ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
http://14aas.arbitr.ru
05 декабря 2016 года | г. Вологда | Дело № А05-7295/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2016 года .
В полном объёме постановление изготовлено декабря 2016 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Романовой А.В. и Черединой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
при участии отадминистрации муниципального образования «Северодвинск» ФИО1 по доверенности от 18.12.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Северодвинск» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 сентября 2016 года по делу № А05-7295/2016 (судья Тюпин А.Н.),
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «РН-Архангельскнефтепродукт» (место нахождения: 163530, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к администрации муниципального образования «Северодвинск» (место нахождения: 164501, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>, далее - Администрация) об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 29:28:110271:1, расположенного в границах земельного участка, адрес ориентира: <...>, площадью 249 816 кв.м. согласно межевому плану, подготовленному кадастровым инженером общества с ограниченной ответственностью «АрхЗемПроект» (далее – ООО «АрхЗемПроект») ФИО2.
Решением суда от 29 сентября 2016 года исковые требования удовлетворены.
Администрация с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве. Таким правом в отношении земельного участка Общество не обладает. Межевой план подготовлен без учета местоположения красных линий градостроительного квартала 271, а также требований пункта 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации в части обеспечения 20-ти метровой ширины береговой полосы водного объекта общего пользования. В межевом плане территории общего пользования по Ягринскому шоссе необоснованно включены в границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером 29:28:110271:1. Комплексным инвестиционным планом развития моногорода Северодвинска на 2010-2020 годы мероприятия «Реконструкция моста через Никольское устье Северной Двины в городе Северодвинске», а также «Строительство и реконструкция Ягринского шоссе» включены в перечень инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры моногорода Северодвинска. В настоящее время администрацией Северодвинска, в целях реализации вышеуказанных мероприятий, выполнены работы по формированию земельных участков, в границах которых возможна реализация этих инвестиционных проектов. Требуется формирование земельного участка, расположенного вдоль Ягринского шоссе в границах территории, расположенной между существующей автодорогой по Ягринскому шоссе и ограждением топливно-энергетического комплекса, принадлежащего Обществу (в границах красных линий градостроительного квартала 271) на участке от АЗС, расположенной по Ягринскому шоссе, д. 12, до моста через Никольское устье Северной Двины. Уточняемое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 29:28:110271:1, указанное на чертеже земельных участков и их частей акта согласования местоположения границы земельного участка, не учитывает требований Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в части требований к предельным параметрам земельных участков.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал изложенные в жалобе доводы.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит производственно-технический комплекс (Северодвинский цех), расположенный по адресу: <...> и автозаправочная станция, расположенная по адресу: <...>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 13.10.2006 (том 1, листы 65-66).
На основании заявления истца от 21.09.2010, постановления администрации муниципального образования «Северодвинск» от 06.10.2010 № 342-па Обществу был предоставлен в аренду земельный участок из категории земель населенных пунктов площадью 249 816 кв.м. (договор аренды земельного участка от 02.11.2010 № 12 396 000 (том 1, листы 21-22)).
Местоположение земельного участка установлено относительно ориентира - здания, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <...>, кадастровый номер 29:28:110271:1, для санитарно-защитной зоны, эксплуатации автозаправочной станции и производственно-технического комплекса (Северодвинского цеха).
Срок действия договора аренды определен с 06.10.2010 по 05.09.2011 (пункт 4.1 договора).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 05.04.2013 по делу № А05-355/2011 подтверждается, что указанный договор аренды земельного участка действует и в настоящее время.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 16.12.1996 как ранее учтенный.
Кадастровым инженером ООО «АрхЗемПроект» ФИО2 по заказу истца проведены кадастровые работы по установлению границ спорного земельного участка, подготовлена схема границ данного земельного участка, которая направлена на согласование в адрес ответчика.
Письмом от 13.04.2015 № 11-09-02/2584 ответчик отказал в согласовании границ земельного участка, поскольку согласование противоречит муниципальной долгосрочной целевой программе «Развитие инженерной инфраструктуры в целях реализации комплексного плана модернизации моногорода Северодвинска на 2010-2020», а схема границ земельного участка не учитывает наличие красных линий градостроительного квартала 271.
Отказ Администрации в согласовании границ земельного участка послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 11.1 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
На основании пункта 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (исходных земельных участков).
Согласно пункту 8 статьи 11.2 ЗК РФ споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
Согласно частям 1, 2, 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ) местоположение границ земельного участка устанавливается при проведении межевания земельного участка и отражается в межевом плане.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках.
В силу части 1 статьи 22 Закона № 221-ФЗ при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка межевой план является необходимым документом для кадастрового учета.
Частью 3 статьи 38 Закона № 221-ФЗ предусмотрено, что если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Согласно части 7 статьи 38 указанного Федерального закона, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Кроме того, согласно частям 1 - 3 статьи 39 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в том числе с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве аренды, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Предметом указанного согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (часть 1 статьи 40 Закона № 221-ФЗ).
Согласно частям 4 и 5 статьи 40 Закона № 221-ФЗ, если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном ЗК РФ порядке.
Ответчик, в обоснование отказа в уточнении границ земельного участка ссылается на наличие муниципальной долгосрочной программы «Развитие инженерной инфраструктуры в целях реализации комплексного плана модернизации моногорода Северодвинска на 2010-2020».
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) предусмотрено, что границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ).
Как установлено судом, существующая на текущий момент документация по планировке территории была утверждена решением Совета депутатов города Северодвинска от 31.10.2007 № 147.
В силу пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд», государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Однако, информация о нахождении спорного земельного участка с кадастровым номером 29:28:110271:1 в границах красных линий в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Закона № 221-ФЗ, отсутствует, что подтверждается сведениями, содержащимися в кадастровом паспорте земельного участка от 10.08.2016 № 2900/201/16-181797.
Более того, ответчик в ходе разбирательства по делу не отрицал, что резервирование красных линий надлежащим образом не было зарегистрировано.
Поскольку доказательств прохождения границ спорного земельного участка, указанных в межевом плане, составленном кадастровым инженером ООО «АрхЗемПроект» ФИО2, по зарегистрированным надлежащим образом красным линиям градостроительного квартала 271, ответчиком не представлено, как не доказано и то, что при межевании спорного земельного участка истцом нарушены требования Водного кодекса Российской Федерации, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Общества у суда не имелось.
По мнению апелляционной коллегии, судом первой инстанции при рассмотрении дела произведен тщательный правовой анализ всех представленных сторонами документов и дана правильная оценка доказательствам и доводам сторон.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт в апелляционной жалобе не содержится.
Администрация в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 сентября 2016 года по делу № А05-7295/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Северодвинск» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | А.Н. Шадрина |
Судьи | А.В. Романова Н.В. Чередина |