Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-6554/2021
10 декабря 2021 года
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Три П»: ФИО1, представитель по доверенности от 25.10.2021, срок действия до 31.12.2023 (представлены паспорт, диплом о высшем юридическом образовании);
отминистерства природных ресурсов Амурской области: представитель не явился;
от Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: ФИО2, представитель по доверенности от 07.12.2021 № 05-18/13526, срок действия дор 31.12.2021 (представлены паспорт, диплом о высшем юридическом образовании, документ о смене фамилии); ФИО3, представитель по доверенности от 07.09.2021 № 0518/9520, срок действия до 31.12.2021 (представлены паспорт, диплом о высшем юридическом образовании);
от Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Три П»
на решение от 08.10.2021
по делу № А04-6490/2021
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Три П»
к министерству природных ресурсов Амурской области
третьи лица: Приамурское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Три П» (ОГРН <***>, ИНН <***>) обратилось в Арбитражный суд Амурской области об отмене постановления министерства природных ресурсов Амурской области (далее - министерство) от 04.08.2021 № 10-32/76-2021 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ в виде штрафа 200 000 рублей, либо снижении штрафа до 75 000 рублей.
Определением от 16.09.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Приамурское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор).
Решением Арбитражного суда Амурской области от 08.10.2021 по делу №А04-6490/2021 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 08.10.2021 по делу № А04-6490/2021 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представители управления против доводов апелляционной жалобы возражали, просили решение Арбитражного суда Амурской области от 08.10.2021 по делу № А04-6490/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Росприроднадзор, министерство природных ресурсов Амурской областив судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Во исполнение приказа министерства природных ресурсов Амурской области от 02.06.2021 N 92 "Об утверждении задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования" должностными лицами министерства с 15.06.2021 по 19.06.2021 с целью выявления и пресечения нарушений требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования осуществлен осмотр водных объектов на территории Селемджинского района Амурской области.
15.06.2021 в ходе рейдового мероприятия визуально установлено загрязнение водного объекта р.Малый Караурак в районе точки с географическими координатами N 53°03'46.42" Е132°52'41.38", при обследовании русла водного объекта установлено, что загрязненная взвешенными веществами сточная вода выходит с участка ведения горных работ, в свою очередь до участка ведения горных работ визуального загрязнения р.Малый Караурак взвешенными веществами не установлено. Для определения количества взвешенных веществ в водном объекте были отобраны и исследованы пробы природной воды. Результаты исследования проб природной воды, отобранных в р. Мальй Караурак 15.06.2021 в период с 18:00 ч. по 19:00 ч.:
проба N 1 - выше участка ведения горных работ (N 53°07'43.97" Е132°53'14.63") - 0,73 мг/дм3;
проба N 2 - ниже участка ведения горных работ (N 53°03'46.42" Е132°52'41.38") - 35,97 мг/дм3.
16.06.2021 при осмотре водного объекта р.Малый Караурак, установлено, что загрязнение взвешенными веществами водного объекта ниже участка ведения горных работ продолжается. Для определения количества взвешенных веществ в водном объекте были отобраны и исследованы пробы природной воды. Результаты исследования проб природной воды, отобранных в р. Малый Караурак 16.06.2021 в период с 08:00 ч. по 09:00 ч.:
проба N 1 - выше участка ведения горных работ (N 53°07'43.69" Е132°53'14.68") - 0,52 мг/дм3;
проба N 2 - ниже участка ведения горных работ (N 53°03'46.45 Е132°52'41.15м)-20,83 мг/дм3.
17.06.2021 продолжено наблюдение за водным объектом р. Малый Караурак, загрязнение взвешенными веществами водного объекта ниже участка ведения горных работ визуально не наблюдалось. Для определения количества взвешенных веществ в водном объекте были отобраны пробы природной воды. Результаты исследования проб природной воды, отобранных в р. Малый Караурак 17.06.2021 в период с 09:00 ч. по 10:00 ч.:
проба N 1 - выше участка ведения горных работ (N 53°07'43.21" Е132°53'15.13") - 0,94 мг/дм3;
проба N 2 - ниже участка ведения горных работ (N 53°03'46.20" Е132°52'41.53")- 14,58 мг/дм3.
По результатам исследования проб воды от 15.06.2021, 16.06.2021 и 17.06.2021 установлено, что содержание взвешенных веществ в водном объекте р.Малый Караурак превышает содержание взвешенных веществ, установленных действующими нормативами, что оказывает негативное влияние на водный объект. Исследование проб природной воды производилось анализатором взвешенных веществ фотоэлектрическим ФАВ, заводской номер А 0121, свидетельство о поверке от 25.03.2021 N С-БА/25-03-2021/47545512 выданное ФБУ "Амурский ЦГСМ", действительно до 24.03.2022.
Согласно федеральной государственной информационной системе "Автоматизированная система лицензирования недропользования", на указанном водном объекте, в границах между отбираемыми пробами природной воды выше и ниже участка ведения горных работ, свою деятельность по добыче россыпного золота по лицензии БЛГ 03814 БР осуществляет ООО "Три П" (ИНН <***>).
По результатам проверки составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования N 92 от 22.06.2021, из которого следует, что в действиях ООО "Три П" усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Направленное 02.07.2021 в ООО "Три П" министерством извещение о времени и месте возбуждения дела об административном правонарушении N 10-24/3644 (26.07.2021 в 15-30 часов) получено обществом 06.07.2021.
26.07.2021 государственным инспектором в отношении ООО "Три П" составлен протокол об административном правонарушении. Действия ООО "Три П" квалифицированы по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ. В протоколе содержится указание, что рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 04.08.2021 в 15-30 часов.
Копия протокола об административном правонарушении направлена в адрес ООО "Три П" 26.07.2021 и получена согласно штампу входящей корреспонденции 28.07.2021.
04.08.2021 государственным инспектором вынесено постановление N 19032/76-2021 о назначении административного наказания ООО "Три П" по ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ в виде штрафа 200 000 рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
О незаконности постановления общество обратилось в арбитражный суд, который правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; презумпции экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.
В силу положений статьи 4 Закона N 7-ФЗ, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Статьей 1 Закона N 7-ФЗ установлено, что поверхностные воды относятся к компонентам природной среды.
Согласно пункту 4 статьи 1 ВК РФ водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
К поверхностным водным объектам относятся водотоки: реки, ручьи, каналы (пункт 2 части 2 статьи 5 ВК РФ).
Пунктом 19 статьи 1 ВК РФ установлено, что под сточными водами понимаются дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
Согласно части 1 статьи 9 ВК РФ юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Частью 2 статьи 56 ВК РФ установлено, что проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6 статьи 56 ВК РФ).
Согласно части 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ размещение, эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
На основании пунктов 1, 2 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические лица обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 N 79 утверждены Правила охраны поверхностных водных объектов, в соответствии с которыми мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются лицом, использующим водный объект (водопользователем), которому предоставлено право пользования водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование (подпункт "е" пункта 3).
Пунктом 5 названных Правил закреплено, что мероприятия по охране водного объекта осуществляются водопользователем в соответствии с условиями договора водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование.
В соответствии с требованиями, установленными приказом Минсельхоз России от 13.12.2016 N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения", увеличение содержания взвешенных веществ в водном объекте ниже ведения работ не должно превышать 0,25 мг/дм3 к фоновому содержанию взвешенных веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения высшей и 1 категории, и 0,75 мг/дм3 для водных объектов хозяйственного значения 2 категории.
Водный объект р.Малый Караурак относится к водным объектам рыбохозяйственного значения 2 категории.
Из материалов дела следует, что министерством природных ресурсов Амурской области 23.04.2021 N 1810 принято решение о предоставлении р. Малый Караурак в пользование ООО "Три П".
23.04.2021 между министерством природных ресурсов Амурской области и ООО "Три П" заключен договор водопользования. В соответствии с пп. "р" п. 19 договора, водопользователь обязан не осуществлять действий, приводящих к причинению вреда окружающей среде, ухудшению экологической обстановки на предоставленном в пользование водном объекте и прилегающих к нему территориях водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.
Материалы дела подтверждают состав правонарушения общества. В нарушение вышеуказанных требований ООО "Три П" осуществляет пользование водным объектом р. Малый Караурак для сброса сточных вод при добыче полезных ископаемых по лицензии БЛГ 03814 БР с превышением нормативов допустимого воздействия на водный объект по взвешенным веществам.
Отклоняется довод жалобы об отсутствии полномочий министерства природных ресурсов Амурской области и его должностных лиц по проверке водного объекта в связи с осуществлением обществом золотодобычи, и пп «б» п.6 критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2020 № 903, где в случае осуществления на объекте деятельности, связанной с пользованием участком недр, осуществляется федеральный государственный надзор.
Пунктом 3 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426 федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) и ее территориальными органами в пределах своей компетенции.
При осуществлении юридическим лицом деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор) (часть 4 статьи 65 Закона N 7-ФЗ).
Под объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии со статьей 1 Закона N 7-ФЗ, понимается объект, их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Согласно статье 1 ВК РФ, понятие водных ресурсов включают в себя поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы. Водные объекты и территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос являются самостоятельными объектами, подлежащими государственному экологическому контролю (надзору).
Министерством проводился рейдовый осмотр водных объектов на территории Селемджинского района Амурской области. Министерством природных ресурсов Амурской области не устанавливались нарушения условий пользования недрами по принадлежащей обществу лицензии при осуществлении деятельности по эксплуатации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 3.34 положения о министерстве природных ресурсов Амурской области, утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 01.09.2015 N 222, министерство природных ресурсов Амурской области осуществляет региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.
В соответствии со статьей 23.29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов и органы, осуществляющие государственный экологический надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Река Малый Караурак, исходя из критериев, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 N 1521 "О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов" не относится к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов.
Оспариваемым постановлением о назначении административного наказания ООО "Три П" привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ за загрязнение водного объекта. Доказательства правонарушения не соотносятся с составом правонарушения, ответственность по которому предусмотрена по ст.7.6 КоАП РФ.
Обществу должны быть известны общедоступные требования законодательства, регулирующего отношения в сфере охраны окружающей среды, до начала осуществления соответствующей деятельности. Однако необходимых действий для его соблюдения обществом предпринято не было, что свидетельствует о безразличном отношении к требованиям публичного порядка. Обстоятельства, которые могли препятствовать юридическому лицу соблюсти требования законодательства, при рассмотрении административного дела не установлены.
Отсутствуют доказательства исключительных обстоятельств для признания правонарушения малозначительным и снижения размера штрафа. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность должностным лицом министерства не установлено. Обществом в материалы дела не представлено.
Согласно материалам дела ООО "Три П" на момент совершения административного правонарушения было подвергнуто аналогичному (однородному) административному наказанию, предусмотренному ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ по постановлениям о назначении административного наказания от 28.10.2020 N 10-23/148 (вступило в законную силу 18.01.2021), от 28.10.2020 N 10-23/150 (вступило в законную силу 18.01.2021), что в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
Нарушений порядка и срока привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено. Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил КоАП РФ.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и неверное понимание обществом положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Арбитражного суда Амурской области от 08.10.2021 по делу № А04-6490/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.Г. Харьковская
Судьи
Е.В. Вертопрахова
А.П. Тищенко