ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-27/2022 от 13.07.2022 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

14 июля 2022 года

г. Вологда

Дело № А05-27/2022

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2022 года .

В полном объёме постановление изготовлено июля 2022 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Алимовой Е.А. и                Докшиной А.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания                   Николаевой А.С.,

при участии от Министерства финансов Архангельской области ФИО1 по доверенности от 28.08.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 апреля 2022 года по делу № А05-27/2022 ,

у с т а н о в и л:

Управление экономического развития администрации городского округа Архангельской области «Котлас» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 165300, Архангельская область, Котласский район, город Котлас, площадь Советов, дом 3; далее – администрация) обратилось в Арбитражный суд архангельской области с заявлением, уточненным в порядке                           статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству финансов Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163000, <...>; далее – министерство) о признании недействительным распоряжения от 16.02.2021 № 24-рф «О применении бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания средств» в части суммы 890 083 руб. 46 коп., обязании восстановить городскому округу Архангельской области «Котлас» в лице Управления экономического развития администрации городского округа Архангельской области «Котлас», осуществляющего полномочия администратора доходов бюджета городского округа Архангельской области «Котлас» сумму в размере 890 083 руб. 46 коп.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены                    Контрольно-счетная палата Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, В.И.Ленина площадь, дом 1; далее – КСП АО), администрация городского округа Архангельской области «Котлас» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 165300, Архангельская область, Котласский район, город Котлас, площадь Советов,  дом 3).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 05 апреля                2022 года заявленные требования удовлетворены.

Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в виду неправильного применения норм материального права, Указало, что оснований для отказа в применении бюджетных мер принуждения не имелось. В обоснование жалобы ссылается также на отсутствие у заявителя уважительных причин пропуска процессуального срока, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оснований для его восстановления с целью обжалования распоряжения от 16.02.2021 № 24-рф.

Представитель министерства в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме.

Администрация в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

КСП АО в отзыве на апелляционную жалобу поддержала правовую позицию министерства.

Администрация, третьи лица, участвующие в деле,  надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со  статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее – АПК РФ).

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Управлением в рамках реализации федерального проекта «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» национального проекта «Демография», государственной программы Архангельской области «Развитие образования и науки Архангельской области», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 12.10.2012 № 463-пп, заключен с обществом с ограниченной ответственностью «Белый Дом» муниципальный контракт от 05.12.2018 № 58/2018 на выполнение работ по строительству детского сада на 280 мест в <...> (далее – Контракт № 58/2018).

Строительство детского сада осуществлялось за счет средств областного бюджета,     выделенных    по     соглашениям     о     предоставлении  иного межбюджетного трансферта из бюджета Архангельской области местному бюджету от 31.07.2018 № 12/2018, от 22.03.2019 № 07/2019, от 04.07.2019 № 11710000-1-2018-009 и соглашению о предоставлении субсидии из областного бюджета местному бюджету от 20.04.2020 № 12/2020.

На основании Плана экспертно-аналитической и контрольной деятельности контрольно-счетной палаты Архангельской области на 2020 год, распоряжений от 14.09.2020 № 23-р, от 17.09.2020 № 23/1-р, от 23.10.200 № 23/2 КСП АО совместно с правоохранительными органами в период с 21.09.2020 по 10.11.2020 проведена проверка соблюдения управлением бюджетного и иного законодательства при расходовании бюджетных средств, направляемых на реализацию мероприятия «Строительство детского сада на 280 мест в г. Котласе по ул. Мира, 24-а» в рамках государственной программы Архангельской области «Развитие образования и науки Архангельской области» и национального проекта «демография».

По итогам проверки КСП АО выявлены бюджетные нарушения, ответственность за совершения которых установлена статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ). По итогам проверки составлен акт от 10.11.2020.

КСП АО в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями в адрес начальника управления экономического развития администрации городского округа Архангельской области «Котлас» внесено представление от 24.12.2020 № 01-02/1258.

Кроме того, в адрес министерства финансов Архангельской области направлено уведомление от 24.12.2020 № 01-02/1259 о применении бюджетных мер принуждения в отношении городского округа Архангельской области «Котлас».

Министерством финансов Архангельской области вынесено распоряжение от 16.02.2021 № 24-рф «О применении бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания средств», согласно которому сумма средств федерального и областного бюджетов в размере 4 210 747,46 руб. является нецелевым использованием бюджетных средств, предусмотренным пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ, и Управлению Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу надлежит взыскать с городского округа Архангельской области  «Котлас» в бесспорном порядке средства федерального и областного бюджетов в сумме 4 210 747 руб. 46 коп. и перечислить в доход областного бюджета.

Сумма в размере 4 210 747,46 руб. списана с Управления платежными поручениями от 18.02.2021 № 662400 в сумме 621 818,29 руб., от 19.02.2021 № 684472 в сумме 1 241 895,49 руб., от 20.02.2021 № 704598 в сумме                   830 246,68 руб., от 24.02.2021 № 724457 в сумме 1 516 787,00 руб.

Управление в связи с выявлением КСП АО факта нецелевого использования средств обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к контрольно-счетной палате Архангельской области о признании недействительным представления от 24.12.2020 № 01-02/1258, а именно подпунктов 3.3, 3.4, 3.5 (в части суммы 12 129 руб. 60 коп.), 3.7 (в части суммы 44 958 руб. 96 коп.), 3.8 (в части суммы 77 375 руб. 62 коп.), 3.11, абзаца 16 пункта 3 представления № 01-02/1258 от 24.12.2020 в части признания нецелевым использованием средств областного бюджета (с учетом поступлений из федерального бюджета) 1 216 574 руб. 01 коп., пунктов 2, 4, 5, 6, 7, 9, 10 представления; пунктов 3.3, 3.4, 3.5 (в части суммы 12 129 руб. 60 коп.), 3.7 (в части суммы 44 958 руб. 96 коп.), 3.8 (в части суммы 77 375 руб. 62 коп.) и 3.11 пункта 3, абзацев 31 и 32  описательной части уведомления о применении бюджетных мер принуждения № 01-02/1259 от 24.12.2020 в части признания нецелевым использованием средств областного бюджета (с учетом поступлений из федерального бюджета) 1 216 574 руб. 01 коп.

На основании пункта 6 Стандарта внешнего государственного финансового контроля «Контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий» (далее – Стандарт) коллегией КСП АО принято решение о внесении изменений в пункты 3.4, 3.7, 3.8 пункта 3 описательной части представления.  Аналогичные изменения внесены в информацию о нарушениях, указанную в уведомлении. С учетом внесенных изменений итоговая сумма нецелевого использования бюджетных средств составила 4 178 070,51 руб.

Разница между первоначальной и итоговой суммой нецелевого использования бюджетных средств составил 32 676,95 руб.

Решением Арбитражного суда Архангельской области по делу № А05-1577/2021 производство по делу прекращено в части требования Управления экономического развития администрации городского округа Архангельской области «Котлас» о признании недействительными пунктов 3.3, 3.4, 3.5 (в части суммы 12 129 руб. 60 коп.), 3.7 (в части суммы 44 958 руб. 96 коп.), 3.8 (в части суммы 77 375 руб. 62 коп.) и 3.11 пункта 3, абзацев 31 и 32 (в части признания нецелевым использованием средств областного бюджета (с учетом поступлений из федерального бюджета) 1 216 574 руб. 01 коп.) уведомления контрольно-счетной палаты Архангельской области о применении бюджетных мер принуждения № 01-02/1259 от 24.12.2020.

Признаны недействительными подпункты 3.3, 3.4 (в части суммы 3 657 руб. 60 коп.) и абзац 16 пункта 3 (в части признания нецелевым использованием средств областного бюджета (с учетом поступлений из федерального бюджета) 857 406 руб. 51 коп.) представления контрольно-счетной палаты Архангельской области от 24.12.2020 № 01-02/1258, внесенного в адрес Управления экономического развития администрации городского округа Архангельской области «Котлас».   

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021 решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.06.2021 по делу № А05-1577/2021 отменено в части прекращения производства по делу в части требования о признании недействительными пунктов 3.3, 3.4, 3.5 (в части суммы 12 129 руб. 60 коп.), 3.7 (в части суммы 44 958 руб. 96 коп.), 3.8 (в части суммы 77 375 руб. 62 коп.) и 3.11 пункта 3, абзацев 31 и 32 описательной части (в части признания нецелевым использованием средств областного бюджета (с учетом поступлений из федерального бюджета) 1 216 574 руб. 01 коп.)) уведомления КСП АО о применении бюджетных мер принуждения от 24.12.2020 № 01-02/1259.

Признано недействительным уведомление КСП АО о применении бюджетных мер принуждения от 24.12.2020 № 01-02/1259 в части подпунктов 3.3, 3.4 (в части суммы 3 657 руб. 60 коп.) и абзацев 31 и 32 описательной части уведомления (в части признания нецелевым использованием средств областного бюджета (с учетом поступлений из федерального бюджета) 857 406 руб. 51 коп.)

Управлению отказано  в признании недействительным уведомления Контрольно-счетной палаты Архангельской области о применении бюджетных мер принуждения от 24.12.2020 № 01-02/1259 в остальной части.

В остальной части решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 июня 2021 года по делу № А05-1577/2021 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления  - без удовлетворения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления с рассматриваемым заявлением. Управление с указанным распоряжением № 24-рф не согласно в части применения меры бюджетного принуждения в виде бесспорного взыскания средств федерального и областного бюджета в сумме 890 083,46 руб.

Решением Арбитражного суда Архангельской области требования удовлетворены.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

Согласно пункту 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств

Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).

Пунктом 1 статьи 306.2 БК РФ предусмотрено, что бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.

Под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях БК РФ понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных данным Кодексом бюджетных мер принуждения (пункт 5 статьи 306.2 БК РФ).

При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений руководитель органа государственного (муниципального) финансового контроля направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу.

На основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения, содержащем основания для применения таких мер, а также в соответствии с пунктом 1 статьи 306.3 БК РФ финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 Кодекса, в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 306.2 БК РФ, в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения.

В соответствии с пунктом 11 Правил принятия Министерством финансов Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органами управления государственными внебюджетными фондами решений о применении бюджетных мер принуждения, решений об изменении решений о применении бюджетных мер принуждения, решений об отмене решений о применении бюджетных мер принуждения или решений об отказе в применении бюджетных мер принуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2019 № 91, решение об отмене решения о применении бюджетных мер принуждения принимается уполномоченным органом в случае вступления в законную силу решения суда о признании недействительным решения о применении бюджетных мер принуждения, поступившего в уполномоченный орган.

Таким образом, у ответчика отсутствуют основания для принятия решения об отмене решения о применении бюджетных мер принуждения в отсутствие вступившего в законную силу судебного решения о признании недействительным решения о применении бюджетных мер принуждения.

Согласно части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Как указано ранее, коллегией КСП АО принято решение о внесении изменений в пункты 3.4, 3.7, 3.8 пункта 3 описательной части представления.  Аналогичные изменения внесены в информацию о нарушениях, указанную в уведомлении. С учетом внесенных изменений итоговая сумма нецелевого использования бюджетных средств составила 4 178 070,51 руб. Разница между первоначальной и итоговой суммой нецелевого использования бюджетных средств составил 32676,95 руб. Кроме того, вступившими в законную силу судебными актами по делу № А05-1577/2021 установлен факт целевого расходования бюджетных средств в сумме 857406 руб. 51 коп., представление и уведомление КСП АО признаны недействительными в указанной части. 

Таким образом, с учетом изложенного, отсутствуют правовые основания для применения в отношения городского округа «Котлас» бюджетных мер принуждения в виде бесспорного взыскания суммы в размере 890083,46 руб.

Вывод о нецелевом использовании бюджетных средств, содержащийся в представлении от 24.12.202 № 01-02/1258, являлся основанием для направления в адрес Управления экономического развития администрации городского округа Архангельской области «Котлас» уведомления о применении бюджетных мер принуждения и для принятия оспариваемого распоряжения о применении бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания средств от 16.02.2021 № 24-рф.

Поскольку вывод о нецелевом расходовании бюджетных средств в сумме 890 083,46 руб. опровергается вступившими в законную силу судебными актами по делу № А05-1577/2021, а также внесением контрольно-счетной палатой Архангельской области соответствующих изменений в представление от 24.12.2020 № 01-02/1258, оснований для применения бюджетной меры принуждения не имелось.

Учитывая изложенное, распоряжение о применении бюджетной меры принуждения от 16.02.2021 № 24-рф правомерно признано судом первой инстанции недействительным с возложением на министерство обязанности восстановить городскому округу Архангельской области «Котлас» в лице Управления экономического развития администрации городского округа Архангельской области «Котлас», осуществляющего полномочия администратора доходов бюджета городского округа Архангельской области «Котлас», сумму в размере 890 083,46 руб.

Доводы министерства об отсутствии уважительности причин пропуска срока на обжалование распоряжения подлежат отклонению.

 В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не устанавливает каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска процессуальных сроков, следовательно, данный вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Вопрос об уважительности причин процессуального пропуска срока, а также оценка доказательств и доводов, приведенных в обоснование ходатайства о восстановлении срока, относятся к компетенции суда, рассматривающего ходатайство, который учитывает конкретные обстоятельства и оценивает их по своему внутреннему убеждению.

Удовлетворяя ходатайство администрации о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления, суд первой инстанции признал причины его пропуска уважительными.

У суда апелляционной инстанции  отсутствуют основания для иной оценки выводов суда применительно к установленным им обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, изложенные в решении суда. Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 апреля               2022  годапо делу № А05-27/2022оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Архангельской области    –   без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                 Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий

Ю.В. Селиванова

Судьи

Е.А. Алимова

А.Ю. Докшина