ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
http://14aas.arbitr.ru
04 мая 2016 года | г. Вологда | Дело № А05-13069/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2016 года .
В полном объеме постановление изготовлено мая 2016 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
при участии от Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО1 по доверенности от 12.01.2016 № 5, от Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 по доверенности от 28.03.2016 № АА-35/51,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 января 2016 года по делу № А05-13069/2015 (судья Дмитревская А.А.),
у с т а н о в и л :
общества с ограниченной ответственностью «Судоходная компания Помор-Сервис» (ОГРН <***>; ИНН <***>; место нахождения: 183001, <...>; далее – ООО «СК Помор-Сервис», общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным приказа Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН <***>; ИНН <***>; место нахождения: 163000, <...>; далее – управление) от 25.09.2015 № 428/П.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ОГРН <***>; ИНН <***>; место нахождения: 125993, <...>, корпус А;Б; далее – служба, Росприроднадзор).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 14 января 2016 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой с учетом ее дополнения, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Считает, что соискатель лицензии не соответствует лицензионным требованиям, следовательно, по мнению подателя жалобы, оспариваемый приказ является правомерным.
Представитель управления в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Общество в отзыве не согласилось с доводами апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Служба в отзыве и ее представитель в судебном заседании оставили решение вопроса об удовлетворении апелляционной жалобы на усмотрение суда.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Заслушав пояснения представителей управления и службы, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество обратилось в управление с заявлением от 07.07.2015 № 26/07/15 о предоставлении лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, приложив к нему документы, необходимые для получения такой лицензии, а именно:
- свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения от 14.01.2014 серии 51 № 001865587;
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 14.01.2014 серии 51 № 001881035;
- список вложений (ПерегрузкаОпГр);
- перечень производственных объектов (гидротехнических сооружений, причала (причалов), крытых и открытых грузовых складов, нефтебаз, бункеровочных баз, подъемно-транспортного оборудования, плавучих кранов, судов-бункеровщиков и иных плавучих объектов), используемых при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности;
- перечень судов и иных плавучих сооружений, которые будут использоваться для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;
- приказ от 29.12.2014 № 08-ск «О назначении лица, ответственного за работы по перегрузке опасных грузов и предотвращение загрязнения окружающей среды с нефтепродуктами в порту»;
- удостоверение советника по безопасной транспортировке опасных грузов от 26.12.2014№ 1859;
- сертификат советника по безопасности транспортировки опасных грузов № 001 14 31 02 ОГ от 26.12.2014;
- удостоверение о повышении квалификации от 26.12.2014;
- приказ от 17.11.2014 № 06-ск «О назначении лица, ответственного за безопасность мореплавания и предотвращение загрязнения окружающей среды»;
- дипломы ЖБ № 637932 и № М002250;
- трудовую книжку (вкладыш) ВТ № 3580566;
- удостоверение № 2682 от 17.12.2014;
- свидетельство о праве собственности на судно MP-IV № 0001102;
- судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью теплохода «Карел»;
- полис страхования ответственности судовладельца от 03.07.2015 № ГОС0038-0715-51;
- план по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов ООО «СК Помор-Сервис» при проведении бункеровочных операций на акватории порта Мурманск с участием судна «Карел», Мурманск 2015, утвержденный директором ООО «СК Помор-Сервис» 07.05.2015;
- свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации серии МР-II № 0000488;
- приказ от 30.12.2013 № 01-ОД «О вступлении в должность»;
- приказ от 20.01.2014 № 02-ЛС «О назначении на должность главного бухгалтера»;
- платежное поручение от 02.07.2015 № 258;
- план мероприятий по локализации и ликвидации последствий при перевозке и перегрузке нефтепродуктов т/х «Карел», утвержденный 02.07.2015.
Управление направило обществу уведомление от 30.07.2015 № СУГМРН-04-03/1266 о принятии заявления и документов к рассмотрению, указав при этом, что при получении сведений от Росприроднадзора об отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы заявителю будет отказано в предоставлении лицензии.
Письмом от 31.07.2015 № СУГМРН-04-03/1271 ответчик запросил у Росприроднадзора сведения о государственной экологической экспертизе плана по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов ООО «СК Помор-Сервис» при проведении бункеровочных операций на акватории порта Мурманск с участием судна «Карел», Мурманск 2015, утвержденного директором ООО «СК Помор-Сервис» 07.05.2015.
Служба в письме от 06.08.2015 № ВС-08-01-29/13823 сообщила управлению, что обращение по организации и проведению государственной экологической экспертизы в отношении указанного Плана не поступало. Также указала, что План будет являться объектом государственной экологической экспертизы только в том случае, если в рамках указанного Плана предусматривается эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море.
На основании приказа ответчика от 05.08.2015 № 331/П Мурманским линейным отделом управления проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества с целью установления возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований по осуществлению погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, по результатам которой составлен акт от 25.08.2015№ 78/15/МЛО.
В данном акте отражено, что общество не готово к соблюдению лицензионных требований при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, по причине несоответствия лицензионным требованиям и условиям, а именно:
- план по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов ООО «СК Помор-Сервис» при проведении бункерных операций на акватории морского порта Мурманск с участием судна «Карел», утвержденный начальником ГУ МЧС России по Мурманской области 03.06.2015 и директором ООО «СК Помор-Сервис» 07.05.2015, согласованный руководителем ФГБУ «АМП Западной Арктики» 14.05.2015, не имеет заключения государственной экологической экспертизы (письмо Росприроднадзора от 06.08.2015 № ВС-08-01-29/13823);
- из представленных документов, подтверждающих стаж работы должностного лица ФИО3, ответственного за осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности, не следует однозначного вывода о выполнении ФИО3 функций, связанных с погрузочно-разгрузочной деятельностью (не менее 3 лет из последних 5 лет работы в этой области (подпункт «д» пункта 5 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте») (далее – Положение № 193).
В связи с этим управлением издан приказ от 25.09.2015 № 428/П «Об отказе в предоставлении лицензии ООО «СК Помор-Сервис» на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах: адрес осуществления лицензируемого вида деятельности – акватория морского порта Мурманск для заявленных на лицензирование объектов (т/х «Карел»); выполняемые работы – работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, нефтебазу, бункеровочную базу; разрешенный класс опасных грузов – 3, 9) по причине несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям (план по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов ООО «СК Помор-Сервис» при проведении бункеровочных операций на акватории порта Мурманск с участием судна «Карел» - Мурманск 2015 года не утвержден в установленном порядке – отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы).
О принятии решения об отказе в предоставлении лицензии управление уведомило общество письмом от 25.09.2015 № СУГМРН-04-03/1774, сославшимсь в нем на требования части 2 статьи 16.1 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее – Закон № 155-ФЗ).
Не согласившись с приказом управления от 25.09.2015 № 428/П, общество обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, правомерно руководствуясь следующим.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулирует Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ).
В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 12 названного Закона погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах подлежит лицензированию.
В части 1 статьи 13 Закона № 99-ФЗ предусмотрено, что для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем.
Согласно пунктам 2, 4 части 3 статьи 13 Закона № 99-ФЗ к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами, за исключением документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; опись прилагаемых документов.
В силу части 4 статьи 13 Закона № 99-ФЗ лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии указывать в заявлении о предоставлении лицензии сведения, не предусмотренные частью 1 данной статьи, и представлять документы, не предусмотренные частью 3 этой же статьи.
Как предусмотрено в части 8 статьи 13 Закона № 99-ФЗ в случае, если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением требований, установленных частью 1 этой статьи, и (или) документы, указанные в части 3 этой статьи, представлены не в полном объеме, в течение трех рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает соискателю лицензии уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В соответствии с частью 10 статьи 13 Закона № 99-ФЗ в случае непредставления соискателем лицензии в тридцатидневный срок надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и (или) в полном объеме прилагаемых к нему документов ранее представленное заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы подлежат возврату соискателю лицензии.
Порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением № 193.
Пунктом 3 названного Положения предусмотрено, что погрузочно-разгрузочная деятельность включает следующие работы: работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу; работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, нефтебазу, бункеровочную базу.
В пункте 5 Положения № 193 установлены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перегрузке опасных грузов в морских портах, которыми являются: а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности производственных объектов, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 620; б) наличие плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (при осуществлении работ, связанных с погрузкой (разгрузкой) нефти и нефтепродуктов); в) наличие плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; г) в случае использования для выполнения работ плавучих кранов и судов (включая суда-бункеровщики): наличие на каждом судне судового плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, предусмотренного Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года к ней); наличие на каждом судне и на иных плавучих средствах документов, предусмотренных статьей 25 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации; наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии с пунктом 2 статьи 60 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации; наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, осуществляющего контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды, имеющего соответствующее профессиональное образование, стаж работы в должности капитана или старшего помощника капитана не менее 5 лет, а также аттестованного на право занятия должности в установленном порядке; д) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности, имеющего свидетельство о соответствующей подготовке и стаж работы в этой области не менее 3 лет из последних 5 лет работы.
Согласно пункту 7 Положения № 193 для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в части 1 и пунктах 1, 3 и 4 части 3 статьи 13 Закона № 99-ФЗ, а также следующие документы: а) копию приказа о назначении должностного лица, ответственного за осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности, имеющего свидетельство о соответствующей подготовке; б) копию приказа о назначении должностного лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов на внутренних водных путях (осуществляющего контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды), с приложением копий документов, подтверждающих наличие соответствующего профессионального образования, стажа работы в должности капитана или старшего помощника капитана не менее 5 лет, копии диплома, подтверждающего право занимать соответствующую должность командного состава судна, и копии удостоверения о прохождении им аттестации в установленном порядке; в) перечень судов, которые будут использоваться для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности; г) перечень производственных объектов (гидротехнических сооружений, причала (причалов), крытых и открытых грузовых складов, нефтебаз, бункеровочных баз, подъемно-транспортного оборудования, плавучих кранов, судов-бункеровщиков и иных плавучих объектов), которые будут использоваться для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности; д) копии правоустанавливающих документов, на основании которых будут использоваться суда (договора бербоут-чартера, договора аренды судна без экипажа, договора субаренды) и производственные объекты; е) копия судового плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, предусмотренного Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, для морских судов и судов смешанного (река-море) плавания; ж) копии договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей; з) копия плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (с указанием района и срока действия); и) копия плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
В подпункте 18.9 пункта 18 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.04.2013 № 160 (далее – Административный регламент), предусмотрено, что для получения лицензии заявитель направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа или представляет в Ространснадзор или в территориальный орган заявление по форме, предусмотренной приложением 3 к данному Административному регламенту, с приложением, в том числе копии плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (с указанием района и срока действия).
Как предусмотрено в пункте 27 Административного регламента, Ространснадзор и территориальный орган не вправе требовать от соискателя лицензии предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
В данном случае соискатель в целях получения лицензии должен приложить к заявлению пакет документов, предусмотренный в статье 13 Закона № 99-ФЗ, а также в пунктах 5, 7 Положения № 193, в пункте 18 Административного регламента, для переоформления лицензии лицензиат должен приложить к заявлению пакет документов, предусмотренный в статье 18 Закона № 99-ФЗ, в пунктах 8, 9 Положения № 193, в пункте 21 Административного регламента.
При этом перечень требуемых документов, предусмотренный указанными нормативными правовыми актами, не подлежит расширительному толкованию. Нормы Закона № 99-ФЗ и Административного регламента содержат прямое указание на то, что лицензирующий орган не вправе требовать предоставления иных, дополнительных документов, не предусмотренных указанными нормативными правовыми актами.
Требование о предоставлении плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее – план ЛАРН) содержится в пункте 18 Административного регламента, в пунктах 5, 7 Положения о лицензировании, тогда как вышеназванные нормативные акты не содержат требований о необходимости предоставления сведений о государственной экологической экспертизе плана ЛАРН.
С учетом вышеприведенных положений суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предоставление сведений о государственной экологической экспертизе плана ЛАРН для получения лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности или при ее переоформлении не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с лицензированием погрузочно-разгрузочной деятельности. При этом лицензионными требованиями, которым должен соответствовать лицензиат, выполняя работы по перегрузке опасных грузов в морских портах, также не предусмотрено наличие экологической экспертизы плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
Копией свидетельства о праве собственности на судно серии MP-IV № 0001102, выданного на основании данных, внесенных в Государственный судовой реестр Российской Федерации под номером 30-1300-163, подтверждается, что обществу на праве собственности принадлежит нефтеналивное судно «Карел» (том 1, лист 117).
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается и ответчиком не оспаривается, что заявителем при подаче заявления на получение лицензии к заявлению был приложен план ЛАРН.
Подателем жалобы вышеизложенные выводы суда первой инстанции не оспариваются. Доводы жалобы сводятся к тому, что план ЛАРН должен иметь положительное заключение государственной экологической экспертизы. Между тем данное утверждение ответчика не опровергает вышеизложенные выводы суда первой инстанции.
При этом, как обоснованно указано судом первой инстанции, наличие либо отсутствие заключения государственной экологической экспертизы плана ЛАРН могло явиться критерием, определяющим полноту, достоверность предоставленного заявителем плана ЛАРН, в связи с этим могло быть оценено при принятии управлением решения о переоформлении либо об отказе в переоформлении лицензии, тогда как само по себе непредставление положительного заключения государственной экологической экспертизы не свидетельствует о том, что заявителем не был предоставлен обязательный к представлению документ – план ЛАРН.
Кроме того, сам по себе факт необходимости в данном случае наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы плана ЛАРН не имеет правового значения для дела.
Также судом первой инстанции установлено и подателем жалобы не оспаривается, что согласно плану ЛАРН общество осуществляет бункеровочные операции на акватории морских портов Мурманск, Кольский залив с участием судна «Карел». Процесс бункеровочных операций предполагает передачу топлива от судна-бункеровщика («Карел») к судам-приемникам. Передача топлива осуществляется закрытым способом, когда фланцы грузового шланга жестко прикрепляются к приемнику грузовой магистрали бункеровщика и к палубному приемнику бункеруемого судна.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно согласился с мнением Росприроднадзора о том, что если организация осуществляет только погрузочно-разгрузочную деятельность (бункеровочное снабжение топливом) в морских портах исключительно с использованием судов, не являющихся искусственными островами, установками и сооружениями в понимании Закона № 155-ФЗ, то на такие организации не распространяются требования статьи 16.1 Закона № 155-ФЗ.
С учетом изложенного суд правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, которые соответствуют материалам дела и нормам материального и процессуального права.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы управления не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 января 2016 года по делу № А05-13069/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.
Председательствующий А.Ю. Докшина
Судьи Т.В. Виноградова
В.И. Смирнов