ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
24 октября 2018 года | г. Вологда | Дело № А05-17888/2017 | |
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2018 года .
В полном объёме постановление изготовлено октября 2018 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гасымовой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 июня 2018 года по делу № А05-17888/2017 (судья Быстров И.В.),
у с т а н о в и л:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>; место жительства: 163504, Архангельская область, Приморский район, деревня Дедов Полой; далее – глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Министерству агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 163000, <...>; далее - Министерство) о признании недействительным решения об отказе в предоставлении субсидии, изложенного в письме от 28.11.2017 № 205-03/4953, и о возложении на ответчика обязанности произвести выплату субсидии в размере 324 168 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление экономики и прогнозирования администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 163000, <...>; далее – Управление).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 25 июня 2018 года по делу № А05-17888/2017 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным изложенное в письме от 28.11.2017 № 205-03/4953 решение Министерства. На Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов главы КФХ. Кроме того, с ответчика в пользу заявителя взыскано 300 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Министерство с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что суд первой инстанции пришел к неверному выводу о возможности представления субсидии за реализованных живых свиней, поскольку к животноводческой продукции отнесено мясо и другие пищевые продукты, полученные в результате убоя животных, молоко, яйца, рыба, мед, используемые в пищу, а также продовольственное сырье животного происхождения; определить достоверно объем реализованной животноводческой продукции не представляется возможным в связи с некорректными данными и ввиду превышения объема реализации над объемом производства; глава КФХ осуществлял реализацию животноводческой продукции с нарушением установленного порядка.
Управление, заявитель отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, между Министерством, главой КФХ ФИО1 (получатель) и Управлением на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Правил предоставления субсидий и грантов в форме субсидий на государственную поддержку агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса, утверждённых постановлением правительства Архангельской области от 09.10.2012 № 436-пп «Об утверждении государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013 - 2020 годы» (далее - Правила № 436-пп), заключено соглашение о предоставлении из федерального и областного бюджетов субсидий юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), крестьянскому (фермерскому) хозяйству, индивидуальному предпринимателю – производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг от 20.03.2017 № 01-36/23 (далее – соглашение).
Согласно пункту 1.1 соглашения его предметом является предоставление из федерального и областного бюджетов в 2017 году субсидий в целях возмещения части затрат получателя, связанных с производством (реализацией) сельскохозяйственной продукции.
В силу подпункта 3 пункта 1.1.2 соглашения за счёт средств областного бюджета прочих предоставляются субсидии на животноводческую продукцию.
Из пункта 2.1 соглашения следует, что субсидии предоставляются в соответствии с Правилами № 436-пп в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на 2017 год, в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, доведёнными лимитами бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству за счёт средств федерального и областного бюджетов, и предельных объёмов финансирования, а также предельного расчётного объёма средств на возмещение процентных ставок по инвестиционным кредитам (займам).
Согласно пункту 4.1.1 соглашения Министерство обязалось обеспечить предоставление субсидий в соответствии с разделом III соглашения.
В свою очередь, в силу пункта 4.3.1 соглашения получатель обязался представлять в Министерство (Управление) документы, предусмотренные Правилами № 436-пп и этим соглашением.
На основании пункта 4.4.2 Управление осуществляет проверку представленных получателем документов на получение государственной поддержки, формирует сводный реестр и направляет в Министерство в установленные сроки в соответствии с Правилами № 436-пп.
В пункте 4.4.9 соглашения отражено, что для предоставления получателю субсидии на животноводческую продукцию Управление проверяет на соответствие Правилам № 436-пп следующие документы: реестр договоров, реестр товарных накладных, реестр квитанций по формам.
Согласно пункту 4.4.10 соглашения Управление в течение 5 календарных дней со дня получения от получателя документов в соответствии с пунктом 4.4.9 соглашения принимает решение об отказе во включении получателя в сводный реестр получателей субсидии в случаях, предусмотренных в подпунктах с 1 по 4 пункта 4.4.10, либо принимает решение о включении получателя в сводный реестр.
На основании указанного соглашения глава КФХ ФИО1 представил в Управление заявление о предоставлении субсидии на животноводческую продукцию за III квартал 2017 года, справку-расчёт для предоставления субсидии и реестр товарных накладных по реализации животноводческой продукции. Согласно справке-расчёту за III квартал 2017 года размер субсидии на животноводческую продукцию (свинина в живом весе), определённый исходя из количества реализованной животноводческой продукции (40,521 тонны) и ставки субсидии (8 000 руб. за 1 тонну реализованной продукции), составил 324 168 руб.
Управление в соответствии с пунктом 266 Правил № 436-пп направило представленные документы в Министерство вместе со сводным реестром.
Министерство, рассмотрев поступившие из Управления документы, приняло решение об отказе в предоставлении заявителю субсидии. Вышеназванное решение Министерства доведено до сведения заявителя письмом от 28.11.2017 № 205-03/4953.
Полагая, что решением, изложенным в письме от 28.11.2017 № 205-03/4953, заявителю необоснованно отказано в предоставлении субсидии, глава КФХ ФИО1 обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 упомянутой статьи субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Порядок предоставления субсидий на животноводческую продукцию определен в разделе XIX Правил № 436-пп.
Согласно пункту 261 Правил № 436-пп субсидии на животноводческую продукцию, произведённую на территории Архангельской области, предоставляются Министерством за счёт средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) и организациям агропромышленного комплекса, осуществляющим производство яйца и его реализацию, зарегистрированным на территории Архангельской области (заявители).
В соответствии с пунктом 262 Правил № 436-пп в редакции, действующей в проверяемый период, субсидии предоставляются за следующую животноводческую продукцию:
1) реализованные свиньи, выращенные на территории Архангельской области;
2) реализованное товарное яйцо, произведённое на территории Архангельской области;
3) реализованное мясо бройлеров, произведённое на территории Архангельской области, в том числе мясо бройлеров, произведённое на территории Архангельской области и поступающее для переработки в собственные перерабатывающие цеха, размещенные на территории Архангельской области;
4) реализованное мясо крупного рогатого скота молодняка в живом весе 300 кг и более, выращенного на территории Архангельской области.
Субсидии предоставляются в соответствии с установленными постановлением Министерства ставками и коэффициентами.
Субсидии предоставляются ежеквартально на основании реестра документов, подтверждающих факт реализации и (или) отгрузки на собственную переработку животноводческой продукции за квартал, заявленный к субсидированию, начиная с IV квартала года, предшествующего текущему году, по III квартал текущего года включительно.
Как установлено пунктом 263 упомянутых Правил, субсидии не предоставляются:
1) за реализованную продукцию, не соответствующую по качеству государственным стандартам, техническим условиям, медико-биологическим и санитарным нормам;
2) за животноводческую продукцию и сырье, не произведённое, а закупленное для последующей реализации.
В силу пункта 264 Правил № 436-пп субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству.
Согласно пункту 265 названных Правил для предоставления субсидии заявитель представляет в органы местного самоуправления до 10 числа месяца, следующего за отчётным кварталом (при заключении соглашения после 10 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, - в течение 15 календарных дней со дня заключения соглашения), документы, предусмотренные пунктом 12 настоящих Правил, а также реестр договоров, реестр товарных накладных, реестр квитанций по формам.
Формы упомянутых реестров утверждаются постановлением Министерства.
В соответствии с пунктом 266 Правил № 436-пп органы местного самоуправления до 15 числа месяца, следующего за отчётным кварталом (при заключении соглашения после 10 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, - в течение пяти календарных дней со дня представления заявителем документов, предусмотренных пунктом 265 настоящих Правил), представляют в Министерство сводный реестр в разрезе заявителей по форме, установленной постановлением Министерства.
Согласно пункту 267 указанных Правил Министерство рассматривает представленные органами местного самоуправления документы, предусмотренные пунктом 266 настоящих Правил, в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления.
В соответствии с пунктом 268 названных Правил Министерство в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов, плименованных пунктом 266 настоящих Правил, принимает решение об отказе в предоставлении субсидий в случае отсутствия бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств областного бюджета, предусмотренных министерству на выплату субсидий.
Решение об отказе в предоставлении субсидии направляется заявителю в течение пяти рабочих дней со дня принятия указанного решения.
Решение Министерства об отказе в предоставлении субсидии может быть обжаловано заявителем в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренных настоящим пунктом, Министерство принимает решение о предоставлении заявителю субсидии.
Как установлено судом первой инстанции, отказ в предоставлении субсидии мотивирован тем, что свиньи, реализацию которых заявитель включил в расчёт субсидии, проданы живыми (живым весом) индивидуальному предпринимателю – главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 По утверждению ответчика, живые свиньи не являются животноводческой продукцией, поскольку животноводческой продукцией является мясо и другие пищевые продукты, полученные в результате убоя животных. Документы, подтверждающие убой животных, заявитель в Министерство не представил.
Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что указанное Министерством основание для отказа в предоставлении субсидии не соответствует Правилам № 436-пп в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения.
Как следует из подпункта 1 пункта 262 Правил № 436-пп в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения, субсидии на животноводческую продукцию предоставляются за реализованных свиней, выращенных на территории Архангельской области.
Из буквального толкования употреблённой в подпункте 1 пункта 262 Правил № 436-пп формулировки и из сравнения этой формулировки с формулировками подпунктов 3, 4 пункта 262 упомянутых Правил, предусматривающих предоставление субсидии на реализованное мясо бройлеров, мясо крупного рогатого скота, произведённые на территории Архангельской области, суд первой инстанции посчитал, что спорная субсидия может быть предоставлена за реализованных живых свиней, выращенных на территории Архангельской области.
Кроме того, суд первой инстанции отразил, что в 2018 году внесены изменения в подпункт 1 пункта 262 Правил № 436-пп, с учетом которых с 06.02.2018 субсидия предоставляется не за реализованных свиней, выращенных на территории Архангельской области, а за реализованное мясо свиней, произведённое на территории Архангельской области.
Таким образом, вопреки доводам ответчика, суд первой инстанции посчитал, что в 2017 году заявитель был вправе получить субсидию за реализованных свиней, выращенных на территории Архангельской области.
Оснований не согласиться с указанным выводом у коллегии судей не имеется, поскольку он соответствует положениям пункта 262 Правил № 436-пп.
Приведенное апеллянтом понятие животноводческой продукции применению в рассматриваемом случае не подлежит, поскольку в названном пункте Правил отражена конкретная животноводческая продукция, за которую предоставляются субсидии.
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно отклонил такие указанные ответчиком обстоятельства, как реализация живых свиней, отсутствие документов, подтверждающих убой животных, отсутствие в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении предпринимателя ФИО2 сведений о том, что ФИО2, которому реализованы свиньи, осуществляет деятельность по убою животных.
Доводы апеллянта о том, что из полученных в соответствии с пунктами 4.3.3.1, 4.3.3.2, 4.3.8.1, 4.3.8.2 соглашения документов усматриваются противоречия в объеме реализованной животноводческой продукции, коллегией судей не принимаются, поскольку недостоверность объема не являлась основанием для принятия оспариваемого решения об отказе в предоставлении субсидии.
Для представления субсидии на животноводческую продукцию предоставляются документы, поименованные в пункте 4.4.9 соглашения.
Согласно пункту 4.4.10 соглашения Управление в течение 5 календарных дней со дня получения от получателя документов в соответствии с пунктом 4.4.9 соглашения принимает решение об отказе во включении получателя в сводный реестр получателей субсидии в случае предоставления документов, предусмотренных пунктом 4.4.9 соглашения, содержащих недостоверные сведения.
В данном случае решение об отказе во включении получателя в сводный реестр получателей субсидии в материалы дела не представлялось, Управление в соответствии с пунктом 266 Правил № 436-пп направило представленные документы в Министерство вместе со сводным реестром.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление и признал незаконным решение Министерства, изложенное в письме от 28.11.2017 № 205-03/4953.
При этом при определении способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции обоснованно учел то, что оценка наличия иных оснований для отказа в предоставлении субсидии не производилась, поэтому обоснованно указал, что Министерству надлежит повторно рассмотреть вопрос о предоставлении заявителю субсидии и при отсутствии иных оснований для отказа в предоставлении субсидии – предоставить такую субсидию.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 июня 2018 года по делу № А05-17888/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.
Председательствующий | Е.А. Алимова |
Судьи | А.Ю. Докшина Н.В. Мурахина |