ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-392/2021 от 20.09.2021 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

27 сентября 2021 года

г. Вологда

Дело № А05-392/2021

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2021 года .

В полном объёме постановление изготовлено сентября 2021 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и                         Болдыревой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 июня 2021 года по делу № А05-392/2021,

у с т а н о в и л:

индивидуальный предприниматель Киселев Евгений Константинович                             (ОГРНИП 312293234000075, ИНН 290206729230; адрес: 164502, Архангельская область, город Северодвинск) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству транспорта Архангельской области (ОГРН 1122901020527, ИНН 2901229495; адрес: 163004, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее – министерство) о признании незаконным и отмене распоряжения от 21.12.2020 № 426-р об отказе в выдаче разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 03 июня              2021 года заявленные требования удовлетворены: оспариваемое распоряжение министерства признано незаконным; на ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя; с министерства в пользу предпринимателя взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что распоряжение министерства об отказе в выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси является законным, поскольку заявление предпринимателя на получение указанного разрешения на момент рассмотрения его министерством содержало недостоверные сведения о модели транспортного средства, что подтверждается копией свидетельства о регистрации транспортного средства, представленной предпринимателем с заявлением о выдаче разрешения.

От предпринимателя отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации   (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, предприниматель Киселев Е.К. обратился в министерство с заявлением от 23.11.2020 о выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Распоряжением министерства от 21.12.2020 № 426-р предпринимателю отказано в выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Архангельской области (далее – разрешение) в отношении автомобиля МЕРСЕДЕС-БЕНЦ VITO 111 СDI, государственный регистрационный знак О393АХ29.

Основанием для принятия такого решения министерства явилось предоставление заявителем недостоверных сведений.

Как отражено в названном распоряжении, в заявлении указана модель транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, не соответствующая модели, указанной в свидетельстве о регистрации транспортного средства, являющемуся приложением к заявлению.

Не согласившись с распоряжением министерства, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, при этом обоснованно руководствовался следующим.

В силу пункта 12 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), помимо прочего относится разрешение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, внеуличным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 69-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее – уполномоченный орган). Разрешение выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона Архангельской области от 21.11.2011 № 390-26-ОЗ «Об организации деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Архангельской области» организация деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Архангельской области осуществляется уполномоченным правительством Архангельской области исполнительным органом государственной власти Архангельской области (далее – уполномоченный исполнительный орган).

В соответствии с пунктом 1, подпунктом 8 пункта 8 Положения о Министерстве транспорта Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 24.07.2012 № 319-пп, министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере транспорта, наделенным полномочиями на выдачу разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Порядок предоставления государственной услуги по выдаче, переоформлению разрешений, выдаче дубликатов разрешений и прекращению действия разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Архангельской области (далее – государственная услуга) и стандарт предоставления государственной услуги, включая сроки и последовательность административных процедур и административных действий министерства транспорта Архангельской области при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги установлен Административным регламентом, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 30.06.2015 № 243-пп (далее – Административный регламент).

Частью 1.1 статьи 9 Закона № 69-ФЗ предусмотрено, что заявление на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом, или индивидуальным предпринимателем, или представителем юридического лица либо индивидуального предпринимателя. Заявитель своей подписью подтверждает соответствие транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также достоверность представленных сведений.

В силу части 1.2 указанной статьи 9 Закона № 69-ФЗ вместе с заявлением необходимо представить в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе следующие документы:

1) копию документа, удостоверяющего личность заявителя (представителя заявителя);

2) копии свидетельств о регистрации транспортных средств, которые предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, заверенные заявителем;

3) копию договора лизинга или договора аренды транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании договора лизинга или договора аренды), заверенную заявителем, либо копию нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, которое предполагается использовать индивидуальным предпринимателем для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством).

Аналогичные требования содержатся в пункте 14 Административного регламента.

Разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также в случае использования индивидуальным предпринимателем транспортного средства на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, если указанные транспортные средства соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 9 Закона № 69-ФЗ).

В силу частей 3 и 4 статьи 9 Закона № 69-ФЗ разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение.

В разрешении указываются:

1) наименование уполномоченного органа, выдавшего разрешение;

2) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения;

3) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность;

4) марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, используемого в качестве легкового такси;

5) срок действия разрешения;

6) номер разрешения;

7) дата выдачи разрешения.

Согласно пункту 2 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: 1) регистрация запроса заявителя о предоставлении государственной услуги; 2) рассмотрение запроса заявителя о выдаче разрешения; 3) рассмотрение запроса заявителя о переоформлении разрешения; 4) рассмотрение запроса заявителя о выдаче дубликата разрешения;                         5) рассмотрение запроса заявителя о прекращении действия разрешения;                  6) выдача заявителю результата предоставления государственной услуги.

В пункте 41 Административного регламента установлено, что в целях регистрации запроса заявителя государственный служащий министерства, ответственный за прием документов, проверяет полноту и правильность оформления полученных документов и устанавливает наличие или отсутствие оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги (пункт 27 настоящего административного регламента).

При этом основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют (пункт 31 Административного регламента).

Как установлено в пункте 2.1 статьи 9 Закона № 69-ФЗ, в пункте 32 Административного регламента, основанием для отказа в выдаче разрешения является предоставление заявителем недостоверных сведений.

В рассматриваемом случае, как усматривается в материалах дела, основанием для принятия решения министерства об отказе в предоставлении государственной услуги явилось предоставление заявителем недостоверных сведений.

В частности, как следует из содержания оспариваемого распоряжения министерства, в заявлении предпринимателя указана модель транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, не соответствующая модели, указанной в свидетельстве о регистрации транспортного средства, являющегося приложением к заявлению.

Вместе с тем, как верно отмечено судом в обжалуемом решении, недостоверными сведениями являются сведения, не соответствующие действительности.

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении в постановлении от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

В данном случае, как установлено судом, обращаясь в министерство с заявлением от 23.11.2020 о выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, предприниматель указал следующее транспортное средство, которое предполагалось использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси: МЕРСЕДЕС-БЕНЦ VITO 111 СDI, государственный регистрационный знак О393АХ29.

При этом аналогичные идентификационные данные транспортного средства указаны в прилагавшейся к заявлению предпринимателя копии договора аренды транспортного средства без багажа от 20.11.2020, заключенного заявителем и гражданином Захаровым В.С.

Приложенная к заявлению копия свидетельства о регистрации транспортного средства от 20.11.2020 № 99 31 486102 выдана на автомобиль МЕРСЕДЕС-БЕНЦ VITO 111 С, государственный регистрационный знак О393АХ29.

Между тем предпринимателем представлена в материалы настоящего дела копия паспорта транспортного средства № 78 УС 539737 на автомобиль МЕРСЕДЕС-БЕНЦ VITO 111 СDI, государственный регистрационный знак О393АХ29.

Как установлено судом и не отрицается апеллянтом, в заявлении предпринимателя от 23.11.2020 указаны идентификационные данные транспортного средства на основании паспорта транспортного средства               № 78 УС 539737.

При этом в силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 03.08.2018  № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 283-ФЗ) документами, идентифицирующими транспортное средство, являются паспорт транспортного средства и регистрационный документ (свидетельство о регистрации транспортного средства).

Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что фактически недостоверных сведений в отношении транспортного средства, предполагавшегося к использованию для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, предпринимателем в заявлении от 23.11.2020 указано не было.

 В свою очередь, несоответствие между документами, идентифицирующими транспортное средство, в части полного указания модели транспортного средства, по смыслу статьи 11 Закона № 283-ФЗ является технической ошибкой (опиской, опечаткой) в регистрационных данных транспортного средства, допущенной при государственной регистрации транспортного средства, которая подлежит исправлению регистрационным подразделением в установленном законом порядке.

В силу положений данной статьи Закона № 283-ФЗ, пункта 24 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764, до исправления технической ошибки, допущенной регистрационным подразделением или специализированной организацией, и выдачи владельцу транспортного средства нового регистрационного документа взамен содержащего ошибку такой регистрационный документ признается действующим.

Таким образом, поскольку фактически в заявлении предпринимателя от 23.11.2020 указаны достоверные сведения о модели транспортного средства, предполагавшейся к использованию для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, соответствующие сведениям, содержащимся в паспорте транспортного средства и в договоре аренды, у министерства не имелось препятствий для идентификации транспортного средства на основании представленных заявителем документов в их совокупности.

Неполное совпадение модели транспортного средства, указанной в заявлении и в свидетельстве о регистрации транспортного средства, не может оцениваться как предоставление недостоверных сведений.

С учетом изложенного заявленные требования правомерно удовлетворены судом.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 июня               2021 года по делу № А05-392/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства транспорта Архангельской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий                                                             А.Ю. Докшина

Судьи                                                                                          Е.А. Алимова

                                                                                                     Е.Н. Болдырева