ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-13639/20 от 08.04.2021 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

09 апреля 2021 года

г. Вологда

Дело № А05-13639/2020

Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2021 года .

В полном объёме постановление изготовлено апреля 2021 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кругликовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 февраля 2021 года по делу                                            № А05-13639/2020,

у с т а н о в и л:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 164502, город Северодвинск, Архангельская область; далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене распоряжения от 05.10.2020 № 299-р, вынесенного министерством транспорта Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163004, <...>; далее - министерство).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 02 февраля                     2021 года по делу № А05-13639/2020 исковые требования удовлетворены.

Министерство с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на отказ в выдаче разрешения в связи с предоставлением заявителем недостоверных сведений.

Отзыв на апелляционную жалобу от предпринимателя не поступил.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, 11.09.2020 предприниматель обратился с заявлением в министерство о выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Распоряжением министерства от 05.10.2020 № 299-р предпринимателю отказано в выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Архангельской области (далее - разрешение) на автомобили МЕРСЕДЕС-БЕНЦ VITO 115 С, государственный регистрационный знак <***>, МЕРСЕДЕС-БЕНЦ VITO 109 С, государственный регистрационный знак <***>, МЕРСЕДЕС-БЕНЦ VITO 111 Т, государственный регистрационный знак <***>, МЕРСЕДЕС-БЕНЦ VITO 111, государственный регистрационный знак <***>.

Основанием для принятия решения министерства об отказе в предоставлении государственной услуги явилось предоставление заявителем недостоверных сведений. Во всех заявлениях указана фамилия заявителя ФИО1, а в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по указанному в заявлении                        ОГРНИП фамилия индивидуального предпринимателя ФИО1.

Не согласившись с отказом в выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил.

Апелляционная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011                    № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Разрешение выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Порядок предоставления государственной услуги по выдаче, переоформлению разрешений, выдаче дубликатов разрешений и прекращению действия разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Архангельской области                                             (далее - государственная услуга) и стандарт предоставления государственной услуги, включая сроки и последовательность административных процедур и административных действий министерства транспорта Архангельской области при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги установлен Административным регламентом, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 30.06.2015 № 243-пп (далее – Административный регламент).

Как определено в пункте 2 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: 1) регистрация запроса заявителя о предоставлении государственной услуги; 2) рассмотрение запроса заявителя о выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Архангельской области (далее - разрешение); 3) рассмотрение запроса заявителя о переоформлении разрешения; 4) рассмотрение запроса заявителя о выдаче дубликата разрешения; 5) рассмотрение запроса заявителя о прекращении действия разрешения; 6) выдача заявителю результата предоставления государственной услуги.

В соответствии с пунктом 14 Административного регламента для получения разрешения заявитель представляет в министерство следующие документы (далее в совокупности - запрос заявителя):

1) заявление о выдаче разрешения;

2) документ, удостоверяющий личность заявителя (представителя заявителя);

3) свидетельство о регистрации транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;

4) договор лизинга или договор аренды транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании договора лизинга или договора аренды), либо нотариально заверенную доверенность на право распоряжения транспортным средством, которое предполагается использовать индивидуальным предпринимателем для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством).

Согласно пункту 15 Административного регламента заявление на получение разрешения должно содержать следующие сведения для заявителя - индивидуального предпринимателя: фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя; адрес его регистрации по месту жительства; данные документа, удостоверяющего его личность; государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию; номер телефона индивидуального предпринимателя; адрес электронной почты индивидуального предпринимателя (в случае, если имеется); идентификационный номер налогоплательщика; данные документа о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе.

В пункте 41 Административного регламента установлено, что в целях регистрации запроса заявителя государственный служащий министерства, ответственный за прием документов, проверяет полноту и правильность оформления полученных документов и устанавливает наличие или отсутствие оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги (пункт 27 настоящего административного регламента).

В соответствии с пунктом 32 Административного регламента основанием для принятия решения министерства об отказе в предоставлении государственной услуги является предоставление заявителем недостоверных сведений.

В рассматриваемом случае основанием для принятия решения министерства об отказе в предоставлении государственной услуги явилось предоставление заявителем недостоверных сведений.

Как следует из оспариваемого распоряжения, в заявлении указана фамилия заявителя ФИО1, а в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по указанному в заявлении ОГРНИП фамилия индивидуального предпринимателя ФИО1.

Федеральным законом от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» закреплено право граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации,

Статья 3 Закона о государственном языке определяет сферы использования государственного языка Российской Федерации, к которым относится в числе прочего оформление документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, изготовление бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, оформление документов об образовании, выдаваемых имеющими государственную аккредитацию образовательными учреждениями, а также других документов, в том числе в части правописания имен собственных.

Закон обязывает при заполнении документов использовать нормы современного русского языка и правила русской орфографии и пунктуации.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации                  от 23.11.2006 № 714 «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации» и на основании рекомендаций Межведомственной комиссии по русскому языку (протокол от 29.04.2009 № 10) приказом Минобрнауки России от 08.06.2009                № 195 утвержден список грамматик, словарей и справочников, содержащий нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации (зарегистрирован Минюстом России 06.08.2009 за № 14483).

В настоящее время применяются Правила русской орфографии и пунктуации, утвержденные в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР (далее - Правила), в которых указано, что буква «ё» пишется в случаях, когда необходимо предупредить неверное чтение и понимание слова, либо когда необходимо указать произношение малоизвестного слова.

В письме Минобрнауки России от 01.10.2012 № ИР-829/08 «О правописании букв «е» и «ё» в официальных документах» на основании положений Правил со ссылкой на сложившуюся судебную практику разъяснило, в каких случаях написание букв "е" и "ё" может приравниваться. Написание буквы "е" вместо "ё" и наоборот в фамилии, имени и отчестве не искажает данных владельца документов, при условии, что данные, на основании которых можно идентифицировать лицо в таких документах, соответствуют.

Как видно из материалов дела, в представленном предпринимателем заявлении на выдачу разрешения его фамилия была написана через букву «ё», а в приложенном к заявлению паспорте, а также в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - через букву «е».

Суд первой инстанции, проверив доводы Министерства относительно ФИО1, на основании Правил русской орфографии и пунктуации установил, что в рассматриваемом случае написание букв «е» и «ё» приравнивается.

Материалы дела свидетельствую о том, что указание в заявлении фамилии с буквой «ё» не искажает данных владельца документов, поскольку на основании совокупности представленных в таких документах сведений можно было идентифицировать обратившееся лицо.

В заявлениях о выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси указаны данные документа, удостоверяющего личность предпринимателя (серия, номер, кем и когда выдан), государственный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по указанному в заявлении ОГРНИП фамилия индивидуального предпринимателя ФИО1. К указанным заявлениям приложена копия документа, удостоверяющего личность заявителя.

Кроме того, из пояснений ответчика следует, что при приеме документов личность заявителя установлена, документы заявителя министерством приняты.

С учетом изложенного, суд пришел к верному выводу, что несовпадение отдельных буквенных элементов слов в части букв «е» и «ё» при написании фамилии физического лица в заявлении с данными документов, приложенных к заявлению, не является безусловным основанием для квалификации таких сведений в качестве недостоверных, не приводит к нарушению действующего законодательства и не может рассматриваться как основание для ограничения или препятствий в реализации прав и свобод человека и гражданина.

Административный орган в данном случае имел возможность установить, что в соответствии с данными документа, удостоверяющего личность, заявителем является ФИО1.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильным выводам об отсутствии нарушений со стороны Предпринимателя и необоснованном отказе в выдаче разрешения на основании вывода о недостоверности представленных заявителем сведений в связи с указанием им в заявлении фамилии «ФИО1».

Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 февраля                  2021 года по делу № А05-13639/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства транспорта Архангельской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                 Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий

Ю.В. Селиванова

Судьи

А.Ю. Докшина

Н.В. Мурахина