ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-3651/2023 от 27.09.2023 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

27 сентября 2023 года

г. Вологда

Дело № А05-3651/2023

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2023 года .

В полном объёме постановление изготовлено сентября 2023 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Ралько О.Б.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Саакян Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 июня 2023 года по делу № А05-3651/2023 ,

у с т а н о в и л:

администрация Холмогорского муниципального округа Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 164530, Архангельская обл., Холмогорский м.о., <...>; далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163069, <...>; далее – Теруправление) о признании незаконным отказа в передаче земельных участков в муниципальную собственность Холмогорского муниципального округа, изложенного в письме от 07.03.2023 № 29/1464. Кроме того, заявитель просил обязать ответчика в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путём принятия решения о передаче образуемых участков в муниципальную собственность Холмогорского муниципального округа Архангельской области одновременно с решением об утверждении схемы расположения земельных участков, предоставленной администрацией Холмогорского муниципального округа Архангельской области письмом от 03.02.2023 № 490:

площадью 14035 кв. м с кадастровым номером 29:19:035301:13 (:ЗУ1), входящий в участок с кадастровым номером 29:19:000000:313 (единое землепользование), кадастрового района; категория земель земли сельскохозяйственного назначения;

площадью 9033 кв. м с кадастровым номером 29:19:035101:5 (:ЗУ2), входящий в участок с кадастровым номером 29:19:000000:313 (единое землепользование), местоположение: Архангельская область, Холмогорский район, юго-западная часть кадастрового района; категория земель земли сельскохозяйственного назначения;

площадью 7348 кв. м с кадастровым номером 29:19:034801:34 (:ЗУЗ), входящий в участок с кадастровым номером 29:19:000000:313 (единое землепользование), местоположение: Архангельская область, Холмогорский район, юго-западная часть кадастрового района; категория земель земли сельскохозяйственного назначения;

площадью 5107 кв. м с кадастровым номером 29:19:000000:2352 (:ЗУ4), входящий в участок с кадастровым номером 29:19:000000:313 (единое землепользование), местоположение: Архангельская область, Холмогорский район, юго-западная часть кадастрового района; категория земель земли сельскохозяйственного назначения; обязать ответчика направить решение о передаче образуемых участков в муниципальную собственность Холмогорского муниципального округа Архангельской области и об утверждении схем расположения земельных участков в адрес администрации Холмогорского муниципального округа в течение 3 рабочих дней со дня его принятия; в случае неисполнения решения суда в установленные сроки взыскать с ответчика судебную неустойку в размере 5000 руб. за каждый день неисполнения судебного акта со дня, следующего за днем, определенным судом к добровольному устранению допущенных ответчиком нарушений, и до дня фактического исполнения судебного решения.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Решением суда от 22 июня 2023 года заявленные требования удовлетворены частично. Решение Теруправления от 07.03.2023 № 29/1464 об отказе в передаче земельных участков в муниципальную собственность Холмогорского муниципального округа Архангельской области признано недействительным. Суд обязал Теруправление в течение 10-ти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Холмогорского муниципального округа Архангельской области путём принятия решения о передаче образуемых земельных участков в муниципальную собственность Холмогорского муниципального округа Архангельской области одновременно с решением об утверждении схемы расположения земельных участков, предоставленной администрацией Холмогорского муниципального округа Архангельской области письмом от 03.02.2023 № 490, и направления этих решений в адрес администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области в течение 3 рабочих дней со дня их принятия. В удовлетворении требования о взыскании судебной неустойки в размере 5000 руб. за каждый день неисполнения судебного акта отказано.

Теруправление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что испрашиваемые земельные участки входят в состав категории земель сельскохозяйственного назначения. До внесения в пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) изменений, предусматривающих возможность передачи земельных участков в собственность муниципальных округов, такая передача была невозможна.  

Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение  суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда» Холмогорскому муниципальному округу требуются дополнительные земельные участки для строительства многоквартирных домов с целью переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.

Администрация обратилась к Теруправлению с заявлением от 03.02.2023 № 490 о передаче в муниципальную собственность земельных участков  с кадастровыми номерами 29:19:035301:13 (:ЗУ1), 29:19:035101:5 (:ЗУ2), 29:19:034801:34 (:ЗУЗ) и 29:19:000000:2352 (:ЗУ4), входящих в земельный участок с кадастровым номером 29:19:000000:313 (единое землепользование),  местоположение: Архангельская область, Холмогорский район, юго-западная часть кадастрового района; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.

Рассмотрев указанное заявление, Теруправление приняло решение от 07.03.2023 № 29/1464 об отказе в передаче земельных участков в муниципальную собственность.

В качестве оснований отказа в данном решении указаны следующие причины: 1) испрашиваемые земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, могут быть переданы в собственность городских округов, возможность передачи таких участков в собственность муниципальных округов подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.30 ЗК РФ не предусмотрена; 2) испрашиваемые участки не входят в границы территории, на которую распространяется действие утверждённых документов территориального планирования муниципального образования «Емецкое»; 3) испрашиваемые земельные участки входят в состав категории земель сельскохозяйственного назначения, а не населённых пунктов.

На основании изложенного, правовых оснований для передачи испрашиваемых земельных участков в рамках главы V.5 ЗК РФ в собственность Холмогорского муниципального округа не имеется.

Полагая, что оспариваемый отказ не соответствует земельному законодательству и законодательству о местном самоуправлении, нарушает права муниципального образования в выполнении задач, связанных со строительством на спорных земельных участках многоквартирных домов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил частично.

Апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Главой V.5 ЗК РФ регулируются отношения, связанные с безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации.

Статьей 39.30 ЗК РФ  предусмотрены случаи и основания такой безвозмездной передачи земельных участков.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.30 ЗК РФ (в редакции  на момент обращения Администрации), было предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 ЗК РФ лиц в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.

Согласно пункту 2 статьи 39.30 ЗК РФ не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации:

1) земельные участки, предоставленные федеральным органам государственной власти, их территориальным органам, федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, в случае, если на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества;

2) земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от                22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;

3) земельные участки, зарезервированные для государственных нужд;

4) земельные участки, занятые объектами федерального значения или предназначенные для размещения таких объектов в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории;

5) земельные участки, предназначенные в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории для размещения объектов регионального значения, за исключением случаев, если подано заявление о передаче земельного участка в собственность субъекта Российской Федерации;

6) земельные участки, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

7) земельные участки, в отношении которых межведомственным коллегиальным органом, образованным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее – Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства»), принято решение о целесообразности передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в целях, предусмотренных Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства», или о целесообразности совершения единым институтом развития в жилищной сфере юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства»;

8) земельные участки, которые на дату поступления заявления о безвозмездной передаче земельного участка включены в перечень земельных участков, подготовленный органом государственной власти субъекта Российской Федерации и поступивший в единый институт развития в жилищной сфере, или в отношении которых в единый институт развития в жилищной сфере поступили ходатайства, предусмотренные статьей 11 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства», и (или) единым институтом развития в жилищной сфере осуществляется подготовка предложений в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства», если в отношении таких земельных участков не приняты решения, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства»;

9) земельные участки, предназначенные для размещения объектов, предусмотренных государственными программами или инвестиционными программами субъектов естественных монополий;

10) земельные участки, в отношении которых действует решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятое федеральным органом исполнительной власти, либо на официальном сайте размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;

11) земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги»;

12) земельные участки, предоставленные для размещения ограничиваемых в обороте объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы;

13) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, за исключением таких земельных участков, в отношении которых установлен факт неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации;

14) земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Пунктом 1 статьи 39.31 ЗК РФ установлено, что передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой, в частности, муниципального образования. Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.

Согласно пункту 7 статьи 39.31 ЗК РФ решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии следующих оснований:

1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса;

2) в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать;

3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 - 47 настоящего Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что Теруправление, принимая решение об отказе в передаче земельных участков в муниципальную собственность, не указало ни на одно из оснований для отказа в передаче земельных участков, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.30 ЗК РФ, и не отразило, какой из 4-х случаев, поименованных в пункте 7 статьи 39.31 ЗК РФ и служащих причиной для принятия решения об отказе в передаче земельных участков, имел место в данной ситуации.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 26 Правил землепользования и застройки МО «Емецкое»,  действие градостроительного регламента на части территории муниципального образования нераспространяется на земельные участки:

1)  в границах территорий памятников и ансамблей, включенных
в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников
истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах
территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными
объектами культурного наследия,

2) в границах территорий общего пользования,

3) предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами,

4) предоставленные для добычи полезных ископаемых.

Градостроительные регламенты неустанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов),  сельскохозяйственных  угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.

В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты также неустанавливаются для сельскохозяйственных угодийв составе земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с правилами землепользования и застройки МО «Емецкое» испрашиваемые участки находятся в территориальной зоне сельскохозяйственного использования и угодьями не являются.

В соответствии с письмом ФГБУ САС «Архангельская» от 21.11.2022 испрашиваемые участки к сельскохозяйственным угодьям не относятся.

Также, в апелляционной жалобе Теруправление указало, что до внесения в пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ изменений, предусматривающих возможность передачи земельных участков в собственность муниципальных округов, такая передача была невозможна.  

Данный довод заявлялся ответчиком в суде первой инстанции и был правомерно отклонен ввиду следующего.

Подпункт 1 пункта 1 статьи 39.30 ЗК РФ действительно не предусматривал возможность передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в собственность муниципальных округов.

Федеральным законом от 1 мая 2019 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 87-ФЗ)  введен новый вид муниципального образования – муниципальный округ и одновременно скорректировано понятие городского округа.

В связи с этим в статье 2 Закона № 131-ФЗ дано понятие муниципального округа – это несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (за исключением случая, предусмотренного настоящим Федеральным законом), не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В этой же статье содержится понятие городского округа – это один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах.

Согласно части 2 статьи 2 Закона № 87-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 января 2025 года устанавливается переходный период, в который, в частности, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и уставы муниципальных образований приводятся в соответствие с положениями Закона № 131-ФЗ  (в редакции настоящего Федерального закона).

Таким образом, федеральным законодателем предусмотрен переходный период, в который законодательные акты Российской Федерации, включая Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и др., законы субъектов Российской Федерации и уставы муниципальных образований должны быть приведены в соответствие с нормами Закона № 131-ФЗ.

Согласно части 3 статьи 2 Закона № 87-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до окончания переходного периода, установленного частью 2 статьи 2 Закона № 87-ФЗ, муниципальные округа участвуют в бюджетных, налоговых, гражданских и иных правоотношениях, органы местного самоуправления муниципальных округов решают вопросы местного значения, осуществляют установленные полномочия и права, соблюдают требования и исполняют предписания федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации наравне с городскими округами и органами местного самоуправления городских округов, если иное не предусмотрено указанными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также переходными положениями или нормами о вступлении в силу законов субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми муниципальные образования наделяются статусом муниципального округа.

Из анализа приведенных правовых норм вытекает, что муниципальный округ осуществляет права, аналогичные правам городского округа, к нему применяются положения, предусмотренные для городского округа, поэтому  муниципальный округ, как и городской округ, вправе получать земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в муниципальную собственность.

Кроме того, в настоящий момент федеральным законом от 13.06.2023               № 228-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены соответствующие изменения в подпункт 1 пункта 1 статьи 39.30 ЗК РФ; а именно слова «городских округов» заменены словами «муниципальных округов, городских округов».

Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что доводы, изложенные в апелляционной  жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

В части отказа в удовлетворении требования о взыскании судебной неустойки решение суда сторонами не оспаривается.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 июня               2023 года по делу № А05-3651/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Н. Шадрина

Судьи

А.Я. Зайцева

О.Б. Ралько