АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
16 января 2018 года
Дело №
А05-1275/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Сапоткиной Т.И., Чуватиной Е.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Ферма» ФИО1 (доверенность от 10.10.2017), ФИО2 (доверенность от 16.11.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Ферма» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.06.2017 (судья Болотов Б.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2017 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я., Романова А.В.) по делу № А05-1275/2017,
у с т а н о в и л:
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, место нахождения: 163000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Министерство), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» Архангельской области, место нахождения: 165150, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Комитет), администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» Архангельской области, место нахождения: 165150, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Администрация), обществу с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Ферма», место нахождения: 165115, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), со следующими требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до принятия судом решения:
- о признании недействительным постановления Администрации от 09.09.2016 № 899 (в редакции постановления от 12.09.2016 № 915) в части утверждения схем расположения земельных участков, имеющих пересечение границ земель сельскохозяйственного назначения с границами земель лесного фонда, на кадастровом плане территории в 52 кадастровых кварталах с перечисленными в заявлении номерами;
- признании недействительными заключенных между Комитетом и Обществом договора от 18.10.2016 № 4257 и договора от 05.12.2016 № 4289 в части аренды шестнадцати земельных участков.
Министерство также просило в случае удовлетворения данных требований установить, что решение по настоящему делу будет являться для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу основанием для аннулирования сведений Единого государственного реестра недвижимости в отношении 53 земельных участков с кадастровыми номерами, перечисленными в заявлении, образованных в результате выполнения кадастровых работ кадастровым инженером ФИО3.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО3, общество с ограниченной ответственностью «Земресурс», место нахождения: 165150, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ООО «Земресурс»).
Решением от 13.06.2017 признано недействительным постановление Администрации от 09.09.2016 № 899 (в редакции постановления от 12.09.2016 № 915) в оспариваемой части; на Администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства; признаны недействительными сделками договор от 18.10.2016 № 4257 и договор от 05.12.2016 № 4289 в части аренды шестнадцати земельных участков (за исключением земельных участков с кадастровыми номерами 29:01:100311:1410, 29:01:170108:289).
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2017 данное решение оставлено без изменения.
Общество в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции рассмотрел требования не в той редакции, в какой они были заявлены Министерством; постановление Администрации от 09.09.2016 № 899 представляет собой нормативный правовой акт, который может быть оспорен по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем производство по делу в указанной части ввиду неподведомственности спора арбитражному суду подлежало прекращению; Министерство не представило доказательств соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в части признания недействительными договоров аренды; принятые по делу судебные акты затрагивают права и законные интересы лиц, не привлеченных к участию в деле; пересечение границ земель лесного фонда с границами земельных участков, предоставленных в аренду Обществу, не подтверждено надлежащими допустимыми и достоверными доказательствами; границы лесных участков с кадастровыми номерами 29:01:000000:161 и 29:01:000000:164 в установленном порядке не определены. В дополнениях к кассационной жалобе Общество также указало, что по сути Министерством заявлен спор о праве на имущество, который не мог быть рассмотрен судами по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; суды необоснованно отклонили ходатайство Общества о назначении землеустроительной экспертизы; заявление подано Министерством с пропуском установленного частью 4 статьи 198 названного Кодекса трехмесячного срока, начало течения которого неверно определено судами.
В судебном заседании представители Общества поддержали кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации от 09.09.2016 № 899 (в редакции постановления от 12.09.2016 № 915) по заявлению Общества утверждены 53 подготовленных ООО «Земресурс» схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в кадастровых кварталах с указанием категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» и вида разрешенного использования «сельскохозяйственное использование».
После постановки земельных участков на государственный кадастровый учет на основании обращений Общества о предоставлении ему земельных участков в аренду сроком на 4 года для выращивания зерновых и иных сельскохозяйственных культур и проведения мелиоративных работ Комитет и Общество заключили два договора аренды – от 18.10.2016 № 4257 в отношении 6 земельных участков и от 05.12.2016 № 4289 в отношении 18 земельных участков сроком на 4 года каждый в целях сельскохозяйственного использования.
Министерство, ссылаясь на то, что земельные участки, образованные в соответствии с постановлением Администрации от 09.09.2016 № 899 (в редакции постановления от 12.09.2016 № 915) и предоставленные в аренду Обществу для сельскохозяйственного использования, имеют пересечения с границами земель лесного фонда, которыми Администрация не вправе распоряжаться, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В силу статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса.
Согласно пункту 7 статьи 11.9 Кодекса, устанавливающей требования к образуемым и измененным земельным участкам, не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Порядок подготовки и утверждения схемы земельного участка установлен статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно пунктам 1, 2 данной статьи схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 названного Кодекса схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Подпунктом 3 пункта 16 той же статьи в качестве основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотрено нарушение при разработке схемы требований, предъявляемых статьей 11.9 Кодекса к образуемым земельным участкам.
Как следует из статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации, лесничества и лесопарки являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, которые могут располагаться также на землях иных категорий. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра. Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лесоустройство проводится в соответствии с главой 5 Лесного кодекса Российской Федерации и включает в себя, в том числе, проектирование лесничеств и лесопарков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков.
В силу статьи 91 того же Кодекса документированная информация о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах содержится в государственном лесном реестре.
В соответствии с пунктом 32 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества. В силу пункта 5 статьи 83 Кодекса полномочия по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, передаются Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 10.06.2014 № 1021-р к основным целям деятельности федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» (далее – ФГБУ «Рослесинфорг») относятся обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, определение границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков, информационные услуги в области лесных отношений.
Суды, проанализировав собранные по делу доказательства, в том числе полученные Министерством от ФГБУ «Рослесинфорг» тематические карты границ земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на материалах лесоустройства, схемы пересечений земель лесного фонда Вельского лесничества с земельными участками сельскохозяйственного назначения в системе координат МСК-29, каталоги координат пересечений, обоснованно посчитали установленным, что границы земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения и образованных в соответствии с утвержденными Администрацией схемами, пересекают границы лесных кварталов участковых лесничеств Вельского лесничества.
Исходя из пункта 7 статьи 11.9, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации пересечение границ образуемого земельного участка с границами лесничеств, лесопарков является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. В силу положений законодательства о разграничении собственности на землю и лесного законодательства органы местного самоуправления не уполномочены на распоряжение землями лесного фонда, относящимися к собственности Российской Федерации. В таком случае Администрация была не вправе утверждать схемы расположения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, границы которых пересекаются с границами земель лесного фонда, в связи с чем суды правомерно признали постановление Администрации от 09.09.2016 № 899 в оспариваемой части недействительным.
Довод Общества о недоказанности пересечений границ образованных земельных участков сельскохозяйственного назначения с границами земель лесного фонда по той причине, что границы участков лесного фонда не определены в установленном порядке, правомерно отклонен судами. Представленными в дело документами подтверждается наложение границ спорных земельных участков сельскохозяйственного назначения на лесные кварталы, границы которых определены уполномоченным органом в области лесных отношений, что в силу изложенного выше являлось препятствием для утверждения оспариваемых схем расположения земельных участков.
Поскольку земельные участки с разрешенным использованием «для сельскохозяйственного производства» образованы с нарушением законодательства, они не могли служить предметом договоров аренды и предоставлены в аренду Обществу, что влечет недействительность заключенных между Комитетом и Обществом договоров аренды в части земельных участков, имеющих пересечение с участками лесного фонда.
При таких обстоятельствах заявленные требования Министерства правильно удовлетворены судебными инстанциями.
Довод подателя жалобы о неподведомственности арбитражному суду требования в части оспаривания постановления Администрации от 09.09.2016 № 899, являющегося, по мнению Общества, нормативным правовым актом, подлежит отклонению, поскольку основан на неверной квалификации данного постановления, не обладающего признаками нормативного правового акта.
Ссылка ответчика на неправильное исчисление судом трехмесячного срока, в течение которого заявление об оспаривании постановления Администрации могло быть подано в арбитражный суд, не принимается во внимание, так как данный вопрос разрешен судом по результатам оценки обстоятельств, при которых Министерству стало известно об оспариваемом постановлении.
Довод Общества о необоснованном отказе судом первой инстанции в удовлетворении ходатайства ответчика о назначении землеустроительной экспертизы также отклоняется, поскольку суд кассационной инстанции не усматривает несоответствия выводов судов имеющимся в деле доказательствам и недостаточности этих доказательств для установления существенных для разрешения спора обстоятельств при наличии в деле документов, основанных на материалах лесоустройства, подтверждающих пересечение границ образованных земельных участков с границами лесных кварталов.
Иные доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов и не влияют на их правильность.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.06.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2017 по делу № А05-1275/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Ферма» – без удовлетворения.
Председательствующий
И.В. Сергеева
Судьи
Т.И. Сапоткина
Е.В. Чуватина