ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru
28 апреля 2022 года
г. Вологда
Дело № А05-12438/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 апреля 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости «Штурманская-1» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 января 2022 года по делу № А05-12438/2021,
у с т а н о в и л:
товарищество собственников недвижимости «Штурманская-1» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163038, <...>, помещение 2н; далее – товарищество, ТСН «Штурманская-1») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163072, <...>; далее – ГЖИ, инспекция) и государственному жилищному инспектору ФИО1 (адрес: 163072, <...>; далее – инспектор) о признании незаконным и отмене предписания от 07.07.2021 № 09-09/325,
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Прокуратура г. Архангельска (адрес: <...>, далее – прокуратура).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 14 января 2022 годапо делу № А05-12438/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. По мнению подателя жалобы, положения части 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 1 раздела 10 Приказа Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.02.2016 № 74/114/пр на деятельность ТСН «Штурманская-1» не распространяется, поскольку здание по адресу: <...> не имеет статуса «многоквартирный дом».
От ГЖИ, инспектора и прокуратуры отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по обращению гражданина – собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <...> по вопросу правильности начисления платы за содержание и коммунальные услуги жилого помещения от 29.04.2021 на основании распоряжения от 09.06.2021 № 09-01/818 инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в отношении товарищества.
В ходе проведения проверки установлены нарушения ТСН «Штурманская-1» обязательных требований Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», Приказа № 74/114/пр, а именно: на официальном сайте в сети «Интернет», определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти dom.gosuslugi.ru не размещена информация, определенная пунктом 1 раздела 10 приказа № 74/114/пр (субъект проверки не зарегистрирован в ГИС ЖКХ: не размещена информация о ТСН «Штурманская-1», включающая сведения о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ТСН «Штурманская-1»).
Государственным жилищным инспектором ФИО1 07.07.2021 составлен акт № 09-08/850 проверки соблюдения законодательства в сфере размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. На основании указанного акта 07.07.2021 вынесено предписание об устранении выявленных нарушений № 0909/325, которым предписано разместить информацию о ТСН «Штурманская-1», включающую сведения о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ТСН «Штурманская-1».
Товарищество, не согласившись с вынесенным предписанием, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 20 ЖК РФ и Положением о государственной жилищной инспекции Архангельской области, утвержденным Постановлением администрации Архангельской области от 07.06.2007 № 110-па, инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор. Правовая основа осуществления государственного жилищного надзора, в том числе порядок организации и проведения проверок, права и обязанности органов государственного надзора, их должностных лиц установлены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и .индивидуальных предпринимателей при осуществлений государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В силу пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 209-ФЗ) в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства должна размещаться информация о лицах, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, по предоставлению коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 1 Закона № 209-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении.
Целью настоящего Федерального закона является создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве.
Как определено в статье 2 Закона № 209-ФЗ, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее – система) - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
Субъектами, размещающими информацию в системе (далее - поставщики информации), являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.
Как определено в статье 3 Закона № 209-ФЗ, правовой основой создания, эксплуатации и модернизации системы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Жилищный кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, регулирующие указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона отношения, и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информации о деятельности по управлению многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
В связи с этим Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 утверждены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - Приказ № 74/114/пр).
В соответствии с пунктом 1 раздела 10 Приказа № 74/114/пр размещению в системе подлежит информация о товариществе, включая в том числе сведения о многоквартирном доме, управление которым осуществляет товарищество.
По результатам проведенной проверки в связи с неисполнением вышеуказанных требований законодательства о размещении информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в адрес ТСН «Штурманская-1» было направлено предписание об устранении выявленных нарушений.
Как следует из материалов дела, подтверждается сведениями Единого государственного реестра юридических лиц 30.01.2015 по адресу <...> создано ТСН «Штурманская-1».
Согласно Уставу ТСН «Штурманская-1» от 30.01.2015 товарищество является добровольным объединением собственников жилых и нежилых помещений дома, созданное в целях совместного управления комплексом недвижимого имущества дома, в том числе обеспечения надлежащего технического, противопожарного, экологического, санитарного состояния общего имущества дома, обеспечения коммунальными услугами собственников жилых и нежилых помещений (пункт 2.1 Устава).
В соответствии с пунктом 2.2 Устава товарищество осуществляет следующие виды деятельности: управление домом, выполнение работ и услуг по содержанию и ремонту, в том числе капитальному, реконструкции помещений, строительству зданий и сооружений, заключение договоров энергоснабжения, с целью обеспечения коммунальными услугами собственников жилых и нежилых помещений дома, проведение мероприятий, направленных на обеспечение выполнения всеми собственниками помещений обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества дома в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество, проведение мероприятий по благоустройству и озеленению придомовой территории.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, заявитель выставляет счета гражданам – собственникам жилых помещений на оплату жилищно-коммунальных платежей.
При таких обстоятельствах заявитель осуществляет управление спорным домом, в связи с чем на него распространяется обязанность по размещению информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Довод заявителя об отсутствии у дома статуса многоквартирного подлежат отклонению.
По смыслу статей 16, 17, 19, 92, 94 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установление правового статуса здания как многоквартирного жилого дома действующим законодательством не предусмотрено и сам по себе такой статус не имеет какого-либо правового значения для установления вида и назначения жилого помещения, находящегося в данном здании.
Положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил № 491 не содержат понятие многоквартирного дома.
Согласно части 1 статьи 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Перечень видов жилых помещений и признаки каждого из них определены статьей 16 ЖК РФ.
К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (пункты 1 - 3 части 1 статьи 16 ЖК РФ).
Так, жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (части 1-4 статьи 16 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела спорное здание, 1989 года постройки, являлось общежитием, в дальнейшем жилые комнаты 5-го этажа были переданы гражданам в долевую собственность на жилое помещение.
Согласно поэтажным планам спорный дом является пятиэтажным, имеет коридорную систему и состоит из жилых комнат, которые выходят на общий коридор, идущий вдоль этажа. На каждом из пяти этажей имеются места общего пользования: коридоры, души, туалеты, бытовые комнаты, умывальни, шкафы, кухни и подсобные помещения.
Довод заявителя о том, что в спорном доме отсутствуют квартиры и комнаты опровергается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе: техническим планом здания. Согласно техническому паспорту, общая площадь спорного дома составляет 4419,4 кв.м, из нее: а) жилые помещения: общая площадь квартир – 3927,7 кв.м. (количество комнат 150), в том числе жилая площадь – 2367,70 кв.м., б) нежилые помещения – 332,9 кв.м.
Вопреки доводам жалобы, согласно имеющемуся в материалах дела договору купли-продажи от 16.07.2015 в пользование и владение гражданина перешло жилое помещение – комната № 514, площадью 30,7 кв.м, что соответствует помещению № 81,82.
Таким образом, спорное здание по адресу: <...>, ранее являющееся общежитием, утратило статус специализированного жилищного фонда в связи с переходом помещений в иную форму собственности, с точки зрения ЖК РФ и других нормативно-правовых актов, регулирующих сферу связанную с оборотом и эксплуатацией жилых помещений (статья 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», статья 18 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»), является многоквартирным домом.
На основании изложенного оспариваемое предписание ГЖИ соответствует положениям действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, в данном случае отсутствуют в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимые для признания его недействительным. Требование заявителя удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, изложенные в решении суда. Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 января 2022 годапо делу № А05-12438/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости «Штурманская-1» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.
Председательствующий
Ю.В. Селиванова
Судьи
Е.А. Алимова
Н.В. Мурахина