ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
18 февраля 2021 года | г. Вологда | Дело № А05-10746/2020 | |
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2021 года .
В полном объёме постановление изготовлено февраля 2021 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.,
при участии от закрытого акционерного общества «Лесозавод 25» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 ноября 2020 года по делу № А05-10746/2020,
у с т а н о в и л:
закрытое акционерное общество «Лесозавод 25» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163025, <...>; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Архангельской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163045, <...>) о взыскании 2 369 736 руб. 81 коп. процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 26 ноября 2020 года произведена замена ответчика по делу - Архангельской таможни на её правопреемника - Мурманскую таможню (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 183010, <...>; далее - таможня) в связи с реорганизацией Архангельской таможни в форме присоединения.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26 ноября 2020 года по делу № А05-10746/2020 заявленные требования удовлетворены. С таможни в пользу общества взыскано 2 369 736 руб. 81 коп. процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей, а также 34 849 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Таможня с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что обществом на основании направленных уведомлений платежи уплачены в добровольном порядке, в установленный срок, а не в рамках процедуры взыскания, установленной частями 3, 4, 6 статьи 71, частью 20 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о таможенном регулировании, Закон № 289-ФЗ), в связи с этим считает, что положения части 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон № 311-ФЗ) не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Таможня надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направила, в поступившем ходатайстве просила рассмотреть дело без участия представителей, в связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Заслушав пояснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы , проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Архангельская таможня направила в адрес общества уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 03.10.2019 № 10203000/У2019/0000070, в котором указано на обязанность уплатить 43 281 450 руб. 88 коп. ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и пеней за просрочку их уплаты (далее – уведомление от 03.10.2019).
Общество уплатило начисленные суммы по платежным поручениям от 09.10.2019 № 5918, 5919, 5920, 5921.
В адрес общества направлено уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 26.03.2020 № 10203000/УУ2020/0000003, которым предложено доплатить 1 861 121 руб. 80 коп. таможенных пошлин, НДС и пеней за просрочку их уплаты (далее – уведомление от 26.03.2020).
Доначисленные суммы общество перечислило по платежным поручениям от 27.03.2020 № 1897, 1898, 1899, 1900.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 26 июня 2020 года по делу № А05-12894/2019 по заявлению общества признаны недействительными уведомления от 03.10.2019, от 26.03.2020.
Указанным решением суд обязал таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, пеней в размере 45 142 572 руб. 68 коп.
Общество в заявлении о возврате от 14.09.2020 просило вернуть указанную сумму, также проценты на данную сумму на основании части 6 статьи 147 Закона № 311-ФЗ.
Денежные средства в общей сумме 45 142 572 руб. 68 коп. по решению арбитражного суда возвращены обществу по платежным поручениям от 21.09.2020 № 433902, 433913, 433921. Однако проценты, подлежащие начислению на сумму излишне взысканных таможенных платежей, не выплачены.
В связи с этим заявитель обратился в суд с требованием о взыскании процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей, за период с 10.10.2019 по 21.09.2020 в размере 2 369 736 руб. 81 коп.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии со статьей 66 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов.
Согласно пункту 2 статьи 67 ТК ЕАЭС возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в установленном порядке сведений об исчисленных таможенных платежах в таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 настоящего Кодекса, или в таможенных документах, указанных в пункте 4 статьи 52 и абзаце втором пункта 4 статьи 277 настоящего Кодекса, и при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов.
В пункте 4 статьи 67 вышеназванного Кодекса возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких ввозных таможенных пошлин, с учетом положений Договора о Союзе.
В силу части 1 статьи 147 Закона № 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с частью 6 статьи 147 Закона № 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 этого Закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
В силу части 9 статьи 147 вышеназванного Закона при возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьей 148 настоящего Закона.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, из буквального толкования части 6 статьи 147 Закона № 311-ФЗ следует, что при возврате излишне взысканных таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания (внесения таможенных платежей в бюджет), по день фактического возврата.
Данная мера, предполагающая начисление процентов в случае несвоевременного возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленной на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 № 503-О).
Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае.
Как разъяснено в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» (далее – Постановление № 49), в целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности, законодательством предусмотрена выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (часть 11 статьи 67 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - часть 6 статьи 147 Закона № 311-ФЗ).
Принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, судам следует учитывать, что установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет (статья 30 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - статья 117 Закона № 311-ФЗ), до даты фактического возврата, в том числе если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания). В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного органа.
В рассматриваемом случае факт излишнего перечислении таможенных платежей подтверждается материалами дела, из которых следует, что на основании уведомления от 03.10.2019 общество перечислило доначисление суммы 09.10.2019, уведомления от 26.03.2020 - 27.03.2020.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26 июня 2020 года по делу № А05-12894/2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2020 года, признаны недействительными уведомления таможни, суд обязал таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решение суда вступило в законную силу, общество в заявлении о возврате от 14.09.2020 просило вернуть перечисленную сумму, также проценты на данную сумму на основании части 6 статьи 147 Закона № 311-ФЗ, таможней 21.09.2020 произведен возврат денежных средств.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установив факт незаконного взыскания таможенных платежей и пеней, возврат таможней излишне взысканных таможенных платежей без учета суммы процентов, начисляемых в порядке пункта 6 статьи 147 Закона № 311-ФЗ, руководствуясь положениями упомянутого Закона, учитывая, что независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания либо уплаты, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности заявленного требования.
При проверке расчета процентов судом установлено, что проценты правомерно начислены начиная с дат, следующих за датами оплат обществом (10.10.2019 и 28.03.2020) по 21.09.2020 - день фактического возврата денежных средств на счет общества.
В жалобе таможня сослалась отсутствие оснований для взыскания процентов в связи с перечислением обществом платежей в добровольном порядке.
Указанная позиция апеллянта признается коллегией судей ошибочной на основании следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 71 Закона № 289-ФЗ взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится за счет:
1) денежных средств (драгоценных металлов), находящихся на счетах плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) в банках;
2) электронных денежных средств плательщика (лица, несущего солидарную обязанность);
3) авансовых платежей плательщика (лица, несущего солидарную обязанность);
4) таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, подлежащих возврату в соответствии со статьями 67 и 76 Кодекса Союза;
5) обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;
6) обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
7) обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела;
8) обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора;
9) товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины;
10) иного имущества плательщика (лица, несущего солидарную обязанность).
Частью 4 той же статьи предусмотрено, что взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится в судебном порядке, если в ходе применения таможенными органами мер взыскания, установленных настоящим Законом, такое взыскание не было произведено.
Из части 6 статьи 71 вышеназванного Закона следует, что меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
В силу части 20 статьи 73 Закона № 289-ФЗ при неисполнении уведомления (уточнения к уведомлению) в сроки, указанные в части 19 настоящей статьи, таможенный орган применяет меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в соответствии с настоящей главой.
Из указанных норм, приведенных таможней в жалобе, следует, что на основании уведомления (уточнения к уведомлению) в случае неисполнения требовании в добровольном порядке таможенным органом применяются меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
Следовательно, направление уведомления и его исполнение является одной из стадий взыскания поименованных платежей.
Указанный правовой подход также следует из упомянутого ранее пункта 35 Постановления № 49.
Учитывая изложенное, коллегия судей считает, что вывод суда первой инстанции о наличии у общества права на получение спорных процентов за период с 10.10.2019 по 21.09.2020 является правильным.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 ноября 2020 года по делу № А05-10746/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Мурманской таможни – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.
Председательствующий | Е.А. Алимова |
Судьи | А.Ю. Докшина Н.В. Мурахина |