ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
31 октября 2019 года | г. Вологда | Дело № А05-2012/2019 | |
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2019 года .
В полном объёме постановление изготовлено октября 2019 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Козьминское» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 июня 2019 года по делу № А05-2012/2019,
у с т а н о в и л:
администрация муниципального образования «Козьминское» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 165787, Архангельская область, Ленский район, село Козьмино; далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к контрольно-счетной палате Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 1; далее – КСП) о признании незаконными действий по проведению камеральной проверки, предъявлению представления от 29.12.2018 № 01-02/1332 и уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 29.12.2018 № 01-02/1326, а также о признании недействительными и отмене акта камеральной проверки законности предоставления жилья гражданам, нуждающимся в жилом помещении, в рамках адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» муниципальным образованием «Козьминское» Ленского района» от 10.08.2018, представления от 29.12.2018 № 01-02/1332 и уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 29.12.2018 № 01-02/1326.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163000, <...>; далее – министерство), финансовый отдел администрации муниципального образования «Ленский муниципальный район» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 165780, <...>; далее – финансовый отдел), администрация муниципального образования «Ленский муниципальный район» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 165780, <...>; далее – администрация района).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 27 июня 2019 года в части требования о признании недействительным и отмене акта камеральной проверки законности предоставления жилья гражданам, нуждающимся в жилом помещении, в рамках адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» муниципальным образованием «Козьминское» Ленского района» от 10.08.2018 производство по делу прекращено, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Администрация с таким решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Указывает на то, что у КСП отсутствуют полномочия на проведение контрольных действий по использованию средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – фонд).
КСП в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Администрация района и финансовый отдел в отзывах на апелляционную жалобу доводы жалобы поддержали, просили решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
От министерства отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании плана экспертно-аналитической и контрольной деятельности КСП на 2018 год и распоряжения председателя КСП от 29.01.2018 № 6-р в связи с обращением Управления Министерства внутренних дел России по Архангельской области от 19.12.2017 КСП проведено контрольное мероприятие «Адресная программа Архангельской области «Переселений граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 – 2017 годы». Объектами контроля являлись администрации муниципальных образований по списку согласно приложению 1 к распоряжению от 29.01.2018 № 6-р, в том числе муниципальное образование «Ленский муниципальный район» и муниципальное образование «Козьминское».
В рамках названного контрольного мероприятия в период с 04.07.2018 по 10.08.2018 проведена камеральная проверка законности предоставления жилья гражданам, нуждающимся в жилом помещении, в рамках адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» муниципальным образованием «Козьминское» Ленского района», по итогам которой составлен акт от 10.08.2018.
Также по итогам проверки КСП внесла главе муниципального образования «Козьминское» Ленского района представление от 29.12.2018 № 01-02/1332.
В результате проверки КСП пришла к выводу, что при переселении граждан в рамках мероприятий адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2018 годы», утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 23.04.2013 № 173-пп (далее – Программа № 173-пп), администрацией допущено нецелевое использование бюджетных средств в общей сумме 9 543 306 руб. 08 коп. (из них 4 485 538 руб. 50 коп. средств фонда, 5 057 767 руб. 58 коп. средств областного бюджета), выразившееся в направлении средств бюджета на цели, не соответствующие целям, определенным Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 185-ФЗ), Программой № 173-пп, а также заключенным министерством и муниципальным образованием «Козьминское» договором о долевом финансировании региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства от 29.07.2013 № 8ФП-1-13.
Так, в нарушение положений пункта 3 статьи 2, части 13 статьи 20 Закона № 185-ФЗ, разделов I, V Программы № 173-пп администрацией осуществлены действия по приобретению квартир для переселения граждан, не проживавших в аварийных помещениях и подлежащих расселению по Программе, в частности ФИО1 получила по договору социального найма от 18.08.2014 квартиру по адресу: <...> стоимостью 1 043 280 руб. (средства фонда – 914 747 руб. 90 коп., средства областного бюджета – 128 532 руб. 10 коп.), ФИО2 получила по договору социального найма от 19.11.2015 квартиру по адресу: <...>, стоимостью 1 225 601 руб. 01 коп. (средства фонда – 514 864 руб. 75 коп., средства областного бюджета – 710 601 руб. 01 коп.), ФИО3 получил по договору социального найма от 19.11.2015 квартиру по адресу: <...>, стоимостью 1 370 194 руб. 56 коп. (средства фонда – 575 607 руб. 39 коп., средства областного бюджета – 794 587 руб. 17 коп.), ФИО4 получила по договору социального найма от 19.11.2015 квартиру по адресу: <...>, стоимостью 1 583 641 руб. 96 коп. (средства фонда – 665 274 руб. 88 коп., средства областного бюджета – 918 367 руб. 08 коп.), ФИО5 получила по договору социального найма от 19.11.2015 квартиру по адресу: <...>, стоимостью 1 583 641 руб. 96 коп. (средства фонда – 665 274 руб. 88 коп., средства областного бюджета – 918 367 руб. 08 коп.), ФИО6 получила по договору социального найма квартиру по адресу: <...>, стоимостью 2 736 946 руб. 59 коп. (средства фонда – 1 149 768 руб. 70 коп., средства областного бюджета – 1 587 177 руб. 89 коп.).
До получения указанных квартир ФИО1 с 24.04.2007, ФИО2 с 15.04.1974, ФИО3 с 24.09.2012, ФИО4 с 22.01.2014, ФИО5 с 17.11.2011, ФИО6 были зарегистрированы (проживали) в жилых домах, не включенных в Программу № 173-пп.
На основании пункта 2 статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Закон № 6-ФЗ), статьи 18 Закона Архангельской области от 30.05.2011 № 288-22-ОЗ «О контрольно-счетной палате Архангельской области» (далее – Закон № 288-22-ОЗ) КСП в своем представлении указала на необходимость в срок до 16.02.2019 включительно рассмотреть информацию об указанных в представлении недостатках и нарушениях законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и принять меры к устранению выявленных недостатков и нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принять меры по пресечению, предупреждению выявленных недостатков и нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе обеспечить соблюдение требований бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в части соблюдения требований БК РФ о необходимости целевого и эффективного использования бюджетных средств, обеспечить соблюдение положений Закона № 185-ФЗ, Программы № 173-пп и договора № 8ФП-1-13.
В представлении обозначена необходимость информирования КСП в срок не позднее 20.02.2019 о результатах выполнения представления, а также содержится указание на то, что неисполнение в установленный срок данного представления влечет административную ответственность, предусмотренную частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также в целях устранения выявленных в ходе названной проверки бюджетных нарушений КСП направила в финансовый отдел уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 29.12.2018 № 01-02/1326, в котором в соответствии с пунктом 2 статьи 268.1, пунктом 5 статьи 306.2 БК РФ предложила применить бюджетные меры принуждения в отношении муниципального образования «Козьминское» на общую сумму 9 543 306 руб. 08 коп.
Администрация, посчитав, что у КСП не имелось полномочий на проведение камеральной проверки, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции прекратил производство по делу в части требования о признании недействительным и отмене акта камеральной проверки от 10.08.2018, в удовлетворении остальной части требований отказал.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
На основании части 1 статьи 27, пункта 2 части 1 статьи 29 АПК РФ суд первой инстанции правильно отметил, что ненормативным правовым актом, обжалование которого в арбитражном суде предусмотрено нормами названного Кодекса, является документ, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы заинтересованного лица.
В данном случае, как следует из оспариваемого акта камеральной проверки от 10.08.2018, в нем зафиксированы установленные в ходе проверки обстоятельства, акт содержит выводы о выявленных нарушениях, в том числе о нецелевого использования бюджетных средств в сумме 9 543 306 руб. 08 коп., и не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия для заявителя, не устанавливает прав и не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей, не содержит властных предписаний, не является обязательным для исполнения заявителем, следовательно не нарушает его права и законные интересы.
Фактически оспариваемый акт лишь отражает действия КСП по проведению проверки и фиксирует обстоятельства, установленные при проведении проверки, а также сделанные в ходе проверки выводы.
С учетом приведенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемый акт КСП от 10.08.2018 не является ненормативным правовым актом, обжалование которого предусмотрено АПК РФ, и в связи с этим на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ прекратил производство по делу в части требования администрации о признании данного акта недействительным и его отмене.
В силу части 2 статьи 20 Закона № 185-ФЗ средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, распределяются субъектом Российской Федерации между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда и выполнившими предусмотренные статьей 14 Закона условия предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 названной статьи.
Согласно части 1.1 статьи 20 Закона № 185-ФЗ контроль за использованием средств фонда, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, модернизации системы коммунальной инфраструктуры, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.
Частью 1.2 статьи 20 Закона № 185-ФЗ определено, что проверку использования средств фонда в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
В целях предоставления средств фонда утверждена названная выше Программа № 173-пп.
В соответствии с разделом VI Программы № 173-пп источниками ее финансирования являются средства областного бюджета, средства местных бюджетов и средства фонда.
Участниками Программы № 173-пп являются муниципальные образования, имеющие на своей территории аварийный жилой фонд, переселение из которого осуществляется в рамках данной Программы.
Программа № 173-пп реализуется посредством выделения субсидии органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области на осуществление следующих мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда муниципальных образований: 1) строительство многоквартирных домов; 2) приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц), в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов; 3) приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения; 4) предоставление возмещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; 5) предоставление возмещения лицам в рамках исполнения судебных решений об обязании муниципальных образований предоставить жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со статьями 157, 265, 268.1 БК РФ, Законом № 6-ФЗ, Законом № 288-22-ОЗ КСП осуществляет контроль за исполнением бюджета Архангельской области, в том числе за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств областного бюджета и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также контроль за законностью, результативностью использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образовании Архангельской области.
Таким образом, рассматриваемая камеральная проверка правомерности, целевого характера, эффективности расходования средств, предоставленных министерством на реализацию мероприятий, утвержденных в составе Программы № 173-пп, проведены КСП при наличии у нее соответствующих полномочий.
Данный вывод соответствует правовой позиции, отраженной в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 января 2019 года по делу № А05-1445/2018.
В силу изложенного отказ судом первой инстанции в удовлетворении требований администрации о признании незаконными действий КСП по проведению рассматриваемой проверки является правомерным.
Позиция подателя жалобы об ином основана на ошибочном толковании правовых норм.
На основании положений пункта 2 статьи 268.1 БК РФ, статьи 18 Закона № 288-22-ОЗ суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что КСП вправе вносить представления и направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения, в том числе по итогам названной проверки.
Таким образом, оспариваемые администрацией представление и уведомление о применении бюджетных мер принуждения вынесены КСП в пределах предоставленных ей полномочий, в связи с этим действия ответчика по их вынесению являются законными.
Органы местного самоуправления муниципального образования Архангельской области, участвующего в Программе № 173-пп, осуществляют, в частности, представление в министерство заявки на участие в Программе, перечня аварийных многоквартирных домов, документов о признании домов аварийными и подлежащими сносу, информации о планируемом переселении граждан из жилых помещений в аварийных многоквартирных домах.
В целях реализации указанной Программы министерством и муниципальным образованием «Козьминское» заключен договор от 29.07.2013 № 8ФП-1-13, которым определены права и обязанности сторон при реализации Закона № 185-ФЗ по расходованию средств, предоставленных из областного бюджета на реализацию утвержденных в установленном порядке мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В силу пунктов 2.3.2, 2.3.6 договора муниципальное образование «Козьминское» обязалось обеспечить реализацию мероприятий региональной адресной программы на территории муниципального образования в сроки, предусмотренные частью 11 статьи 16 Закона № 185-ФЗ, эффективно использовать средства фонда, средства областного и местного бюджетов на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с их целевым назначением и законодательством Российской Федерации.
В данном случае при проведении камеральной проверки КСП установила, что администрацией допущено нецелевое использование предоставленных межбюджетных трансфертов, поскольку в нарушение пункта 3 статьи 2, части 13 статьи 20 Закона № 185-ФЗ, разделов I, V Программы № 173-пп, перечисленным выше гражданам, не проживавшим в аварийных домах, включенных в Программу № 173-пп, и не являвшимся нанимателями или членами семьи нанимателя помещений в таких домах, предоставлены жилые помещения, приобретенные за счет средств Программы в общей сумме 9 543 306 руб. 08 коп., из которых 4 485 538 руб. 50 коп. – средства фонда, 5 057 767 руб. 58 коп. – средства областного бюджета.
Данные обстоятельства послужили основанием для вывода КСП о том, что использование средств в общей сумме 9 543 306 руб. 08 коп. противоречит целям, определенным Программой № 173-пп, а также положениям статей 38, 158 и 162 БК РФ, следовательно представляет собой нецелевое использование бюджетных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).
Подробно оценив приведенные администрацией доводы, а также представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции в обжалуемом решении обоснованно заключил, что вывод КСП о нецелевом использовании администрацией названной суммы средств является правомерным.
Оснований для иной оценки доводов заявителя и имеющихся в деле доказательств апелляционная коллегия не усматривает.
Обстоятельств, опровергающих установленные КСП нарушения и выводы суда в данной части, администрацией в апелляционной жалобе не приведено.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований администрации в части оспаривания действий КСП, вынесенных ею представления от 29.12.2018 № 01-02/1332 и уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 29.12.2018 № 01-02/1326 у суда первой инстанции не имелось.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм законодательства, подлежащего применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренных АПК РФ процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и материалов дела судом первой инстанции и обществом не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 июня 2019 года по делу № А05-2012/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Козьминское» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.
Председательствующий Е.Н. Болдырева
Судьи А.Ю. Докшина
Н.В. Мурахина