ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-5934/20 от 18.01.2021 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

25 января 2021 года

г. Вологда

Дело № А05-5934/2020

Резолютивная часть постановления объявлена января 2021 года .

В полном объёме постановление изготовлено января 2021 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Снигиревой К.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Новая экологическая компания» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 ноября 2020 года по делу № А05-5934/2020,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Новая экологическая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163000, <...>; далее – общество, ООО «НЭК») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163000, <...>; далее – министерство) о признании недействительным отказа от 13.04.2020 № 204-16/3827 в продлении срока действия лицензии на пользование участком недр – Участок-2 Северо-Восточного участка месторождения Няндомское, предоставленного в рамках лицензии от 18.08.2015 серии АРХ № 00429 вид ТЭ на 6 лет; о возложении на ответчика обязанности осуществить необходимые административные процедуры по внесению изменений и дополнений в лицензию на право пользования участком недр в отношении заявления общества о продлении лицензии; о возложении на ответчика обязанности продлить срок действия лицензии от 18.08.2015 серии АРХ № 00429 вид ТЭ, выдать разрешение (лицензию).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 02 ноября                   2020 года по делу № А05-5934/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Министерство отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, обществу выдана лицензия от 18.08.2015 серии АРХ № 00429 вид ТЭ на право пользования недрами со сроком действия до 25.07.2017 с целевым назначением и видами работ: «добыча валунно-гравийно-песчаной смеси на участке недр Участок-2 Северо-Восточного участка месторождения Няндомское».

В соответствии с внесенными 20.06.2017 в указанную лицензию изменениями и дополнениями срок действия лицензии установлен до 25.07.2020.

В связи с окончанием срока действия указанной лицензии общество 26.03.2020 обратилось в министерство с заявлением о внесении изменений с целью продления срока действия лицензии на право пользования недрами от 18.08.2015 серии АРХ № 00429 вид ТЭ на 6 лет.

Уведомлением от 13.04.2020 № 204-16/3827 министерство отказало обществу во внесении изменений в лицензию на право пользования недрами от 18.08.2015 серии АРХ № 00429 вид ТЭ в части продления срока ее действия на 6 лет в связи с наличием нарушений пунктов 5.1 статьи 5, пунктов 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, статьи 6, пункта 8.1 статьи 8 лицензионного соглашения.

В то же время, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 срок действия лицензии продлен на 12 месяцев до 25.07.2021.

Общество не согласилось с вышеуказанным уведомлением от 13.04.2020 № 204-16/3827 об отказе в продлении срока действия лицензии и обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.

В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующие орган, который его принял.

В соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах, Закон № 2395-1) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Из пункта 3 статьи 6 Закона о недрах следует, что недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Согласно статье 11 Закона № 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В силу пункта 1 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами прекращается по истечении установленного в лицензии срока ее действия.

Как установлено частью 5 статьи 12 этого Закона условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

Лицензионное соглашение представляет собой приложение к лицензии, являющееся ее составной частью. Недропользователь, заключая с органом, выдавшим лицензию на пользование недрами, лицензионное соглашение, в котором закреплены условия пользования участком недр, тем самым принимает на себя обязанность по его исполнению.

Пунктом 7 части 1 статьи 22 названного Закона недропользователю предоставлено право обратиться в органы, выдавшие лицензию, с заявлением о пересмотре условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

Согласно частям 3, 4 статьи 21 Закона о недрах в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части второй статьи 20, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.

Частью 3 статьи 10 указанного Закона предусмотрено, что срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.

Таким образом, для соблюдения требований части 3 статьи 10 Закона                       № 2395-1 необходимо одновременно соблюдение следующих условий: наличие факта разработки месторождения и добычи полезного ископаемого, необходимость продления срока действия лицензии для завершения разработки месторождения, отсутствие у недропользователя нарушений условий лицензии.

В рассматриваемом случае, отказывая в продлении срока действия лицензии и внесения в нее соответствующих изменений, министерство пришло к выводу о том, что обществом допускались нарушения пунктов 5.1 статьи 5, пунктов 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, статьи 6, пункта 8.1 статьи 8 лицензионного соглашения.

В частности пунктом 5.1 статьи 5 лицензионного соглашения установлено, что пользователь недр осуществляет своевременное исчисление и уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством.

Согласно представленной Инспекцией  Федеральной налоговой службы   г. Архангельску в материалы дела информации по состоянию на 07.04.2020 и 08.04.2020 общество имело задолженность по уплате налогов и сборов (том 1, листы 86-87).

Общество в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции представило акт сверки по налогам, сборам, пеням и штрафам (том 2, лист 8),  из которого также следует, что по состоянию на 01.01.2020 задолженность общества составляет 1 325 443 руб. 16 коп., по состоянию на 31.08.2020 – 1 361 106 руб. 85 коп.

Кроме этого, решением Арбитражного суда Архангельской области                    от 19 июля 2020 года по делу № А05-3076/2020 с общества взыскано 1 790 873руб. 17 коп. задолженности по арендной плате за 2018, 2019 годы по договору аренды лесных участков от 18.04.2012 № 1343 (решение вступило в законную силу 27.10.2020).

Указанные обстоятельства свидетельствует о том, что общество не исполняло надлежащим образом лицензионные условия, установленные пунктом 5.1 лицензионного соглашения, в частности, не выполняло обязанность по своевременному исчислению и уплате налогов, сборов, а также арендных платежей.

Какие-либо доводы, касающиеся данного нарушения, в апелляционной жалобе отсутствуют.

Пунктом 6.1 статьи 6 лицензионного соглашения предусмотрено, что добыча полезного ископаемого должна производиться в соответствии с проектом разработки, подготовленным пользователем недр в установленном законодательством порядке после оформления горного и земельного отводов, а также выноса их в натуру. Копии документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, предоставляются пользователем недр в министерство сразу после регистрации их в уполномоченном органе в соответствии с действующим законодательством.

Документы, удостоверяющие предоставление земельного участка, представляются пользователем недр в министерство в течение 10 дней после их получения. Производство добычных работ дополучения горноотводного акта и оформления земельных прав не допускается.

Для обеспечения освоения месторождения пользователь недр обязан:

- согласовать и утвердить проект разработки – в срок до 01 декабря 2007 года;

- получить горноотводный акт – в срок до 01 января 2008 года;

- начать производство добычных работ – в срок до 01 июня 2008 года.

Из положений указанного пункта следует, что производство добычных работ до оформления земельных прав не допускается.

В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации                 (далее – ЛК РФ) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с положениями статьей 43 и 73.1 ЛК РФ для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду.

Указанный договор заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ, в частности, в случаях, предусмотренных статьей 43 настоящего Кодекса (пункт 1 части 3).

Частью 4 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действовавшей с 01.10.2015) установлено, что добросовестным арендаторам по истечении срока действия договоров аренды, заключенных без проведения торгов, предоставлено право на заключение новых договоров аренды лесных участков без проведения торгов при наличии в совокупности условий, предусмотренных частью 5 данной  статьи.  

Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, специфика правоотношений, возникающих в связи с пользованием недр, проявляется в необходимости не только получения лицензии, но и в заключении договора аренды (лицензия дает право на использование участка недр, а договор аренды устанавливает условия такого использования).

Из материалов дела усматривается, что по окончания срока действия договора аренды от 18.04.2012 № 1343 (25.07.2017) общество имело право на заключение нового договора аренды и в силу пункта 6.1 лицензионного соглашения у него  имелась обязанность заключить такой договор, а документы, удостоверяющие предоставление земельного участка, ему следовало предоставить в министерство в течении 10-ти дней после их получения.

Однако, до настоящего времени договор аренды земельных участков не заключен.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 09 декабря 2019 года по делу № А05-10515/2019, распоряжение министерства об отказе в предоставлении обществу в аренду лестного участка признано незаконным. В резолютивной части решения суд возложил на министерство обязанность устранить допущенные нарушения  прав и законных интересов общества.

Вместе с тем, поскольку в резолютивной части решения суда, конкретный способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества не указан, довод общества о том, что до сегодняшнего дня не исполнен вступивший в силу судебный акт по делу № А05-10515/2019, правомерно отклонен судом первой инстанции.

Напротив, в ответ на запрос общества от 26.03.2020 министерство направило письмо от 22.04.2020 № 204-04/4431 (том 1, лист 61), во втором абзаце которого указало, что готово заключить договор аренды лесного участка, при соблюдении необходимых условий. Обществу необходимо исполнить обязательства по договору, установленные проектом освоения лесов, - провести рекультивацию нарушенных земель, либо провести консервацию участка недр и сдать лесные участки по акту приема-передачи согласно договору от 18.04.2012 № 1343.

Отказа в заключении договора аренды указанное письмо не содержит.

Факт невозврата участков подтверждается решением Арбитражного суда Архангельской области от 19 июля 2020 года по делу № А05-3078/2020, в котором судом установлено, что по окончании срока действия договора аренды общество не возвратило лесные участки из аренды, а потому за такое пользование подлежит начислению плата в соответствии со статьей 622 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Указанные обстоятельства обществом в апелляционной жалобе также не оспорены.

С учетом изложенного, апелляционная коллегия находит обоснованным выводы суда первой инстанции и министерства о нарушении обществом пункта 6.1 лицензионного соглашения.

Согласно пункту 6.2 лицензионного соглашения ежегодный уровень добычи полезных ископаемых (или плановый годовой простой) устанавливается планом развития горных работ, который составляется пользователем недр и согласовывается с уполномоченным органом власти.

Согласно пункту 54 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 № 71, производство горных работ без согласованного с органами Госгортехнадзора России годового плана не допускается.

Пункт 58 указанных Правил устанавливает, что годовые планы, в числе прочего, включают обоснования и технические решения, обеспечивающие рекультивацию нарушенных горными работами земель.

В данном случае общество не имеет плана развития горных работ, согласованного с органами Госгортехнадзора России.

Согласно пояснительным запискам к отчетным формам 5-Гр в 2018-2020 годах общество проводило горные работы по рекультивации нарушенных земель с ведением горных работ на участке. На участке недр о перемещено песчано-гравийной смеси 44 тыс. куб.м в 2019 году и 65 тыс. куб.м  в 2018 году.

Указанные работы осуществлялись в отсутствие согласованного плана развития горных работ и действующего проекта рекультивации земель.

Доказательств обратного обществом в материалы дела не представлено.

Пунктом 6.3 лицензионного соглашения предусмотрено условие о том, что пользователь недр обязуется при подаче ежегодной отчетности подтверждать фактические объемы добычи полезных ископаемых маркшейдерскими работами.

В соответствии со статьей 24 Закона о недрах одним из основных требований по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, является проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон.

Согласно пункту 91 Инструкции по производству маркшейдерских работ, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 № 73, периодичность съемки для случаев добычи общераспространенных полезных ископаемых устанавливается не реже одного раза в шесть месяцев.

Пунктом 53 названной Инструкции предусмотрено, что маркшейдерские работы при рекультивации земель, нарушенных горными разработками, включают подготовку графической документации, необходимой для проектирования горнотехнического этапа рекультивации, маркшейдерское обеспечение, исполнительную съемку рекультивированных территорий.

При подаче в министерство ежегодной государственной отчетности за 2017-2020 годы формы № 5-Гр обществом вышеуказанные материалы не представлены.

Пунктом 8.1 статьи 8 лицензионного соглашения также предусмотрено, что пользователь недр принимает на себя обязательство ежеквартально предоставлять в министерство сведения о выполнении условий пользования недрами. Сведения предоставляются формы ОФ-1 до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

В соответствии с пунктом 9 Порядка представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России                          от 04.05.2017 № 216, пользователем недр, осуществляющим разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в составе геологической отчетности ежегодно предоставляется в федеральный фонд и фонд субъекта интерпретированная геологическая информация о недрах.

Вопреки доводам апелляционной жалобы в письме Минприроды России от 21.02.2020 № 11-29/4469 указано, что обязанность недропользователя по предоставлению государственной отчетности и геологической информации возникает вне зависимости от того, осуществляется добыча полезных ископаемых или нет.

В данном случае общество не представило ежеквартальные сведения о выполнении условий пользования недрами за период 1-4 кварталы 2019 года,   1-й квартал 2020 года.

Довод подателя жалобы о том, что постановлением от 27.04.2018                         № 07-06-02/18-25 общество уже привлечено к административной ответственности за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией, и соответственно понесло негативные последствия, подлежит отклонению, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии нарушения обществом условий лицензионного соглашения.

Вместе с тем, суд первой инстанции посчитал необоснованным вывод министерства о нарушении обществом пункта 6.4 лицензионного соглашения.

Согласно пункту 6.4 статьи 6 лицензионного соглашения единый порядок ликвидации и консервации участка недр регламентируется действующим законодательством.

Инструкция «О порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами», утвержденная постановлением Госгортехнадзора России от 02.06.1999 № 33, устанавливает порядок ведения работ по технической ликвидации и консервации опасного производственного объекта, связанного с пользованием недрами, и требования по обеспечению промышленной безопасности, охраны недр и окружающей среды, а при консервации – также требования, обеспечивающие сохранность месторождений и горных выработок на время консервации.

Однако, доказательства того, что в рассматриваемом случае имеют место обстоятельства, в связи с наступлением которых у общества возникла обязанность по технической ликвидации и консервации такого опасного производственного объекта,  министерством в материалы дела не представлены.

Соответственно апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что в данном случае у заявителя не имелось оснований направлять в адрес министерства проект консервации, соответственно положения пункта 6.4. лицензионного соглашения обществом не нарушены.

Факт наличия указанных нарушений подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств.

Лицензионное соглашение об условиях пользования недр, являющееся неотъемлемой частью выданной обществу лицензии, обладает правовой природой договора.

Следовательно, заявитель, выразив свое добровольное согласие (без какого-либо властного, административного принуждения со стороны уполномоченного органа) стать участником таких правоотношений путем подписания соглашения, тем самым принял на себя обязанность обеспечить их соблюдение и исполнение в установленном порядке и в соответствии с регулирующими такую процедуру нормативно-правовыми актами.

Доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, которые сделали невозможным исполнение условий лицензии в течение установленного срока ее действия, а также доказательство того, что ООО «НЭК» приняты все необходимые меры для надлежащего исполнения условий лицензии, заявителем в материалы дела не представлено.

Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного обществом требования.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 ноября                2020 года по делу № А05-5934/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Новая экологическая компания» – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                 Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий

Н.В. Мурахина

Судьи

Е.А. Алимова

Е.Н. Болдырева