ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-12544/2021 от 10.02.2022 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17 февраля 2022 года

г. Вологда

Дело № А05-12544/2021

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2022 года .

В полном объёме постановление изготовлено февраля 2022 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Журавлева А.В., судей Рогатенко Л.Н. и                      Тарасовой О.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания                          Михайловой Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобуминистерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 декабря 2021 года по делу № А05-12544/2021,

у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Лешуконская теплоэнергетическая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 164670, <...>; далее – общество, ООО «ЛТК») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163004, <...>; далее - министерство) о взыскании 1 534 213 руб. 92 коп. убытков.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 06 декабря     2021 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что объем тепловой энергии, поставленный населению в 2020 году, в размере 1,216 Гкал не подтвержден первичными учетными документами, сумма необоснованно полученных средств субсидии составила 8 027 руб. 47 коп. А также ссылается на то, что требование о взыскании убытков за сентябрь 2019 года уже было рассмотрено в рамках дела № А05-2438/2020 что, по мнению министерства, является основанием для прекращения производства по делу.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу отклонил доводы жалобы.

Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы  извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  05 июля 2019 года, ООО «ЛТК» и Администрацией муниципального образования «Лешуконский муниципальный район» заключено Соглашение о передаче объектов теплоснабжения, расположенных на территории муниципального образования «Лешуконский муниципальный район» Архангельской области. 11 июля 2019 года по акту приема-передачи, ООО «ЛТК» приняло указанное имущество в эксплуатацию.

Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 17.09.2019 года № 53-т/1 установлен тариф на тепловую энергию, отпускаемую OОО «ЛТК» на территории муниципальных образований «Лешуконское» и «Ценогорское» муниципального образования «Лешуконский муниципальный район»: для населения - 1850,18 руб./Гкал (с учетом НДС); для потребителей, приравненных к населению - 1541,82 руб./Гкал (без учета НДС): для прочих потребителей - 6 765,84 руб./Гкал (без учета НДС).

Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19.11.2020 года №59-т/2 установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям, расположенным на территории муниципальных образований «Вожгорское», «Олемское» и «Юромское» муниципального образования «Лешуконский муниципальный район»: для населения - 1950,00 рубГкал (с учетом НДС); для потребителей, приравненных к населению -1604,17 руб./Гкал (без учета НДС); для прочих потребителей -13 437,25 руб./Гкал (без учета НДС).

Объем тепловой энергии (теплоносителя) на территории муниципального образования «Лешуконское», поставленный населению и потребителям, приравненным к населению, согласно данным бухгалтерского учета за сентябрь 2019 года составляет 819,109 Гкал.

За сентябрь 2019 года Истец получил от Ответчика субсидию в размере   1 911 892,06 руб., объем убытков составил (4279041,80 руб. -1911892,05 руб.) = 2 367 149,74 руб. Указанная сумма в размере 2 367 149,74 руб. взыскана с Ответчика решением Арбитражного суда Архангельской области от 13 мая 2020 года по делу № А05 -2438/2020.

На основании распоряжения министерства от 03.06.2021 № 265-р проведена плановая камеральная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, в отношении предприятия за 2019-2020 годы.

Предоставление обществу средств субсидии за 2019, 2020гг. осуществлялось министерством в соответствии с Порядком предоставления субсидий, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 № 487-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области» (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 5 Порядка между министерством и обществом заключены договоры о предоставлении из областного бюджета субсидии от 30.09.2019 № 102-Т (далее - Договор 2019 года) и от 24.01.2020 № 65-Т (далее - Договор 2020 года).

По результатам проведенной проверки составлен акт проверки от 10.08.2021 № 203/06-06/70, в котором установлены нарушения Порядка.

Тарифы на тепловую энергию, поставляемую обществом в 2019 году потребителям, расположенным на территории муниципальных образований «Лешуконское» и «Ценогорское» муниципального образования «Лешуконский муниципальный район» установлены постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 17.09.2019 № 53-т/1 и действовали с 23.09.2019.

Министерством в ходе проверки установлено, что обществом в расчет фактической потребности в средствах субсидии за сентябрь 2019 года необоснованно включен объем тепловой энергии, поставленный населению в период, предшествующий дате вступления в силу тарифов, в размере 147,552 Гкал, что привело к завышению потребности в средствах субсидии на сумму 770 814 руб. 60 коп.

Тарифы на тепловую энергию, поставляемую обществом в 2020 году потребителям, расположенным на территории сельских поселений «Вожгорское», «Олемское» и «Юромское» Лешуконского муниципального района Архангельской области, установлены постановлением агентства                       от 19.11.2020 № 59-т/2 и действовали с 27.11.2020.

В соответствии с условиями, предусмотренными порядком, общество воспользовалось правом возмещения убытков за период, предшествующий дате введения в действие льготных тарифов, включив в расчет фактической потребности в средствах субсидии за ноябрь 2020 года объемы тепловой энергии, поставленные населению и потребителям, приравненным к населению, за период с 28.09.2020 по 26.11.2020 (за период 60 календарных дней до дня введения в действие льготных тарифов).

Вместе с тем, в нарушение пункта 19 Порядка, обществом в расчет фактической потребности в средствах субсидии за ноябрь 2020 года необоснованно включен объем тепловой энергии, поставленный населению в период, превышающий 60 календарных дней до даты вступления в силу тарифов, а именно с 01.09.2020 по 27.09.2020 в размере 64,514 Гкал, что привело к завышению потребности в средствах субсидии на 763 399 руб. 32 коп.

В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями обществу направлено требование от 17.08.2021 № 203/06-06/5611 о возврате в областной бюджет 1548233,34 руб. необоснованно полученной субсидии.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 30.09.2021 по делу № А05-10094/2021 признано недействительным требование о возврате средств субсидии от 17.08.2021 № 203/06-06/5611, принятое министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, в части возложения на общество с ограниченной ответственностью «Лешуконская теплоэнергетическая компания» обязанности произвести возврат средств субсидии в размере 8 027 руб. 47 коп. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.

В данном судебном акте указано, что при отсутствии в указанный период установленного льготного тарифа оснований для компенсации недополученных расходов путем выплаты соответствующих субсидий у министерства не имеется, обществом необоснованно включен в расчет субсидии за сентябрь 2019 года объем тепловой энергии в размере 147,552 Гкал, за ноябрь 2020 года - 64,514 Гкал. При этом у общества имеется право обратиться в суд за взысканием убытков за спорный период в порядке, установленном статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Обществом 01.09.2021 произведен частичный возврат средств излишне перечисленной субсидии по требованию министерства на сумму 5 991 руб. 95 коп., также обществом 01.12.2021 произведен возврат остатка излишне перечисленной субсидии по требованию министерства в сумме 1 534 213 руб. 92 коп.

Поскольку убытки не были возмещены обществу, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными по праву и по размеру.

Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым судебным актом.

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под реальным ущербом понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу статьи 1069 ГК РФ внедоговорной вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Общими основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда (статья 1064 ГК РФ).

Кроме того, в предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление факта причинения вреда и размер понесенных убытков. Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16 и 1069 ГК РФ, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.

Субъектами данной ответственности являются органы государственной власти или местного самоуправления, исполняющие свои властные публичные обязанности и выступающие от имени соответствующих публично-правовых образований, которые возмещают внедоговорной вред за счет казны.

По общему правилу об обязательствах вследствие причинения вреда вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ).

Из анализа указанных норм права следует, что для наступления у органа публичной власти гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1064 ГК РФ, необходимо установление совокупности всех вышеуказанных элементов, составляющих убытки. При этом отсутствие хотя бы одного из элементов не может привести к наступлению для публичного субъекта гражданско-правовой ответственности в виде убытков.

Ценовое регулирование тепловой энергии производится на основе главы 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 7 Закона № 190-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 названного Закона. В числе названных тарифов указаны тарифы на тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона № 190-ФЗ подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.

В силу части 9 статьи 15 и части 5 статьи 17 Закона № 190-ФЗ оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования.

Статья 10 Закона № 190-ФЗ предусматривает возможность установления льготных тарифов для отдельных категорий потребителей.

При этом наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций. Перечень потребителей или категорий потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, имеющих право на льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель (за исключением физических лиц), подлежит опубликованию в порядке, установленном правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (части 14 и 15 статьи 10 Закона № 190-ФЗ).

В соответствии со статьей 4 Закона Архангельской области от 02.07.2012 № 512-32-ОЗ «Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций» (далее - Закон № 512-32-ОЗ) в 2019 года году право на льготы предоставлено населению и потребителям, приравненным к населению.

Статьей 5 Закона № 512-32-ОЗ предусмотрено, что основанием для предоставления льгот лицам, указанным в статье 4 данного Закона, является принятие уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) постановления об установлении льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), теплоноситель.

Как указано в статье 6 Закона № 512-32-ОЗ, компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, осуществляется путем предоставления субсидий теплоснабжающим организациям за счет средств областного бюджета. Субсидии предоставляются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере топливно-энергетического комплекса (в том числе электроэнергетики, газоснабжения и теплоснабжения), энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Из материалов дела следует, что общество в спорный период являлось организацией коммунального комплекса, осуществляло поставку тепловой энергии населению и потребителям, приравненным к населению, на территории муниципального образования «Лешуконское».

В ходе проведенной министерством проверки установлено, что обществом в расчет за сентябрь 2019 года был включен объем тепловой энергии, поставленный населению за период с 1 по 30 сентября 2019 года в размере 365,981 Гкал на сумму 1 911 892,06 руб. При этом тарифы на тепловую энергию, поставляемую предприятием потребителям, расположенным на территории муниципальных образований «Лешуконское» и «Ценогорское», были установлены постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 17.09.2019 № 53-т/1 и действуют с 23.09.2019.

В ходе проверки министерством также установлено, что обществом в расчет за ноябрь 2020 года был включен объем тепловой энергии, поставленный населению за период с 01.09.2020 по 27.09.2020 в размере 64,514 Гкал на сумму 763 399 руб. 32 коп. При этом тарифы на тепловую энергию, поставляемую предприятием потребителям, расположенным на территории сельских поселений «Вожгорское», «Олемское», «Юромское» Лешуконского муниципального района Архангельской области были установлены постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19.11.2020 № 59-т/2 и действуют с 27.11.2020.

Как указано в решении суда от 30.09.2021 по делу № А05-10094/2021, в соответствии с пунктом 4 Порядком предоставления субсидий, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 № 487-нн «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области», субсидии предоставляются теплоснабжающим организациям после установления агентством для данных организаций экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию и льготных тарифов на тепловую энергию на текущий календарный год, а в 2020г. - также за 60 календарных дней до дня введения в действие льготных тарифов, общество должно было включить в расчет за сентябрь 2019 года объем тепловой энергии, поставленный населению муниципальных образования «Лешуконское» с 23 по 30 сентября 2019 года. Таким образом, обществом необоснованно включен в расчет дельты за сентябрь 2019 года (с 01 по 22 сентября) объем тепловой энергии в размере 147,552 Гкал. на сумму 770 814,60 руб.

Объем тепловой энергии (теплоносителя), на территории сельских поселении «Вожгорское», «Олемское», «Юромское», поставленный населению и потребителям. приравненным к населению за сентябрь 2020 года (с 01 по 27 сентября), согласно данным бухгалтерского учета составляет 64,514 Гкал. на сумму 763 399,323 руб.

Вместе с тем суд указал, что у общества имеется право обратиться в суд за взысканием убытков за спорный период в порядке, установленном статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Объем и стоимость поставленного коммунального ресурса за спорный период министерством в ходе судебного разбирательства не оспорены.

Поскольку общество в спорный период осуществляло поставку тепловой энергии и несло расходы в связи с этой деятельностью, оно вправе требовать возмещения своих убытков, возникших в результате государственного регулирования цен на такие услуги.

Установление экономически обоснованных тарифов для общества только с 23.09.2019 и 27.11.2020 (с учетом периода 60 календарных дней до дня введения в действие льготных тарифов в 2020 году) не свидетельствует о невозможности обязанного лица исполнить обусловленную самим фактом осуществления обществом регулируемой деятельности обязанность возмещения истцу фактически возникших потерь в период, предшествующий установлению тарифа.

Компенсация таких потерь в пределах экономически обоснованных затрат, но неполученных ресурсоснабжающей организацией при поставке ресурса населению по регулируемой цене, направлена исключительно на их восполнение, без получения дополнительных выгод. В случае отказа в таком возмещении истец безосновательно лишается гарантированного права на получение полной стоимости отпускаемого им товара в рамках регулируемой деятельности.

Иного способа получения денежных средств, связанных с осуществлением регулируемой предпринимательской деятельности в части поставки тепловой энергии населению, кроме как возмещение затрат за счет лица, обязанного в силу закона их возмещать, у истца не имеется.

На основании изложенного, поскольку общество в рассматриваемый период отпускало тепловую энергию населению и обоснованно применяло при этом тарифы ниже экономически обоснованного тарифа, то оно вправе требовать возмещения своих убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов за этот период.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» и согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 № 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.

При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.

На основании изложенного, причиненные убытки в размере 1 534 213 руб. 92 коп. правомерно взысканы за счет казны Архангельской области, так как. регулирование тарифов осуществляется органами государственной власти Архангельской области.

При этом уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере топливно-энергетического комплекса, и главным распорядителем бюджетных средств по этой статье расходов, является министерство.

В соответствии с положениями статьи 1071, пункта 3 статьи 125 ГК РФ, пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации именно министерство в рассматриваемом случае выступает в суде от имени Архангельской области.

В связи с этим суд первой инстанции обоснованно взыскал убытки с Архангельской области в лице министерства за счет казны Архангельской области в размере 1 534 213 руб. 92 коп.

Довод подателя жалобы о том, что представленные истцом акты об оказании услуг по передаче электрической энергии составлены с нарушением требований налогового законодательства и противоречит положениям законодательства о бухгалтерском учете, отклоняются судом апелляционной  инстанции, поскольку не имеют правового значения для настоящего дела.

Довод ответчика о том, что производство по настоящему делу подлежит прекращению, также отклоняется судом, поскольку основание по настоящему делу не тождественно фактическим обстоятельствам, рассматриваемым в деле № А05-2438/2020, заявленная к взысканию сумма убытков не входила в предмет рассмотрения указанного дела. Все обстоятельства подтверждающие данный факт, изложены выше.

Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно                  пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда по заявленным доводам, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями  268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 декабря 2021 года по делу № А05-12544/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.В. Журавлев

Судьи

Л.Н. Рогатенко

О.А. Тарасова