ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-10450/18 от 08.04.2019 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

11 апреля 2019 года

г. Вологда

Дело № А05-10450/2018

Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2019 года .

В полном объёме постановление изготовлено апреля 2019 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кувшиновой Анны Васильевны на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 декабря 2018 года по делу                 № А05-10450/2018,

у с т а н о в и л :

администрация муниципального образования «Красноборский муниципальный район» (ОГРН 1022901353859, ИНН 2914000230; адрес: 165430, Архангельская область, село Красноборск, улица Гагарина, дом 7а; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Кувшиновой Анне Васильевне (ОГРНИП 314290430900022, ИНН 291400878820; адрес: 165430, Архангельская область; далее - предприниматель) о взыскании           124 890 руб. средств субсидии, полученных по договору о предоставлении субсидии на создание собственного бизнеса от 07.12.2015 № 1/12-15.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена прокуратура Красноборского района Архангельской области (далее – прокуратура).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 10 декабря                  2018 года по делу № А05-10450/2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Предприниматель Кувшинова А.В. с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы ссылается на то, что субсидии подлежат возврату в бюджет соответствующего уровня при нарушении получателями условий их предоставления, а нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, в том числе нормативные правовые акты муниципальных образований, должны определять именно порядок возврата субсидий при нарушении получателем данных условий. Не достижение планируемых результатов хозяйственной деятельности получателем субсидии, нарушение требований, непосредственно связанных с контролем за использованием предоставленных денежных средств, в том числе непредставление отчетности, не является нарушением условий предоставления субсидии, а относятся к нарушениям, связанным с использованием средств субсидии. Доказательств, указывающих на отсутствие у Кувшиновой А.В. права на получение субсидии, в материалах дела не имеется. Неэффективность использования предоставленной субсидии не предусмотрена бюджетным законодательством в качестве основания для возврата денежных средств в бюджет. Апеллянт считает, что оснований для взыскания с ответчика суммы субсидирования, предоставленной на создание собственного бизнеса, не имеется.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы  извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации от 30.10.2013 № 734 утверждена муниципальная программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Красноборский муниципальный район» (2014 - 2020 годы)»                             (далее – Программа).

В соответствии с Положением о порядке проведения конкурса на предоставление субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса в 2015 году, утвержденным постановлением администрации от 15.10.2015 № 427 (далее – Положение), с учетом внесенных постановлением от 16.11.2015 № 469 изменений, администрацией принято решение о проведении конкурса на предоставление субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса.

В администрацию 28.10.2015 от Кувшиновой А.В. поступила заявка на

предоставление субсидии в размере 125 000 руб. на реализацию бизнес-плана «Автостоянка» организация бизнеса по оказанию услуг хранения транспортных средств населению и организациям.

Представленные предпринимателем документы рассмотрены на заседании комиссии по рассмотрению документов на предоставление субсидии начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса 30.11.2015.

На основании протокола заседания указанной комиссии от 30.11.2015                № 1 решено предоставить Кувшиновой А.В. субсидию на создание собственного бизнеса как субъекту малого предпринимательства в размере               124 890 руб.

По результатам конкурса администрацией и предпринимателем 07.12.2015 заключен договор о предоставлении субсидии на создание собственного бизнеса № 1/12-15, в соответствии с условиями которого администрация предоставляет предпринимателю в целях реализации бизнес-плана «Автостоянка» субсидии за счет средств бюджета муниципального образования «Красноборский муниципальный район» в размере 124 890 руб.

В соответствии с пунктом 3.2 договора о предоставлении субсидии предприниматель  принял на себя обязательство в течение 18 месяцев со дня перечисления средств субсидии использовать бюджетные средства по целевому назначению в соответствии с перечнем расходов (приложение 2 к договору).

Согласно приложению 2 к договору о предоставлении субсидии в редакции дополнительного соглашения от 04.08.2016 бюджетные средства в размере 124 890 руб. подлежали использованию на приобретение автоэвакуатора.

Во исполнение обязательств по договору администрация платежными поручениями от 11.12.2015 № 804602, от 25.12.2015 № 63747 перечислила предпринимателю субсидию в сумме 124 890 руб.

В рамках исполнения договора о предоставлении субсидии предприниматель предоставлял отчеты, в которых отразил следующую информацию:

- отчет от 05.04.2016: проведение подготовительных мероприятий; заключение договора на пользование помещением под стоянку, договор аренды эвакуатора с правом выкупа; проведение мониторинга рынка стоимости камер видеонаблюдения;

- отчет от 05.07.2016: заключен договор купли-продажи эвакуатора (договор приложен); оказаны услуги по хранению транспортных средств (в настоящее время отсутствует постоянный спрос, так как летний период, хранение транспортных средств возможно на улице); идет подбор кандидатуры на должность водителя;

- отчет от 07.10.2016: оказаны услуги по хранению транспортных средств (в настоящее время отсутствует постоянный спрос, так как летний период, хранение транспортных средств возможно на улице), на стоянку помещаются в основном автомобили после ДТП, сроки хранения 1 – 3 суток; размер дохода от автостоянки не позволяет нанять водителя по трудовому договору; доставка автомобилей после ДТП на автостоянку производится по договору безвозмездного оказания услуг;

- отчет от 13.01.2017: на стоянку помещаются в основном автомобили после ДТП, сроки хранения 1 – 3 суток; доставка автомобилей после ДТП на автостоянку производится по договору безвозмездного оказания услуг; спрос на данный вид услуг низкий;

- отчет от 07.04.2017: оказаны услуги по хранению транспортных средств; на стоянку помещаются в основном автомобили после ДТП, сроки хранения       1 – 3 суток; доставка автомобилей после ДТП на автостоянку производится по договору безвозмездного оказания услуг; спрос на данный вид услуг низкий; из-за низкого спроса прием на работу водителя эвакуатора экономически нецелесообразен;

- отчет от 10.07.2017: спрос на данный вид услуг отсутствует; из-за низкого спроса прием на работу водителя эвакуатора экономически нецелесообразен; деятельность предприниматель осуществляет за счет предоставления других услуг;

- отчет от 09.10.2017: спрос на данный вид услуг отсутствует; из-за низкого спроса прием на работу водителя эвакуатора экономически нецелесообразен; деятельность предприниматель осуществляет за счет предоставления других услуг.

На основании решения от 12.12.2017 № 12 прокуратурой в период с 14.12.2017 по 12.02.2018 проведена проверка исполнения требований бюджетного законодательства и законодательства, регламентирующего порядок предоставления субсидии начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса, в том числе, в отношении Кувшиновой А.В.

В рамках указанной проверки старшим помощником прокурора района с участием руководителя отдела экономики, АПК и закупок администрации произведен осмотр с выездом на место в д.Фроловскую результатов реализации бизнес-плана «Автостоянка» Кувшиновой А.В., по результатам которого составлена справка от 31.01.2018.

На основании проведенной проверки прокурором Красноборского района в адрес администрации вынесено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства от 09.02.2018 № 7-01-2018, в котором на истца по настоящему делу возложена обязанность, в том числе, рассмотреть вопрос о предъявлении к получателям субсидии, допустившим нарушения принятых на себя обязательств при получении средств субсидии, требований об одностороннем расторжении договорных отношений и (или) возврате бюджетных средств.

В представлении, в том числе, указано, что установлен факт неисполнения предпринимателем принятых на себя по договору о предоставлении субсидии обязательств, в частности не выполнены требования по создания рабочих мест, не исполнены заложенные в бизнес-план маркетинговые мероприятия по обеспечению публичности сведений о характере оказываемых услуг путем соответствующей рекламы: изготовление баннеров, публикаций в районной газете, размещения объявлений в сети Интернет.

Проверкой также установлен факт недобросовестности Кувшиновой А.В. при расходовании бюджетных средств, поскольку Кувшинова А.В. приобрела у своего сына Кувшинова А.А. за счет средств субсидии эвакуатор, право собственности на которое не было перерегистрировано. Собственником транспортного средства в соответствии с ПТС и свидетельством о государственной регистрации является Кувшинов А.А. Приведенные обстоятельства, как указано в представлении прокурора, объективно свидетельствуют о неэффективности расходования средств субсидии.

В связи с нарушением условий предоставления субсидии и по результатам проведенной прокуратурой проверки целевого использования бюджетных средств администрация в письме от 16.03.2018 № 01.1-29/37 потребовала от предпринимателя вернуть сумму субсидии в бюджет в течение 30 дней со дня получения требования в досудебном порядке.

Кувшинова А.В. с данным требованием не согласилась, считая его необоснованным.

Администрация 23.05.2018 направила в адрес предпринимателя претензию, в которой повторно потребовала вернуть полученные                        Кувшиновой А.В. средства субсидии. Претензия оставлена предпринимателем без удовлетворения.

Поскольку требование администрации ответчиком исполнено не было, она обратилась в суд с настоящим иском о взыскании с предпринимателя        124 890 руб. средств субсидии.

Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными и удовлетворил иск.

Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с решением суда.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Подпунктом 2 пункта 2 названной статьи БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В пункте 3 статьи 78 БК РФ определено, какие положения должны содержаться в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны предусматривать, в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Согласно подпункту 4 пункта 3 названной статьи БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять  случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году.

Пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ установлено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, условия предоставления субсидий и порядок их возврата в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, подлежат нормативному закреплению в правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

Приложением № 10 к решению Собрания депутатов муниципального образования «Красноборский муниципальный район» от 17.12.2014 № 33 «О бюджете муниципального образования «Красноборский муниципальный район» на 2015 год» предусмотрен Порядок предоставления субсидии начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса, пунктами 8 и 9 которого предусмотрено, что субсидия подлежит использованию по целевому назначению, и в случае нарушения целей и порядка предоставления субсидии, она подлежит возврату в бюджет муниципального района.

Согласно пункту 26 Положения получатель субсидии обязан использовать средства субсидии по целевому назначению в течение 12 месяцев со дня перечисления их на расчетный счет получателя. Неиспользованные средства подлежат возврату в бюджет муниципального района в течение         15 дней со дня предъявления Администрацией соответствующего требования.

Получатель субсидии ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обязан представить в администрацию отчетность о реализации бизнес-проекта, в состав которой входят следующие документы:

- отчет субъекта малого предпринимательства, получившего субсидию, об использовании целевых бюджетных средств; 

- платежные документы, подтверждающие расходы в соответствии с бизнес-планом;

- содержательный отчет о выполнении комплекса мероприятий, предусмотренных бизнес-планом.

При непредставлении получателем субсидии отчета о реализации бизнес-проекта с приложением документов, подтверждающих целевое использование средств, в установленные сроки, получатель субсидии обязан вернуть средства бюджета в полном объеме в течение 15 дней со дня предъявления администрацией соответствующего требования.

Пунктом 27 Положения предусмотрено, что в случае выявления администрацией нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, а также условий договоров субсидии подлежат возврату в бюджет муниципального района в течение 15 календарных дней со дня предъявления соответствующего требования.

В силу пункта 3.2 договора о предоставлении субсидии от 07.12.2015       № 1/12-15 получатель субсидии принял на себя обязательства:

- использовать в течение 18 месяцев с момента получения субсидии бюджетные средства, полученные от администрации по настоящему договору, по целевому назначению в рамках бизнес-плана в соответствии с перечнем расходов (приложение 2 к договору);

- предоставить в администрацию по истечении 6 месяцев со дня перечисления средств субсидии платежные документы, подтверждающие вложение в предпринимательскую деятельность собственных средств в соответствии с бизнес-планом в размере не менее 15 процентов от размера предоставляемой субсидии;

- в течение 36 месяцев с момента получения субсидии обеспечить выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных бизнес-планом;

- своевременно предоставлять в администрацию отчетность;

- в течение трех лет со дня подписания договора представлять в администрации всю запрашиваемую информацию для проверки целей использования предоставленных бюджетных средств;

- при выявлении факта нецелевого использования бюджетных средств возвратить их в течение 15 календарных дней со дня уведомления;

- в случае нарушения условий, целей и порядка, установленных при предоставлении субсидии, произвести возврат средств в бюджет муниципального района в течение 30 рабочих дней со дня предъявления требования администрации о возврате.

Подписав договор от 07.12.2015, предприниматель выразил согласие со всеми закрепленными в нем условиями.

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, пришел к выводу о том, что Кувшиновой А.В. фактически не осуществлялась деятельность, для которой предоставлена субсидия в размере 124 890 руб.

Как указал суд, предпринимателем создан формальный документооборот с целью обосновать расходование бюджетных средств. В материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства осуществления Кувшиновой А.В. фактической деятельности автостоянки. Кроме того, предпринимателем в нарушение условий договора о предоставлении субсидии не выполнены требования по созданию рабочих мест, как это предусмотрено бизнес-планом, а также не выполнены заложенные в бизнес-план маркетинговые мероприятия по обеспечению публичности сведений о характере оказываемых услуг путем соответствующей рекламы, изготовлению баннеров, публикаций в районной газете, размещению объявлений в сети Интернет.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о нецелевом расходовании ответчиком полученных средств субсидии и в связи с этим обязанности предпринимателя возвратить данные средства в бюджет.

Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, не находит правовых оснований не согласиться с выводами суда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно пункту 3 статьи 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

При таких обстоятельствах позиция ответчика о том, что неэффективность использования предоставленной субсидии не предусмотрена бюджетным законодательством в качестве основания для возврата денежных средств в бюджет, отклоняется.

В жалобе предпринимателя не приводится убедительных доводов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции. Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.

Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, судом при рассмотрении спора не допущено.

В свете изложенного апелляционная жалоба предпринимателя удовлетворению не подлежит.

В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 декабря                    2018 года по делу № А05-10450/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кувшиновой Анны Васильевны - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.В. Зорина

Судьи

А.Я. Зайцева

А.Н. Шадрина