ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
06 марта 2019 года | г. Вологда | Дело № А05-11643/2018 | |
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2019 года .
В полном объёме постановление изготовлено марта 2019 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующегоЗориной Ю.В., судей Романовой А.В.и Черединой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.
при участии от администрации муниципального образования «Город Архангельск» ФИО1, по доверенности от 27.12.2018, от Управления федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО2, по доверенности от 27.12.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 декабря 2018 года по делу № А05-11643/2018 (судья Калашникова В.А.),
у с т а н о в и л:
администрация муниципального образования «Город Архангельск» (адрес: 163069, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (адрес: 163069, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - управление) о признании недействительным предписания от 16.08.2018 № 24-46-15/60 в части пункта 1. при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее – министерство).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 20 декабря 2018 года по делу № А05-11643/2018 заявленные требования удовлетворены.
Управление не согласилось с судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что подписание администрацией актов приемки выполненных работ не является подтверждением фактического выполнения работ. Надлежащим, по мнению управления, доказательством выполнения работ является фактическое наличие установленного имущества. Документы, подтверждающие перемещение указанного имущества, а также документы, подтверждающие кражу урны, в адрес управления не предоставлялись. Представленные администрацией фотографии не являются надлежащими доказательствами по делу. Управление на момент вынесения предписания не располагало информацией о том, что работы в рамках муниципального контракта фактически выполнялись.
В судебном заседании апелляционного суда представитель управления поддержал доводы жалобы.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От министерства отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Министерство, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие его представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, обжалуемое предписание вынесено ответчиком по результатам выездной плановой проверки использования средств из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в 2017 году в соответствии с приказом Управления от 25.05.2018 № 238 в период с 28.05.2018 по 25.06.2018.
В ходе проведенной проверки использования средств из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в 2017 году, Управлением, в том числе, выявлено, что в нарушение статей 130, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 3.3, 4.3.21 Соглашения о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования «Город Архангельск» на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды от 31.03.2017 № 203-ГС-01, статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 3.4 муниципального контракта от 26.09.2017 № 012430021017000066 на выполнение работ по благоустройству общественных территорий в рамках муниципального контракта от 26.09.2017 № 012430021017000066 приняты и оплачены за счет средств субсидии из федерального бюджета фактически невыполненные работы по благоустройству общественных территорий, учтенные в первичных учетных документах - актах о приемке выполненных работ формы КС-2 (установка 16 вазонов, 1 урны) на общую сумму 94 515 руб. 44 коп.
По результатам рассмотрения акта от 25.06.2018 и иных материалов выездной плановой проверки в Администрации по выявленному нарушению и.о. руководителя Управления принято решение о направлении в адрес Администрации предписания с требованием устранить выявленное нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, выразившееся в принятии и оплате за счет средств субсидии из федерального бюджета в рамках муниципального контракта от 26.09.2017 № 012430021017000066 фактически невыполненных работ по благоустройству общественных территорий, учтенных в первичных учетных документах - актах о приемке выполненных работ формы КС-2 (установка 16 вазонов, 1 урны) (пункт 1 Предписания), выполнив (восстановив) принятые и оплаченные с нарушением норм действующего законодательства работы, либо возместить ущерб, причиненный Российской Федерации неправомерным использованием средств федерального бюджета, в размере 94 515 руб. 44 коп. (по КБК 023 2 02 25555 02 0000 151 «Возврат остатков субсидий на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды).
При этом Управление считает, что оспариваемое заявителем предписание не содержит исключительно требование о возмещении ущерба, а в соответствии со статьей 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержит требование о выполнении (восстановлении) принятых и оплаченных с нарушением норм действующего законодательства работ, либо о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации.
По мнению Управления, требование, включенное в пункт 1 предписания, устранить выявленное нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, выполнив (восстановив) принятые и оплаченные с нарушением норм действующего законодательства работы, либо возместить ущерб, причиненный Российской Федерации неправомерным использованием средств федерального бюджета, является законным и обоснованным, направлено на восстановление нарушенных положений бюджетного законодательства и не нарушает права и законные интересы Заявителя.
Администрация, не согласившись с направленным в её адрес предписанием в части, обратилась в суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимых для признания недействительными, незаконными оспариваемых ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Судом первой инстанции установлены следующие существенные для дела обстоятельства.
В соответствии с Распределением субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области в целях софинансирования муниципальных программ формирования современной городской среды в 2017 году, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 № 487-пп, муниципальному образованию «Город Архангельск» в 2017 году предоставлена субсидия в сумме 102 554, 4 тыс. рублей, в том числе: на дворовые территории 68 369,6 тыс. рублей (не менее двух третьих объема средств), на общественные территории 34 184,8 тыс. рублей (не менее одной третьей объема средств).
Между Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области и муниципальным образованием «Город Архангельск» в соответствии с Правилами № 487-пп 31.03.2017 было заключено Соглашение о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования «Город Архангельск» на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды (на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований) №203-ГС-01 (далее по тексту - Соглашение № 203-ГС-01), предметом которого явилось предоставление в 2017 году из федерального и областного бюджетов бюджету муниципального образования «Город Архангельск» субсидии на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды (на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований) (далее - субсидия).
В соответствии с пунктом 3.2 Соглашения №203-ГС-01 субсидия бюджету муниципального образования «Город Архангельск» предоставляется при соблюдении, в том числе, условия об утверждении соответствующей муниципальной программы на 2017 год.
В целях повышения уровня благоустройства территории муниципального образования «Город Архангельск» постановлением мэрии г. Архангельска от 13.12.2011 № 608 утверждена муниципальная программа муниципального образования «Город Архангельск» «Развитие города Архангельска как административного центра Архангельской области» от 13.12.2011 № 608 (далее Муниципальная программа № 608).
Постановлениями Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 02.08.2017 № 892, от 07.08.2017 № 921 в Перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2017 году (Приложение 3 к Муниципальной программе № 608), была включена пешеходная аллея вдоль пр. Троицкого от ул. ФИО3 до ул. Садовой, а также предусмотрено финансирование благоустройства указанной территории за счет средств субсидии.
В соответствии с пунктом 3.3 Соглашения № 203-ГС-01 реализация и финансирование мероприятий по благоустройству дворовых и общественных территорий за счет средств субсидии осуществляется получателем субсидии в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 4.3.3 Соглашения № 203-ГС-01 мероприятия по благоустройству территорий муниципальных образований, реализуемых за счет субсидии, осуществляются на основании проектной документации, имеющей положительное заключение государственной экспертизы (при отсутствии необходимости государственной экспертизы проектной документации - заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости), дизайн-проекта благоустройства общественной территории, в который включается текстовое и визуальное описание предлагаемого проекта, в том числе его концепция и перечень (в том числе визуализированный) элементов благоустройства, предлагаемых к размещению на соответствующей территории.
Во исполнение Соглашения № 203-ГС-01 в целях реализации мероприятий по благоустройству пешеходной аллеи вдоль пр. Троицкого от ул. ФИО3 до ул. Садовой по результатам электронного аукциона с подрядчиком ЗАО «Северная роза» был заключен муниципальный контракт № 0124300021017000066 от 26.09.2017 на выполнение работ по капитальному ремонту на объекте: «пешеходная аллея вдоль пр.Троицкого, от ул. ФИО3 до ул.Садовой» на сумму 12 564 798 руб. 30 коп. (далее - Контракт).
В соответствии с условиями Контракта выполнение работ по капитальному ремонту на объекте должно осуществляться в соответствии с техническим заданием (приложение 1 к Контракту), сметной документацией (Приложение 2 к Контракту), дизайн-проектом (Приложение 3 к Контракту), сводной ведомостью объемов работ (Приложение 4 к Контракту).
В соответствии с условиями Контракта благоустройство пешеходной аллеи вдоль пр. Троицкого, от ул. ФИО3 до ул. Садовой включало в себя, в том числе, установку 20 вазонов железобетонных квадратных и 16 урн металлических опрокидывающихся с навесом, уличных, ФГВ-1, 25 л, размером 350x440 мм (данные работы были предусмотрены сметной документацией, дизайн-проектом, сводной ведомостью объемов работ).
Согласно акту о приемке выполненных работ формы КС-2 № 1 от 15.11.2017 по муниципальному контракту № 0124300021017000066 от 26.09.2017 (срок исполнения 15.11.2017) выполнено работ по благоустройству общественной территории («пешеходная аллея вдоль пр. Троицкого, от ул. ФИО3 до ул. Садовой») на сумму 11 652 577 руб., в том числе и работы по установке 20 вазонов железобетонных квадратных и 16 урн металлических опрокидывающихся с навесом, уличных, ФГВ-1, 25 л, размером 350x440 мм.
На основании выставленных Подрядчиком счетов, актов о приемке выполненных работ формы КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 произведена оплата за выполненные работы по благоустройству общественных территорий на общую сумму 11 652 577 руб.
По соглашению сторон 28.12.2017 заключено соглашение о расторжении муниципального контракта № 0124300021017000066 от 26.09.2017. Взаиморасчеты между Сторонами по контракту произведены в полном объеме.
В ходе контрольного мероприятия на основании приказов департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры муниципального образования «Город Архангельск» от 14.06.2018 № 62 по состоянию на 18.06.2018 проведен осмотр с выборочными контрольными обмерами работ, выполненных ЗАО «Северная роза» по благоустройству общественных территорий в соответствии с муниципальным контрактом №012430021017000066 от 26.09.2017.
В ходе осмотра проверочной группой Управления установлено отсутствие на объекте «пешеходная аллея вдоль пр. Троицкого, от ул.ФИО3 до ул.Садовой» 16 вазонов железобетонных квадратных и 1 урны металлической.
В связи с фактическим отсутствием 16 вазонов железобетонных квадратных и 1 урны металлической на объекте «пешеходная аллея вдоль пр. Троицкого, от ул. ФИО3 до ул. Садовой», не представлением документов, подтверждающих перемещение указанного имущества, по результатам проверки проверочной группой сделан вывод о принятии и оплате за счет средств субсидии фактически невыполненных работ по благоустройству общественных территорий.
Приложенные Администрацией к возражениям на акт выездной плановой проверки от 25.06.2018 фотографии, по мнению ответчика, не подтверждают факт наличия имущества в момент приемки выполненных работ, количество вазонов и урн на фотографиях расходится с условиями Контракта. Документы, подтверждающие перемещение указанного имущества, а также документы, подтверждающие кражу урны металлической, в адрес Управления не предоставлялись.
В связи с чем, по результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной плановой проверки в Администрации по выявленному нарушению и.о. руководителя Управления было принято решение о направлении в адрес Администрации предписания.
Удовлетворяя требования Администрации, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Проверка достоверности сметной стоимости на выполнение работ по благоустройству общественных территорий («пешеходная аллея вдоль пр. Троицкого, от ул. ФИО3 до ул. Садовой») проведена государственным автономным учреждением Архангельской области «Архангельский региональный центр по ценообразованию в строительстве». По результатам проверки сметная документация пересчитана в текущие цены, уточнены объемы и виды работ. Имеется соответствующее положительное заключение от 10.08.2017 № 29-1-3-0326-17.
Факт выполнения работ по установке вазонов железобетонных квадратных в количестве 20 штук и урн металлических опрокидывающихся с навесом уличных размером 350х440 в количестве 16 штук подтверждается актом выполненных работ за сентябрь-ноябрь 2017 года по форме КС-2 от 15.11.2017, актом о приемке результатов выполненных работ, составленным комиссией, назначенной приказом Заказчика от 15.11.2017 №73, в составе: заместителя директора ДТС-начальника УСиКР ФИО4, главного специалиста УСиКР ДТС ФИО5, генерального директора ООО «АрхСтройЗаказ» ФИО6, заместителя генерального директора ЗАО «Северная Роза» ФИО7, ведущего специалиста Администрации Октябрьского округа ФИО8, главного инженера ЗАО «Северная Роза» ФИО9, утвержденного директором департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры ФИО10
Кроме того, по заказу Департамента транспорта, строительства и городской инфрастуктуры Администрации в период с 30.11.2017 по 01.12.2017 обществом с ограниченной ответственностью «ТЕХНАДЗОР+» проведена экспертиза выполненных работ по капитальному ремонту на объекте «Пешеходная аллея вдоль пр. Троицкий от ул. ФИО3 до ул. Садовая» с целью проверки соответствия выполненных ЗАО «Северная роза» работ условиям муниципального контракта от 26.09.2017 №0124300021017000066, по результатам которой принято Экспертное заключение на выполненные работы по муниципальному контракту от 01.12.2017. Согласно указанному Экспертному заключению - работы, выполненные по муниципальному контракту, соответствуют условиям контракта.
Также в подтверждение факта выполнения работ по установке вазонов железобетонных квадратных в количестве 20 штук и урн металлических в количестве 16 штук заявителем в материалы дела представлены фотоматериалы (том 1, листы 142-143), карта учета движимого имущества (том 2, лист 3), инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов № 57923-57938 (том 2, листы 6-8).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вынесенное Казначейством в отношении заявителя предписание в оспариваемой части не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Администрации.
Доводы Казначейства относительно невозможности использования имущества по своему усмотрению (перестановка вазонов с аллеи одного административного округа на территорию другого административного округа г.Архангельска), а также отсутствия одной урны металлической в связи с кражей, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены, поскольку в качестве нарушения заявителю вменяется невыполнение работ, предусмотренных Контрактом, а не иное.
Поскольку в апелляционной жалобе ответчиком не приводится убедительных доводов, опровергающих правомерность выводов суда, принятое решение соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 декабря 2018 года по делу № А05-11643/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Ю.В. Зорина |
Судьи | А.В. Романова Н.В. Чередина |