ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-4568/18 от 11.09.2018 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

12 сентября 2018 года

г. Вологда

Дело № А05-4568/2018

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2018 года .

В полном объеме постановление изготовлено сентября 2018 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 июня 2018 года по делу № А05-4568/2018 (судья Шишова Л.В.),

установил:

Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (место нахождения: 163069, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; ИНН 2900000367, ОГРН 1022900530278; далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Житову Александру Николаевичу (место жительства: 164756, Архангельская область, Мезенский район;                          ИНН 291700284049, ОГРНИП 315293200001727; далее – Глава КФХ) о взыскании 635 000 руб. в возврат гранта, предоставленного на основании соглашения о предоставлении и использовании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства от 20.08.2015 № 01-34/342.

Решением суда от 21.06.2018 в иске отказано.

Министерство с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, взыскать с Главы КФХ 635 000 руб. в возврат гранта, предоставленного на основании соглашения о предоставлении и использовании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства от 20.08.2015 № 01-34/342. Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что суд не учел постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела IГражданского кодекса Российской Федерации», приговор Лешуконского районного суда Архангельской области от 23.01.2018 по делу № 1-1/2018, пункт 9.8 Порядка предоставления субсидий на оказание государственной поддержки сельскохозяйственного производства на территории Архангельской области (приложение № 18 к Закону Архангельской области от 16.12.2014                   № 220-13-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов»; далее – Порядок).

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как указано в исковом заявлении, по итогам конкурса, проведенного в соответствии с Положением о порядке предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое благоустройство, утвержденным постановлением правительства Архангельской области от 31.07.2012 № 328-пп (далее – Положение), и на основании распоряжения Министерства от 12.08.2015 № 393-р «О заключении соглашений и предоставлении начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства» Министерство и Глава КФХ заключили соглашение о предоставлении и использовании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства от 20.08.2015 № 01-34/342.

Согласно пунктам 1.1 - 1.4 соглашения Министерство предоставляет ответчику денежные средства в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 345 000 руб. путем перечисления на его расчетный счет, открытый в кредитной организации, а ответчик, в свою очередь, принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленными соглашением.

Проект по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства Житов А.Н. реализует в сроки, установленные Положением и планом расходов гранта (приложение 1), являющимся неотъемлемой частью этого соглашения, грант используется исключительно в соответствии с планом расходов гранта. Грант предоставляется на безвозмездной основе на условиях долевого финансирования из федерального, областного бюджетов и подлежит возврату в соответствующие бюджеты лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Положением и этим соглашением.

В соответствии с подпунктами 2.3.1 - 2.3.11 пункта 2.3 соглашения Глава КФХ принял на себя обязательства: реализовать проект по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства и использовать грант в соответствии с целями, условиями и в сроки, установленными планом расходов; выполнить условия Положения; в течение срока действия соглашения быть зарегистрированным и проживать в муниципальном образовании Архангельской области по месту нахождения и регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства; использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления денежных средств на его расчетный счет;       в случае привлечения заемных средств представлять заверенную банком копию кредитного договора (договоров) в прок предоставлении отчета об использовании средств гранта, полученных начинающим фермером на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; оплачивать за счет собственных средств не менее 10 % стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов; создать не позднее 18 месяцев со дня поступления средств на его расчетный счет 8 постоянных рабочих мест, что должно подтверждаться в целевом отчете по расходованию средств гранта и ежеквартальном отчете по истечении указанного срока; быть зарегистрированным в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществлять свою деятельность в течение не менее 5 лет со дня поступления гранта на его расчетный счет; зарегистрировать право собственности на имущество, приобретаемое за счет средств гранта в соответствии с планом расходов; использовать имущество, приобретаемое за счет средств гранта, исключительно на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и только с целью получения дохода от деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства; не осуществлять в течение 5 лет со дня поступления гранта на его расчетный счет продажу, дарение, передачу в аренду, пользование другим лицам, обмен либо взнос в виде пая, вклада или отчуждение иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации, имущества, приобретаемого с использованием средств гранта.

В соответствии с подпунктами 2.3.12 - 2.3.15 пункта 2.3 соглашения Глава КФХ принял на себя обязательства: в случае, предусмотренном пунктом 2.2.1 соглашения, обеспечить беспрепятственный доступ представителей министерства к имуществу, используемому в сельскохозяйственном производстве, давать объяснения, отчеты и документы, касающиеся приобретения, пользования и распоряжения имуществом, включенным в план расходов, исполнять предписания, вынесенные по результатам проверок; дать свое согласие и не препятствовать осуществлению министерством  и органами государственного финансового контроля Архангельской области проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта, а также дать свое согласие на передачу и обработку персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации; предоставлять в Министерство в течение 15 рабочих дней со дня каждого использования средств гранта и собственных средств по каждому наименованию в соответствии с планом расходов отчет о каждом использовании средств гранта, полученных ответчиком на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) в течение 15 рабочих дней со дня использования средств гранта и собственных средств в полном объеме по всем наименованиям в соответствии с планом расходов отчет о полном использовании средств гранта, полученных ответчиком на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, а также представлять в течение 5 лет с момента получения гранта ежеквартально в рамках календарного года не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом отчет о деятельности начинающего фермера в целях создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства по установленным министерством формам, а также представлять статистическую информацию один раз в календарном году по форме № 3-Фермер «Сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота», № 2-Фермер «Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур», № 1-Фермер «Сведения об итогах сева под урожай» в соответствии с направлением деятельности семейной животноводческой фермы в сроки, установленные приказом Росстата «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой»; в случае наступления событий, указанных в подпункте 2.2.2 соглашения, в течение 10 рабочих дней возвратить в полном объеме полученные средства гранта путем перечисления денежных средств на расчетные счета, указанные в уведомлении министерства.

Согласно пункту 4.1 соглашения в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения предусмотренных соглашением обязательств стороны несут ответственность  соответствии с законодательством Российской Федерации и соглашением.

В соответствии с приведенным в приложении 1 к соглашению планом расходов крестьянского (фермерского) хозяйства в муниципальном образовании «Мезенский муниципальный район» гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства по направлению растениеводство в редакции дополнительного соглашения от 03.12.2015 целями использования гранта являлись:         приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции на сумму 1 615 000 руб. (из них 1 285 000 руб. средства гранта, 330 000 руб. собственные средства), в том числе: трактор МТЗ-82 в срок до февраля 2016 года (900 000 руб., из них                  710 000 руб. за счет средств гранта, 190 000 руб. за счет собственных средств); плуг в срок до февраля 2016 года (210 000 руб., из них 180 000 руб. за счет средств гранта, 30 000 руб. за счет собственных средств); косилка в срок до апреля 2016 года (110 000 руб., из них 80 000 руб. за счет средств гранта,                    30 000 руб. за счет собственных средств); картофелекопалка в срок до сентября 2016 года (160 000 руб., из них 130 000 руб. за счет средств гранта, 30 000 руб. за счет собственных средств); окучник в срок до февраля 2016 года                       (105 000 руб., из них 80 000 руб. за счет средств гранта, 25 000 руб. за счет собственных средств); картофелесажалка в срок до февраля 2016 года                       (130 000 руб., из них 105 000 руб. за счет средств гранта, 25 000 руб. за счет собственных средств); приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений – семян чеснока в срок до 03.2016 на                       85 000 руб. (из них 60 000 руб. средства гранта, 25 000 руб. собственные средства).

В силу пункта 3.1 соглашение вступает в силу с даты его заключения и действует до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств.

Предусмотренный указанным соглашением грант в размере                        1 345 000 руб. перечислен Главе КФХ платежными поручениями от  21.08.2018                    № 704468, 701597.

Приговором Лешуконского районного суда Архангельской области от 23.01.2018 по делу № 1-1/2018, вступившим в законную силу 03.02.2018,                  Житов А.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации. Удовлетворен гражданский иск Министерства, поданный в интересах государства, о возмещении материального ущерба в размере 710 000 руб.

Приговором суда установлено, что Житов А.Н. своими умышленными действиями, из корыстных побуждений, путем обмана похитил денежные средства гранта в размере 710 000 руб., которыми распорядился по своему усмотрению, не связанному с целевым назначением гранта, в результате этого причинен имущественный ущерб в размере 710 000 руб.

Ссылаясь на установленный приговором суда факт нарушения условий соглашения (пунктов 1.2, 1.3, 2.3.1) Министерство 06.04.2018 направило Главе КФХ требование о возврате остальных бюджетных средств, предложило в течение 15 рабочих дней со дня предъявления этого требования возвратить Министерству 635 000 руб. средств гранта.

Поскольку требование не исполнено, истец обратился арбитражный суд с настоящим иском.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их не обоснованными по праву, отказал в иске.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такие средства предоставляются в форме субсидий.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ) определяет субсидию как форму предоставления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг бюджетных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым этого пункта.

Как правильно установил суд первой инстанции, в целях реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013 - 2020 годы», утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 09.10.2012 № 436-пп, постановлением правительства Архангельской области от 31.07.2012 № 328-пп утверждено Положение, которым до 14.04.2016 определялся порядок предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства. Постановлением правительства Архангельской области от 07.04.2016 № 111-пп постановление правительства Архангельской области от 09.10.2012 № 436-пп дополнено Положением о порядке предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство.

Пунктом 35 Положения предусмотрено, что в случае выявления министерством нарушения условий, целей и порядка предоставления грантов и единовременной помощи их получателями, а также условий соглашений, средства грантов и (или) единовременной помощи подлежат возврату в областной бюджет в течение 30 рабочих дней со дня предъявления министерством соответствующего требования.

При непредставлении получателем документов, подтверждающих целевое использование гранта и (или) единовременной помощи, в течение 15 рабочих дней со дня окончания срока использования гранта и (или) единовременной помощи, установленного подпунктом 9 пункта 8 настоящего Положения, получатель обязан вернуть средства областного бюджета в полном объеме в течение 30 рабочих дней со дня предъявления министерством соответствующего требования.

Получатель обязан использовать средства гранта и единовременной помощи по целевому назначению в течение 18 месяцев со дня перечисления средств гранта или единовременной помощи министерством на расчетный счет получателя. Неиспользованные средства гранта или единовременной помощи подлежат возврату в областной бюджет на лицевой счет министерства в течение 15 рабочих дней со дня предъявления министерством соответствующего требования.

Как правильно указал суд первой инстанции, из положений статьи 78                   БК РФ следует, что субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ). Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

Из материалов дела видно, что Министерство ссылается на вступивший в законную силу приговор Лешуконского районного суда Архангельской области от 23.01.2018 по делу № 1-1/2018, которым установлен факт хищения               ответчиком денежных средств гранта в размере 710 000 руб. Судом установлено, что ответчик составил, а в последующем представил в министерство, заведомо ложный отчет «О каждом использовании средств гранта, единовременной помощи на бытовое обустройство, полученных начинающим фермером на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства», указав ложные сведения о приобретении трактора «МТЗ-82Л» с прицепом ГКБ-819, общей стоимостью 900 000 руб., из которых 710 000 руб. денежные средства гранта, 190 000 руб. собственные средства. Ответчик в подтверждение расходования средств составил и представил в Министерство фиктивный договор купли-продажи трактора «МТЗ-82Л» заводской номер 317451 от 28.02.2016.

Суд первой инстанции, применив статью 69 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу о том, что в рамках уголовного дела установлен и подтвержден факт нецелевого использования ответчиком средств гранта в размере 710 000 руб. При этом, обстоятельства использования ответчиком средств гранта в оставшейся сумме 635 000 руб. предметом судебного исследования по уголовному делу не являлись.

В силу положений пункта 9.8 Порядка в случае выявления министерством нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, а также условий соглашений соответствующий объем субсидий подлежит возврату в областной бюджет в течение 15 дней со дня предъявления министерством требования. 

Как правильно указал суд первой инстанции, предъявляя требования о возврате 635 000 руб. гранта, истец должен представить доказательства нарушения ответчиком условий, целей, и порядка предоставления гранта в указанной части.

Довод Министерства о том, что при доказанности злоупотребления получателем бюджетных средств своим правом, отсутствует необходимость исследования вопроса о целевом использовании полученных бюджетных средств, правомерно не принят судом.

Как установил суд первой инстанции, Глава КФХ в рамках заключенного соглашения и Положения предоставлял в Министерство отчеты о каждом использовании средств гранта и единовременной помощи на бытовое обустройство, полученных начинающим фермером на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, с приложением  копий документов, подтверждающих использование средств гранта, единовременной помощи и собственных средств в соответствии с планом расходов, отчеты о деятельности начинающего фермера в целях развития крестьянского (фермерского) хозяйства по состоянию на 01.10.2015, 01.01.2016 10.07.2016, 10.10.2016, 01.04.2017 (нарастающим итогом с начала календарного года).

Из материалов дела видно, что в суде первой представитель Министерства подтвердил, что претензий по результатам проверки представленных отчетов не имелось, проверка соблюдения условий и целей использования средств гранта не проводилась, фактов нецелевого расходования средств гранта в размере 635 000 руб., а равно недостоверности представленных в отчетах сведений в отношении спорной суммы, не устанавливалось, дополнительных доказательств не имеется.

В апелляционной жалобе новых доводов и аргументов не содержится.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства прекращения Главой КФХ сельскохозяйственной деятельности, а также не достижения целей предоставления гранта, того, что спорная сумма средств гранта потрачена Главой КФХ не на цели, предусмотренные условиями его предоставления, основания для удовлетворения иска отсутствуют.

Таким образом, в иске отказано правомерно.

Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.

Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.

Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 июня                   2018 года по делу № А05-4568/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

          А.Я. Зайцева

Судьи

          Н.В. Чередина

          А.Н. Шадрина