ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-2769/16 от 23.08.2016 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

29 августа 2016 года

г. Вологда

Дело № А05-2769/2016

Резолютивная часть постановления объявлена августа 2016 года .

В полном объеме постановление изготовлено августа 2016 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Моисеевой И.Н. и                 Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания                 Смекаловой Е.Ю.

при участии от Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Воронцова Н.Д. по доверенности от 27.05.2016 № 24, 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 мая 2016 года по делу № А05-2769/2016 (судья Звездина Л.В.),

у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Корд-Бункер»                        (ОГРН 1125190012375; ИНН 5190010691; место нахождения: 183025, город Мурманск, улица Полярные Зори, дом 21, корпус 3; далее – ООО «Корд-Бункер», общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным приказа Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1072901004230; ИНН 2901161840; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Поморская, дом 2; далее – управление) от 29.12.2015 № 562/П об отказе в переоформлении лицензии.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26 мая                     2016 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств дела, на нарушение судом норм материального права, на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Считает, что общество не соответствует лицензионным требованиям, следовательно, по мнению подателя жалобы, оспариваемый приказ является правомерным. Полагает, что на деятельность общества, указанную в заявлении о переоформлении лицензии от 10.11.2015 № 343, распространяется действие требований пункта 7 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закон                     № 174-ФЗ), статей 16.1, 34 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее – Закон № 155-ФЗ).

Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Общество в отзыве не согласилось с доводами апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.

Заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителя в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав пояснения представителя управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, общество имеет  лицензию от 19.06.2014  серии  МР-4 № 001366 на осуществление работ по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, нефтебазу, бункеровочную базу.

Таким образом, общество осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам в морских портах.  

В приложении 3 к данной лицензии указаны перечень производственных объектов при осуществлении лицензируемого вида деятельности (нефтеналивное судно «Светлый», нефтесборщик «Ольховец» и танкер «Корд»), адрес (место) их нахождения (акватория морского порта Мурманск,  акватории морского порта Мурманск, Кандалакша, Архангельск), основание их использования, выполняемый вид работ в составе лицензируемого вида деятельности и класс опасности грузов, допущенных к перегрузке на этих производственных объектах.

В связи с намерением заявителя осуществлять погрузочно-разгрузочную деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, а именно в морском порту Сабетта судном-бункеровщиком «Корд», а также в связи с изменением объектов, используемых при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности, и в связи с добавлением судна-бункеровщика «Корд Арктик» с адресом места ее осуществления акватории морских портов Мурманск, Кандалакша, Архангельск, Сабетта, общество 19.11.2015 обратилось в управление с заявлением от 10.11.2015 № 343 о переоформлении вышеуказанной лицензии на осуществление работ по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, нефтебазу, бункеровочную базу.

Управление направило обществу уведомление от 19.11.2015                                № СУГМРН-04-03/2289 о принятии заявления и документов к рассмотрению.

Письмом от 06.11.2015 № СУГМРН-04-03/2176 ответчик запросил у Росприроднадзора сведения о государственной экологической экспертизе плана по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов (далее – План) ООО «Корд-Бункер» при проведении операций по бункеровке судов в акваториях морских портов Мурманск, Кандалакша, Архангельск, Сабетта судами общества, Мурманск –2015, утвержденного директором  ООО «Корд-Бункер» 20.11.2015.

Служба в письме от 09.11.2015 № ВС-08-05-29/19795 сообщила управлению, что государственная экологическая экспертиза в отношении указанного Плана не проводилась. Также указала, что План будет являться объектом государственной экологической экспертизы только в том случае, если в рамках указанного плана предусматривается эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов для транспортировки и хранения нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море.  

На основании приказа ответчика от 02.11.2015 № 516/П управлением проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества с целью установления возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований по осуществлению погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, по результатам которой составлен акт от 26.11.2015 № 133/15-МЛО.

В данном акте отражено, что общество на момент проверки соответствует обязательным требованиям и условиям, предъявляемым Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте») (далее – Положение № 193, Положение о лицензировании).

Между тем на основании поручения начальника управления от 19.11.2016 № СУГМРН-04-03/23289 управлением проведена внеплановая документарная проверка в отношении вновь заявленных обществом мест осуществления лицензируемых видов деятельности, по результатам которой составлен акт от 23.12.2015 № 23/12/2015.

В названом акте зафиксировано, что лицензиат ООО «Корд-Бункер» не соответствует лицензионным требованиям (подпункт «б» пункта 5 Положения № 193), так как План не утвержден в установленном порядке – отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В связи с этим, рассмотрев заявление общества, управление издало приказ от 29.12.2015 № 562/П об отказе в переоформлении лицензии                        ООО «Корд-Бункер» на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах: адрес осуществления лицензируемого вида деятельности – акватория морских портов Мурманск, Кандалакша, Архангельск, Сабетта для заявленных на лицензирование объектов (нефтеналивные суда «Светлый», «Ольховец», «Корд», «Корд Арктик»); выполняемые работы – работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, нефтебазу, бункеровочную базу; разрешенный класс опасных грузов – 3, 9) по причине несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям (План не утвержден в установленном порядке – отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы).

О принятии решения об отказе в предоставлении лицензии управление уведомило общество письмом от 29.12.2015 № СУГМРН-04-03/3036, сославшись в нем на требования части 2 статьи 16.1 Закона № 155-ФЗ.

Не согласившись с приказом управления от 29.12.2015 № 562/П, общество обжаловало его в судебном порядке.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, правомерно руководствуясь следующим.

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулирует Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ, Закон о лицензировании).

В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 12 названного Закона погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах подлежит лицензированию.

В части 1 статьи 13 Закона № 99-ФЗ предусмотрено, что для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем.

Порядок переоформления лицензии установлен статьей 18 Закона                  № 99-ФЗ, в соответствии с частью 1 которой лицензия подлежит переоформлению в том числе в случаях изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Согласно части 3 названной статьи для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявления о переоформлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии, и оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

В сроки, установленные частями 16 и 17 настоящей статьи, лицензирующий орган на основании результатов рассмотрения представленных заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов принимает решение о переоформлении лицензии или об отказе в ее переоформлении в порядке, установленном частями 2 - 6 статьи 14 настоящего Федерального закона (часть 18 статьи 18 Закона о лицензировании).

Согласно части 19 статьи 18 Закона № 99-ФЗ отказ в переоформлении лицензии осуществляется по основаниям, указанным в части 7 статьи 14 настоящего Федерального закона.

В свою очередь, в силу части 7 статьи 14 названного Закона основанием отказа в предоставлении лицензии является:

1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

3) представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в пункте 38 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона вид деятельности и прилагаемых к этому заявлению документов, если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.

Общество отмечает, что представление каких-либо иных документов, помимо указанных в части 3 статьи 18 Закона № 99-ФЗ для переоформления лицензии в связи с изменением наименования лицензируемого вида деятельности Законом № 99-ФЗ не предусмотрено. Указанный в части 3              статьи 18 названного Закона перечень документов является исчерпывающим.

Согласно пунктам 2, 4 части 3 статьи 13 Закона № 99-ФЗ к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами, за исключением документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; опись прилагаемых документов.

В силу части 4 статьи 13 Закона № 99-ФЗ лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии указывать в заявлении о предоставлении лицензии сведения, не предусмотренные частью 1 данной статьи, и представлять документы, не предусмотренные частью 3 этой же статьи.

Как предусмотрено в части 8 статьи 13 Закона № 99-ФЗ в случае, если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением требований, установленных частью 1 этой статьи, и (или) документы, указанные в части 3 этой статьи, представлены не в полном объеме, в течение трех рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает соискателю лицензии уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В соответствии с частью 10 статьи 13 Закона № 99-ФЗ в случае непредставления соискателем лицензии в тридцатидневный срок надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и (или) в полном объеме прилагаемых к нему документов ранее представленное заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы подлежат возврату соискателю лицензии.

Порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением № 193.

Пунктом 3 названного Положения предусмотрено, что погрузочно-разгрузочная деятельность включает следующие работы: работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу; работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, нефтебазу, бункеровочную базу.

В пункте 5 Положения № 193 установлены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перегрузке опасных грузов в морских портах, которыми являются: а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности производственных объектов, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 620; б) наличие плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (при осуществлении работ, связанных с погрузкой (разгрузкой) нефти и нефтепродуктов); в) наличие плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; г) в случае использования для выполнения работ плавучих кранов и судов (включая суда-бункеровщики): наличие на каждом судне судового плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, предусмотренного Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года к ней); наличие на каждом судне и на иных плавучих средствах документов, предусмотренных статьей 25 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации; наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии с пунктом 2 статьи 60 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации; наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, осуществляющего контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды, имеющего соответствующее профессиональное образование, стаж работы в должности капитана или старшего помощника капитана не менее 5 лет, а также аттестованного на право занятия должности в установленном порядке; д) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности, имеющего свидетельство о соответствующей подготовке и стаж работы в этой области не менее 3 лет из последних 5 лет работы.

Согласно пункту 7 Положения № 193 для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в части 1 и пунктах 1, 3 и 4 части 3 статьи 13 Закона № 99-ФЗ, а также следующие документы: а) копию приказа о назначении должностного лица, ответственного за осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности, имеющего свидетельство о соответствующей подготовке; б) копию приказа о назначении должностного лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов на внутренних водных путях (осуществляющего контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды), с приложением копий документов, подтверждающих наличие соответствующего профессионального образования, стажа работы в должности капитана или старшего помощника капитана не менее 5 лет, копии диплома, подтверждающего право занимать соответствующую должность командного состава судна, и копии удостоверения о прохождении им аттестации в установленном порядке; в) перечень судов, которые будут использоваться для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности; г) перечень производственных объектов (гидротехнических сооружений, причала (причалов), крытых и открытых грузовых складов, нефтебаз, бункеровочных баз, подъемно-транспортного оборудования, плавучих кранов, судов-бункеровщиков и иных плавучих объектов), которые будут использоваться для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности; д) копии правоустанавливающих документов, на основании которых будут использоваться суда (договора бербоут-чартера, договора аренды судна без экипажа, договора субаренды) и производственные объекты; е) копия судового плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, предусмотренного Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, для морских судов и судов смешанного (река-море) плавания; ж) копии договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей; з) копия плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (с указанием района и срока действия); и) копия плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

В подпункте 18.9 пункта 18 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.04.2013 № 160 (далее – Административный регламент), предусмотрено, что для получения лицензии заявитель направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа или представляет в Ространснадзор или в территориальный орган заявление по форме, предусмотренной приложением 3 к данному Административному регламенту, с приложением, в том числе копии плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (с указанием района и срока действия).

Как предусмотрено в пункте 27 Административного регламента, Ространснадзор и территориальный орган не вправе требовать от соискателя лицензии предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.

В данном случае соискатель в целях получения лицензии должен приложить к заявлению пакет документов, предусмотренный в статье 13 Закона № 99-ФЗ, а также в пунктах 5, 7 Положения № 193, в пункте 18 Административного регламента, для переоформления лицензии лицензиат должен приложить к заявлению пакет документов, предусмотренный в                статье 18 Закона № 99-ФЗ, в пунктах 8, 9 Положения № 193, в пункте 21 Административного регламента.

При этом перечень требуемых документов, предусмотренный указанными нормативными правовыми актами, не подлежит расширительному толкованию. Нормы Закона № 99-ФЗ и Административного регламента содержат прямое указание на то, что лицензирующий орган не вправе требовать предоставления иных, дополнительных документов, не предусмотренных указанными нормативными правовыми актами.

Требование о предоставлении Плана содержится в пункте 18 Административного регламента, в пунктах 5, 7 Положения о лицензировании, тогда как вышеназванные нормативные акты не содержат требований о необходимости предоставления сведений о государственной экологической экспертизе Плана.

В связи с этим суд первой инстанции правомерно указал, что положительное заключение государственной экологической экспертизы Плана для получения лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность и при ее переоформлении не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения при лицензировании этой деятельности. Экологическая экспертиза Плана не является лицензионным требованием при выполнении работ по перегрузке опасных грузов в морских портах.

Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание ссылку управления на положения Закона № 155-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 16.1 Закона № 155-ФЗ, План утверждается организацией, осуществляющей эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы плана с последующим уведомлением в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

При этом, исходя из положений статьи 4.1 данного Закона, для его целей под искусственными островами понимаются стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации объекты (искусственно сооруженные конструкции), имеющие намывное, насыпное, свайное и (или) иные неплавучие опорные основания, выступающие над поверхностью воды при максимальном приливе. Под установками, сооружениями понимаются гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации стационарные и плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, морские стационарные платформы и другие объекты, а также подводные сооружения (включая скважины).

Согласно статье 34 Закона № 155-ФЗ государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

Как установлено пунктом 4 статьи 34 данного Закона, объектом государственной экологической экспертизы также является план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренный статьей 16.1 настоящего Федерального закона.

Следовательно, погрузочно-разгрузочная деятельность, включающая работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте, в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу, не подпадает под действие статьи 16.1 названного Федерального закона.

Субъектами деятельности, предусмотренной статьей 16.1 Закона                        № 155-ФЗ, являются организации, осуществляющие эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море.

Организации (хозяйствующие субъекты), осуществляющие или имеющие намерение осуществлять погрузочно-разгрузочную деятельность (бункеровочную деятельность, деятельность по перегрузке с одного транспортного средства на другое транспортное средство, одним из которых является судно) опасных грузов (нефтепродуктов) в морском порту, не являются субъектами деятельности, перечисленной в статье 16.1 Закона                     № 155-ФЗ.

Бункеровка представляет собой погрузку на судно запасов топлива, заправку судна топливом и моторными маслами, а транспортировка – это процесс перемещения груза/объекта в место назначения транспортными средствами.

Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание ссылку управления на пункт 2 статьи 34 Закона № 155-ФЗ, согласно которому все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, поскольку ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов не является хозяйственной деятельностью. В планах ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов организация определяет имеющиеся силы и средства для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также организационные мероприятия по выявлению возможного разлива нефти, информированию заинтересованных лиц, локализации и ликвидации загрязнения.

В связи с этим суд первой инстанции правомерно согласился с мнением Росприроднадзора о том, что если организация осуществляет только погрузочно-разгрузочную деятельность (бункеровочное снабжение топливом) в морских портах исключительно с использованием судов, не являющихся искусственными островами, установками и  сооружениями в понимании Закона № 155-ФЗ, то на такие организации не распространяются требования                   статьи 16.1 Закона № 155-ФЗ.

Ссылка подателя жалобы на статью 22.2 Федерального закона от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» также правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку общество не ведет деятельность на континентальном шельфе.

С учетом изложенного суд правомерно удовлетворил заявленные требования общества.

Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 мая 2016 года по делу № А05-2769/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий                                                                 А.Ю. Докшина

Судьи                                                                                              И.Н. Моисеева

                                                                                                         О.А. Тарасова