ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
07 октября 2022 года | г. Вологда | Дело № А05-5585/2022 | |
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2022 года .
В полном объёме постановление изготовлено октября 2022 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Рогатенко Л.Н., Фирсова А.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поповым Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельскойобласти от 30 июля 2022 года по делу № А05-5585/2022 ,
у с т а н о в и л:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 164750, Архангельская область, город Мезень; далее – предприниматель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163004, <...>; далее – министерство) о признании недействительным требования от 21.04.2022 № 203/06-06/2832 о возврате средств субсидии в части обязанности по возврату средств субсидии в сумме 2 544 527 руб. 67 коп.
Министерство обратилось к предпринимателю со встречным иском о взыскании 2 544 527 руб. 67 коп. необоснованно полученных средств субсидии за 2021 год и 10 262 руб. 93 коп. пеней за период с 21.05.2022 по 31.05.2022 с последующим их начислением по день фактической уплаты долга.
Решением Арбитражного суда Архангельской области по делу первоначальное требование удовлетворено, в удовлетворении встречного иска отказано.
Министерство с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение суда отменить в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права. Полагает, что отсутствуют правовые снования для признания требования недействительным.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, министерством и предпринимателем заключен договор о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования розничных цен на топливо твердое, реализуемое населению для нужд отопления от 11.02.2021 № 24-Д (далее – договор).
В рамках заключенного договора министерством в 2021 году производилась выплата субсидии.
В соответствии с распоряжением от 04.02.2022 № 61-р в отношении предпринимателя в период с 14.03.2022 по 12.04.2022 министерством проведена плановая камеральная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования розничных цен на топливо твердое, реализуемое населению для нужд отопления, за 2021 год.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 12.04.2022 № 203/06-06/34.
В ходе проведенной проверки министерство пришло к выводу о том, что предпринимателем необоснованно получены средства субсидии в сумме 2 550 975,18 руб., в нарушение условий договора и порядка предоставления субсидии предпринимателем регистры бухгалтерского учета в ходе проверки не представлены, бухгалтерский учет не осуществлялся.
В связи с выявленным нарушением в адрес предпринимателя министерством выставлено требование о возврате средств субсидии от 21.04.2022 № 203/06-06/2832, в котором ответчику предложено в течение 10 рабочих дней со дня его предъявления произвести возврат 2 550 975,18 руб. средств субсидии.
Заявитель согласился с требованием министерства в части необоснованного получения средств субсидии за 2021 год в размере 6 447,51 руб. и платежным поручением от 18.05.2022 № 85 произвел возврат в областной бюджет указанной суммы субсидии.
Не согласившись с требованием министерства от 21.04.2022 № 203/06-06/2832 в части возврата в бюджет Архангельской области 2 544 527,67 руб. субсидии, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Поскольку требование о возврате средств субсидии не было исполнено предпринимателем, министерство обратилось в суд со встречным исковым заявлением о взыскании 2 544 527,67 руб. необоснованно полученных средств субсидии и 10 262,93 руб. пеней за период с 21.05.2022 по 31.05.2022 и с 01.06.2022 по день фактической уплаты долга.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Как установлено пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 статьи 78 Кодекса), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предоставление субсидий в 2021 году осуществлялось министерством в соответствии с Порядком предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования розничных цен на топливо твердое, реализуемое населению для нужд отопления (далее – Порядок предоставления субсидии), утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 № 487-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области)».
Согласно пункту 3 Порядка предоставления субсидии главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидий, является министерство.
Целью предоставления субсидии является возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования розничных цен на топливо твердое, реализуемое населению для нужд отопления (пункт 6 Порядка предоставления субсидии).
В соответствии с пунктом 11 Порядка предоставления субсидии между министерством и заявителем заключен договор от 11.02.2021, предметом которого являлось предоставление заявителю из областного бюджета в 2021 году субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования розничных цен на топливо твердое, реализуемое населению для нужд отопления в соответствии с Порядком предоставления субсидии.
Пунктом 19 Порядка предоставления субсидии определены базовые величины и формула для расчета размера субсидии.
Согласно пункту 19 Порядка предоставления субсидии объем топлива твердого, принимаемый для расчета размера субсидии, определяется по установленным нормативам потребления и не должен превышать объем годовой потребности в топливе твердом, рассчитанной с учетом установленных нормативов потребления.
Объем реализации топлива твердого подтверждается сведениями об объеме, указанными в списках граждан, получивших топливо твердое (дрова) для печного отопления жилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома, согласованных уполномоченным лицом органа местного самоуправления муниципального образования Архангельской области, на территории которого проживают граждане и осуществляет свою деятельность получатель субсидии, данными регистров бухгалтерского учета и первичными учетными документами за отчетный период.
Аналогичные условия согласованы сторонами в пункте 6.1.1 договора.
Как указано в пункте 23 Порядка предоставления субсидии, результатом предоставления субсидии является объем топлива твердого, реализованный по розничным ценам за период возмещения.
Как усматривается из материалов дела, министерство в ход проверки пришло к выводу о нарушении предпринимателем условий договора в части отсутствия ведения бухгалтерского учета и непредоставления в ходе проверки заверенных регистров бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 24 Порядка предоставления субсидии для подтверждения объемов топлива твердого, предусмотренных пунктом 19 настоящего Порядка, а также достижения показателей результативности, предусмотренных пунктом 23 настоящего Порядка, при проведении проверок в министерство представляются следующие документы и (или) копии документов, заверенные уполномоченным лицом получателя субсидии и печатью (при наличии):
1) регистры бухгалтерского учета;
2) первичные учетные документы и документы, подтверждающие реализацию получателем субсидии объемов топлива твердого, гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.
Документация, предусмотренная настоящим пунктом, составляется в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) и Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», и представляется в одном экземпляре.
Из пункта 3.2 акта проверки от 12.04.2022 № 203/06-06/34 следует, что предприниматель в рамках проверки представил в министерство: накладные за февраль – октябрь 2021 года, копии списков граждан, получивших топливо твердое (дрова) для отопления жилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома, за февраль – октябрь 2021 года; карточку счета 62 по контрагенту «Министерство ТЭК и ЖКХ АО» за 2021 год (в электронном виде); технический паспорт на индивидуальный жилой дом по адресу: <...> (в электронном виде).
Ответчиком в материалы дела также представлены копии книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, на 2021 год, реестров кассовых документов за 2021 год, регистров бухгалтерского учета объема реализации продукции и услуг (в том числе топлива твердого населению).
В соответствии с частью 1 статьи 9, частью 1 статьи 10 Закона № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
Таким образом, в регистры бухгалтерского учета вносятся сведения о фактах хозяйственной жизни, оформленных в виде первичных учетных документов.
Суд первой инстанции, оценив представленные предпринимателем документы в порядке статьи 71 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу о соблюдении предпринимателем условий предоставления субсидии и документального подтверждения факта реализации потребителям объема твердого топлива.
Как правильно указал суд первой инстанции, применительно к сделкам о реализации предпринимателем твердого топлива первичными учетными документами являются приходные кассовые ордера, фиксирующие совершение сделки и содержащие данные о ней, а именно об определенном объеме твердого топлива, подлежащем передаче конкретному потребителю по определенной цене.
Сделки, оформленные приходными кассовыми ордерами, подтверждены накладными – документами, фиксирующими факт передачи топлива твердого потребителю по определенной стоимости.
Приходные кассовые ордера и накладные обладают всеми обязательными реквизитами первичного учетного документа, указанными в части 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ.
Данные, содержащиеся в приходных кассовых ордерах, внесены предпринимателем в книгу учета доходов и расходов заявителя на 2021 год.
Заявителем в соответствии с пунктом 6.1.1 договора составлялись списки граждан, получивших топливо твердое (дрова) для печного отопления жилых помещений. Данные списки согласованы уполномоченным лицом органа местного самоуправления муниципального образования Архангельской области, на территории которого проживают граждане и осуществляет свою деятельность предприниматель.
Кроме того, в рамках проведенной проверки заявителем дополнительно были представлены регистр бухгалтерского учета объема реализации продукции и услуг (в том числе твердого топлива населению) и регистр бухгалтерского учета полученных денежных средств в кассу предприятия.
Таким образом, предпринимателем в соответствии с требованиями пункта 24 Порядка предоставления субсидии и условиями договора подтверждено право на получение субсидии в спорном размере. В данном случае факт поставки ответчиком топлива твердого населению в спорном объеме, а также право на получение средств субсидии в размере 2 544 527,67 руб. подтверждены. Формальное отсутствие либо неправильное оформление какого-либо документа (регистров бухгалтерского учета) при бесспорном подтверждении объема реализованного населению твердого топлива по регулируемым ценам не свидетельствует о необоснованности получения предпринимателем средств субсидии.
Поскольку предпринимателем право получения спорной суммы субсидии подтверждено, требование министерства от 21.04.2022 № 203/06-06/2832 о возврате в областной бюджет средств субсидии в сумме 2 544 527 руб. 67 коп. обоснованно признано судом первой инстанции недействительным в оспариваемой части, а в удовлетворении встречного иска министерства судом правомерно отказано.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 июля 2022 года по делу № А05-5585/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Ю.В. Селиванова |
Судьи | Л.Н. Рогатенко А.Д. Фирсов |