ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
12 декабря 2023 года | г. Вологда | Дело № А05-3650/2023 | |
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2023 года .
В полном объёме постановление изготовлено декабря 2023 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Алимовой Е.А., Болдыревой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
при участии от предпринимателя – ФИО1 по доверенности от 01.08.2023, от управления – ФИО2 по доверенности от 03.02.2022, от учреждения – ФИО3 по доверенности от 20.05.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО4 на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 октября 2023 года по делу № А05-3650/2023
у с т а н о в и л:
индивидуальный предприниматель ФИО4 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>; место жительства: 163019, город Архангельск) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Североморскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 183038, <...>; далее – Североморское ТУ Росрыболовства, управление) и Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Архангельской области (адрес: 163000, <...>; далее – Комиссия) о признании незаконным решения Комиссии, выраженного в протоколе заседания от 05.06.2023 № 2, утвержденном 13.06.2023 Североморским ТУ Росрыболовства, в части непредоставления заявителю объема для вылова семги (лосося атлантического) на рыболовном участке № 2.2.5.18.1 Мегра на 2023 год (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлек министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163000, <...>; далее – министерство), федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 105187, <...>; далее – учреждение) в лице Северного филиала федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» (адрес: 163002, <...>).
Решением суда от 02 октября 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Указывает на не принятие судом первой инстанции мер к установлению всех существенных обстоятельств по делу, достаточных мер к проверке соблюдения требований части 2 статьи 14.1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 № 166-ФЗ (далее – Закон № 166-ФЗ). Полагает, что Комиссией при принятии обжалуемого решения не соблюдены требования, установленные положениями указанной нормы. Считает, что в силу части 3 статьи 29.1 Закона № 166-ФЗ, Комиссия определяет только условия добычи (вылова) анадромных видов рыб и не имеет право ограничивать, запрещать или приостанавливать рыболовство (вылова) анадромных видов рыб.
Управление и учреждение в отзывах на апелляционную жалобу и их представители в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, считают его законным и обоснованным.
От министерства и комиссии отзывы на апелляционную жалобу не представлены, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Североморским ТУ Росрыболовства в 2022 году был проведен конкурс на право заключения договоров пользования рыболовными участками для организации любительского рыболовства, в том числе в отношении рыболовного участка № 2.2.5.18.1 на р. Мегра.
По результатам конкурса управление заключило с предпринимателем договор от 15.06.2022 № Л-АО-5/2022 пользования рыболовным участком для организации любительского рыболовства в отношении анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых регулируется статьей 29.1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 договора предпринимателю предоставлено право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на рыболовном участке № 2.2.5.18.1 р. Мегра (в соответствии с Перечнем рыболовных участков Архангельской области, утвержденным постановлением Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области от 04.03.2020 № 15-п) площадью 213 га, длиной 39,50 км (далее – рыболовный участок).
Виды водных биологических ресурсов, обитающих в границах рыболовного участка: лосось атлантический (семга), горбуша, сиг и другие виды водных биологических ресурсов, отнесенные к объектам рыболовства.
Орган государственной власти предоставляет пользователю рыболовный участок для организации любительского рыболовства анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых регулируется статьей 29.1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ (пункт 2 договора).
Использование рыболовного участка, состоящего из акватории водного объекта рыбохозяйственного значения, для осуществления в соответствии со статьей 29.1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» добычи (вылова) анадромных видов рыб осуществляется на следующих условиях: определяются ежегодно комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Архангельской области (пункт 3.1 договора).
Договор вступил в силу 15.06.2022 (пункт 9 договора) и действует до 15.06.2032 (пункт 9.1 договора).
Предприниматель 09.02.2023 обратился в Комиссию с заявлением на закрепление за ним объема добычи (вылова) анадромных видов рыб на 2023 год на рыболовном участке: лосося атлантического (семги) – 500 кг, горбуши – 500 кг.
Комиссией 15.03.2023 принято решение, выраженное в форме протокола заседания от 15.09.2023 № 1, согласно которому предпринимателю не предоставлен запрашиваемый объем добычи (вылова) семги и горбуши на принадлежащем ему рыболовном участке.
В мае 2023 года предприниматель вновь обратился с заявлением в Комиссию о предоставлении объема добычи (вылова) семги и горбуши на 2023 год в указанных ранее объемах.
На очередном заседании, состоявшемся 05.06.2023, Комиссией принято решение, выраженное в протоколе заседания № 2, о согласовании предпринимателю объема добычи (вылова) горбуши в размере 500 кг; объем добычи (вылова) лосося атлантического (семги) не предоставлен.
Протокол заседания Комиссии от 05.06.2023 № 2 утвержден руководителем Североморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству 15.06.2023.
Частично не согласившись с данным решением Комиссии, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, посчитав оспариваемое решение Комиссии законным.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
Законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов регулируются отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (часть 1 статьи 5 Закона № 166-ФЗ).
В силу части 1 статьи 11 названного Закона право на добычу (вылов) водных биоресурсов возникает по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 18 Закона № 166-ФЗ рыболовный участок представляет собой водный объект или его часть. Рыболовный участок выделяется для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также для организации любительского рыболовства. Для осуществления промышленного рыболовства рыболовный участок выделяется во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации. Для добычи (вылова) анадромных видов рыб, предусмотренной статьей 29.1 настоящего Федерального закона, рыболовный участок выделяется во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 33.1 Закона № 166-ФЗ по договору пользования рыболовным участком одна сторона - орган государственной власти обязуется предоставить другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыболовном участке. В договоре пользования рыболовным участком указываются его стороны, предмет договора, срок его действия, вид рыболовства и иные условия (часть 2 статьи 33.1 Закона № 166-ФЗ).
Договор пользования рыболовным участком для осуществления в соответствии со статьей 29.1 настоящего Федерального закона добычи (вылова) анадромных видов рыб заключается на срок от десяти до двадцати пяти лет с указанием условий добычи (вылова) анадромных видов рыб, определенных комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб, а также условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (часть 2.1 статьи 33.1 Закона № 166-ФЗ).
Договор пользования рыболовным участком заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора (часть 3 статьи 33.1 Закона № 166-ФЗ).
В силу части 1 статьи 29.1 Закона № 166-ФЗ организация и регулирование добычи (вылова) анадромных видов рыб во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации осуществляются на основании утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства решений комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб.
Исходя из положений частей 2-5 статьи 29.1 Закона № 166-ФЗ, комиссия по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб создается в субъекте Российской Федерации, и возглавляет указанную комиссию высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб устанавливаются объем, сроки, места добычи (вылова) и иные утверждаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области рыболовства условия добычи (вылова) анадромных видов рыб. Состав комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб и порядок ее деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Перечень анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых осуществляется в соответствии с настоящей статьей, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Частью 6 статьи 29.1 Закона № 166-ФЗ определено, что добыча (вылов) анадромных видов рыб осуществляется установленными частью 3 статьи 16 настоящего Федерального закона юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании договора, предусмотренного статьей 33.3 настоящего Федерального закона, с соблюдением определенных комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб условий их добычи (вылова).
Согласно Перечню анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых осуществляется в соответствии со статьей 29.1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», утвержденному приказом Федерального агентства по рыболовству от 26.02.2009 № 147, к анадромным видам рыб отнесены лосось атлантический (семга) и горбуша.
Порядок деятельности комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб утвержден приказом Минсельхоза России от 08.04.2013 № 170 (далее – Порядок № 170).
Согласно пункту 3 Порядка № 170 комиссия в соответствии с законодательством Российской Федерации и названным Порядком во взаимодействии с научными организациями, находящимися в ведении Федерального агентства по рыболовству (далее – Росрыболовство), федеральными государственными бюджетными учреждениями бассейновыми управлениями по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов (далее – бассейновые управления) и территориальными органами Росрыболовства с учетом предложений бассейновых научно-промысловых советов принимает решения в рамках компетенции.
Материалы, в том числе рекомендации, необходимые для принятия комиссией решений, предоставляются ФГБНУ «ВНИРО», ФГБУ «Главрыбвод» и территориальным органом Росрыболовства ответственному секретарю комиссии в письменном виде на бумажном носителе, либо в электронной форме, либо посредством телеграфной связи в срок не позднее одного рабочего дня до дня проведения заседания для дальнейшего рассмотрения комиссией.
В соответствии с пунктом 4 Порядка № 170 решения комиссии после их утверждения территориальным органом Росрыболовства подлежат исполнению органами государственной власти субъекта Российской Федерации, а также юридическими лицами и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, осуществляющими добычу (вылов) анадромных видов рыб.
В целях реализации указанных полномочий, комиссия устанавливает объемы добычи (вылова) анадромных видов рыб юридическим лицам и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, у которых возникло право на добычу (вылов) анадромных видов рыб, с которыми заключены договоры пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства, организации любительского рыболовства, в конкретных зонах и подзонах на основании материалов ФГБНУ «ВНИРО», обосновывающих прогнозируемые объемы добычи (вылова) анадромных видов рыб (подпункт «б» пункта 5.1 Порядка № 170).
Согласно пункту 5.2 Порядка № 170 комиссия определяет сроки начала и запрета осуществления промышленного рыболовства, а также организации любительского рыболовства в отношении анадромных видов рыб, количество рыболовных участков, находящихся в пользовании региональных рыбопромышленных организаций, необходимых для проведения государственного мониторинга подходов анадромных видов рыб, на основании предложений ФГБНУ «ВНИРО», обосновывающих прогнозируемые объемы добычи (вылова) анадромных видов рыб.
В соответствии с пунктом 13 Порядка № 170 решение комиссии оформляется протоколом в срок не более двух рабочих дней после проведения очередного заседания комиссии, который подписывается председателем комиссии, в случае его отсутствия - председательствующим на заседании комиссии заместителем председателя комиссии и визируется ответственным секретарем комиссии, а также всеми присутствующими на заседании членами комиссии.
Протокол заседания комиссии утверждается руководителем территориального органа Росрыболовства путем проставления в правом верхнем углу протокола грифа утверждения с указанием даты утверждения, подписи, инициалов, фамилии должностного лица, утвердившего протокол (пункт 15 Порядка № 170).
В данном случае состав Комиссии (24 человека) утвержден приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18.02.2018 № 78 (с последующими изменениями).
Заседание Комиссии от 05.06.2023 является правомочным, поскольку на нем присутствовало более 50 процентов числа ее членов. Решение Комиссии, выраженное в протоколе заседания от 05.06.2023 № 2, принято в пределах полномочий, предоставленных статьей 29.1 Федерального закона № 166-ФЗ и в соответствии с положениями Порядка № 170. Протокол заседания Комиссии от 05.06.2023 № 2 утвержден Североморским ТУ Росрыболовства в соответствии с пунктами 15, 16 Порядка № 170 и размещен на официальном сайте Управления.
Несоответствия протокола требованиям, установленным пунктами 6 - 8, 12 - 14 Порядка № 170, Североморское ТУ Росрыболовства не усмотрело, судом таких несоответствий также не установлено, заявитель также на них не ссылается.
Согласно выписке из протокола заседания от 23.11.2022 № 70, учреждение согласилось с предложением Департамента анадромных рыб России ФГБНУ «ВНИРО» одобрить материалы филиалов ФГБУ «ВНИРО», обосновывающие прогнозируемые объемы добычи (вылова) анадромных видов рыб во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации на 2023 год. В связи с чем, учреждение, руководствуясь статьей 29.1 Закона № 166-ФЗ, приняло решение направить в Росрыболовство предложение об установлении прогнозируемых объемов добычи (вылова) анадромных видов рыб во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации на 2023 год.
Согласно письму Северного филиала ФГБУ «ВНИРО» от 01.06.2023 № 01-05/884, представленному Комиссии к заседанию 05.06.2023, прогнозируемые объемы добычи (вылова) лосося атлантического (семги) и горбуши для Архангельской области на 2023 год установлены Федеральным агентством по рыболовству на основании решения заседания биологической секции Ученого совета ФГБНУ «ВНИРО» от 23.11.2022 № 70 и составляют 33 тонны - лосось атлантический (семга) и 224 тонны - горбуша.
Указанным письмом Комиссии предложено распределить ранее нераспределенный объем вылова анадромных видов рыб в размере 11,897 тонн лосося и 38,4 тонны горбуши (с учетом ранее установленных на заседании Комиссии от 15.03.2023 объема добычи (вылова) лосося атлантического (семги) и горбуши в Архангельской области, также объемов вылова для осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях).
При этом, объемы добычи (вылова) лосося атлантический (семга) предложено распределить по следующим водным объектам: Белое море, реки Северная Двина и Мезень; в отношении горбуши - Белое море, реки Северная Двина и Мезень, а также прочие реки бассейна Белого моря, в том числе река Мегра.
Данные предложения Северного филиала ФГБУ «ВНИРО» были рассмотрены на заседании Комиссии и с их учетом принято решение установить объем добычи (вылова) горбуши предпринимателю в заявленном им размере. Объемы добычи (вылова) лосося атлантического (семга) ему не установлены, поскольку в рекомендациях Северного филиала ФГБУ «ВНИРО» не содержалось предложений относительно распределения объемов добычи (вылова) лосося атлантический (семги) в р. Мегра.
В связи с чем, оспариваемое решение принято Комиссией в соответствии с нормами Закона № 166-ФЗ, Порядка № 170 и условиями договора пользования рыболовным участком.
При этом суд первой инстанции правомерно указал, что Комиссией в силу приведенных выше положений закона не могли быть проигнорированы предложения Северного филиала ФГБНУ «ВНИРО» о распределении объема добычи (вылова) лосося атлантического (семги) по конкретным водным объектами и их частям, а также в конкретных зонах и подзонах, а в отсутствие положительных рекомендаций научной организации Комиссией не могло быть принято решение о выделении объемов на добычу (вылов) атлантического лосося (семги) в р. Мегра.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы заявителя о том, что оспариваемое решение противоречит условиям заключенного с ним договора № Л-АО-5/2022 от 15.06.2022 пользования рыболовным участком для организации любительского рыболовства.
Согласно пункту 2 договора заявителю был предоставлен рыболовный участок для организации любительского рыболовства анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых регулируется статьей 29.1 Закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ.
При этом конкретные виды рыб, для добычи (вылова) которых предоставлен рыболовный участок, а также ежегодные объемы вылова в договоре согласованы не были.
В соответствии с пунктом 3.1 договора условия добычи (вылова) анадромных видов рыб определяются ежегодно комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Архангельской области.
Заявитель, являясь субъектом предпринимательской деятельности и заключая с Североморским ТУ Росрыболовства Договор от 15.06.2022 № Л-АО-5/2022, не мог не осознавать, что условия добычи (вылова) анадромных видов рыб будут ежегодно определяться комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в соответствии с положениями статьи 29.1 Закона № 166-ФЗ.
В соответствии с условиями договора заявителю по решению Комиссии от 05.06.2023 предоставлены объемы вылова горбуши на 2023 год в запрошенном им размере (500 кг).
Также спорный договор действует до 15.06.2032 года и соответственно предприниматель не лишен возможности в будущем вновь обратиться в Комиссию с целью реализации предоставленного ему договором права добычи (вылова) анадромных видов рыб.
Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание доводы заявителя о том, что рыболовный участок был сформирован с учетом положительного заключения Северного филиала ФГБНУ «ВНИРО» на вылов анадромных видов рыб, поскольку это не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения.
Не могут быть приняты во внимание ссылки заявителя на статью 14.1 Закона № 166-ФЗ, поскольку какие-либо нарушения со стороны Комиссии при принятии оспариваемого решения, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в установленном порядке соответствующим органом не установлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое решение Комиссии законным и обоснованным, соответствующим требованиям Федерального закона № 166-ФЗ и положениям Порядка № 170.
В связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы предпринимателя.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 октября 2023 года по делу № А05-3650/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО4 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.Н. Осокина |
Судьи | Е.А. Алимова Е.Н. Болдырева |