ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-1849/17 от 13.11.2017 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17 ноября 2017 года

г. Вологда

Дело № А05-1849/2017

Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2017 года .

В полном объёме постановление изготовлено ноября 2017 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,

при участии от общества ФИО1 по доверенности от 13.01.2017,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сапсан-М» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 июля 2017 года по делу              № А05-1849/2017 (судья Звездина Л.В.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Сапсан-М» (ОГРН <***>; ИНН <***>; место нахождения: 163020, город Архангельск, остров ФИО2, дом 20, корпус 5, кабинет 1НП, далее – общество, ООО «Сапсан-М») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН <***>; ИНН <***>; место нахождения: 163000, <...>, далее - министерство) о признании недействительным распоряжения от 10.02.2017 № 167р в части утверждения отрицательного заключения государственной экспертизы от 10.02.2017 № 14.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Сервис-лес».

Решением суда от 18 июля 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить, заявленные требования  удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.

От министерства отзыв на апелляционную жалобу  не поступил.

Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с решением суда первой инстанции, поддержав доводы апелляционной жалобы общества.

Министерство и третье лицо о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –              АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.

Как следует из материалов дела, ООО «Сапсан-М» (арендатор) и Департаментом лесного комплекса Архангельской области (арендодатель) заключен договор аренды лесных участков от 28.04.2008 № 300, в соответствии с которым обществу переданы в аренду лесные участки, расположенные в Архангельском лесничестве (Ижемское и Лодемское участковые лесничества) в целях ведения охотничьего хозяйства.

В соответствии с данным договором обществом в 2014 году подготовлен проект освоения лесов на арендуемые лесные участки в целях ведения охотничьего хозяйства, который  согласован территориальным органом Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Архангельским лесничеством 31.03.2014.

Данный проект получил положительное заключение государственной экспертизы от 29.04.2014№ 90, которое утверждено распоряжением министерства от 29.04.2014 № 278р.

Также между заявителем как охотопользователем и министерством  заключено охотхозяйственное соглашение от 06.07.2012 № 7, по которому общество обязалось обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры. В соответствии с данным соглашением заявитель обязан в течение 3-х лет с момента заключения охотхозяйственного соглашения провести внутрихозяйственное охотустройство и утвердить схему использования и охраны охотничьего угодья.

В целях приведения проекта освоения лесов в соответствие с проектом внутреннего охотустройства ООО «Сапсан-М» в 2017 году разработало и направило министерству изменения и дополнения в проект освоения лесов. В разделе 3 изменений и дополнений таблица 9 «Характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесных участках» была дополнена информацией по эксплуатации шлагбаума - заградительного сооружения шириной 4 метра в квартале 57 выдел № 31 Лодемского участкового лесничества Архангельского лесничества.

При этом шлагбаум, как следует из примечаний, необходим для ограничения пребывания в лесах в течение пожароопасного сезона по распоряжению органов власти и проведению инструктажа всех пребывающих на территорию охотничьего угодья, оформлению разрешения на добычу охотничьих ресурсов (путевок).

Рассмотрев изменения и дополнения в проект освоения лесов, министерство распоряжением от 10.02.2017 № 167 утвердило отрицательное заключение государственной экспертизы № 14 от 10.02.2017 изменений в проект освоения лесов (пункт 2 распоряжения № 167р).

Согласно отрицательному заключению экспертизы от 10.02.2017 № 14 изменения и дополнения в проект освоения лесов на арендуемых лесных участках лесного фонда ООО «Сапсан-М» по договору аренды лесных участков от 28.04.2008 № 300, соглашению о внесении изменений и дополнений от 07.02.2014 № 1 в целях ведения охотничьего хозяйства в Архангельском лесничестве не соответствуют лесному законодательству, Лесному плану Архангельской области, лесохозяйственному регламенту Архангельской области, а именно: 1) пункту 1 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ); 2) распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № 1283-р «Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов».

Заявитель, не согласившись с распоряжением министерства в части утверждения отрицательного заключения экспертизы от 10.02.2017 № 14, обратился в арбитражный суд соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.

Как следует из оспариваемого распоряжения, отрицательного заключения экспертизы от 10.02.2017 № 14, пояснений сторон, основанием для утверждения отрицательного экспертного заключения послужило указание в представленных  изменениях в проект освоения лесов на установку в выделе            № 31 квартала № 57 Лодемского участкового лесничества Архангельского лесничества шлагбаума на въезде на территорию охотничьего хозяйства.

В соответствии со статьей 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102-109 настоящего Кодекса.

Согласно статье 11 ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах и безопасности граждан при выполнении работ.

Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается.

Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу статьи 25 ЛК РФ использование лесов может быть  в виде осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Согласно статье 36 ЛК РФ использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков. Для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса. На лесных участках, предоставленных для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, допускается создание объектов охотничьей инфраструктуры, являющихся временными постройками, в том числе ограждений.

В соответствии со статьей 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 89 ЛК РФ определено, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4  настоящей статьи.

В силу статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (части 1 и 2  статьи 12 ЛК РФ).

Согласно статье 13 ЛК РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, объекты которой должны содержаться в состоянии, обеспечивающем их эксплуатацию по назначению при условии сохранения полезных функций лесов. Перечень объектов лесной инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, а порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации таких объектов - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В развитие данной нормы распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № 1283-р утвержден Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, и резервных лесов (далее - Перечень № 1283-р).

Подпунктом «а» пункта 1 Перечня № 1283-р определен перечень объектов лесной инфраструктуры в эксплуатационных и резервных лесах, в который не включен шлагбаум.

Подпунктом «б» пункта 1 Перечня № 1283-р определен перечень объектов лесной инфраструктуры в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в который внесен шлагбаум.

В подпункте «в» пункта 1 Перечня № 1283-р определен перечень объектов лесной инфраструктуры в  защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных в водоохранных зонах, и на особо защитных участках лесов, за исключением заповедных лесных участков, в который не включен шлагбаум.

Следовательно, согласно Перечню № 1283-р шлагбаум как объект лесной инфраструктуры может устанавливаться только в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях.

В силу части 1 статьи 102 ЛК РФ к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12            ЛК РФ, согласно которой защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов: 1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; 2) леса, расположенные в водоохранных зонах; 3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; в) зеленые зоны; в.1) лесопарковые зоны; г) городские леса; д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; 4) ценные леса (часть 2 статьи 102 ЛК РФ).

Согласно части 3 статьи 102 ЛК РФ к особо защитным участкам лесов относятся: 1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; 2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; 3) лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки и другие объекты лесного семеноводства; 4) заповедные лесные участки; 5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; 6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; 7) другие особо защитные участки лесов.

В силу части 4 статьи 102 ЛК РФ особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.

Отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса (часть 6 статьи 102 ЛК РФ).

В силу статьи 103 ЛК РФ к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.

В данном случае в приложении № 2 к договору аренды лесных участков № 300 от 28.04.2008 содержатся характеристики лесных участков, согласно которым целевое назначение лесов, арендуемых обществом, определено как защитные и эксплуатационные леса (т.1, л.23).

В материалы дела представлены материалы лесоустройства арендуемых обществом лесных участков, состоящие из таксационных описаний. Согласно таксационному описанию квартала 57 Лодемского участкового лесничества этот квартал имеет следующую категорию защитности: водоохранные зоны малых рек и озер.

Как указано выше в силу подпункта «в» пункта 1 Перечня № 1283-р в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных в водоохранных зонах, и на особо защитных участках лесов (за исключением заповедных лесных участков) устройство шлагбаума не предусмотрено.

Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание доводы Общества о том, что исходя из Лесохозяйственного регламента Архангельского лесничества, утвержденного постановлением Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области 20 мая 2016 года № 4п, на арендуемом участке находятся особо защитные участки леса, на которых необходимо соблюдать режим особо охраняемых природных территорий, по своему статусу данные участки приравнивается к особо охраняемым природным территориям, и соответственно к выделу 31 квартала 57 Лодемского участкового лесничества необходимо применять режим особо охраняемых природных территорий.

Данные доводы противоречат положения  части 1 статьи 103 ЛК РФ, в соответствии с которой  к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.

В пункте 2 статьи 2  Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ) также установлено, что с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады.

Статьей 6 Закона Архангельской области от 24.02.2015 N 242-14-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Архангельской области» (далее - Закон №242-14-ОЗ) определены категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения. Согласно пункту 1 статьи 6 Закона № 242-14-ОЗ к особо охраняемым природным территориям регионального значения относятся: 1) государственные природные заказники; 2) памятники природы; 3) дендрологические парки и ботанические сады; 4) природные парки.

В пункте 2 статьи 6 Закона № 242-14-ОЗ определено, что к особо охраняемым природным территориям местного значения относятся: 1) парковые зоны; 2) скверы; 3) природные рекреационные комплексы; 4) охраняемые природные объекты; 5) охраняемые природные комплексы.

Иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения положениями Закона № 242-14-ОЗ не установлены.

Из таблицы 1.12 «Выделение особо защитных участков леса на землях лесного фонда, га» Лесохозяйственного регламента Архангельского лесничества, на которую ссылается заявитель, следует, что к особо защитным участкам лесов (ОЗУ) относятся полосы по берегам рек, заселенных бобрами. Однако такие ОЗУ выделяются в лесах, расположенных в водоохранных зонах, и в эксплуатационных лесах, при этом, как уже указывалось, шлагбаумы разрешено устанавливать только в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях (подпункт «б» пункта 1 Перечня № 1283-р).

Довод общества о том, что из пункта 6 Перечня № 1283-р вытекает, что лесопользователь, осуществляющий виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, кроме объектов, указанных в пункте 1 перечня, должен иметь также объекты охотничьей инфраструктуры, предусмотренные законом об охоте, также правомерно отклонен судом первой инстанции.

Статьей 53 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) установлено, что к охотничьей инфраструктуре относятся предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства объекты, в том числе охотничьи базы, питомники диких животных, вольеры, другие временные постройки, сооружения, объекты благоустройства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Такой перечень в настоящее время не утвержден.

В силу статьи 1 Закона № 209-ФЗ охота - деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой, охотничье хозяйство - сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты, охотничьи угодья - территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Общество не доказало, что шлагбаум, расположенный в квартале 57 выдел № 31 Лодемского участкового лесничества Архангельского лесничества, необходим для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Также в изменениях и дополнениях в проект освоения лесов общество указало, что шлагбаум необходим для ограничения пребывания в лесах в течение пожароопасного сезона по распоряжению органов власти и проведению инструктажа всех пребывающих на территорию охотничьего угодья, оформлению разрешения на добычу охотничьих ресурсов (путевок).

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.

Поскольку за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в соответствии со статьей 333.22 НК РФ подлежит уплате госпошлина в размере 1500 руб., обществу в соответствии со статьей 104 НК РФ следует возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 04.09.2017 № 91 госпошлину в сумме 1500 руб.

Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской от 18 июля 2017 года по делу № А05-1849/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сапсан-М» - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Сапсан-М» (ОГРН <***>; ИНН <***>; место нахождения: 163020, город Архангельск, остров ФИО2, дом 20, корпус 5, кабинет 1НП) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной на основании платежного поручения от 04.09.2017 № 91.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Н. Осокина

Судьи

А.Ю. Докшина

Н.В. Мурахина