ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
01 октября 2021 года | г. Вологда | Дело № А05-6699/2021 | |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Алимовой Е.А., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 августа 2021 года по делу № А05-6699/2021,
у с т а н о в и л:
публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 2» (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; адрес: 150003, Ярославская область, город Ярославль, улица Пятницкая, дом 6; далее - ПАО «ТГК-2», общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (ОГРН 1052901021689, ИНН 2901133673; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Гайдара, дом 24; далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 25.05.2021 об административном правонарушении № 310/2021, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 6 000 руб.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление обществарассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 09 августа 2021 года по делу № А05-6699/2021, рассмотренным в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что общество не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена часть 3 статьи 14.8 КоАП РФ, поскольку несет ответственность только за правильность производимых расчетов, а не за принятие решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении мер социальной поддержки семьям, имеющим детей-инвалидов. Считает, что расчет мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению выполнен в полном соответствии с действующим законодательством.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в жалобе доводами не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ПАО «ТГК-2» не направило в установленный срок в Отделение социальной защиты по Октябрьскому округу города Архангельска ГКУ Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» (далее – отделение) сведения о льготах на оплату услуг отопления и горячего водоснабжения за октябрь и ноябрь 2020 года, а также не направило сведения об отсутствии у потребителя задолженности по оплате коммунальных услуг, в связи с чем семье, имеющей детей-инвалидов, своевременно не была предоставлена компенсация.
Главным специалистом-экспертом управления Верстовой М.А. 08.04.2021 в присутствии представителя общества составлен протокол № 310/2021 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.8 КоАП РФ.
Заместителем руководителя управления Носовским Т.И. 25.05.2021 вынесено постановление № 310/2021 об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.8 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 6 000 руб.
Общество не согласилось с вышеуказанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого решения.
Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Согласно части 3 статьи 14.8 КоАП РФ непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия или бездействие, направленные на нарушение норм федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации о льготах и преимуществах определенных категорий потребителей, а также о порядке предоставления этих льгот и преимуществ.
В рассматриваемом случае управлением установлено, что в результате противоправного поведения заявителя потребителю не были предоставлены льготы, предусмотренные законом.
На основании части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Части 3 этой же статьи установлено, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату в том числе, коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В силу положений статьи 28.2 названного Закона полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 1 Закона Архангельской области от 28.05.2008 № 515-27-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» (далее – Закон № 515-27-ОЗ) меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (компенсации расходов) предоставляются органами государственной власти Архангельской области в соответствии с Законом № 181-ФЗ в виде денежных выплат.
Из положений статьи 3 Закона № 515-27-ОЗ следует, что перечисление в соответствии с пунктом 1 статьи 1 этого Закона средств гражданам на их банковские счета или через почтовые отделения связи осуществляется ежемесячно не позднее 12-го числа месяца, следующего за месяцем, за который производится оплата жилого помещения и коммунальных услуг. При этом порядок предоставления указанных мер социальной поддержки устанавливается постановлением Правительства Архангельской области.
Согласно пункту 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 10.03.2010 № 61-пп (далее – Порядок № 61-пп),меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме путем перечисления денежных средств гражданам на их банковские счета либо через организации почтовой связи (далее - денежные выплаты).
На основании пункта 4 Порядка № 61-пп оплата жилого помещения и коммунальных услуг производится гражданами в соответствии с платежными документами (счетом-квитанцией, отражающим суммы начисленных платежей и суммы, подлежащие перечислению гражданину в виде денежной выплаты) по установленным ставкам и тарифам в полном объеме.
В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка расчет денежной выплаты осуществляется организациями, производящими начисление оплаты жилого помещения, коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (взнос на капитальный ремонт), включая твердое топливо и сжиженный газ, иными лицами, наделенными в установленном законодательством Российской Федерации порядке соответствующими полномочиями, в том числе специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональный оператор) либо владельцами специального счета, предназначенного для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытого в кредитной организации (владелец специального счета), (организации жилищно-коммунального хозяйства), исходя из установленной социальной нормы площади жилья (если иное не установлено законодательством), действующих ставок, тарифов и нормативов потребления (если иное не установлено законодательством), стоимости твердого топлива и сжиженного газа. Организации жилищно-коммунального хозяйства в установленном порядке несут ответственность за правильность производимых расчетов.
Согласно пункту 23 Порядка № 61-пп (в редакции, действовавшей до 01.01.2021) организации жилищно-коммунального хозяйства, за исключением регионального оператора и владельца специального счета, на основании заключенных соглашений с государственным учреждением ежемесячно, до 5-го числа, представляют в государственное учреждение (на магнитных носителях) списки получателей денежных выплат (с указанием суммы начисленных денежных выплат), списки получателей денежной выплаты, имеющих задолженность по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, установленную вступившим в законную силу решением суда (в том числе реквизиты судебного решения: наименование суда, вынесшего решение, дата вынесения и вступления в законную силу решения суда, номер дела, размер и период задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг), а также списки получателей денежной выплаты, не выполняющих соглашение по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (при наличии такого соглашения) (далее - списки), содержащие сведения за предыдущий месяц.
Как следует из материалов дела, начисление платы за отопление и горячее водоснабжение по квартире № 8 дома № 15 по пр. Бадигина в г. Архангельске, а также мер социальной поддержки и предъявление платежных документов на оплату данных услуг осуществляет ПАО «ТГК-2».
Согласно письму отделения от 13.01.2021 № 10-1/29 меры социальной поддержки предоставляются проживающим по указанному адресу Стельмах А.П., Стельмах О.П., состоящим на учете по категории «Ребенок-инвалид до 18 лет». Выплаты мер социальной поддержки приостановлены Стельмах А.П. с 01.06.2017, Стельмах О.П. - с 01.07.2017 в связи с задолженностью по оплате коммунальных услуг.
Из письма ПАО «ТГК-2» от 13.01.2021 № 2000/111-2021 следует, что общедомовой прибор учета тепловой энергии в доме № 15 по пр. Бадигина и индивидуальный прибор учета горячей воды в квартире № 8 указанного многоквартирного дома отсутствуют, в связи с этим расчет размеров платы за коммунальные услуги и компенсаций расходов на оплату коммунальных услуг отопление и горячее водоснабжение (по компонентам холодная вода и тепловая энергия для приготовления горячей воды) за октябрь, ноябрь 2020 года осуществлен исходя из нормативов потребления.
Расчет и размер компенсации сторонами не оспариваются.
Письмом от 15.10.2020 № 2000/2149-2020 ПАО «ТГК-2» сообщило потребителю Стельмах А.А., что в октябре 2020 года на основании определения Арбитражного суда Архангельской области от 23 сентября 2020 года по делу № А05-15314/2019 будет снята задолженность за отопление и горячее водоснабжение, вследствие чего будет возобновлена выплата мер социальной поддержки.
Вместе с тем представленные отделением выписки из файлов обмена (приложение к письму отделения социальной защиты от 13.01.2021 № 10-1/29), направленных в учреждение заявителем, за октябрь № 202010 и ноябрь № 202011 по Стельмах А.П. и Стельмах О.П. не содержат сведения о начисленных мерах социальной поддержки за указанные месяцы и сведения об отсутствии задолженности.
Согласно письму отделения от 04.02.2021 сведения об отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг в учреждение направлены в файлах обмена за декабрь 2020 года.
В связи с этим выплаты за октябрь, ноябрь 2020 года в ноябре и декабре 2020 года не осуществлялись. Фактически выплаты произведены в январе 2021 за весь период, в течение которого их предоставление было приостановлено, в том числе за октябрь и ноябрь 2020 года.
Как установил суд первой инстанции, задолженность по оплате коммунальных услуг по Стельмах А.А. снята на основании определения Арбитражного суда Архангельской области от 23 сентября 2020 года по делу № А05-15314/2019, в связи с чем выплата мер социальной защиты подлежала возобновлению с октября 2020 года.
Таким образом, как указал суд первой инстанции, в октябре и ноябре 2020 года ПАО «ТГК-2» должно было представить в государственное учреждение сведения за октябрь и ноябрь 2020 года: списки получателей денежных выплат (с указанием суммы начисленных денежных выплат), списки получателей денежной выплаты, имеющих задолженность по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, до 05.11.2020 и до 07.12.2020, соответственно.
ПАО «ТГК-2», являясь организацией, ответственной за правильность производимых расчетов, организацией, осуществляющей начисление платы за коммунальные услуги отопление, горячее водоснабжение (по компонентам холодная вода и тепловая энергия) и расчет мер социальной поддержки в денежной форме, таких сведений в установленный срок не направило.
Согласно ответу отделения списки льготников представлены с файлами за декабрь 2020 года, согласно которым задолженность у потребителя снята только в декабре 2020 года (в столбце DOLG в выписках из файлов обмена за декабрь 2020 года – 0,00).
Суд первой инстанции установил, что представленные обществом с заявлением в суд принт-скрины экрана не содержат информации о своевременном направлении сведений (в них отражена информация о дате создания файла, но не о дате направления информации у государственное учреждение).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленные обществом принт-скрины экрана не подтверждают своевременное выполнение требований 23 Порядка № 61-пп за октябрь, ноябрь 2020 года.
В результате того, что отделение получило сведения о льготниках за октябрь, ноябрь 2020 года только в декабре 2020 года, выплаты льгот в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг были представлены семье Стельмах А.А. несвоевременно, а именно, только в январе 2021 года.
Таким образом, в результате этих неправомерных действий (бездействия) общества ПАО «ТГК-2», являющегося ответственным за правильность производимых расчетов оплаты коммунальных услуг и денежной выплаты, потребителю несвоевременно предоставлены льготы, установленные законом.
Доводы апеллянта о том, что общество не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена часть 3 статьи 14.8 КоАП РФ, поскольку несет ответственность только за правильность производимых расчетов, а не за принятие решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении мер социальной поддержки семьям, имеющим детей-инвалидов, не принимается апелляционным судом, так как ПАО «ТГК-2», являясь организацией, ответственной за правильность производимых расчетов и осуществляющей начисление платы за коммунальные услуги отопление, горячее водоснабжение (по компонентам холодная вода и тепловая энергия) и расчет мер социальной поддержки в денежной форме, должно было в установленный срок направить в отделение сведения о денежных компенсациях на оплату указанных услуг за октябрь, ноябрь 2020 года, а также сведения об отсутствии задолженности Стельмах А.А. по оплате коммунальных услуг. Указанная обязанность обществом не исполнена, что повлекло непредоставление в ноябре, декабре 2020 года семье, имеющей детей-инвалидов, льгот в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии события вмененного правонарушения.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в обоснование отсутствия вины, в рассматриваемом случае возлагается на заявителя.
Доказательств, подтверждающих невозможность соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказывающих принятие обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.8 КоАП РФ.
Постановление вынесено административным органом в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности не допущено.
Административное наказание в виде штрафа в размере 6 000 руб. назначено управлением с учетом наличия обстоятельства, отягчающего административную ответственность, поскольку ранее общество привлекалось к административной ответственности постановлением от 28.07.2020 № 549/2020.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ суд первой инстанции не усмотрел.
Таким образом, суд первой инстанции, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 августа 2021 года по делу № А05-6699/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья | Е.А. Алимова |