минерал» к администрации Третьяковского района Алтайского края о признании незаконным отказа администрации Третьяковского района, выраженного в письме исх. №249/ПА 478 от 25 марта 2020 года осуществить действия по переводу земельных участков с кадастровыми номерами 22:50:060001:548 и 22:50:060001:525, расположенных в Третьяковском районе Алтайского края из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель «промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», обязании осуществить необходимые действия по переводу земельных участков с кадастровыми номерами 22:50:060001:548 и 22:50:060001:525, расположенных в Третьяковском районе Алтайского края из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель «промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения»,

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, акционерного общества «Сибирь-Полиметаллы», Управления имущественных отношений Алтайского края,

при участии в судебном заседании:

- без участия (извещены),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Минерал» (далее по тексту – Общество, ООО «Минерал») обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к администрации Третьяковского района Алтайского края (далее по тексту – Администрация) о признании незаконным отказа администрации Третьяковского района, выраженного в письме исх. №249/ПА 478 от 25 марта 2020 года осуществить действия по переводу земельных участков с кадастровыми номерами 22:50:060001:548 и 22:50:060001:525, расположенных в Третьяковском районе Алтайского края из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель «промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», обязании осуществить необходимые действия по переводу земельных участков с кадастровыми номерами 22:50:060001:548 и 22:50:060001:525, расположенных в Третьяковском районе Алтайского края из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель «промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения».

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, акционерное общество «Сибирь-Полиметаллы», Управление имущественных отношений Алтайского края.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 12.04.2021 признан незаконным отказ администрации Третьяковского района Алтайского 7 края от 25.03.2020 № 249/ПА478 по осуществлению действий по переводу земельных участков с кадастровыми номерами №№ 22:50:060001:548, 22:50:060001:525 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель «промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения». Суд обязал администрацию Третьяковского района Алтайского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью «Минерал» по переводу земельных участков с кадастровыми номерами №№ 22:50:060001:548, 22:50:060001:525 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель «промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», а также Порядком рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 26.10.2009 № 441.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Лица, участвующие в деле и в процессе о банкротстве, не обеспечившие личное участие и явку своих представителей в судебное заседание, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в связи с чем, суд апелляционной инстанции на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения Арбитражного суда Алтайского, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены в силу следующего.

Как следует из материалов дела, Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края 22.03.2012 ООО «Минерал» выдана лицензия БАР 80054 ТЭ на право пользования недрами (разведка и добыча строительного песка на участках Староалейский №№ 1,2), сроком действия до 01.04.2032.

19.09.2013 Администрация постановлением № 498 предоставила ООО «Минерал» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 22:50:060001:548, расположенный по адресу: Алтайский край, Третьяковский район, с. Староалейское примерно в 3,1 км от ориентира по направлению на юг в аренду площадью 2000 кв.м. для геологического изучения, разведки и добычи строительного песка.

Разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства (п. 1 постановления).

24.09.2013 между Администрацией (арендодатель) и ООО «Минерал» заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, № 40, по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору за плату во временное владение и пользование: земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения имеющий кадастровый номер 22:50:060001:548.

Согласно п.1.3 Договора участок предоставлялся Обществу для сельскохозяйственного производства.

15.08.2019 должностными лицами Администрации установлено, что земельный участок с кадастровым номером 22:50:060001:548 используется ООО «Минерал» не по целевому назначению, а именно для добычи песка, что наносит вред окружающей среде, в т.ч. земле как природному объекту, изменилось русло реки Алей, рельеф местности.

В 2019 году Администрация направила в адрес ООО «Минерал» уведомления о расторжении договор аренды и возврате земельного участка (уведомление № 249/ПА/727 от 23.05.2019г., № 249/П/1211 от 06.08.2019).

Учитывая, что земельный участок не был возвращен Обществом, Администрация обратилась в арбитражный суд с иском об обязании ответчика возвратить земельный участок.

Решением от 28.10.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03- 2648/2020, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, суд обязал Общество возвратить Администрации земельный участок с кадастровым номером 22:50:0600001:548.

Также 05.04.2012 между Администрацией и ООО «Минерал» заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, № 27, по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору за плату во временное владение и пользование земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 22:50:060001:525, местоположение которого: Алтайский край, Третьяковский р-н, с. Староалейское, примерно в 0,5 км от ориентира по направлению на юг, площадью 20 000 кв.м.

15.08.2019 должностными лицами установлено, что территория земельного участка с кадастровым номером 22:50:060001:525 используется ответчиком не по целевому назначению; ответчик осуществляет добычу песка и его транспортировку.

В 2019 году Администрация направила в адрес ООО «Минерал» уведомления о расторжении договор аренды и возврате земельного участка (письмо от 06.08.2019 за исх. № 249/п/1210, уведомление от 28.05.2019 за исх. № 249/па/745).

Учитывая, что земельный участок не был возвращен Обществом, Администрация обратилась в арбитражный суд с иском об обязании ответчика возвратить земельный участок.

Решением от 21.07.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03- 2650/2020, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, суд обязал Общество возвратить Администрации земельный участок с кадастровым номером 22:50:060001:525.

Судом установлено, что до настоящего времени ООО «Минерал» продолжает использовать не по целевому назначению ранее предоставленные в аренду земельные участки.

05.03.2020 Общество обратилось к Главе администрации Третьяковского района Алтайского края с заявлением о переводе земельных участков с кадастровыми номерами №№ 22:50:0600001:548, 22:50:060001:525 из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения» для дальнейшего использования данных земельных участков в соответствии с их целевыми назначениями (т. 2, л.д. 88).

В ответ на поступившее обращение, Администрация 25.03.2020 отказала Обществу в переводе земельных участков из одной категории в другую (т. 2, л.д. 93).

Основанием для отказа послужило использование Обществом земельного участка не по целевому назначению, которое оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а также расторжение ранее заключенных договоров аренды спорных земельных участков.

Не согласившись с отказом Администрации перевести земельные участки из одной категории в другую, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что Администрация не наделена компетенцией на принятие соответствующего распорядительного действия в виде отказа в переводе земельных участков категории «земли сельскохозяйственного назначения» из одной категории в другую, поскольку такое полномочие в силу положений статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации и постановления Администрации Алтайского края от 26.10.2009 № 441 предоставлено органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что 4 оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на основании части 1 статьи 7 ЗК РФ на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов.

В силу положений части 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Согласно статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон N 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется ЗК РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 2 Закона № 172-ФЗ определено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, которые могут быть обжалованы в суд (части 4, 8 статьи 3 Закона N 172-ФЗ).

Основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую предусмотрены в статье 4 Закона N 172-ФЗ.

Так, перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:

1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;

2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Как усматривается из материалов дела, согласно выписке из ЕГРН (т.2, л.д. 61, 63), право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами №№ 22:50:0600001:548, 22:50:060001:525 не разграничено.

Правовое регулирование отношений, связанных с рассмотрением ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и принятием решений о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую регламентируется Порядком рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 26.10.2009 № 441 (далее – Порядок № 441).

Пунктом 2.3. Порядка № 441 установлено, что лицо, заинтересованное в переводе земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о подаче таким органом ходатайства о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.

Согласно пункту 1.3 Порядка № 441, основанием для принятия решения о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую является в отношении земель или земельных участков в составе таких земель, находящихся в государственной либо муниципальной собственности, - надлежащим образом оформленное ходатайство органов местного самоуправления муниципальных районов Алтайского края, на территории которых находятся земли или земельные участки в составе таких земель, направленное в Правительство Алтайского края. Пунктом 3.6 Порядка № 441 установлено, что Правительством Алтайского края в двухмесячный срок со дня поступления ходатайства на основании решения Комиссии принимается постановление о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо решение об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка № 441 перевод земель сельскохозяйственного назначения и иных земельных участков (до разграничения собственности на землю на территории Алтайского края), осуществляется Администрацией Алтайского края.

С учетом этого, суд первой инстанции обоснованно указал, что полномочиями по рассмотрению заявлений о переводе земельных участков сельскохозяйственного назначения в другую категорию и принятию итогового решения наделен орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Администрация Алтайского края.

Судом установлено, что 05.03.2020 Общество обратилось к главе администрации Третьяковского района Алтайского края с заявлением о переводе земельных участков с кадастровыми номерами №№ 22:50:0600001:548, 22:50:060001:525 из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения» для дальнейшего использования данных земельных участков в соответствии с их целевыми назначениями.

Рассмотрев поступившее заявление, Администрация в нарушение пункта 3.6. Порядка № 441 фактически рассмотрела поступившее от Общества заявление, и отказала в переводе испрашиваемых земельных участков из одной категории в другую по мотивам их использования ООО «Минерал» не по целевому назначению.

В связи с чем, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у администрации Третьяковского района Алтайского края полномочий по рассмотрению заявления о переводе земельных участков сельскохозяйственного назначения в другую категорию, поскольку такими полномочиями обладает исключительно орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Арбитражный суд совершенно обоснованно при оценке доказательств по делу в их совокупности указал, что оспариваемый отказ в переводе земельных участков из одной категории в другую, принятый Администрацией 25.03.2020 не соответствует Федеральному закону от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», а также Порядку № 441.

Ссылка заявителя на Приказ Министерства сельского хозяйства РФ № 265 от 22.12.2015 обоснованно отклонена судом, так как данный нормативно - правовой акт регулирует правоотношения, связанные с переводом земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.

В рассматриваемом случае вопрос перевода земель сельскохозяйственного назначения на территории Алтайского края урегулирован Порядком № 441.

Ссылка апеллянта на то, что распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий (статью 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации») обоснованно признана судом необоснованной, поскольку в рассматриваемом случае предметом спора является проверка законности отказа в переводе земельных участков из одной категории в другую, а не распоряжение земельными участками

Правовых оснований не согласиться с позицией арбитражного суда судебная коллегия не усматривает.

Несогласие апеллянта с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены судебного акта.

При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268, 271, п. 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

решение от 12.04.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-9571/2020 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Третьяковского района Алтайского края - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.

Председательствующий О.О. Зайцева

Судьи Е.В. Кудряшева

Н.Н. Фролова