ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
29 апреля 2019 года | г. Вологда | Дело № А05-10274/2018 | |
Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2019 года .
В полном объеме постановление изготовлено апреля 2019 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Черединой Н.В. и
ФИО1
при ведении протокола секретарем судебного заседания
ФИО2
при участии от федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации ФИО3 по доверенности от 11.01.2019, от администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» ФИО4 по доверенности от 21.09.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» и администрации муниципального образования «Ухтостровское» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 февраля 2019 года по делу № А05-10274/2018 (судья Филипьева А.Б.),
у с т а н о в и л:
федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (адрес: 105066, Москва, улица Спартаковская, дом 2б;
ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» (адрес: 164530, город Архангельск, набережная имени Горончаровского, дом 21; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Администрация района), администрации муниципального образования «Ухтостровское» (адрес: 164554, Архангельская область, Холмогорский район, деревня Горка-Кузнечевская; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Администрация поселения) о возложении на надлежащего ответчика обязанности принять в муниципальную собственность следующие объекты недвижимого имущества:
- земельный участок в границах в/г 74 площадью, необходимой для эксплуатации и обслуживания передаваемых объектов недвижимого имущества; - наружную сеть водоснабжения по адресу: Архангельская обл., Холмогорский р-н, МО «Ухтостровское», дер. Рембуево, протяженностью
2598 п/м, в/г 74;
- наружную сеть водоотведения по адресу: Архангельская обл., Холмогорский р-н, МО «Ухтостровское», дер. Рембуево, протяженностью
1062 п/м, в/г 74;
- тепловую сеть по адресу: Архангельская обл., Холмогорский р-н, МО «Ухтостровское», дер. Рембуево, протяженностью 728 м., в/г 74;
- тепловую сеть по адресу: Архангельская обл., Холмогорский р-н, МО «Ухтостровское», дер. Рембуево, протяженностью 553 м., в/г 74;
- котельную по адресу: Архангельская обл., Холмогорский р-н, МО «Ухтостровское», <...>, в/г 74, площадью 380,3 кв.м; кадастровый номер 29:19:140301:164;
- биофильтр по адресу: Архангельская обл., Холмогорский р-н, МО «Ухтостровское», дер. Рембуево, в/г 74, площадью 183 кв.м;
- резервуар сжиженного газа по адресу: Архангельская обл.,
Холмогорский р-н, МО «Ухтостровское», дер. Рембуево, в/г 74, кадастровый номер 29:19:140301:199, объём 4,2 куб.м;
- резервуар сжиженного газа по адресу: Архангельская обл.,
Холмогорский р-н, МО «Ухтостровское», дер. Рембуево, в/г 74, кадастровый номер 29:19:140301:198, объём 4,2 куб.м;
- резервуар сжиженного газа по адресу: Архангельская обл.,
Холмогорский р-н, МО «Ухтостровское», дер. Рембуево, в/г 74, кадастровый номер 29:19:140301:200, объём 4,2 куб.м;
- резервуар сжиженного газа по адресу: Архангельская обл.,
Холмогорский р-н, МО «Ухтостровское», дер. Рембуево, в/г 74, кадастровый номер 29:19:140301:201, объём 4,2 куб.м;
- газопровод по адресу: Архангельская обл., Холмогорский р-н, МО «Ухтостровское», дер. Рембуево, в/г 74, кадастровый номер 29:19:140301:202, протяженностью 320 м.
Кроме того, истец просил обязать надлежащего ответчика в течение
3 дней с момента вступления в законную силу судебного акта подписать акт приема-передачи на указанные объекты.
Исковые требования указаны с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 11.02.2019 исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал Администрацию принять в муниципальную собственность следующие объекты недвижимого имущества:
- наружную сеть водоснабжения по адресу: Архангельская обл., Холмогорский р-н, МО «Ухтостровское», дер. Рембуево, протяженностью
2598 п/м, в/г 74;
- наружную сеть водоотведения по адресу: Архангельская обл., Холмогорский рн, МО «Ухтостровское», дер. Рембуево, протяженностью
1062 п/м, в/г 74;
- тепловую сеть по адресу: Архангельская обл., Холмогорский р-н, МО «Ухтостровское», дер. Рембуево, протяженностью 728 м., в/г 74;
- тепловую сеть по адресу: Архангельская обл., Холмогорский р-н, МО «Ухтостровское», дер. Рембуево, протяженностью 552 м., в/г 74;
- котельную по адресу: Архангельская обл., Холмогорский р-н, МО «Ухтостровское», <...>, в/г 74, площадью 380,3 кв.м, кадастровый номер 29:19:140301:164, а также земельный участок в границах в/г 74 площадью, необходимой для эксплуатации и обслуживания здания котельной. В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований и в иске к Администрации района отказано.
Администрация поселения и Администрация района с решением не согласились, обратились с апелляционной жалобой, в которой просят его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалоб указывают на то, что принятием спорного имущества в собственность нарушаются права ответчика, поскольку спорное имущество находится в ненадлежащем состоянии. На все объекты потребуются дополнительные финансовые средства, не запланированные в бюджете Администрации. Кром того указывают на то, что Администрация является ненадлежащим ответчиком.
До судебного заседания от Администрации района поступили дополнения к апелляционной жалобе, которые приняты судом апелляционной инстанции.
Администрация района в отзыве на жалобу Администрации поселения и ее представитель в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в ней.
Администрация поселения в отзыве на жалобу Администрации района поддержала доводы, изложенные в ней, направила ходатайство о рассмотрении дела без участия ее представителя.
Учреждение в отзывах на жалобы и его представитель в судебном заседании против их удовлетворения возражали.
Ответчики, третье лицо, участвующее в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в суд не направили. В соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.
Заслушав объяснения представителей Учреждения и Администрации района, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобы не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155 и уставом Учреждения основной его целью деятельности является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры.
Спорные объекты закреплены за Учреждением на праве оперативного управления приказами директора департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 24.03.2017 № 841 и от 03.04.2017 № 1001 «О закреплении недвижимого и движимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации», а также приняты на обслуживание в соответствии с распоряжением начальника Учреждения от 27.04.2017 № 38.
Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 19.09.2017 № 948 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования «Ухтостровское» Холмогорского района Архангельской области» принято решение о передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования «Ухтостровское» Холмогорского района Архангельской области объектов недвижимого имущества, расположенных в границах военного городка № 74, указанные в приложении 1 к названному приказу, а именно:
- земельный участок в границах в/г 74 площадью, необходимой для эксплуатации и обслуживания передаваемых объектов недвижимого имущества, согласно схеме ориентировочных границ земельного участка на кадастровой карте территории;
- наружную сеть водоснабжения по адресу: Архангельская обл., Холмогорский р-н, МО «Ухтостровское», дер. Рембуево, протяженностью
2900 п/м, в/г 74;
- наружную сеть водоотведения по адресу: Архангельская обл., Холмогорский р-н, МО «Ухтостровское», дер. Рембуево, протяженностью
3360 п/м, в/г 74;
- тепловую сеть по адресу: Архангельская обл., Холмогорский р-н,
МО «Ухтостровское», дер. Рембуево, протяженностью 1430 м., в/г 74
- тепловую сеть по адресу: Архангельская обл., Холмогорский р-н,
МО «Ухтостровское», дер. Рембуево, протяженностью 1000 м., в/г 74;
- котельную по адресу: Архангельская обл., Холмогорский р-н,
МО «Ухтостровское», <...>, в/г 74, площадью 380,3 кв.м, кадастровый номер 29:19:140301:164;
- биофильтр по адресу: Архангельская обл., Холмогорский р-н,
МО «Ухтостровское», дер. Рембуево, в/г 74, площадью 183 кв.м;
- резервуар сжиженного газа по адресу: Архангельская обл.,
Холмогорский р-н, МО «Ухтостровское», дер. Рембуево, в/г 74, кадастровый номер 29:19:140301:199, объем 4,2 куб.м;
- резервуар сжиженного газа по адресу: Архангельская обл., Холмогорский р-н, МО «Ухтостровское», дер. Рембуево, в/г 74, кадастровый номер 29:19:140301:198, объем 4,2 куб.м;
- резервуар сжиженного газа по адресу: Архангельская обл.,
Холмогорский р-н, МО «Ухтостровское», дер. Рембуево, в/г 74, кадастровый номер 29:19:140301:200, объем 4,2 куб.м;
- резервуар сжиженного газа по адресу: Архангельская обл.,
Холмогорский р-н, МО «Ухтостровское», дер. Рембуево, в/г 74, кадастровый номер 29:19:140301:201, объём 4,2 куб.м;
- газопровод по адресу: Архангельская обл., Холмогорский р-н,
МО «Ухтостровское», дер. Рембуево, в/г 74, кадастровый номер 29:19:140301:202, протяженностью 320 м.
Также в число передаваемых по приказу заместителя Министра обороны Российской Федерации от 19.09.2017 № 948 объектов вошли 33 квартиры в пяти жилых домах и здание бани, расположенные в границах военного городка № 74.
Письмами от 26.10.2017 и от 16.01.2018 истец предлагал Администрации поселения рассмотреть вопрос о принятии спорных объектов в военном городке № 74, также направил передаточный акт, который просил подписать и возвратить Учреждению.
Ответчик письмами от 27.12.2017 и от 26.01.2018 известил истца о том, что бюджетом поселения не предусмотрены расходы на содержание и капитальный ремонт передаваемых объектов.При этом жилые помещения (квартиры) и здание бани приняты Администрацией поселения 12.12.2017 по актам приема-передачи от 19.10.2017.
Поскольку до настоящего времени спорное имущество не принято и передаточный акт не подписан, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования законными частично.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения данного судебного акта.
В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Способы защиты гражданских прав определены в статье 12 ГК РФ. Согласно абзацу восьмому названной статьи ГК РФ к числу таких способов относится присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Взаимоотношения, связанные с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность, в частности муниципальных образований регулируются Федеральным законом от 08.12.2011 № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 423-ФЗ).
Основания и порядок передачи имущества из федеральной в муниципальную собственность определены частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 122-ФЗ).
В соответствии с положениями названных законов имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 3 Закона № 423-ФЗ решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» таким органом является Министерство обороны Российской Федерации.
При этом, Законом № 423-ФЗ на муниципальные органы возложена обязанность по принятию неиспользуемого военного имущества в силу закона в том состоянии, в котором оно находится в действительности, без дополнительного финансирования и ремонта.
Как указывалось выше, заместителем Министра обороны Российской Федерации издан приказ от 19.09.2017 № 948 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования «Ухтостровское» Холмогорского района Архангельской области».
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 16.11.2018 по делу № А40-206885/18-146-1639 отказано в удовлетворении требований Администрации поселения о признании приказа от 19.09.2017 № 948 недействительным в части пунктов 1, 8 - 19 Перечня объектов недвижимого имущества, передаваемого в собственность муниципального образования «Ухтостровское».
Следовательно, основания для передачи спорного имущества в муниципальную собственность имелись, и с момента принятия приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 19.09.2017 № 948 это имущество утратило статус военного недвижимого имущества.
В то же время, положения Закона № 423-ФЗ подлежат применению с учетом правил части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.06.2006 № 8-П и определениях от 07.12.2006 № 542-О, от 04.12.2007
№ 828-О-П, согласно которой, положения части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества, предполагают необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Однако, по смыслу вышеназванных норм права органы местного самоуправления не могут произвольно отказаться от принятия имущества, которое должно находиться в муниципальной собственности. Согласование позиций органов власти должно осуществляться с учетом состава и назначения имущества, обеспечивать баланс интересов всех сторон правоотношения.
В рассматриваемом случае отказ в принятии спорных объектов в муниципальную собственность обусловлен мнением Администрации поселения о том, что предполагаемое к передаче имущество имеет неудовлетворительное техническое состояние, в связи с чем не может быть предназначено для решения вопросов местного значения.
Суд первой инстанции проверил данный довод и пришел к следующим выводам.
Основной задачей Закона № 423-ФЗ является обеспечение эффективного использования имущества, выбывающего из федеральной собственности, а не передача на баланс органов местного самоуправления разрушенных объектов, а также объектов, использование которых по целевому назначению в принципе невозможно.
Правовой подход о необходимости учета состояния передаваемого имущества и возможности его использования для решения вопросов местного значения был сформулирован Верховным Судом Российской Федерации в определении от 12.03.2015 № 302-ЭС15-1093.
Следовательно, передаче в муниципальную собственность подлежат только те объекты, которые фактически существуют (не погибли и не уничтожены) и могут быть использованы по целевому назначению.
Суд первой инстанции, установив, что здание биофильтра, газовых резервуаров и газовой сети находятся в неудовлетворительном состоянии, эксплуатация объектов невозможна, пришел к обоснованному выводу о том, что возможность фактического использования части передаваемого имущества как наиболее эффективного в социально-экономическом плане для решения вопросов местного значения истцом не доказана, и правомерно отказал в удовлетворении иска в указанной части.
Вместе с тем достаточных доказательств для вывода о том, что объекты – котельная, тепловые сети, сети водоснабжения и водоотведения фактически уничтожены либо их состояние не позволяет использование по назначению в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования истца в части обязания принять объекты в муниципальную собственность являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в отношении тепловых сетей, сетей водоснабжения и водоотведения, а также здания котельной с земельным участком в границах
в/г 74 площадью, необходимой для эксплуатации и обслуживания здания котельной.
Довод подателей жалобы о том, что Администрация поселения не является надлежащим ответчиком по настоящему делу правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку в соответствии с частью 8 статьи 3 Закона
№ 423-ФЗ приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 19.09.2017 № 948 является основанием для возникновения прав на спорные объекты именно у муниципального образования «Ухтостровское».
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 февраля
2019 года по делу № А05-10274/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» и администрации муниципального образования «Ухтостровское» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | А.В. Романова |
Судьи | Н.В. Чередина А.Н. Шадрина |