ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru
19 марта 2019 года
г. Вологда
Дело № А05-12457/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 марта 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Романовой А.В. и Черединой Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Архангельской области «Северодвинское лесничество» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 декабря 2018 года по делу № А05-12457/2018 (судья Шапран Е.Б.),
установил:
федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Кенозерский» (адрес: 163000, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к государственному казенному учреждению Архангельской области «Северодвинское лесничество» (адрес: 164520, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее - Лесничество) о взыскании 1 592 746 руб. ущерба, причиненного незаконной рубкой деревьев в выделе 48 квартал 418 лесничества национального парка «Онежское Поморье».
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: государственное автономное учреждение Архангельской области «Единый лесопожарный центр» (адрес: 163060, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее - Центр), рыболовецкий колхоз имени М.И. Калинина (адрес: 163552, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее - Колхоз), Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (адрес: 163000, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее - Министерство).
Решением суда от 18.12.2018 иск удовлетворен.
Лесничество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. В силу статьей 7, 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), норм Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 48, пункта 1 части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) до издания распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.09.2016 № 2013-p (далее - Распоряжение № 2013-р) участки с кадастровым номерами: 29:13:000000:415, 29:16:000000:4992, 29:16:131101:56 и 29:16:131101:77, не могли быть переведены из категории земель лесного фонда в категорию земель особо охраняемых природных территорий. То обстоятельство, что участки отмежеваны и поставлены на кадастровый учет, не влечет изменение их в установленном порядке категории земельных участков, их правового статуса. Довод Учреждения о том, что им отмежеваны и поставлены на кадастровый учет все 4 участка, является необоснованным. Ссылка суда на выписку из единого государственно реестра недвижимости (далее – ЕГРН) на участок с кадастровым номером 29:16:000000:4992 как на доказательство принадлежности участка к землям особо охраняемых природных территорий на момент отведения делянки и совершения рубки является ошибочной. ЕГРН не содержит данных о дате внесения соответствующих сведений в единый государственный реестр недвижимости. Дата 23.03.2015, указанная в выписке - это дата присвоения кадастрового номера земельному участку. Натурный отвод лесосеки произведен на основании заявления РК «Заря» в 2015 году. Договор купли-продажи лесных участков с РК «Заря» № 7 заключен 18.07.2016. По состоянию на указанные даты лесные участки не переведены в категорию особо охраняемых природных территорий, а находились в составе земель лесного фонда. Учреждение в письме от 16.07.2014 № 204-08, направленном в адрес Министерства, указало на то, что спорные земельные участки не переведены в категорию земель особо охраняемых природных территорий в соответствии со статьями 3, 83 ЛК РФ. В силу пункта 5 главы 2 Положения о Министерстве, утвержденном постановлением правительства Архангельской области от 04.03.2014 № 92-пп, данные полномочия делегированы Министерству. Лесничество, являясь территориальным органом Министерства, осуществляет переданное ему полномочие по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда. Финансовое обеспечение деятельности Лесничества осуществляется за счет средств федерального бюджета. Недопустимость взыскания с Российской Федерации за счет ее казны денежных средств в доход бюджета Российской Федерации вытекает из смысла положений главы 59, статьи 413 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и обусловлена совпадением в одном лице причинителя вреда и получателя компенсации за этот вред. Данная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2016 № 305-ЭС15-18795 по делу № А40-183357/2014.
Учреждение в отзыве на жалобу возразило против изложенных в ней доводов и требований, просило решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
От Лесничества поступили возражения на отзыв.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее и возражениях на отзыв, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, во время патрулирования территории национального парка «Онежское Поморье» инспектором Учреждения 01.02.2017 выявлена незаконная рубка деревьев в квартале 418 выдел 48 лесничества «Национального парка «Онежское Поморье».
По факту обнаруженной рубки комиссией 03.02.2017 составлен акт осмотра территории, согласно которому в ходе проведения осмотра выявлен участок незаконной рубки на площади 0, 25 га, вырублено 108 деревьев общим объемом 28, 43 куб.м. Рубка произведена в отведенной делянке общей площадью 0,8 га, границы которой обозначены деляночными столбами. С применением GPS-навигатора Garmin 62 зафиксированы координаты поворотных точек квартального и деляночных столбов, поворотных точек вырубленного участка.
В соответствии с приказом Минприроды России от 22.06.2016 федеральное государственное унитарное предприятие «Национальный парк «Онежское Поморье» реорганизовано в форме присоединения к Учреждению, об этом 07.12.2016 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены соответствующие сведения.
В ходе административного расследования установлено, что рубку деревьев осуществил рыболовецкий колхоз «Заря» на основании договора купли-продажи лесных насаждений от 18.07.2016, заключенного с Лесничеством.
По результатам аукциона Лесничество и рыболовецкий колхоз «Заря» заключили договор купли-продажи лесных насаждений от 18.07.2016.
Согласно пункту 1 договора колхозу предоставлено право заготовки и приобретения древесины в квартале 4 выдел 10 делянка 5 и квартале 17 выделы 14, 16 делянка 5 в Лайском участковом лесничестве Северодвинского лесничества (участок р/к «Заря») в сроки с 18.07.2016 по 17.07.2017 общим объемом 301 куб.м. Характеристики разрешенных к заготовке и приобретению древесины, а также схема расположения лесных насаждении приведены в приложениях 1 и 2 к договору.
В силу пункта 13 договора продавец обязан передать покупателю лесные насаждения по акту приема-передачи, а также обозначить на местности с помощью лесохозяйственных знаков и на картах (схемах) лесов местоположение продаваемых лесных насаждений.
Рыболовецкий колхоз «Заря» исключен из реестра в связи с прекращением деятельности 25.09.2017 путем реорганизации в форме присоединении к Колхозу.
Квартал 4 Лайского участкового лесничества и квартал 418 участка национального парка являются смежными.
Проведение отвода лесных участков, в том числе делянки 5 в квартале 4 выдел 10 Лайского участкового лесничества Северодвинского лесничества, в соответствии с государственным заданием на 2015 год поручено Центру.
В связи с большой удаленностью участка и невозможностью отвода собственными силами по договору возмездного оказания услуг от 05.10.2015 Центр привлек ФИО1 к натурному отводу делянки на местности. Отвод производился на основании повыделенных ведомостей, полученных Центром от Лесничества.
Услуги по отводу, оказанные по договору от 05.10.2015, приняты Центром по акту от 14.12.2015 после приемки работ Лесничеством согласно предварительному акту от 26.10.2015 № 22-4-О сдачи – приемки выполненных работ.
В соответствии с приказом о приеме на работу от 10.02.2015 № 1-к ФИО1 на момент заключения договора возмездного оказания услуг от 05.10.2015 являлся мастером участка Лайского участкового лесничества.
Натурный отвод фактически произведен в выделе 48 в квартале 418 национального парка «Онежское Поморье», а не в квартале 4 Лайского участкового лесничества (акт осмотра территории от 03.02.2017 с приложенными к нему схемой вырубленного участка с обозначением координат поворотных точек; фототаблица; схема взаимного расположения квартала 418 лесничества «Национальный парк «Онежское Поморье» и квартала 4 Лайского участкового лесничества; подписанная Учреждением справка ФГБУ «Рослесинфорг» от 10.12.2018 № 02/2186-7.1; фотоабрис участка, отведенного в рубку). Контур отведенного в натуре в рубку участка и место его расположения на всех вышеперечисленных документах совпадает.
Учреждение 05.07.2018 обратилось в Лесничество с претензией, в которой указало, что, поскольку лесной участок предоставлен Лесничеством на основании проведенного аукциона, фактически рубка древесины имела место на территории национального парка. Просило возместить причиненный ущерб.
Лесничество 03.08.2018 отказало Учреждению в возмещении ущерба, сославшись на то, что виновное лицо в незаконной рубке не установлено, работы по отводу осуществлял Центр.
Учреждение 20.09.2018 сообщило Центру о факте незаконной рубке, проведении работ по отводу, отказе Лесничества в возмещении ущерба.
Центр 26.09.2018 сообщил Учреждению о том, что работы по отводу выполнены надлежащим образом, по заявке ответчика, приняты Лесничеством без замечаний.
На основании перечетной ведомости и постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства» Учреждение произвело расчет размера ущерба на 1 592 476 руб.
Поскольку ответчик отказался добровольно возместить ущерб, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и размеру, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со статьей 99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
Согласно статье 100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Обязанность возместить вред, причиненный лесам вследствие нарушения лесного законодательства, является мерой гражданско-правовой ответственности, которая регулируется общими правилами об основаниях ответственности, установленными статьей 1064 ГК РФ.
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков истец должен представить доказательства наличия самих убытков, противоправного поведения и вины лица, причинившего вред, а также причинной связи между противоправным поведением ответчика и наступившими убытками.
Таким образом, основанием для наступления гражданско-правовой ответственности в виде возмещения вреда является совокупность вышеперечисленных условий.
В части 1 статьи 75 ЛК РФ предусмотрено, что по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Частью 4.1 статьи 75 ЛК РФ определено, что по договору купли-продажи лесных насаждений, заключаемому в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса, осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных в пределах одной лесосеки.
В части 4 статьи 29.1 ЛК РФ предусмотрено, что в лесничествах, лесопарках, расположенных на землях лесного фонда, допускается осуществление заготовки древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
В статье 77 ЛК РФ установлено, что договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 настоящего Кодекса (пункт 1).
Заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Порядок заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается ГК РФ и ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 18 Правил заготовки древесины, утвержденых приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337, действовавших в период отвода и заготовки в спорной делянке (далее - Правила № 337), в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку, а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке. При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.
Согласно пункту 19 Правил № 337, отвод и таксация лесосек обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 82 - 84 ЛК РФ, для заготовки древесины гражданами и юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
В пунктах 20 и 21 Правил № 337 предусмотрено, что отвод лесосек при всех формах рубок осуществляется в пределах лесного квартала, как правило, в бесснежный период. Лесотаксационные выделы отводятся в рубку полностью, если площадь их не превышает предельные размеры лесосек, установленные настоящими Правилами.
Работы по установлению и обозначению на местности границ лесосек включают: прорубку визиров шириной не более 1 м, за исключением сторон, отграниченных видимыми квартальными просеками, граничными линиями, таксационными визирами, не покрытыми лесной растительностью землями и лесными культурами или обозначение границы лесосеки иным способом без рубки деревьев; постановку столбов на углах лесосек; отграничение не эксплуатационных участков в пределах лесосек; промер линий, измерение углов между ними и углов наклона, а также инструментальную привязку к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам.
Суд первой инстанции установил, что проведение работ по отводу лесных участков в целях предоставления их по договорам купли-продажи лесных насаждений поручено Центру в соответствии с государственным заданием на 2015 год. Для отвода лесных участков в натуре Центр привлекал исполнителей, в частности, для отвода делянки в квартале 4 Лайского участкового лесничества договор оказания услуг заключен с лицом, одновременно являвшимся работником Лесничества. Работы по отводу приняты Лесничеством без замечаний, признано, что они выполнены в соответствии с заданием.
В силу условий договора купли-продажи, заключенного Лесничеством с Колхозом, первое предоставляет лесные насаждения с обозначением их на местности с использованием лесохозяйственных знаков.
Как правильно указал суд первой инстанции, указав в договоре купли-продажи лесных насаждений от 18.07.2016 на предоставление лесных насаждений в квартале 4 выдел 10 делянка 5 Лайского участкового лесничества, Лесничество фактически предоставило Колхозу для рубки участок в выделе 48 квартал 418 лесничества «Национальный парк «Онежское Поморье», поскольку на местности в рубку отведен именно этот участок, обозначенный соответствующими деляночными столбами.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что на момент отвода и заключения договора купли-продажи от 18.07.2016 предоставленный лесной участок не относился к особо охраняемым природным территориям, такой перевод осуществлен в соответствии с Распоряжением № 2013-р, был предметом подробного исследования в суде первой инстанции, ему дана мотивированная оценка, оснований не согласиться с которой у апелляционной инстанции не имеется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2013 № 153 учрежден национальный парк «Онежское Поморье» общей площадью 201 668 га, включая земли лесного фонда, площадью 180 668 га, в Онежском и Приморском районах Архангельской области. Указанным постановлением учрежденный национальный парк отнесен к ведению Министерства природных ресурсов и экологии России, которому предписано обеспечить режим особой охраны природных комплексов и объектов на указанных в постановлении землях, а также осуществить необходимые мероприятия, связанные с созданием национального парка «Онежское Поморье».
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 33-ФЗ) национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, создание которых осуществляется решением Правительства Российской Федерации, принимаемым по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Особо охраняемыми природными территориями признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона № 33-ФЗ на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе, в частности, заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство (пункт «е» части 2 указанной статьи).
Как правильно указал суд первой инстанции, с момента создания постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2013 № 153 национального парка «Онежское Поморье» на территорию, в границах которой создан парк, распространяется режим особой охраны, предполагающий ограничение и/или запрещение определенных видов деятельности.
Суд установил, что в 2010, 2014 и 2015 годах отмежеваны и поставлены на кадастровый учет четыре земельных участка, из которых состоит территория национального парка, а именно земельные участки с кадастровым номерами: 29:13:000000:415, 29:16:000000:4992, 29:16:131101:56 и 29:16:131101:77.
Незаконная рубка имела место в 418 квартале, который находится в границах земельного участка с кадастровым номером 29:16:000000:4992.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок площадь 166 238, 95 га с кадастровым номером 29:16:000000:4992 поставлен на кадастровый учет 23.03.2015, состоит из 9 контуров. Местом расположения земельного участка указано Приморский район Северодвинское лесничество, кварталы, в том числе квартал 418. Право собственности Российской Федерации зарегистрировано на земельный участок 23.11.2015 на основании пункта 1 статьи 8 ЛК РФ.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что Распоряжением № 2013-р осуществлен перевод земель лесного фонда, на которых расположен национальный парк, в категорию земель особо охраняемых территорий. Указанное Распоряжение не определяет режим особо охраняемой природной территории национального парка, который установлен Законом № 33-ФЗ.
Довод Лесничества о том, что лицом, ответственным за причинение вреда, следует считать лицо, непосредственно осуществившее незаконную рубку, а именно Колхоз, правомерно не принят судом, поскольку незаконная рубка совершена не по вине Колхоза. Рубку в 418 квартале национального парка Колхоз произвел не по собственной инициативе, а в силу того, что именно этот участок отведен в рубку (обозначен на местности) и предоставлен ему Лесничеством.
При этом суд правильно указал, что Лесничество в данном случае при предоставлении лесного участка не проявило должную степень заботливости и осмотрительности, вследствие этого допущена рубка на участке, рубка на котором запрещена. Вина и причинно-следственная связь в допущенной незаконной рубке усматривается в действиях именно Лесничества.
Довод подателя жалобы о прекращении обязательства ввиду совпадения в одном лице должника и кредитора, судом отклоняется, поскольку вред причинен вследствие неправомерных действий юридического лица – Лесничества.
В силу статьи 34 Закона № 33-ФЗ Учреждение наделено правом требования возмещения причиненного вреда.
Согласно пункту «е» части 1 статьи 34 Закона № 33-ФЗ должностные лица органов и государственных учреждений, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу государственных природных заповедников и национальных парков средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам государственных природных заповедников и национальных парков вследствие нарушений установленного режима государственных природных заповедников и национальных парков.
Ссылка на судебную практику не принимается во внимание, поскольку при рассмотрении перечисленных в жалобе дел судами проверялись и устанавливались иные обстоятельства.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно за счет надлежащего ответчика.
Оснований не согласиться с данным выводом у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 декабря 2018 года по делу № А05-12457/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Архангельской области «Северодвинское лесничество» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Я. Зайцева
Судьи
А.В. Романова
Н.В. Чередина