ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-13556/20 от 03.06.2021 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

10 июня 2021 года

г. Вологда

Дело № А05-13556/2020

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2021 года .

В полном объеме постановление изготовлено июня 2021 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Ралько О.Б. и Черединой Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 марта 2021 года по делу № А05-13556/2020,

установил:

Министерство имущественных отношений Архангельской области                        (адрес: 163004, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49;                                     ИНН 2901025815, ОГРН 1022900540167; далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (адрес: 163069, город Архангельск, улица Садовая, дом 5, корпус 1; ИНН 2901131228, ОГРН 1042900050566; далее – Росреестр) о признании незаконным пункта 2 уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета от 08.10.2020 № КУВД-001/2020-15622315/2 и уведомления об отказе государственного кадастрового учета от 12.01.2021 № КУВД-001/2020-15622315/3 (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).

К участию в деле на стороне заявителя в качестве заинтересованного лица привлечено государственное казенное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» (адрес: 163000, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; ИНН 2900000511,                   ОГРН 1022900527902; далее – Учреждение).

Решением суда от 19.03.2021 заявление удовлетворено.

Росреестр с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе просил его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что ранее существовавший земельный участок претерпел значительные изменения, в результате которых единое землепользование, в состав которого входят 10 участков, преобразовалось в многоконтурный земельный участок, состоящий из 3 контуров, при этом изменились его границы. Такая процедура не соответствует земельному законодательству, поскольку в данном случае произошло изменение состава, наименования и статуса ранее учтенного земельного участка. Отсутствие у ранее входивших в состав единого землепользования земельных участков самостоятельного правового статуса на данный факт не влияет. Письма Минэкономразвития России являются ответом на конкретные обращения. Росреестр предлагал произвести с сохранение исходного земельного участка в измененных границах без предварительного уточнения местоположения его границ, образование новых участков, расположенных в границах определенных муниципальных образований.

Учреждение в отзыве на жалобу возразило против изложенных в ней доводов и требований, просило решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением администрации Архангельской области от 12.01.1994 № 7 «Об утверждении Перечня дорог общего пользования» в реестре областного имущества значится автомобильная дорога Исакогорка-Новодвинск-Холмогоры. Распоряжением Департамента по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области от 31.01.2008 № 46-р указанная дорога предоставлена Учреждению на праве оперативного управления для осуществления функций государственного заказчика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Автомобильная дорога Исакогорка-Новодвинск-Холмогоры расположена на земельном участке с кадастровым номером 29:19:000000:106 по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, северо-западная часть Холмогорского кадастрового района. Указанный земельный участок                         предоставлен Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования для осуществления организации дорожной деятельности и обеспечения безопасного движения транспортных средств по региональным автомобильным дорогам общего пользования. Полоса отвода автомобильной дороги Исакогорка-Новодвинск-Холмогоры, в том числе в границах земельного участка с кадастровым номером 29:19:000000:106 (категория - земли населенных пунктов), определена в соответствии с материалами инвентаризации, утвержденными постановлением главы администрации Холмогорского района от 23.12.1996 № 463.

Как указано в исковом заявлении, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 02.06.1997, то есть является ранее учтенным. Согласно кадастровому плану наименование этого участка – единое землепользование, сведения о координатах земельного участка в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРН) отсутствуют, границы его не установлены, площадь ориентировочная, подлежит уточнению при межевании, земельный участок поставлен на кадастровый учет декларативно. при отсутствии информации о координатах и нахождении границ полосы отвода у смежных землепользователей при уточнении границ принадлежащих им земельных участков возникают земельные споры, связанные  с полосами отвода автомобильных дорог, что затрудняет содержание и безопасную эксплуатацию данной автодороги, закрепленной за учреждением.

В целях уточнения границ спорного земельного участка и внесения сведений в ЕГРН о координатах границ Учреждение заключило с землеустроительной организацией – обществом с ограниченной ответственностью «Архземкадастр» государственный контракт от 03.06.2020                        № 328/07 на проведение кадастровых работ, согласно которому землеустроительная организация провела работы по межеванию земельных участков в границах полосы отвода упомянутой выше автомобильной дороги, подготовила межевой план.

В межевом плане отмечено, что он подготовлен в связи с уточнением местоположения границ и площади спорного земельного участка, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, площадь участка составляет 28 600 кв.м. При выполнении кадастровых работ выполнена горизонтальная съемка объектов недвижимости и элементов ситуации в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения Исакогорка-Новодвинск-Холмогоры, на основании этой съемки сформирована граница участка и подготовлен межевой план по уточнению местоположения границ и площади земельного участка. В межевом плане также отмечено, что выполнено  преобразование спорного земельного участка, являющегося единым землепользованием, в состав которого входят участки с кадастровыми номерами: 29:19:060701:50, 29:19:060801:8, 29:19:161301:26, 29:19:161901:3, 29:19:161902:13, 29:19:161903:11, 29:19:161905:14, 29:19:161906:33, 29:19:161910:25, 29:19:161911:2, в многоконтурный земельный участок, состоящий из 3-х контуров. Входящие земельные участки вошли в состав контуров многоконтурного земельного участка. В межевом плане указано, что выявлены пресечения границ уточняемого земельного участка 29:19:000000:106 с границами смежных земельных участков  с кадастровыми номерами 29:19:161901:5 и 29:19:161901:6, находящихся в собственности муниципального образования «Холмогорский муниципальный район». Пересечение земельных участков устранено путем уточнения местоположения части границ земельных участков 29:19:161901:5 и 29:19:161901:6.

Министерство 18.09.2020 обратилось к Росреестру с заявлением о государственном кадастровом учете спорного земельного участка, предоставив вместе с заявлением межевой план от 14.09.2020.

По результатам проверки Росреестр издал уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета от 08.10.2020 № КУВД-001/2020-15622315/2. Основанием для приостановления государственного кадастрового учета послужило, в частности, то, что границы спорного земельного участка пересекают границы муниципального образования. При проверке пространственного анализа сведений, содержащихся в межевом плане, и сведений ЕГРН, выявлено: границы контура 1 уточняемого земельного участка (:106) расположены в границах муниципального образования с реестровым номером 29:19-3.3, при этом границы контуров 2 и 3 уточняемого земельного участка расположены в границах муниципального образования с реестровым номером 29:19-3.12. По мнению ответчика, такое расположение (пересечение) границ противоречит положениям пункта 3 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учёта в соответствии с пунктом 43 части 1 статьи 26 Федерального закона от  13.07.2015 №  218-ФЗ  «О  государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ).

Не согласившись с этим решением, Министерство обратилось в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета с заявлением об обжаловании уведомления о приостановлении государственного кадастрового учёта от 08.10.2020 № КУВД-001/2020-15622315/2.

Решением апелляционной комиссии от 23.10.2020 № 117 заявление Министерства отклонено.

Уведомлением от 12.01.2021 № КУВД-001/2020-15622315/3  Росреестр отказал заявителю в государственном кадастровом учете по причине, указанной в уведомлении о приостановлении, и в связи с не устранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.

Не согласившись с указанными уведомлениями Росреестра, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Как указано в исковом заявлении, приостановление и отказ в государственном кадастровом учете незаконны, поскольку действующее законодательство не запрещает преобразование единого землепользования в многоконтурный земельный участок в процессе уточнения местоположения его границ и площади. Сведения о контурах ранее учтенного земельного участка 29:19:000000:106 отражены в межевом плане от 14.09.2020. Положения пункта 43 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ применяются в отношении земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет после вступления в силу главы 1.1 ЗК РФ. При уточнении местоположения границ спорного земельного участка положения статьи 11.9 ЗК РФ не применяются.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву, удовлетворил заявление.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.

Статьей 26 Закона № 218-ФЗ предусмотрены основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

В силу пункта 43 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы земельного участка пересекают границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии со статьей 27 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Статья 11.9 ЗК РФ регламентирует требования к образуемым и измененным земельным участкам.

Согласно пункту 3 статьи 11.9 ЗК РФ границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Как правомерно указал суд первой инстанции, требование о запрете пересечения границами земельных участков границ муниципальных образований и населенных пунктов относится к образуемым и измененным земельным участкам.

Из материалов дела видно, что спорный земельный участок ранее учтен в государственном кадастре недвижимости, данный участок не является образуемым и измененным земельным участком.

В силу статьи 43 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).

Суд первой инстанции обоснованно указал, что из межевого плана следует, что он подготовлен в связи с уточнением местоположения границ и площади спорного земельного участка. При этом рассматривать данный участок как вновь образованный, ранее не существовавший земельный участок, на что ссылался Росррестр в ходе судебного разбирательства, нельзя. В случае если земельный участок учтен в государственном кадастре недвижимости, при проведении процедуры уточнения местоположения границ такого земельного участка положения статьи 11.9 ЗК РФ не применяются. При этом в случае образования земельного участка, в том числе многоконтурного, должны соблюдаться положения статьи 11.9 ЗК РФ.

Довод подателя жалобы о том, что в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка изменились его статус, состав и наименование, не подтверждается материалами дела.  Земельный участок с кадастровым номером 29:19:000000:106 остался тем же участком, что и был ранее, независимо от количества входящих в него контуров или условных/обособленных участков. Факт описания границ спорного земельного участка в виде трех входящих участков (контуров) вместо десяти не меняет его правового статуса, не приводит к образованию нового участка. При этом входящие участки/контуры не имеют правового статуса, не рассматриваются в качестве отдельных объектов недвижимости. Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 № 306-КГ16-11866 обособленные земельные участки, входящие в состав земельного участка «единого землепользования», не являются самостоятельными и к ним не могут применяться предусмотренные законодательством Российской Федерации кадастровые процедуры. Следовательно, процедура описания координат земельного участка в процессе уточнения его границ в том или ином количестве входящих в него контуров (обособленных участков) не приводит к образованию нового участка.

Ссылка Росреестра на определения Конституционного суда Российской Федерации от 30.01.2020 № 93-О, от 27.10.2015 № 2537-О  является необоснованной, поскольку указанные определения приняты по иным фактическим обстоятельствам и к настоящему спору не применяются.

Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении требований у суда первой инстанции не имелось. Заявление удовлетворено правомерно.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции  у апелляционной инстанции не имеется.

Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.

Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 марта                       2021 года по делу № А05-13556/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

          А.Я. Зайцева

Судьи

          О.Б. Ралько

          Н.В. Чередина