ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-2209/2021 от 09.11.2021 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

15 ноября 2021 года

г. Вологда

Дело № А05-2209/2021

Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2021 года .

В полном объёме постановление изготовлено ноября 2021 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н.,  судей Тарасовой О.А. и                      Черединой Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия «Архангельское» в лице конкурсного управляющего ФИО1 на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 июня 2021 года по делу                       № А05-2209/2021,

у с т а н о в и л:

федеральное государственное унитарное предприятие «Архангельское» (адрес: 163069, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Предприятие) в лице конкурсного управляющего ФИО1 обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» (адрес: 163002, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Администрация) и Министерству науки и высшего образования Российской Федерации (адрес: 125009, Москва, улица Тверская, дом 11, строение 1, 4; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Министерство)  с требованием об изъятии земельных участков с кадастровыми номерами 29:16:201002:26 и 29:16:201002:38 с одновременным предоставлением возмещения.

Определением от 31.03.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецкому автономному округу, общество с ограниченной ответственностью «Архбиоэнерго», администрация муниципального образования «Заостровское», федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени                       академика Н.П. Лаверова Уральского отделения Российской академии наук                               (далее – Учреждение).

Решением суда от 24.06.2021 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано. С Предприятия в доход федерального бюджета взыскано 12 000 руб. государственной пошлины.

Предприятие с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся следующему. Предлагаемый судом первой инстанции добровольный отказ конкурного управляющего Предприятия от части конкурсной массы (двух земельных участков) невозможен. Такой отказ означает одностороннее самовольное уменьшение конкурсной массы должника, что недопустимо в рамках дела о несостоятельности (банкротстве); уменьшение конкурсной массы Предприятия по вине конкурсного управляющего означает причинение должнику и его кредиторам убытков.

Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, в ней изложенными, не согласилось, считает решение суда законным и обоснованным, жалобу Предприятия – не подлежащей удовлетворению.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители в суд не явились, в связи с этим разбирательство по делу произведено без участия представителей сторон в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда по заявленным в жалобе доводам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, определением Арбитражного суда Архангельской области от 10.04.2018 (резолютивная часть от 09.04.2018) по делу №А05-15907/2017 в отношении Предприятия  введена процедура банкротства – наблюдение.

 Решением суда от 21.06.2018 Предприятие признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.

Определением от 12.07.2018 конкурсным управляющим утвержден ФИО1.

Согласно акту инвентаризации от 17.09.2018 №1 имущества должника, в конкурсную массу включены земельные участки, принадлежащие Предприятию на праве постоянного бессрочного пользования, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 08.11.2018 № 29-00-4001/5002/2018-5970.

Исходя из представленной выписки, истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами: 29:16:201002:26 (площадь 3601 кв. м); 29:16:201002:27 (площадь 6319 кв. м); 29:16:201002:28 (площадь 1332 кв. м); 29:16:201002:29 (площадь 7688 кв. м);  29:16:201002:30 (площадь 3484 кв. м); 29:16:201002:38 (площадь 1756 кв. м); 29:16:201002:5 (площадь 4005820 кв. м).

В целях реализации земельных участков, принадлежащих Предприятию на праве постоянного бессрочного пользования, конкурсным управляющим 11.06.2020 подано заявление в межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее  –  МТУ Росимущества в Архангельской области и НАО) о предоставлении имеющихся земельных участков в аренду без проведения торгов.

В ответе от 17.07.2020 (том 1, листы 11–13) МТУ Росимущества в Архангельской области и НАО, пояснило следующее.

На земельном участке с кадастровым номером 29:16:201002:26 находятся объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию «Заостровское»: котельная с кадастровым номером 29:16:000000:1817, сеть горячего водоснабжения с кадастровым номером 29:16:000000:5201, кроме того, находится котельная (на древесных гранулах) с кадастровым номером 29:16:201002:33, сведения о собственнике отсутствует; на земельном участке с кадастровым номером 29:16:201002:38 находится объект недвижимости, принадлежащий на праве оперативного управления Учреждению, а именно склад минеральных удобрений с кадастровым номером 29:16:000000:1849; в силу положений подпунктов 4 и 5 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), предоставления истцу в аренду данных земельных участков невозможно.

Сопроводительным письмом от 10.06.2020 № 842 администрация муниципального образования «Заостровское» предоставила копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект: котельная, назначение: нежилое здание, площадь 502 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Архангельская область, Приморский район,                      МО «Заостровское», п. Луговой, дом 13, кадастровый номер 29:16:0000001817. Субъект права: муниципальное образование «Заостровское»; Учреждение представило свидетельство о государственной регистрации права собственности на склад минеральных удобрений, назначение: нежилое здание, площадь 407,7 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Заостровское», поселок луговой с кадастровым номером 29:16:000000:1849. Субъект права: Российская Федерация и свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления на указанный склад.

Истцом получена выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 21.12.2021, подтверждающая отсутствие зарегистрированных прав на здание котельной на древесных гранулах с кадастровым номером 29:16:201002:33, копия разрешения на строительство от 18.08.2010 №RU 29523000-77, копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 16.12.2014 № 52, выданные Администрацией обществу с ограниченной ответственностью  «Архбиоэнерго».

Далее, истцом в адрес МТУ Росимущества в Архангельской области и НАО, ответчиков и  Учреждения направлены письма с просьбой начать мероприятия по изъятию земельных участков с кадастровыми номерами 29:16:201002:26 и 29:16:101002:38 с одновременным предоставлением возмещения.

В ответ на указанное обращение МТУ Росимущества в Архангельской области и НАО сообщило, что в рамках своих полномочий не проводит мероприятия по изъятию земельных участков для государственных нужд.

Администрация уведомила истца о перенаправлении обращения в адрес администрации муниципального образования «Заостровское» Приморского района в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Ссылаясь на пункт 1, 2 статьи 49 ЗК РФ, пункты 2 и 6 статьи 279, статью 281 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также на пункт 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, конкурсный управляющий Предприятия обратился в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, правомерно исходил из следующего.

Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (пункт 1 статьи 279 ГК РФ).

В соответствии со статьей 56.2 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений:

1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения);
         2) уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;

3) органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

Пунктом 2 статьи 279 ГК РФ предусмотрено, что в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: 1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; 2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; 3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (часть 3 статьи 279 ГК РФ)

Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством (часть 5 статьи 279 ГК РФ)

Статьей 49 ЗК РФ установлено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: 1) выполнением международных договоров Российской Федерации; 2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Как следует из материалов дела спорные земельные участки для государственных или муниципальных нужд не изымались, соответствующее решение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления не принималось.

Фактически, истец просит изъять спорные земельные участки с выплатой соответствующей компенсации в целях удовлетворения требований кредиторов в рамках дела о банкротстве.

Вместе с тем, как уже указывалось ранее, спорные земельные участки были предоставлены истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Статьей 45 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Так, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается принудительно:

1) при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при:

использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде;

порче земель;

невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом;

создании или возведении на земельном участке самовольной постройки либо невыполнении обязанностей, предусмотренных частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;

2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом;

Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 3 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации).

Положения статьи 54 Земельного кодекса Российской Федерации регулируют порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 54 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка устанавливается Правительством Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения иска о возложении на ответчиков обязанности по изъятию земельных участков с кадастровыми номерами 29:16:201002:26 и 29:16:201002:38 с одновременным предоставлением возмещения, у суда первой инстанции не имелось.

Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 июня                      2021 года по делу № А05-2209/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия «Архангельское» в лице конкурсного управляющего ФИО1 без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Н. Шадрина

Судьи

О.А. Тарасова

Н.В. Чередина