ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-17375/18 от 29.08.2019 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

05 сентября 2019 года

г. Вологда

Дело № А05-17375/2018

Резолютивная часть постановления объявлена августа 2019 года .

В полном объеме постановление изготовлено сентября 2019 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зориной Ю.В. и
Черединой Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания
Бахориковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ГРАТА» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 апреля 2019 года по делу
№ А05-17375/2018,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «ГРАТА» (адрес: 164232, Архангельская область, город Няндома, микрорайон Каргополь - 2, улица Спортивная, дом 9, квартира 14; ОГРН 1162901064611, ИНН 2918011592; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» о взыскании 88 008 руб., составляющих расходы по уплате государственной пошлины за регистрацию прав (обременений) по концессионному соглашению от 27.11.2017.

Определением от 09.04.2019 суд по ходатайству истца произвел замену ответчика на муниципальное образование «Няндомское» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» (адрес: 164200, Архангельская область, город Няндома, улица 60 лет Октября, дом 13; ОГРН 1022901415558, ИНН 2918001587; далее - Комитет).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены: муниципальное образование «Няндомский муниципальный район» и муниципальное образование «Няндомское» в лице администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район».

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 25.04.2019 в удовлетворении иска отказано.

Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на необоснованный вывод суда о том, что обращение Общества с заявлением о государственной регистрации концессионного соглашения не являлось обязательным, соответственно связанные с этим обращением расходы не подлежат возмещению ответчиком.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав доказательства по делу, апелляционный суд находит   жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, между Комитетом (концедент) и Обществом (концессионер) подписано концессионное соглашение от 27.11.2017, по условиям которого концессионер обязуется за свой счет выполнить реконструкцию муниципального имущества, описание которого приведено в разделе 2 настоящего соглашения, право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществлять бесперебойное водоснабжение и водоотведение с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно пункту 2.1 соглашения объектом соглашения являются объекты водоснабжения, водоотведения, расположенные на территории муниципального образования «Няндомское» (далее – МО «Няндомское»), предназначенные для осуществления деятельности, указанной в пункте 1.1 настоящего соглашения, подлежащие реконструкции.

Концессионное соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в феврале 2018 года.

Объекты концессионного соглашения переданы концессионеру 23.01.2018, о чем между сторонами подписан акт приема-передачи.

В пункте 3.9 концессионного соглашения предусмотрено условие о том, что стороны обязуются осуществить действия, необходимые для государственной регистрации прав концессионера на владение и пользование недвижимым имуществом, входящим в состав объекта соглашения, состав иного имущества, в течение 5 дней с момента подписания акта приема-передачи. Государственная регистрация указанных прав осуществляется за счет концедента.

В отношении 12 объектов, переданных Обществу по концессионному соглашению, 18 и 21 февраля 2018 года в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись об ограничении (обременении) прав собственника МО «Няндомское» в пользу Общества на основании концессионного соглашения.

За государственной регистрацией права владения и пользования концессионера указанным выше недвижимым имуществом обратились три стороны (Общество, муниципальное образование «Няндомский муниципальный район» и МО «Няндомское»), что подтверждается представленными в материалы дела описями документов, принятых для оказания государственных услуг (л.д. 60-72).

В соответствии с пунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 и пунктом 2 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за государственную регистрацию обременений указанных выше объектов Общество уплатило 88 008 руб. государственной пошлины (по 7334 руб. по каждому объекту), о чем суду представлены платежные поручения от 31.01.2018 № 3-5, от 16.02.2018 № 3-12.

Ссылаясь на то, что по условиям пункта 3.9 концессионного соглашения государственная регистрация прав концессионера осуществляется за счет концедента, Общество обратилось в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска на том основании, что  для регистрации обременения по концессионному соглашению достаточно было заявления только от концедента, заявление от Общества не требовалось, поэтому заявленные к возмещению расходы вызваны действиями самого Общества.

Апелляционный суд не может согласиться с обжалуемым судебным актом по следующим основаниям.

В силу со статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

В пункте 3.9 концессионного соглашения его стороны предусмотрели условие о том, что государственная регистрация прав осуществляется за счет Комитета (концедента).

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено Законом № 218-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 Закона № 218-ФЗ.

Апелляционный суд считает ошибочным вывод суда первой инстанции, что за государственной регистрацией права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения, имеют право обращаться с заявлением в органы регистрации прав как обе стороны концессионного соглашения (концедент и концессионер), так и орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Часть 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ содержит только указание на срок, в течение которого орган местного самоуправления обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав.

Тот факт, что органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины при их обращении за совершением юридически значимых действий не имеет правового значения для дела, поскольку иск заявлен не о взыскании государственной пошлины в бюджет, а о возмещении расходов Общества на уплату государственной пошлины.

Согласно письму от 17.08.2018 № ОГ-Д23-8433 Департамента недвижимости Минэкономразвития Российской Федерации (положения которого учитываются при государственной регистрации ограничения прав на основании концессионного соглашения) иной порядок для государственной регистрации обременения права, возникающего на основании концессионного соглашения, помимо указанного в пункте 3 части 3 статьи 15 Закона
№ 218-ФЗ, не предусмотрен. В этой связи с целью осуществления государственной регистрации обременения права собственности концедента на основании концессионного соглашения на государственную регистрацию должны быть представлены заявления концессионера и концедента.

В случае если за государственной регистрацией обременения права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения, обратились две стороны концессионного соглашения (концедент и концессионер), то в силу пункта 2 статьи 333.18 НК РФ, поскольку концедент (в данном случае органы местного самоуправления) освобожден от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается в два раза и уплачивается концессионером, не освобожденным от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 данного Кодекса. В рассматриваемой ситуации за регистрацией обратились три стороны, соответственно государственная пошлина уменьшена в три раза.

Из буквального содержания пункта 3.9 соглашения следует, что в рамках данного условия концедент обязался возместить концессионеру расходы, которые концессионер понесет при регистрации.

Согласно пункту 3 статьи 432 ГК РФ сторона, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности (пункт 3 статьи 1).

С учетом вышеуказанной нормы права  факт признания  концессионного соглашения незаключенным решением суда от 12.11.2018 по делу
№ А05-8336/2018 не является основанием для отказа в удовлетворении иска по настоящему делу. При рассмотрении дела № А05-8336/2018 Комитет занимал противоположную позицию, утверждал, что соглашение заключено, стороны приступили к его исполнению, имущество передано во владение Общества.

Апелляционный суд, оценив доказательства по настоящему делу, приходит к выводу, что заявленная к взысканию сумма расходов Общества является задолженностью Комитета как стороны по концессионному соглашению и подлежит взысканию в силу положений статьи 309 ГК РФ.

Решение суда первой инстанции следует отменить, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

Государственная пошлина за рассмотрение иска и апелляционной жалобы взысканию с ответчика  не подлежит.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 апреля
2019 года по делу №А05-17375/2018 отменить.

Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» в пользу общества с ограниченной ответственностью «ГРАТА» 88 008 руб. долга.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.В. Романова

Судьи

Ю.В. Зорина

Н.В. Чередина