ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
08 августа 2018 года
г. Вологда
Дело № А05-15700/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 08 августа 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
при участии от общества ФИО1 по доверенности от 10.11.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 марта 2018 года по делу № А05-15700/2017 (судья Меньшикова И.А.),
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Мошинское лесное хозяйство» (ОГРН <***>; ИНН <***>; 162200, <...>; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН <***>; ИНН <***>; 163000, <...>; далее - министерство) о признании незаконным бездействия по непринятию материалов таксации лесов, выполненных способом актуализации на лесном участке, переданном в аренду по договору от 30.10.2009 № 528, и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о введении в действие материалов таксации лесов, выполненных способом актуализации на лесном участке, переданном в аренду по договору от 30.10.2009 № 528.
Решением суда от 28 марта 2018 года заявленное требование удовлетворено.
Министерство с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции необоснованно не учел факт интенсивного использования леса на арендуемом обществом участке, что свидетельствует о необходимости применения наиболее точных и детальных способов таксации леса. Также считает обращение истца в суд преждевременным, поскольку мероприятия по проверке леса проводится в бесснежный период при отсутствии нормативно определенного срока их проведения.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании просили оставить апелляционную жалобу министерства без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения, считая его законным и обоснованным.
Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, между Департаментом лесного комплекса Архангельской области и обществом заключен договор от 30.10.2009 № 528, по которому заявителю предоставлен в аренду лесной участок, находящийся на землях лесного фонда, расположенный на территории Няндомского муниципального района Архангельской области, для использования леса с целью заготовки древесины в установленных объемах.
Общество 13.03.2017 провело первое лесоустроительное совещание, посвященное таксации лесов на арендованном лесном участке на территории Няндомского лесничества, по результатам которого принято решение о проведении повторной таксации арендованного лесного участка методом актуализации по второму таксационному разряду лесов согласно «Лесоустроительной инструкции» 2011 года с учетом внесенных изменений в материалы предыдущего лесоустройства за межревизионный период 2001-2016 годов.
По окончании работ по актуализации лесов 31.03.2017 общество созвало второе лесоустроительное совещание, на котором решено принять результаты работ по таксации лесов способом актуализации и результаты работ по проектированию мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, выполненные в соответствии с первым лесоустроительным совещанием и нормативно-справочными материалами.
Общество 25.04.2017 направило в министерство материалы лесоустройства по арендованному лесному участку.
Комиссией, состоящей из заместителя директора ГКУ «Няндомское лесничество», лесничих Мошинского и Няндомского участковых лесничеств ГКУ «Няндомское лесничество», в присутствии законного представителя общества 25.07.2017 проведена натурная проверка проведенных лесоустроительных работ, по итогам которой составлен акт проверки от 25.07.2017 о выявленных замечаниях в материалах лесоустройства.
Письмом от 16.08.2017 № 79 общество вновь направило в министерство материалы лесоустройства, указав на устранение выявленных при проведении проверки замечаний, с просьбой внести материалы лесоустройства в государственный лесной реестр.
Поскольку распоряжение о принятии результатов таксации министерством на дату подачи заявления в суд первой инстанции не принято, общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование, признав незаконным бездействие министерства в виде непринятия материалов таксации леса и возложил на министерство обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия в десятидневный срок решения о введении в действие материалов таксации лесов, выполненных способом актуализации на лесном участке,переданном обществу в аренду по договору от 30.10.2009 № 528.
Апелляционная коллегия согласна с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 67 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя таксацию лесов.
В силу статьи 69.1 ЛК РФ таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516, действовавшим в рассматриваемый период, утверждена лесоустроительная инструкция (далее - Инструкция), которой установлены правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В соответствии с пунктом 60 Инструкции при таксации лесов осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Таксация лесов осуществляется по первому, второму или третьему таксационным разрядам. Таксационный разряд - показатель, характеризующий степень детализации и точности таксационных работ, который устанавливается в зависимости от размеров лесных кварталов, организационно-технических элементов правил заготовки древесины и заключается в определении минимального количества лесотаксационных выделов внутри лесного квартала (пункт 62 Инструкции).
Согласно пункту 64 Инструкции при повторной таксации лесов таксационный разряд сохраняется тот же, что и при предыдущей. При изменении интенсивности ведения лесного хозяйства и использования лесов или социальной и экологической значимости лесов таксационный разряд может быть понижен или повышен.
В силу пункта 68 Инструкции перед началом и по окончании работ по таксации лесов проводятся лесоустроительные совещания. Лесоустроительные совещания организуются заказчиком работ по таксации лесов, в состав участников которых включаются: лесничий лесничества (лесопарка), на территории которого проводятся работы по таксации лесов, или представители особо охраняемой природной территории (при проведении работ по таксации лесов на землях особо охраняемых природных территорий), представители организации, проводящей таксацию лесов, лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, другие заинтересованные лица.
На лесоустроительном совещании до начала работ подлежит рассмотрению, в частности, вопрос о способе проведения таксации. Результаты работ по таксации лесов рассматриваются на лесоустроительном совещании по окончании работ.
Решение лесоустроительного совещания фиксируется в протоколе совещания.
В соответствии с пунктом 75 Инструкции допускаются четыре основных способа таксации леса: глазомерный, глазомерно-измерительный, дешифровочный и актуализации.
Согласно пункту 79 Инструкции таксация способом актуализации основана на использовании материалов предыдущего лесоустройства путем внесения в них изменений, отражающих естественный рост лесных насаждений, и изменений, произошедших в результате хозяйственной деятельности и стихийных факторов.
Проверка актуализированных показателей производится путем осуществления логического и (или) натурного контроля.
Пунктом 72 Инструкции определено, что материалы таксации лесов вводятся в действие приказом уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в пределах их полномочий.
В данном случае материалами дела подтверждается и не отрицается министерством, что общество провело работы по таксации арендуемого лесного участка способом актуализации в соответствии с решением первого лесоустроительного совещания от 13.03.2017, результаты работ по таксации лесов указанным способом приняты решением лесоустроительного совещания от 31.03.2017.
Апелляционная коллегия отклоняет доводы подателя апелляционной жалобы о несоответствии выбранного обществом способа таксации леса интенсивности использования лесного участка.
Согласно пункту 81 Инструкции в лесничествах и лесных участках, в которых ведется интенсивное использование лесов и осуществляются регулярные мероприятия по их охране, защите и воспроизводству, должны применяться наиболее точные и детальные способы таксации лесов.
В данном случае суд первой инстанции обоснованно указал, что интенсивное освоение обществом предоставленного лесного участка, позволяющего применять иной, более точный, по мнению министерства, способ таксации леса, какими-либо доказательствами не подтверждается.
Также министерством не доказано, что такой способ как актуализация в сложившихся условиях является наименее точным и детальным по сравнению с иными предусмотренными Инструкцией способами таксации, а также то, что таксация должна быть произведена иным установленным способом.
В составленном по итогам натурной проверки проведенных лесоустроительных работ акте от 25.07.2017 какие-либо замечания относительно выбранного обществом способа таксации не отражены.
По окончании работ по лесоустройству обществом произведен контроль полученных актуализированных данных логическим способом, несоответствия значений таксационных показателей не выявлено. На втором лесоустроительном совещании 31.03.2017 решено принять результаты работ по таксации лесов, выполненных способом актуализации.
Министерство при получении материалов лесоустройства в соответствии с Инструкцией и протоколом первого лесоустроительного совещания, определившего организационно-технические вопросы, должно было проверить качество проведенных работ методом логического контроля. Такая проверка министерством не проводилась.
В связи с этим оснований утверждать, что полученные при таксации лесов данные недостоверны, не имеется.
Министерство также ссылается на сезонность лесоустроительных работ и мероприятий по их проверке, что позволяет сделать вывод о преждевременности обращения общества в суд при условии также, что конкретный срок для утверждения материалов таксации леса законодательством не предусмотрен.
Действительно, согласно пунктам 5, 6 Порядка осмотра лесосеки, являющего приложением № 4 к приказу Минприроды России от 27.06.2016 № 367, осмотр лесосек осуществляет в бесснежный период.
Однако из материалов дела следует, что работы по лесоустройству, окончены в марте 2017 года, были предметом проверки ответчика летом 2017 года, замечания заявитель устранил, в августе 2017 представил для утверждения материалы таксации, заявление в суд первой инстанции подано обществом в ноябре 2017 года, то есть спустя 7 месяцев бездействия министерства по принятию решения в отношении проведенной таксации леса.
По истечении указанного периода ссылка ответчика на сезонность мероприятий по проверке лесоустроительных работ, на отсутствие сроков для утверждения материалов таксации несостоятельна.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, отсутствие в Инструкции срока для введения в действие материалов таксации не может служить оправданием для бездействия ответчика более семи месяцев. Это создает неопределенность в арендных отношениях сторон. Как пояснил заявитель, без введения в действие материалов таксации лесопользование с 2018 года по материалам предыдущего лесоустройства невозможно. Тем самым нарушаются права заявителя в сфере предпринимательской деятельности по заготовке древесины.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие министерства по введению в действие представленных обществом материалов таксации и в порядке части 5 статьи 201 АПК РФ возложил на министерство обязанность устранить допущенное нарушение прав общества, путем приятия в десятидневный срок решения о введении в действие материалов таксации лесов, выполненных способом актуализации на лесном участке, переданном обществу аренду по договору от 30.10.2009 № 528.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 марта 2018 года по делу № А05-15700/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Н. Осокина
Судьи
Е.А. Алимова
А.Ю. Докшина