ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
06 сентября 2021 года | г. Вологда | Дело № А05-14343/2020 | |
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2021 года .
В полном объёме постановление изготовлено сентября 2021 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Селивановой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кругликовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ломоносовский» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 апреля 2021 года по делу № А05-14343/2020,
у с т а н о в и л:
администрация муниципального образования «Город Архангельск» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью «Ломоносовский» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163069, <...> далее – общество, ООО «Ломоносовский») о возложении на ответчика обязанности по организации в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для дома № 46 по проспекту Новгородский в городе Архангельске в соответствии с Правилами благоустройства муниципального образования «Город Архангельск», утвержденными решением Архангельской городской Думы от 25.10.2017 № 581, Порядком определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Архангельск», утвержденным постановлением администрации от 13.02.2020 № 285 (далее - Порядок № 285), санитарным законодательством.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент градостроительства администрации муниципального образования «Город Архангельск» (адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5; далее – департамент).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 21 апреля 2021 года по делу № А05-14343/2020 заявленные требования удовлетворены.
ООО «Ломоносовский» с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что земельный участок, на котором планируется создание контейнерной площадки для нескольких домов, не выходит в состав общего имущества дома, в связи с этим обязанность по организации места накопления мусора возлагается на органы местного самоуправления.
Администрация и департамент отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании договора управления многоквартирным домом (домами) от 01.07.2008 ООО «Ломоносовский» является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома № 46 по пр. Новгородский в городе Архангельске (далее – МКД № 46) (далее – договор; листы дела 8-15).
Согласно пункту 2.1 договора управляющая организация по заданию заказчика обязалась в течение срока действия договора за плату оказывать услуги и выполнять работы по управлению домом (домами), содержанию и ремонту общего имущества в доме (домах), предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме, производить начисление и сбор платежей за оказанные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей управления домом деятельность.
Перечень услуг и работ по содержанию, ремонту общего имущества коммунальных услуг согласован в разделе 3 договора, который включает, в том числе убору и очистку придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов.
При этом пунктом 3.4 договора предусмотрено, что перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома не является исчерпывающим.
Общество 20.07.2020 направило в адрес администрации Ломоносовского территориального округа администрации муниципального образования «Город Архангельск» заявку о согласовании места (площадки) накопления твердых бытовых отходов для многоквартирных домов по ул. Р. Люксембург д. 23 (далее – МКД № 23) и МКД № 46.
Из указанной заявки следует, что общество просило согласовать одно место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) для двух МКД, расчет количества планируемого объема ТКО и количества контейнеров произведен общества исходя из количества проживающих граждан в этих двух домах.
На заседании комиссии 04.08.2020, состоявшемся в связи с рассмотрением вышеуказанного обращения общества, определено место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, о чем составлен акт № 22. Место накопления ТКО определено для двух МКД № 23 и № 46 примерно в 12 м от дома № 23 (листы дела 18-19).
Учитывая изложенное, общество 06.08.2020 обратилось в департамент с заявкой о согласовании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (листы дела 69-71).
Письмом от 21.08.2020 № 043/8878/043-09 департамент сообщил о том, что для дальнейшего решения вопроса необходимо: разработать и согласовать проект благоустройства в соответствии с Порядком согласования проектов благоустройства объектов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, утвержденным постановлением администрации от 22.03.2019 № 390; направить в департамент заявление о выдаче разрешения на размещение объектов и получить разрешение на их размещение. Кроме того проект благоустройства необходимо согласовать с департаментом муниципального имущества департаментом городского хозяйства, администрацией Ломоносовского территориального округа, собственниками сетей (листы дела 65-66).
Ссылаясь на то, что ответчик как управляющая организация ненадлежащим образом осуществляет содержание общего имущества вышеуказанных домов, у которых отсутствует оборудованная надлежащим образом контейнерная площадка для сбора ТКО, истец обратился в Арбитражный суд Архангельской области с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, при этом правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее – Правила № 1039), к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)).
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту «д(2)» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень № 290).
В пункте 26 (1) Минимального перечня № 290 указано, что в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В силу подпункта «д(2)» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003 № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а также обеспечить организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил № 1039).
Постановлением администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 13.02.2020 № 285 утвержден Порядок № 285, который устанавливает процедуру определения (согласования) мест (площадок) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, в условиях сложившейся застройки муниципального образования «Город Архангельск», в случаях возложения действующим законодательством обязанности по организации мест накопления ТКО на юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе в соответствии с требованиями Правил благоустройства, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1.3 Порядка № 285 организации, управляющие жилищным фондом, обязаны организовывать место накопления ТКО путем оборудования контейнерной площадки с установкой на ней контейнеров в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством.
Заявитель - физическое лицо, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель подает в администрацию территориального округа по месту планируемого расположения контейнерной площадки заявку по утвержденной форме (пункт 1.5 Порядка № 285).
Пунктом 2.8 Порядка № 285 обязанности по проведению работ, связанных с благоустройством контейнерных площадок и подъездов к ним, по содержанию в исправном состоянии контейнеров (мусоросборников) и их внешнего вида в случае использования контейнеров для размещения отходов, образовавшихся от жителей многоквартирных домов, возложены на организации, осуществляющие управление жилыми домами.
При определении места накопления ТКО на территории общего пользования утвержденный акт об определении места их накопления является основанием для обращения заявителя в Департамент градостроительства администрации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (с изменениями и дополнениями), постановлением правительства Архангельской области от 17.03.2015 № 103-пп «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земель или земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута» (с изменениями и дополнениями) (пункт 2.12 Порядка).
В данном случае доказательств, свидетельствующих об организации обществом места накопления ТКО в соответствии с требованиями действующего законодательства для эксплуатации МКД, в материалы дела не представлено.
Доводы общества со ссылкой на то, что земельный участок, на котором планируется создание контейнерной площадки, не входит в состав общего имущества МКД, являлись предметом исследования суда первой инстанции, и правомерно отклонены.
Действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора ТКО за границами земельного участка под МКД. В случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под МКД, ввиду сложившейся застройки, управляющая организация вправе разместить ее на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора. При этом нахождение контейнерной площадки за пределами земельного участка, закрепленного за МКД, не освобождает общество от обязанности по ее содержанию.
Поскольку ООО «Ломоносовский», осуществляя функции управления в отношении МКД № 46, в силу пункта 2.2 части 2 статьи 161 ЖК РФ, положений Правил № 491, отвечает за надлежащее содержание общего имущества названного дома и несет обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО, то доводы подателя жалобы о возложении такой обязанности на администрацию не соответствуют приведенным выше нормам права и фактическим обстоятельствам дела.
В силу норм жилищного законодательства общество, заключив договор с условием об организации мест накопления бытовых отходов, сборе отходов I - IV классов опасности, обязалось организовать, и содержать место накопления ТКО, надлежаще оказывать все виды коммунальных услуг.
Таким образом, в рассматриваемом случае организация и содержание мест накопления ТКО является обязанностью управляющей компании в силу закона и договора. Приняв на себя указанную обязанность и взимая плату за содержание общего имущества МКД, управляющая компания обязана организовать место (площадку) для накопления ТКО.
С учетом вышеизложенного подлежит отклонению приведенный в апелляционной жалобе довод о том, что действующим законодательством не установлена обязанность общества по созданию мест накопления ТКО.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования администрации.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 апреля 2021 года по делу № А05-14343/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ломоносовский» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.
Председательствующий | Н.В. Мурахина |
Судьи | А.Ю. Докшина Ю.В. Селиванова |