ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-37/2021 от 02.08.2021 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

09 августа 2021 года

г. Вологда

Дело № А05-37/2021

Резолютивная часть постановления объявлена августа 2021 года .

В полном объёме постановление изготовлено августа 2021 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Болдыревой Е.Н. и                         Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 марта 2021 года по делу № А05-37/2021,

у с т а н о в и л:

индивидуальный предприниматель Киселев Евгений Константинович                                       (ОГРНИП 312293234000075, ИНН 290206729230; место жительства: 164502, Архангельская область, город Северодвинск) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене распоряжения Министерства транспорта Архангельской области                             (ОГРН 1122901020527, ИНН 2901229495; адрес: 163004, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее – министерство) от 26.11.2020 № 386-р об отказе в выдаче разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 23 марта               2021 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что предпринимателем не представлены копии актов приема-передачи арендуемых транспортных средств, подтверждающие переход к заявителю прав владения и пользования указанными транспортными средствами, вследствие чего, по мнению апеллянта, отказ в выдаче разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси правомерен.

От предпринимателя отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации      (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, 28.10.2020 предприниматель обратился в министерство с заявлениями о выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Распоряжением министерства от 26.11.2020 № 386-р предпринимателю отказано в выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Архангельской области (далее – разрешение) на автомобили МЕРСЕДЕС-БЕНЦ VITO 109 С (государственный регистрационный знак М131ХМ29), МЕРСЕДЕС-БЕНЦ VITO 115 С (государственный регистрационный знак М367ХМ29), МЕРСЕДЕС-БЕНЦ VITO (государственный регистрационный знак О043АЕ29), МЕРСЕДЕС-БЕНЦ VITO 115 С (государственный регистрационный знак М352ХМ29), МЕРСЕДЕС-БЕНЦ VITO 111 Т (государственный регистрационный знак М152ХМ29), МЕРСЕДЕС-БЕНЦ VITO 111 (государственный регистрационный знак М153ХМ29), МЕРСЕДЕС-БЕНЦ VITO 115 С (государственный регистрационный знак Н791АР29), МЕРСЕДЕС-БЕНЦ VITO 115 С (государственный регистрационный знак М138ХМ29).

Из содержания названного распоряжения следует, что основанием для принятия такого решения министерства об отказе в предоставлении государственной услуги явилось предоставление заявителем недостоверных сведений, выразившееся, по мнению ответчика, в том, что во всех заявлениях о выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси предпринимателем в качестве приложения указаны копии договоров аренды транспортных средств, которые предполагается использовать для перевозки легковым такси. При этом одним из условий договоров является передача указанных транспортных средств с оформлением актов приема-передачи, являющихся приложением к договору аренды. Поскольку предприниматель не представил копии актов приема-передачи транспортных средств, у министерства отсутствует информация о передаче заявителю права владения и пользования указанными транспортными средствами.

Не согласившись с распоряжением министерства, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, при этом обоснованно руководствовался следующим.

В силу пункта 12 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999                 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), помимо прочего относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, внеуличным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 69-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее – уполномоченный орган). Разрешение выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона Архангельской области                  от 21.11.2011 № 390-26-ОЗ «Об организации деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Архангельской области» организация деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Архангельской области осуществляется уполномоченным правительством Архангельской области исполнительным органом государственной власти Архангельской области (далее – уполномоченный исполнительный орган).

В соответствии с пунктом 1, подпунктом 8 пункта 8 Положения о министерстве транспорта Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 24.07.2012 № 319-пп, министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере транспорта, наделенным полномочиями на выдачу разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Порядок предоставления государственной услуги по выдаче, переоформлению разрешений, выдаче дубликатов разрешений и прекращению действия разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Архангельской области (далее – государственная услуга) и стандарт предоставления государственной услуги, включая сроки и последовательность административных процедур и административных действий министерства транспорта Архангельской области при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги установлен Административным регламентом, утвержденным постановлением правительства Архангельской области от 30.06.2015 № 243-пп (далее – Административный регламент).

Частью 1.1 статьи 9 Закона № 69-ФЗ предусмотрено, что заявление на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом, или индивидуальным предпринимателем, или представителем юридического лица либо индивидуального предпринимателя. Заявитель своей подписью подтверждает соответствие транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также достоверность представленных сведений.

В силу части 1.2 статьи 9 Закона № 69-ФЗ вместе с заявлением необходимо представить в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе следующие документы:

1) копию документа, удостоверяющего личность заявителя (представителя заявителя);

2) копии свидетельств о регистрации транспортных средств, которые предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, заверенные заявителем;

3) копию договора лизинга или договора аренды транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании договора лизинга или договора аренды), заверенную заявителем, либо копию нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, которое предполагается использовать индивидуальным предпринимателем для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством).

Аналогичные требования содержаться в пункте 14 Административного регламента.

Разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также в случае использования индивидуальным предпринимателем транспортного средства на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, если указанные транспортные средства соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 9 Закона № 69-ФЗ).

В силу частей 3 и 4 статьи 9 Закона № 69-ФЗ разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение.

В разрешении указываются:

1) наименование уполномоченного органа, выдавшего разрешение;

2) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения;

3) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность;

4) марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, используемого в качестве легкового такси;

5) срок действия разрешения;

6) номер разрешения;

7) дата выдачи разрешения.

Согласно пункту 2 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: 1) регистрация запроса заявителя о предоставлении государственной услуги; 2) рассмотрение запроса заявителя о выдаче разрешения; 3) рассмотрение запроса заявителя о переоформлении разрешения; 4) рассмотрение запроса заявителя о выдаче дубликата разрешения;                         5) рассмотрение запроса заявителя о прекращении действия разрешения;                  6) выдача заявителю результата предоставления государственной услуги.

В пункте 41 Административного регламента установлено, что в целях регистрации запроса заявителя государственный служащий министерства, ответственный за прием документов, проверяет полноту и правильность оформления полученных документов и устанавливает наличие или отсутствие оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги (пункт 27 настоящего административного регламента).

При этом основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют (пункт 31 Административного регламента).

Как установлено в пункте 2.1 статьи 9 Закона № 69-ФЗ, в пункте 32 Административного регламента, основанием для отказа в выдаче разрешения является предоставление заявителем недостоверных сведений.

В данном случае, как усматривается в материалах дела, основанием для принятия оспариваемого распоряжения министерства об отказе в предоставлении государственной услуги явилось предоставление заявителем недостоверных сведений, которая, как настаивает податель жалобы, заключается в том, что к заявлению предпринимателя не приложены копии актов приема-передачи транспортных средств.

Вместе с тем, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении в постановлении от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Таким образом, недостоверными сведениями являются сведения, не соответствующие действительности.

Часть 1.2 статьи 9 Закона № 69-ФЗ и пункт 14 Административного регламента содержат исчерпывающий перечень документов, подлежащих представлению в министерство для получения разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

При этом названные выше нормы Закона № 69-ФЗ и Административного регламента не содержат информации об обязанности заявителя представлять копии актов приема-передачи транспортных средств.

Следовательно, как верно отмечено судом в обжалуемом решении, отсутствие актов приема-передачи транспортных средств при обращении в министерство с целью получения разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси нельзя квалифицировать как недостоверные сведения.

Более того, копии актов приема-передачи транспортных средств представлены предпринимателем представлены в материалы настоящего дела, что не отрицается апеллянтом.

Иных причин для отказа в выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также ссылок на иные законы и нормативные акты, кроме Административного регламента, в оспариваемом распоряжении не приведено.

Предъявленные министерством в дополнениях к апелляционной жалобе от 28.04.2021 дополнительные претензии к содержанию договоров аренды транспортных средств, представленных предпринимателем с заявлениями от 28.10.2020 о выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, не принимаются коллегией судей во внимание, поскольку данные претензии не были положены в основу оспариваемого распоряжения и не отражены в нем.

В свою очередь, по смыслу положений главы 24 АПК РФ суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого ненормативного правового акта только по изложенным в нем основаниям (мотивам) и не вправе выходить за их пределы, что отвечает разграничению административной и судебной юрисдикции.

Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае министерство неправомерно потребовало от предпринимателя представления названных выше актов с целью выдачи соответствующего разрешения.

Таким образом, поскольку министерством не доказан тот факт, что в заявлениях предпринимателя от 28.10.2020 указаны недостоверные сведения, заявленные требования правомерно удовлетворены судом.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 марта                2021 года по делу № А05-37/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства транспорта Архангельской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий                                                             А.Ю. Докшина

Судьи                                                                                          Е.Н. Болдырева

                                                                                                     Н.В. Мурахина