ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-3330/2021 от 26.11.2021 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

03 декабря 2021 года

г. Вологда

Дело № А05-3330/2021

Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2021 года .

В полном объёме постановление изготовлено декабря 2021 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Потеевой А.В., судей Рогатенко Л.Н., Фирсова А.Д. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ручкиновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Архангельской области «Котлас» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 сентября 2021 года по делу № А05-3330/2021,

у с т а н о в и л :

администрация городского округа Архангельской области «Котлас» (ОГРН <***>; адрес: 165300, Архангельская область, город Котлас, площадь Советов, дом 3; далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Котласскому местному отделению Архангельской региональной общественной организации инвалидов войны в Афганистане (ОГРН <***>; адрес: 165300, <...>; далее – организация) о взыскании в бюджет городского округа «Котлас» 150 000 руб. средств гранта, предоставленного по договору от 25.03.2020 № С3-20 ОВС в рамках реализации муниципальной программы муниципального образования «Котлас» «Развитие гражданского общества и поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций  МО «Котлас» на 2020-2025 годы».

Решением суда от 22 сентября 2021 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.

Администрацияс решением суда не согласилась, обжаловала его в апелляционном порядке, ссылаясь на то, что организация не выполнила условие предоставления субсидии – софинансирование в размере не менее 15 % общей суммы расходов на реализацию проекта, не подтвердила выполнение договора в полном объеме, а, следовательно, и целевое использование субсидии.

Организация в отзыве на апелляционную жалобу отклонила доводы, изложенные в жалобе, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобубез удовлетворения.

Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы  извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, постановлением администрации от 27.09.2019 № 1809 (в ред. от 15.01.2020 года) утверждена муниципальная программа муниципального образования «Котлас» «Развитие гражданского общества и поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций МО «Котлас» на 2020-2025 годы» (далее – Программа развития гражданского общества).

Приложением 10 (раздел 2) к решению Собрания депутатов МО «Котлас» от 19 декабря 2019 года № 70-н «О бюджете муниципального образования «Котлас» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» утвержден Порядок предоставления в 2020 году грантов в форме субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями в рамках реализации муниципальной программы муниципального образования «Котлас» «Развитие гражданского общества и поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций МО «Котлас» на 2020-2025 годы» (далее – Порядок).

Постановлением администрации от 04.02.2020 № 209 утверждено Положение и состав конкурсной комиссии по отбору проектов СО НКО социально-ориентированных некоммерческих организаций в 2020 году.

Постановлением администрации от 05.02.2020 № 231 утверждено Положение о муниципальном конкурсе проектов социально-ориентированных некоммерческих организаций и объявлен муниципальный конкурс проектов.

По итогам конкурса утвержден список победителей, одним из которых признана организация наименование проекта - «В едином строю» (постановление администрации от 20.03.2020 № 539).

На основании договора от 25.03.2020 № С3-20 ОВС о предоставлении субсидии из бюджета МО «Котлас» на расчетный счет организации платежным поручением от 27.03.2020№ 83884 перечислен грант в форме субсидии в размере 150 000 руб.

В соответствии с пунктами 3.1, 3.2, 4.2 Порядка предоставленные субсидии должны быть использованы в сроки, предусмотренные договором о предоставлении субсидий. Социально-ориентированные некоммерческие организации предоставляют в администрацию отчетность по форме и в сроки, установленные договором о предоставлении субсидий. Проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляется администрацией, финансовым управлением МО «Котлас», а также контрольно-счетной палатой МО «Котлас».

При нарушении получателем условий и обязательства, предусмотренных договором, администрация в одностороннем порядке принимает решение о расторжении договора. Расторжение настоящего договора администрацией в одностороннем порядке влечет возврат предоставленной субсидии в части, не использованной получателем на момент получения уведомления администрацией о расторжении настоящего договора, в бюджет МО «Котлас» не позднее, чем 15 дней после получения получателем указанного уведомления (пункт 4.3 договора).

В связи с нарушением ответчиком условий и обязательств, предусмотренных договором на реализацию целевого проекта (не предоставление отчетности в администрацию  в срок до 20 декабря 2020 года), истец расторг договор в одностороннем порядке, о чем уведомил председателя организации А.Ф. Артени письмом от 30.12.2020 № 01-27/5139.

В том же письме администрация потребовала от организации возвратить денежные средства субсидии в бюджет городского округа «Котлас» в течение 15 дней со дня получения уведомления на расчетный счет администрации.

Указанное извещение направлено администрацией заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу юридического лица.

Ответчик денежные средства не возвратил, поэтому администрация обратилась в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для возврата субсидии.

Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) содержит общие положения, позволяющие предоставлять субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Пунктом 2 статьи 78.1 БК РФ установлено, что в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны определять, в частности: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц, предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).

На основании положений статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Из приведенных правовых норм следует, что субсидии подлежат возврату в соответствующий бюджет при нарушении получателями условий их предоставления, и нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, в том числе нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, должны определять именно порядок возврата субсидий при нарушении получателем данных условий.

При этом условия предоставления субсидии отличны по правовому содержанию и правовым последствиям их несоблюдения от условий использования субсидии.

Нарушение условий предоставления субсидии образуется не при любом нарушении нормативного акта, регулирующего предоставление субсидий, а именно при нарушении тех его положений, которые устанавливают критерии предоставления уполномоченными органами субсидий.

Недостижение планируемых результатов хозяйственной деятельности получателем субсидии, нарушение требований, непосредственно связанных с контролем за использованием предоставленных денежных средств, в том числе непредставление отчетности, не является нарушением условий предоставления субсидии, а относится к нарушениям, связанным с использованием средств субсидии.

Таким образом, единственным основанием для возврата гранта (субсидий) является его нецелевое использование.

Между тем, факт нецелевого использования субсидии по настоящему делу не установлен.

Согласно смете расходов на реализацию проекта «В едином строю» (приложение 1 к договору) средства запрашиваемого финансирования направляются на следующие цели: расходы по оплате труда – 55 000 руб., расходы на оплату коммунальных услуг – 15 000 руб., организация тренингов – 50 000 руб., приобретение сувенирной продукции – 30 000 руб.

В соответствии с пунктом 3.3 договора получатель обязан использовать субсидию по целевому назначению на осуществление мероприятий проекта в соответствии с пунктом 1.1 договора, вести отдельный учет расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставлять в администрацию городского округа «Котлас» отчеты: финансовый отчет об использовании субсидии на реализацию проекта (приложение 2 к договору), с приложением заверенных копий первичных документов, подтверждающих расходы, в срок до 20 декабря 2020 года, информационный отчет о реализации проекта (общие рекомендации в приложении 3 к договору) в срок до 20 декабря 2020 года, акт сдачи-приемки выполненного проекта (приложение № 4 к договору) в срок до 20 декабря 2020 года.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик представил акт сдачи-приемки выполненного проекта «В едином строю», финансовый отчет об использовании субсидии социально-ориентированной некоммерческой организации, информационный отчет об использовании субсидии социально-ориентированной некоммерческой организации.

Материалами дела подтверждается, что денежные средства гранта на реализацию проекта «ВДВ-ешные гуляния», израсходованы надлежащим образом, о чем свидетельствуют: 

- договор возмездного оказания услуг от 21.04.2020 № 02/04-20, заключенный между ответчиком и ФИО1, предметом которого является оказание услуг по организации проекта в рамках целевого проекта «В едином строю», акт сдачи-приемки результатов оказания услуг по договору от 18.12.2020, платежное поручение от 30.04.2020 № 02 на сумму 55 000 руб.;

- договор энергоснабжения от 01.10.2018 № 13-003261 с обществом с ограниченной ответственностью «ТГК-2 Энергосбыт», платежное поручение от 07.09.2020 № 7 на сумму 13 152 руб. 42 коп., квитанция к приходному кассовому ордеру от 18.12.2020 на сумму 1900 руб.;

- договор поставки товара от 25.06.2020 № 004204 с предпринимателем ФИО2, счет от 25.06.2020 № 004204 на сумму 20 000 руб., товарная накладнаяот 25.06.2020, платежное поручение от 09.07.2020 № 5 на сумму 20 000 руб., акт использования материальных ценностей от 20.12.2020, список награждаемых, счет от 18.12.2020 № 004619 на оплату флага в количестве 4 штук на общую сумму 10 000 руб., товарная накладная от 18.12.2020 № 004619, товарный чек от 18.12.2020 на сумму 10 000 руб. об оплате сувенирной продукции, акт использования материальных ценностей от 20.12.2020;

- договор возмездного оказания услуг от 20.04.2020 № 01/04-20 с ФИО3, платежное поручение от 30.04.2020 № 1 на сумму 50 000 руб., список присутствующих, акт сдачи-приемки результатов оказания услуг по договору, программа тренингов «Юридическая грамотность», «Психологические проблемы и социальная коммуникация ветеранов».

Также из представленных ответчиком отчетов следует, что им проведена работа по организации тренингов, встреч, туристических походов, посещения семей ветеранов и уволенных в запас военнослужащих, классных часов в средних технических образовательных учреждениях, празднования дня воинской славы, мероприятий, посвященных 75-летию выводов Советских войск из ГСВГ и награждения ветеранов ГСГВ, празднования дня воинской славы в честь Военно-Морских сил.

В свою очередь истец в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ не представил доказательства ненадлежащего исполнения ответчиком договора от 25.03.2020.

Доводы администрации о том, что для целей реализации проекта ответчик затратил меньше денежных средств, а экономию направил на личные цели, рассмотрены судом первой инстанции и правомерно им отклонены. Какие либо проверочные мероприятия, в том числе в части оценки эффективности использования организацией бюджетных средств, администрацией не проводились, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Также обоснованно отклонены судом первой инстанции претензии администрации о невнесении ответчиком собственных средств на софинансирование проекта, поскольку такая обязанность получателя субсидии договором от 25.03.2020 не предусмотрена.

Таким образом, поскольку нарушение ответчиком сроков представления отчетности по использованию денежных средств не связано с нарушением условий предоставления субсидии, при наличии которого бюджетные средства подлежат возврату, и факт нецелевого использования субсидии не установлен, оснований для взыскания с организации суммы субсидирования, предоставленной на реализацию проекта «В едином строю», не имеется.

Учитывая изложенное, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.

Обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, нормы права применены судом правильно, их нарушения не допущено, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 сентября 2021 года по делу № А05-3330/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Архангельской области «Котлас» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

     А.В. Потеева

Судьи

     Л.Н. Рогатенко

     А.Д. Фирсов