ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-11919/19 от 15.07.2020 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

22 июля 2020 года

г. Вологда

Дело № А05-11919/2019

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2020 года .

В полном объёме постановление изготовлено июля 2020 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующегоЗориной Ю.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,                   

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Няндомское водопроводно-канализационное хозяйство» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 февраля 2020 года по делу № А05-11919/2019,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Няндомское водопроводно-канализационное хозяйство» (ОГРН 1182901018926, ИНН 2918012028; адрес: 164200, Архангельская область, город Няндома, улица Строителей, дом 20А, помещение 5; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Архангельской области в лице министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; адрес: 163004, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - Министерство) о взыскании 1 033 078 руб. 95 коп. в возмещение убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов на водоотведение (требование изложено с учетом уточнения от 20.01.2020).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Агентство по тарифам и ценам Архангельской области, муниципальное казенное унитарное предприятие «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Няндомский муниципальный район».

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 11 февраля 2020 года по делу № А05-11919/2019 с Министерства за счет средств казны Архангельской области в пользу общества взыскано 1 001 578 руб. 16 коп. в возмещение убытков, а также 1 289 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Общество не согласилось с судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить в части отказа во взыскании убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов на услуги водоотведения и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. Общество предоставляет услуги исключительно по водоотведению, а не вывозу ЖБО. Представители истца не поясняли, что общество принимало в рассматриваемый период в централизованную систему водоотведения жидкие бытовые отходы и что происходило накопление жидких бытовых отходов в многоквартирных домах. Суд смешивает два понятия (ЖБО и сточные воды), что противоречит законодательству РФ. Водоотведение города представляет собой сложный комплекс инженерных сооружений и процессов, условно разделенных на три составляющих. Сам факт отсутствия присоединения выгребных ям к ЦСВ с учетом вывоза жидких фракций и помещения их в очистные сооружения, присоединенные к ЦСВ, не исключает оценки таких жидких фракций как сточных вод со всеми вытекающими из этого последствиями.

Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части на основании части 5 статьи 268 АПК РФ и пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, Общество является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей водоотведение на территории муниципального образования «Няндомское» муниципального образования «Няндомский муниципальный район».

Постановлением Администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» от 29.01.2019 № 41 общество назначено гарантирующим поставщиком.

Согласно постановлению Администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» от 22.11.2019 № 746 постановление от 29.01.2019 № 41 дополнено пунктом 4, следующего содержания: «Данное постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим с 29.12.2018».

29 декабря 2018 года между муниципальным образованием «Няндомское» муниципального образования «Няндомский муниципальный район» (по договору - Арендодатель) и Обществом (по договору - Арендатор) заключён договор аренды объектов водоотведения.

В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора Арендодатель продаёт, а Арендатор принимает во временное владение и пользование по акту приёма-передачи объекты коммунальной инфраструктуры, для оказания услуг по водоотведению (канализационные сети, очистные сооружения, земельные участки), согласно Приложению №1 к договору.

Сторонами 29.12.2018 подписаны акты приёма-передачи имущества как приложение №2 к договору.

04 февраля 2019 года общество обратилось в агентство по тарифам и ценам Архангельской области с заявлением об установлении тарифов на водоотведение от 31.01.2019.

Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 28.02.2019 №14-в/2 утверждена производственная программа и установлены тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ООО «Няндомское ВКХ» на территории муниципального образования «Няндомское» муниципального образования «Няндомский муниципальный район», в соответствии с которым

Обществу с 01.03.2019 по 30.06.2019 установлен тариф на услуги водоотведения для потребителей, приравненных к населению в размере 41,35 руб./куб.м, тариф для прочих потребителей составил 55,00 руб./куб.м. без НДС.

Между Министерством и Обществом заключен договор № 72-B от 29.03.2019 на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги водоотведения для населения и потребителей, приравненных к населению, в 2019 году. По условиям этого договора ООО «Няндомское ВХК» предоставляется субсидия на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги водоотведения для нужд населения и потребителей, приравненных к населению, в 2019 году в соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 № 487-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 - 2024 годы)» (далее - Порядок № 487-пп).

В январе и феврале 2019 года заявитель осуществлял водоотведение объектов, находящихся на территории муниципального образования «Няндомское» муниципального образования «Няндомский муниципальный район».

По расчёту истца в результате не возмещённой разницы в тарифах за период с января по февраль 2019 года ему причинены убытки в размере 1033078 руб. 95 коп.

10 апреля 2019 года Общество обратилось в Министерство с заявлением о возмещении убытков, связанных с государственным регулированием тарифов на водоснабжение и водоотведение за указанный период.

Письмом Министерства от 25.04.2019 № 203/06-09/3134 Обществу в предоставлении субсидий было отказано со ссылкой на отсутствие в течение указанного Обществом периода установленных агентством по тарифам и ценам Архангельской области тарифов для Общества на услуги водоотведения.

Поскольку данные убытки Обществу не возмещены, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Отказывая в удовлетворении иска в части оказания услуг по вывозу жидких бытовых отходов в объеме 2 307, 750 куб.м., суд первой инстанции правомерно руководствовался следующими обстоятельствами и нормами права.

Правоотношения в сфере водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее Закон № 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644), Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776.

Согласно статье 2 Закона № 416-ФЗ водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод; транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей; централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

Статьей 7 Закона № 416-ФЗ установлены общие правила осуществления водоотведения с использованием централизованных систем водоотведения, что предусматривает заключение соответствующих договоров.

На основании части 1 статьи 14 Закона № 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент - соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.

К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено этим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения (часть 2 статьи 14 Закона № 416-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В силу пункта 2 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В разделе 5 Правил № 644 поименованы виды централизованных систем водоотведения, а также указаны особенности приема в них сточных вод.

Частью 5 статьи 7 Закона № 416-ФЗ установлено, что абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

Положения подпункта «в» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, определяют понятие коммунальной услуги «водоотведение» как отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.

Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что необходимым условием для оказания услуг водоотведения населению (жильцам многоквартирных домов) является наличие в многоквартирном доме внутридомовой инженерной сети, присоединенной к централизованным сетям ресурсоснабжающей организации, при этом при централизованной канализации транспортировка сточной воды осуществляется до очистных сооружений с использованием канализационных сетей.

Очистка септиков (выгребов) в данном случае не является услугой по водоотведению.

Согласно пункту 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155, твердые и жидкие бытовые отходы - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и другие). То есть фекальные и другие отходы нецентрализованной канализации относятся к жидким бытовым отходам, а деятельность по их вывозу специальным транспортом после накопления в выгребных ямах (колодцах, септиках) является вывозом жидких бытовых отходов, а не водоотведением.

Из подпункта «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, следует, что обеспечение сбора и вывоза твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, является составной частью деятельности по содержанию общего имущества, осуществляемой названными в пункте 16 этих Правил лицами (в зависимости от способа управления многоквартирным домом), а стоимость услуг по вывозу данных отходов должна предъявляться потребителям в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Работы по обеспечению вывоза бытовых отходов, в том числе откачке жидких бытовых отходов (вывоз бытовых сточных вод из выгребных ям, септиков, находящихся на придомовой территории) в соответствии с пунктом 26 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» включены в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в качестве работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме.

В силу пункта 3. 7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.

Вопреки доводам жалобы обществом не оспаривается, что спорные многоквартирные жилые дома оборудованы выгребными ямами, в которых накапливаются жидкие бытовые отходы, эти дома не присоединены к централизованной системе водоотведения.

При таких обстоятельствах доводы заявителя о том, что в рассматриваемом случае в отношении населения, проживающего в спорных жилых домах, имело место оказание услуги водоотведения, отклонено судом правомерно.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 февраля 2020 года по делу № А05-11919/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Няндомское водопроводно-канализационное хозяйство» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.В. Зорина

Судьи

А.Я. Зайцева

А.В. Романова