ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-17033/2017 от 14.06.2018 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 июня 2018 года

г. Вологда

Дело № А05-17033/2017

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2018 года .

В полном объёме постановление изготовлено июня 2018 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Кутузовой И.В. и Рогатенко Л.Н. при ведении протокола секретарём судебного заседания Миловкиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Беломорканал» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 февраля 2018 года по делу № А05-17033/2017 (судья Крылов В.А.),

у с т а н о в и л:

Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>; <...>; далее – Учреждение) обратилось в суд с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Беломорканал» (ОГРН <***>, ИНН <***>; <...>/7; далее – Общество) о возложении обязанности применять тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение), установленный для группы потребителей «потребители, приравненные к населению», в отношении коммунального ресурса, поставленного на объекты Учреждения по прибору учёта холодного водоснабжения, установленного в здании общежития с момента направления в адрес ответчика заявки, то есть с 11.05.2017; возложении обязанности применять тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение), установленный для группы потребителей «потребители, приравненные к населению», в отношении коммунального ресурса, поставленного на объекты Учреждения, относящиеся к зоне проживания осужденных (столовая, банно-прачечный комбинат, ШИЗО) с момента установки приборов учёта холодного водоснабжения и направления заявки в адрес ответчика; опломбировать и принять к учёту прибор учёта холодной воды ВСКМ 90-25 заводской № 356100418, установленный в здании общежития.

В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, Агентство по тарифам и ценам Архангельской области.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 24.02.2018 иск удовлетворён частично, на Общество возложена обязанность применять тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение), установленный для группы потребителей «потребители, приравненные к населению», в отношении коммунального ресурса, поставленного на объекты Учреждения: общежитие; столовая; банно-прачечный комбинат; ШИЗО

- общежитие (прибор учёта ВСКМ 90-25 № 356100418) – с даты опломбировки прибора учёта и его ввода в эксплуатацию;

- банно-прачечный комбинат, столовая, ШИЗО после установки приборов учёта с соблюдением установленного порядка с даты опломбировки приборов учёта и ввода их в эксплуатацию.

Также на Общество возложена обязанность в течение 10 календарных дней с даты вступления настоящего решения в законную силу опломбировать и принять к учёту принадлежащий Учреждению прибор учёта холодной воды ВСКМ 90-25 № 356100418.

В удовлетворении иска в остальной части отказано.

Общество с этим решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на неправильное применение судом норм материального права.

Учреждение в отзыве просит решение суда оставить без изменений.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия согласно статьям 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, Общество осуществляет поставку питьевой воды (питьевое водоснабжение) на объекты Учреждения.

Общество в 2017 году применяло в расчётах с Учреждением тарифы, установленные на питьевую воду для прочих потребителей.

Учреждение установило на вводе в здание общежития прибор учёта холодной воды ВСКМ 90-25 заводской № 356100418, и направило Обществу заявку на ввод этого прибора учёта в эксплуатацию. Общество в ответе от 25.05.2017 № 18 на данную заявку сообщило о том, что отсутствуют правовые основания для применения тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение), установленного для потребителей, приравненных к населению. Указанный выше прибор учёта Обществом не опломбирован и не допущен в эксплуатацию.

Учреждение обратилось в суд с настоящим иском, ссылаясь на необходимость применения при расчётах тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение), установленного для группы потребителей «потребители, приравненные к населению».

Суд первой инстанции правомерно удовлетворил данный иск частично, руководствуясь статьями 309, 310, 779, 781, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьями 13, 14 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон «О водоснабжении»).

В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчётов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. 

Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Статьёй 31 Закона «О водоснабжении» установлено, что тарифы на холодную воду и на водоотведение подлежат государственному регулированию.

В силу части 2 статьи 32 Закона «О водоснабжении» порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

Регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Законом «О водоснабжении», Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, а также иными нормативными правовыми актами в сфере водоснабжения и водоотведения.

Частью 26 статьи 32 Закона «О водоснабжении» предусмотрено, что наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

В целях реализации на территории Архангельской области части 26 статьи 32 Закона «О водоснабжении» принят Закон Архангельской области от 26.09.2014 № 168-10-ОЗ «Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и (или) водоотведению, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение» (далее – Областной закон), в пункте 1 статьи 3 которого даны основные понятия, используемые в законе.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 названного Областного закона под льготами по оплате услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и (или) водоотведению понимаются преимущества, предоставляемые отдельным категориям потребителей по сравнению с другими категориями потребителей, выражающиеся в предоставлении услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и (или) водоотведению по льготным тарифам в сфере водоснабжения и водоотведения. Население – физические лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, владеющие (пользующиеся) жилыми помещениями на законных основаниях, приобретающие питьевую и (или) техническую воду и услуги по водоотведению для собственных коммунально-бытовых нужд, питьевую и (или) техническую воду для общедомовых коммунально-бытовых нужд (подпункт 1 пункта 1 статьи 3 Областного закона).

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 3 Областного закона к потребителям, приравненным к населению, относятся лица, приобретающие питьевую воду, в целях предоставления коммунальных услуг по холодному водоснабжению населению.

Истец является учреждением уголовно-исполнительной системы.

Спор между сторонами возник по тарифу на воду и водоотведение по объектам «жилой зоны» Учреждения: общежитие, столовая, банно-прачечный комбинат, ШИЗО.

Учреждение в период, в который в нём отбывают наказание осуждённые, является для осуждённых местом их пребывания (осуждённые проживают в общежитиях или в запираемых помещениях). В соответствии со статьёй 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительное учреждение осуществляет материально-бытовое обеспечение осужденных.

В данном случае Учреждение приобретало коммунальный ресурс у Общества не в целях перепродажи. С учётом специализированного характера деятельности Учреждения (обеспечение содержания осуждённых) оно использует воду для питьевого и хозяйственно-бытового снабжения осуждённых. Потребителями коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения в рассматриваемый период являлись физические лица – осуждённые. Эти лица, с учётом их статуса, самостоятельно не могут заключать договоры на приобретение коммунальных услуг, поэтому в их интересах такой контракт заключает Учреждение.

Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

С учётом изложенного, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что Учреждение осуществляет деятельность по покупке коммунальных ресурсов в целях предоставления коммунальных услуг осуждённым, следовательно, по сути, оно обладает статусом исполнителя коммунальных услуг в отношении объектов, в которых осуждённые проживают.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.07.2014 № ВАС-9318/14.

Суд первой инстанции обоснованно отнёс Учреждение к категории потребителей, приравненных к населению в части объектов, относящихся к жилой зоне, в которую входят общежитие, столовая, банно-прачечный комбинат, ШИЗО.

С учётом особенностей пребывания граждан в местах лишения свободы при определении объектов, в отношении которых подлежит применению тариф для потребителей, приравненных к населению, помимо определения жилого помещения, содержащегося в части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывает положения Правил № 354, по смыслу которых под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов.

Суд первой инстанции обоснованно признал жилыми помещениями здания общежития, ШИЗО, где осуждённые фактически постоянно или длительное время проживают, пребывание в которых отличается лишь условиями содержания (режима).

Условиями отбытия наказания в помещениях для проживания осуждённых запрещено приготовление пищи. Приготовление и приём пищи осуществляется в помещении столовой.

Поскольку банно-прачечный комбинат и столовая предназначены для обеспечения повседневных бытовых нужд осуждённых, которые лишены возможности осуществить помывку, стирку личных вещей, приготовление и приём пищи вне указанных помещений, то суд обоснованно признал, что данные объекты фактически приравнены по статусу к нежилым помещениям общего имущества многоквартирного жилого дома, в связи с чем в отношении них также подлежит применению тариф, установленный для потребителей, приравненных к населению.

В связи с изложенным суд первой инстанции пришёл к верному выводу о применении тарифа на водоснабжение и водоотведение для категории потребителей, приравненных к населению, в отношении объектов Учреждения: общежитие, столовая, банно-прачечный комбинат, ШИЗО.

Аналогичные выводы изложены в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.06.2018 по делу № А05-7697/2017.

В связи с тем, что установленный истцом прибор учёта ВСКМ 90-25 № 356100418 не проходил предусмотренную главой VI Правил организации коммерческого учёта воды, сточных вод, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776 (далее – Правила № 776), процедуру допуска узла учёта в эксплуатацию, то суд первой инстанции обоснованно указал, что применение соответствующего тарифа в отношении учтённого им объёма коммунального ресурса возможно только с даты опломбирования прибора учёта и его ввода в эксплуатацию.

Правилами № 776 предусмотрена возможность коммерческого учёта воды, сточных вод с использованием приборов учёта.

При этом законодательством не предусмотрена возможность ресурсоснабжающей организации отказаться от принятия к учёту показаний исправных приборов учёта, прошедших установленную процедуру допуска в эксплуатацию. Соответственно у ресурсоснабжающей организации отсутствует и законное основание не принять исправный прибор к учёту, в целях использования его показаний в дальнейших расчетах.

Каких-либо оснований, препятствующих вводу в эксплуатацию указанного выше прибора учёта ВСКМ 90-25 № 356100418, суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования о возложении на Общество обязанности опломбировать и принять к учёту принадлежащий Учреждению указанный выше прибор учёта.

Суд первой инстанции также пришёл к верному выводу о том, что обязанность Общества применять тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение), установленный для группы потребителей «потребители, приравненные к населению» в отношении коммунального ресурса, поставленного на такие объекты Учреждения, как банно-прачечный комбинат, столовая, ШИЗО, возникает лишь после установки приборов учёта с соблюдением установленного порядка, с даты опломбировки приборов учёта и допуска их в эксплуатацию.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск частично. Выводы суда соответствуют материалам дела, нормы права применены судом правильно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 февраля 2018 года по делу № А05-17033/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Беломорканал» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.А. Холминов

Судьи

И.В. Кутузова

Л.Н. Рогатенко