ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-14422/20 от 01.07.2021 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

08 июля 2021 года

г. Вологда

Дело № А05-14422/2020

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2021 года .

В полном объёме постановление изготовлено июля 2021 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Мурахиной Н.В. и                      Селивановой Ю.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кругликовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 апреля 2021 года по делу № А05-14422/2020 ,

у с т а н о в и л:

Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Выучейского,               дом 18; далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангльской области с заявлением,уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340; адрес: 107078, Москва, переулок Орликов, дом 10, строение 1; далее – учреждение, ФГБУ «ФКП Росреестра») о признании незаконным решения учреждения об отказе во внесении сведений о границах лесопаркового зеленого пояса в рабочем поселке Кулой Вельского района Архангельской области в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), выраженного в форме уведомления от 30.11.2020 № КУВД-001/2020-23915643.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26 апреля                2021 года по делу № А05-14422/2020 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое решение признано незаконным; на учреждение возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов министерства путём рассмотрения заявления от 11.11.2020 № 204-04/11073 о внесении сведений о зоне с особыми условиями использования территории - лесопарковом зелёном поясе в рабочем посёлке Кулой Вельского района Архангельской области - в ЕГРН в месячный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что суд, применяя правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2020 по делу № 302-ЭС20-19936, не учел, что фактические обстоятельства дел не идентичны, лесопарковые зоны не относятся в соответствии с законодательством к зонам с особыми условиями использования территории; а также не дал оценку доводу учреждения о применении положений Федерального закона от 27.12.2018 № 538-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий" (далее –                             Закон № 538-ФЗ) и изменениям Лесного кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, доводы жалобы , проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Архангельской области от 16.09.2020 № 590-пп «Об установлении границ лесопаркового зеленого пояса в рабочем поселке Кулой Вельского района Архангельской области» принято решение о создании вокруг рабочего поселка Кулой лесопаркового зеленого пояса (ЛПЗП) площадью 8 000 квадратных метров.

Министерство в порядке межведомственного информационного взаимодействия направило в кадастровую палату (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу) комплект документов для осуществления государственного кадастрового учета по внесению сведений о границах лесопаркового зеленого пояса в рабочем поселке Кулой Вельского района Архангельской области, однако сведения о лесопарковом зеленом поясе не внесены в ЕГРН.

В уведомлении от 30.11.2020 № КУВД-001/2020-23915643 учреждение сообщило о невозможности внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по причине того, что согласно статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации (далее –                        ЗК РФ) лесопарковые зеленые пояса не отнесены к зонам с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ), внесение сведений о которых предусмотрено статьей 10 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ).

Не согласившись с уведомлением, министерство обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным отказа во внесении  сведений о границах лесопаркового зеленого пояса в рабочем поселке Кулой Вельского района Архангельской области в ЕГРН, выраженного в указанном уведомлении, незаконным.

Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.

Апелляционная коллегия не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого решения.

По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для признания незаконными действий (бездействия), ненормативного правового акта органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 АПК РФ, пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Порядок государственной регистрации прав и кадастрового учета объектов недвижимости регулируется положениями Закона № 218-ФЗ.

В силу пункта 3 части 2 статьи 7 Закона № 218-ФЗ ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из  реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее – реестр границ).

Часть 1 статьи 10 Закона № 218-ФЗ предусматривает внесение в реестр границ сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях, о Байкальской природной территории и ее экологических зонах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 62.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды) в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду могут создаваться лесопарковые зеленые пояса - зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

Согласно пункту 1 статьи 62.2 Закона № 7-ФЗ в целях создания лесопаркового зеленого пояса некоммерческие организации, органы государственной власти или органы местного самоуправления обращаются с мотивированным ходатайством о создании лесопаркового зеленого пояса в общественную палату соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется создание лесопаркового зеленого пояса.

Пунктом 8 статьи 62.2 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 180 дней после дня принятия решения о создании лесопаркового зеленого пояса устанавливают его границы.

На основании пункта 12 статьи 62.2 Закона № 7-ФЗ границы лесопарковых зеленых поясов подлежат включению в ЕГРН в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Из подпункта 1 пункта 2 той же статьи следует, что могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 104 ЗК РФ  зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства;

3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия;

4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира;

5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.

В статье 105 ЗК РФ отражены виды зон с особыми условиями использования территорий (28), в числе которых лесопарковые зеленые пояса не названы.

Вместе с тем в статье 106 ЗК РФ содержится порядок установления зон с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающих на основании федерального закона.

Согласно пункту 6 статьи 106 ЗК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.

В силу пункта 24 статьи 106 упомянутого Кодекса зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в ЕГРН.

В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Закона № 218-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532 (далее –                         Правила № 1532), в случае принятия решения об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий орган государственной власти, орган местного самоуправления, принявшие такое решение, направляют в течение 5 рабочих дней со дня его принятия в орган регистрации прав документы, воспроизводящие сведения, содержащиеся в решении об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе ее наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в ее границах.

В случае если зона с особыми условиями использования территорий возникает в силу федерального закона, органы государственной власти, установившие границы такой зоны с особыми условиями использования территорий, в течение 5 рабочих дней со дня установления ее границ направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) о такой зоне.

Судом первой инстанции установлено, что Правительством Архангельской области принято решение о создании лесопаркового зеленого пояса вокруг рабочего поселка Кулой Вельского района Архангельской области, установлены его границы с соблюдением установленного порядка создания лесопаркового зеленого пояса.

Поскольку необходимость внесения границ лесопарковых зеленых зон прямо предусмотрена пунктом 12 статьи 62.2 Закона № 7-ФЗ и № 1532, что соответствует пункту 1 статьи 10 Закона № 218-ФЗ, суд первой инстанции посчитал неправомерным отказ ответчика во внесении соответствующих сведений в ЕГРН.

Учитывая изложенное, суд отклонил довод кадастровой палаты об отсутствии в Законе № 218-ФЗ обязательных требований о внесении сведений о границах лесопарковых зон и отсутствии в статье 105 ЗК РФ лесопарковых зон как отдельного вида зоны относящейся к особым условиям использования территории и учел аналогичную позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2020 по делу                                                № 302-ЭС20-19936.

Доводы апеллянта о том, что лесопарковый зеленый пояс не является зоной с особыми условиями использования территорий, а также ссылки подателя жалобы на то, что постановление Правительства Архангельской области от 16.09.2020 № 590-пп, принятое за пределами срока, установленного в пункте 8 статьи 62.2 Закона № 7-ФЗ, не содержит сведений  том, что ЛПЗП – это ЗОУИТ, коллегией судей отклоняются, поскольку границы лесопарковых зеленых поясов подлежат включению в ЕГРН на основании пункта 12                     статьи 62.2 Закона № 7-ФЗ.

Коллегией судей не принимаются доводы учреждения о невозможности внесения соответствующих сведений ввиду отсутствия в Законе № 218-ФЗ обязательных требований о внесении сведений о границах лесопарковых зон и в связи с принятием Закона № 538-ФЗ, которым внесены изменения в ЛК РФ.

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 7 и пунктом 1 статьи 10 Закона № 218-ФЗ, в редакции, действовавшей до принятия Закона № 538-ФЗ, содержались положения, предполагающие внесение данных о границах лесопарков в соответствующий реестр.

Законом № 538-ФЗ в ЛК РФ внесены изменения, согласно которым одновременно с исключением лесопарков из числа основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, в него включены нормы о лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (статьи 110, 114 настоящего Кодекса).

В соответствии с указанными статьями в состав этих лесов включены леса, расположенные в зеленых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, выделяемые в целях обеспечения защиты населения от воздействия неблагоприятных явлений природного и техногенного происхождения, сохранения и восстановления окружающей среды).

Сведения о границах указанных лесов также подлежат внесению в ЕГРН в соответствии с частью 3 статьи 110 ЛК РФ.

На основании изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.

Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 апреля                 2021 года по делу № А05-14422/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                 Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий

Е.А. Алимова

Судьи

Н.В. Мурахина

Ю.В. Селиванова