ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
01 ноября 2021 года | г. Вологда | Дело № А05-6248/2021 | |
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2021 года .
В полном объёме постановление изготовлено ноября 2021 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Кругликовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 июля 2021 года по делу № А05-6248/2021,
у с т а н о в и л:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>; адрес: 163045, Архангельская область, город Архангельск) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163069, <...>; далее – инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 26.05.2021 № 29012110600011800005, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 453 834 руб. 88 коп.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 28 июля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель с таким решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы ссылается на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Указывает на то, что судом не дана правовая оценка доводам заявителя о том, что проверка соблюдения валютного законодательства проведена с нарушением требований Административного регламента осуществления Федеральной налоговой службой контроля и надзора за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам), утвержденного Приказом ФНС России от 26.08.2019 № ММВ-7-17/418с (далее – Административный регламент). Считает, документы, полученные в результате проверки (платежные ведомости) не соответствуют требованиям, предъявляемым к доказательствам при производстве по делу об административном правонарушении, и являются недопустимыми. Ссылается на наличие оснований для применения положений статей 2.9 КоАП РФ, а также статьи 4.1.1 Кодекса и замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение.
Инспекция в отзыве отклонила доводы жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, инспекция направила заявителю письмо от 26.03.2020 № 2.11-20/10288 о предоставлении информации о способе осуществления расчетов с работниками-нерезидентами, документов, подтверждающих факт выплаты вознаграждения в случае выплаты работнику-нерезиденту вознаграждения в наличной форме; документов, являющихся основанием осуществления трудовой деятельности.
На основании поручения от 05.02.2021 в отношении предпринимателя проведена проверка соблюдения валютного законодательства за период с 01.03.2019 по 31.12.2019, по итогам которой составлены справка от 14.04.2021 и акт от 16.04.2021.
Согласно указанным справке и акту в ходе проверки установлено нарушение заявителем требований части 3 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ), выразившееся в выплате заработной платы из кассы наличными денежными средствами работникам, являющимся иностранными гражданами – нерезидентами, в сумме 1 210 226 руб. 34 коп. за период с 01.05.2019 по 31.12.2019, минуя счета в уполномоченных банках.
По названному факту государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок № 1 инспекции в отношении предпринимателя составлен протокол от 23.04.2021 № 29012110600011800002 об административном правонарушении по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении инспекцией вынесено постановление от 26.05.2021 № 29012110600011800005, которым предприниматель привлечен к административной ответственности по указанной норме Кодекса, заявителю назначено наказание в виде административного штрафа в размере 453 834 руб. 88 коп. с учетом применения частей 2.2 и 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Статья 2 Закона № 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
В соответствии с положениями статьи 1 данного Закона резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; нерезидентами - лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 части 1 настоящей статьи.
К валютным операциям в силу положений подпункта «б» пункта 9 части 1 статьи 2 Закона № 173-ФЗ относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Статьей 14 Закона определены права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций.
Согласно части 1 статьи 14 Закона № 173-ФЗ резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено настоящим Законом.
Перечень случаев, когда физические лица – резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами – нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотренный частью 3 статьи 14 Закона № 173-ФЗ, является исчерпывающим.
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу – нерезиденту заработной платы или вознаграждения по трудовому договору наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена; в перечень исключений не входит.
Согласно статье 25 Закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Следовательно, под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Факт выплат работникам – нерезидентам заработной платы наличными денежными средствами в установленной инстанцией сумме в валюте Российской Федерации подтверждается материалами дела.
Доказательств того, что на дату совершения спорных выплат соответствующие работники отвечали понятию резидент по смыслу положений валютного законодательства, в материалах дела не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции правильно установил в деянии предпринимателя событие правонарушения по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В силу положений части 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения (абзац первый).
На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения, в том числе с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации (абзац пятый).
Поскольку отношения по выплате физическим лицам - нерезидентам денежных средств в валюте Российской Федерации, включая выплаты заработной платы, урегулированы Законом № 173-ФЗ, к рассматриваемым правоотношениям должны применяться нормы специального законодательства.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что заявителем приняты все возможные меры для соблюдения требований валютного законодательства и им проявлена должная степень заботливости и осмотрительности во избежание допущенного нарушения.
Доказательств, подтверждающих отсутствие реальной возможности соблюсти требования действующего валютного законодательства, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
На дату вынесения оспариваемого постановления срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, применительно к операциям на сумму 1 210 226 руб. 34 коп. не истек.
Доводы заявителя о допущенных инспекцией нарушениях правомерно не приняты судом первой инстанции ввиду следующего.
Согласно частям 1, 2 статьи 23 Закона № 173-ФЗ, пункту 6 Административного регламента должностные лица налоговых органов при осуществлении контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства имеют право проводить проверки соблюдения субъектами проверки актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; запрашивать и получать документы и (или) информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов; применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение валютного законодательства.
Запрос направляется в адрес субъекта проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения (вручения) субъектом проверки либо его представителем (пункт 33 Административного регламента).
В силу пункта 9 части 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, в том числе документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним.
В данном случае запросы и информационные письма инспекцией направлены почтовой связью, ответы получены посредством электронного документооборота от предпринимателя, через общество с ограниченной ответственностью «Торговый комплекс «На Окружной» на основании выданной предпринимателем доверенности 29 АА №1370936 от 13.07.2020, согласно которой названная организация уполномочена заявителем на осуществление в полном объеме электронного документооборота с налоговыми органами, иными органами, учреждениями и службами.
Суд первой инстанции верно отметил, что ФИО1 является генеральным директором общества с ограниченной ответственностью «Торговый комплекс «На Окружной», его правопредшественника – закрытого акционерного общества «Торговый комплекс «На Окружной». Сопроводительные письма к представленной в инспекцию документации подписаны предпринимателем.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В рассматриваемом случае представленные ведомости на выплату заработной платы соответствуют форме платежной ведомости (унифицированная форма № Т-53), содержат все необходимые реквизиты.
Сведения, содержащиеся в представленных платежных ведомостях и расходных кассовых ордерах, соответствуют справкам о доходах и суммам налога физических лиц за 2019 год, что также дополнительно подтверждает достоверность полученных инспекцией документов.
Доказательств, опровергающих установленные инспекцией на основании полученных документов факты нарушения валютного законодательства, не представлено. Доводы предпринимателя о недостоверности сведений, содержащихся в полученных инспекцией документах, ничем не подтверждены и направлены, по сути, на избежание административной ответственности за совершенное правонарушение.
При этом следует учитывать, что способ направления в инспекцию запрошенных сведений и документации (в электронной форме, через юридическое лицо) избран самим ФИО1
Таким образом, применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела существенных процессуальных нарушений, являющихся самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, апелляционный суд не усматривает.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для признания правонарушения малозначительным по статье 2.9 КоАП РФ, исходя из обстоятельств совершения, угрозы общественным интересам и отношениям, объекта посягательства правонарушения, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ оснований для замены наказания в виде административного штрафа предупреждением в данном случае не имеется.
В оспариваемом постановлении инспекции зафиксирован систематический характер совершения предпринимателем нарушения требований валютного законодательства Российский Федерации на протяжении длительного периода времени, что свидетельствует о пренебрежительном отношении заявителя к данным требованиям.
При таких обстоятельствах является верным вывод суда первой инстанции о том, что совершенное правонарушение имеет высокую общественную опасность, создает угрозу безопасности государства.
В рассматриваемой ситуации назначенный заявителю административный штраф соответствует характеру совершенного административного правонарушения, соразмерен его тяжести, является справедливым и отвечает принципам юридической ответственности, регламентированными КоАП РФ.
Ввиду применения инспекцией к предпринимателю наказания в соответствии с санкцией части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с учетом положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса правовых оснований для снижения суммы примененного к заявителю штрафа не имеется.
Таким образом, оснований для признания постановления инспекции незаконным не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции правовых норм, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного норм материального и (или) процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 июля 2021 года по делу № А05-6248/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.
Председательствующий | Е.Н. Болдырева |
Судьи | А.Ю. Докшина Н.В. Мурахина |