ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
28 декабря 2021 года | г. Вологда | Дело № А05-7423/2021 | |
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2021 года .
В полном объёме постановление изготовлено декабря 2021 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Селивановой Ю.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Люсковой Ю.А.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску ФИО1 по доверенности от 15.12.2020 № 2.5-16/40858,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 сентября 2021 года по делу № А05-7423/2021,
у с т а н о в и л:
федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 191119, Санкт-Петербург, улица Звенигородская, дом 5; далее – учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163069, <...>; далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительным и отмене решения от 12.01.2021 № 2.13-15/12 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 27 сентября 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что суд не дал оценку доводам учреждения об отсутствии вины, не учел, что в законодательстве отсутствуют четкие критерии разграничения изъятых и ограниченных в обороте земельных участков. Указывает на несоответствие выводов суда представленным в материалы дела доказательствам. Считает, что земельные участки, предоставленные Вооруженным Сила Российской Федерации, могут использоваться им в любой хозяйственной деятельности, направленной на решение возложенных задач, в материалы дела представлены документы, подтверждающие фактическое использование земельных участков для размещения для постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов учреждения. Заявил возражения по земельным участкам с кадастровыми номерами 29:22:022001:75, 29:22:022547:33, 29:16:064702:72, 29:22:040201:1687, 29:22:040211:114, 29:16:064702:48.
Инспекция в отзыве и ее представитель в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Учреждение надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя налогового органа, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной учреждением 17.01.2020 уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2019 год, по итогам которой составлен акт от 06.05.2020 № 2.13-15/2698, дополнение к акту налоговой проверки от 16.11.2020 № 2.13-15/61, и принято решение от 12.01.2021 № 2.13-15/12.
Названным решением учреждение привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в виде штрафа в размере в виде штрафа в размере 1 000 руб. за неполную уплату земельного налога за 2019 год. Размер штрафа определен инспекцией с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения: размер штрафа уменьшен по сравнению с размером штрафа, установленным пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Этим же решением учреждению доначислено и предложено уплатить 37 067 569 руб. недоимки по земельному налогу, 6 196 162 руб. 72 коп. пеней по данному налогу.
Основанием для доначисления земельного налога, соответствующих сумм пеней и для привлечения учреждения к налоговой ответственности послужил вывод налогового органа о неправомерном занижении налоговой базы за счет неправомерного определения 18 земельных участков как земельных участков, изъятых из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации и, соответственно, не облагаемых земельным налогом.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – управление) от 08.04.2021 № 07-10/1/04627 апелляционная жалоба учреждения на решение инспекции от 12.01.2021 № 2.13-15/12 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, при этом обоснованно руководствовался следующим.
Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (подпункты 1 и 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 387 НК РФ предусмотрено, что земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Кодекса, порядок и сроки уплаты налога (пункт 2 статьи 387 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Как указано в подпункте 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ, земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, не признаются объектом налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный налоговый период) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В силу пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Согласно пункту 1 статьи 394 НК РФ в редакции, действовавшей в проверенный налоговый период, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
На территории муниципального образования «Город Архангельск» ставки земельного налога установлены решением Архангельского городского Совета от 26.10.2005 № 51 «О введении земельного налога на территории муниципального образования «Город Архангельск».
Пунктом 2 названного нормативного правового акта (в редакции, действовавшей в спорный налоговый период) установлены следующие ставки земельного налога в зависимости от категорий участков:
0,3 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в муниципальном образовании «Город Архангельск» и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
1,5 процента от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.
В силу пунктов 1, 2 и 6 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
Как установлено налоговым органом и следует из материалов дела, в 2019 году учреждение владело на праве постоянного (бессрочного) пользования следующими земельными участками с кадастровыми номерами 29:22:040718:62, 29:22:040718:64, 29:22:023013:15, 29:16:064702:48, 29:16:064702:50, 29:22:040201:48, 29:22:040211:114, 29:22:040718:63, 29:16:064702:47, 29:16:221301:27, 29:22:022001:59, 29:22:022001:73, 29:16:221301:26, 29:22:022001:75, 29:22:022547:33, 29:22:040201:1687, 29:16:064702:72, 29:22:050519:61, 29:22:000000:39, 29:22:022515:3, 29:16:064702:3140.
Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области, земельные участки с кадастровыми номерами 29:22:040718:62, 29:22:040718:64, 29:22:040718:63, 29:22:023013:15, 29:22:022515:3 имеют вид разрешенного использования «для нужд Министерства обороны»; земельные участки с кадастровыми номерами 29:16:221301:26, 29:16:221301:27 имеют вид разрешенного использования «для государственных нужд»; земельные участки с кадастровыми номерами 29:22:022547:33 имеют вид разрешенного использования «для эксплуатации комплекса зданий и сооружений военного городка»; земельный участок с кадастровым номером 29:22:000000:39 имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации комплекса зданий и сооружений войсковой части», земельный участок с кадастровым номером 29:16:064702:48 имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации здания детского сада»; земельный участок с кадастровым номером 29:16:064702:50 имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации тренажера»; земельный участок с кадастровым номером 29:22:040201:48 имеет вид разрешенного использования «здания и сооружения госпиталя», земельный участок с кадастровым номером 29:22:040211:114 имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации железнодорожного пути и площадок разгрузки и хранения сыпучих строительных материалов», земельный участок с кадастровым номером 29:16:064702:47 имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации здания общежития», земельный участок с кадастровым номером 29:22:022001:59 имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации здания складов, здания гаража по ул. Речной 29», земельный участок с кадастровым номером 29:22:022001:73 имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации станции технического обслуживания автомобилей», земельный участок с кадастровым номером 29:22:022001:75 имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации зданий и сооружений подсобного хозяйства», земельный участок с кадастровым номером 29:22:050519:61 имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации трехэтажного нежилого служебного здания (памятник истории и культуры местного здания – подворье Сурского монастыря), земельный участок с кадастровым номером 29:22:040201:1687 имеет вид разрешенного использования «для размещения объектов здравоохранения», земельные участки с кадастровыми номерами 29:16:064702:72 и 29:16:064702:3140 имеют вид разрешенного использования «для размещения объектов воздушного транспорта».
Заявитель в декларации по земельному налогу за 2019 год (регистрационный номер 913689419) исчислил сумму налога к уплате в бюджет в размере 3 175 руб.
Налоговым органом установлено занижение налоговой базы по причине неправомерного отнесения 18 земельных участков к категории изъятых из оборота.
В ходе камеральной налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля инспекцией сделан вывод об отнесении земельных участков с кадастровыми номерами 29:22:022515:3 и 29:22:000000:39 к землям, изъятым из оборота и не являющимися объектом налогообложения.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 29:22:050519:61 подтверждена правомерность применения налоговой ставки в размере 0,3 % как для ограниченного в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленного для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
К остальным земельным участкам, которые принадлежат заявителю на праве постоянного (бессрочного пользования), инспекция применила ставку 0,3 % как к ограниченным в обороте и ставку 1,5 % как отнесенным к категории прочих земельных участков.
По трем земельным участкам налог не начислен в связи с незначительным размером кадастровой стоимости (земельные участки с кадастровыми номерами № 29:16;221301:27; № 29:16:221301:26; № 29:16:064702:50).
Фактически в оспариваемом решении инспекцией претензии предъявлены по 15 участкам: тринадцать земельных участков отнесены налоговым органом к категории ограниченных в обороте (ставка налога 0,3 %); два земельных участка – к категории прочих (ставка налога 1,5 %).
Заявитель в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе последовательно настаивал на том, что спорные земельные участки являются изъятыми из оборота и не являются объектом налогообложения земельным налогом.
Отклоняя данные доводы заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу подпунктов 2, 3 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) из оборота изъяты земельные участки, занятые зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами), зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством
Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
В соответствии с пунктами 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 93 ЗК РФ установлено, что в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:
1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);
2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);
3) размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва.
Как установлено налоговым органом в ходе проверки, земельный участок с кадастровым номером 29:16:064702:3140 расположен на территории муниципального образования «Город Архангельск», поселок Талажский авиагородок, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения объектов воздушного транспорта, дата присвоения кадастрового номера 11.03.2019.
Согласно карте градостроительного зонирования земельный участок расположен в зоне ВТ-3 (зоны воздушного транспорта), кадастровая стоимость – 67 937 279 руб. 52 коп.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 29:16:064702:3140 образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 29:16:064702:72.
При этом, как верно отмечено судом в обжалуемом решении, правоустанавливающие документы и документы кадастрового учета по земельному участку с кадастровым номером 29:16:064702:3140 не содержат каких-либо сведений об установлении ограничений в отношении данного земельного участка.
Согласно выписке из ЕГРН на земельном участке расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами: 29:16:064702:3146 – здание спорткорпуса; 29:16:064702:3147 – здание стрелкового тира.
Назначение, целевое использование объектов недвижимости налогоплательщиком не указано.
При этом в настоящее время спорный земельный участок передан в пользование Архангельской области.
В материалах дела усматривается, что по требованию налогового органа заявтелем представлено распоряжение от 17.10.2019 № 1143-р «О закреплении имущества, находящегося в государственной собственности Архангельской области, за государственным автономным учреждением Архангельской области «Региональный центр спортивной подготовки «Водник» на праве оперативного управления. Согласно данному распоряжению и актам о приеме-передаче объектов нефинансовых активов здание спорткорпуса (дата постройки 01.01.1965) и здание стрелкового тира (дата постройки 01.01.1980) закрепляются на праве оперативного управления за государственным автономным учреждением Архангельской области «Региональный центр спортивной подготовки «Водник».
Из письменных возражений по акту налоговой проверки и представленных с ними документов следует, что объекты недвижимости (спорткорпус, стрелковый тир), расположенные на спорном земельном участке подлежат списанию.
Судом учтено что из протокола допроса ФИО2 от 05.10.2020, который являясь кадастровым инженером, готовил технические планы вышеуказанных зданий, следует, что в проверяемом периоде на территории земельного участка с кадастровым номером 29:16:064702:3140 располагались здания спорткомплекса и стрелкового тира. Для проведения кадастровых работ пропуск для доступа на территорию указанных объектов недвижимости не оформлялся, Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования на территории объектов недвижимости не располагались, здания пустовали, требовали ремонта.
Аналогичные показания дал допрошенный инспекцией в качестве свидетеля ФИО3 (заместитель директора государственного автономного учреждения Архангельской области «Водник»).
Данные объекты недвижимости были не пригодны для размещения в них для постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, апеллянтом ни в ходе проверки, ни в материалы дела в суд первой инстанции не представлены.
Учитывая изложенное, инспекция и суд пришли к обоснованному выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 29:16:064702:3140 не подлежит признанию изъятым из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежит налогообложению по ставке 0,3 % как ограниченный в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленный для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, с учетом количества полных месяцев владения.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 29:16:064702:48, 29:22:040211:114, 29:16:064702:50, судом установлено, что они не относятся к земельным участкам, изъятым из оборота.
При этом в отношении земельного участка 29:16:064702:50 земельный налог по результатам проверки не доначислялся, а в отношении земельных участков 29:16:064702:48, 29:22:040211:114, отнесенных к категории прочих, применена ставка 1,5 %.
Налоговым органом выявлено, что согласно Выписке из ЕГРН на земельном участке с кадастровыми номером 29:22:040211:114 расположены объекты недвижимости 29:22:000000:8365 (сети водопровода Кузнечихинского промузла) и 29:22:040211:1197 (сети коллектора хозяйственно-бытовой канализации «Севтрансстроя» (Кузнечихинский промузел), которые включены в реестр имущества, принадлежащего муниципальному образованию «Город Архангельск».
Также на участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером 29:22:040211:297 (станция диагностики), который принадлежит на праве оперативного управления федерального государственного казенного учреждения «3 Отряд Федеральной противопожарной службы по Архангельской области».
В ответ на требование от 23.10.2019 № 2.13-15/9417 федеральным государственным казенным учреждением «3 Отряд Федеральной противопожарной службы по Архангельской области» в инспекцию были представлены пояснения и подтверждающие документы в отношении указанного объекта недвижимости, согласно которым станция диагностики по договору от 01.07.2015 № 01/07-040 передана в безвозмездное пользование государственным бюджетным учреждением Архангельской области «Производственно-технический центр».
Таким образом, является правильным вывод суда о том, что, поскольку земельный участок с кадастровым номером 29:22:040211:114 имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации железнодорожного пути и площадок разгрузки и хранения сыпучих строительных материалов», то он обоснованно отнесен инспекцией к категории прочих земель.
Также налоговым органом установлено, что согласно данным, содержащимся в ЕГРН на земельном участке с кадастровым номером 29:16:064702:48, расположены объекты недвижимости со следующими кадастровыми номерами 29:16:064702:241 (сети электроосвещения), 29:16:064702:242 (канализационная сеть) и 29:16:064702:240 (детский сад).
Поскольку помещения здания детского сада находятся в оперативном управлении муниципального бюджетного образовательного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Основная школа № 12», объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 29:16:064702:48, не предусмотрены для постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, инспекцией правомерно сделан вывод о том, что данный земельный участок подлежит обложению по ставке 1,5 % как относящийся к прочим земельным участкам.
Доказательств, достоверно опровергающих названые обстоятельства, подателем жалобы ни в ходе проверки, ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции не предъявлено.
Земельный участок с кадастровым номером 29:16:064702:48 имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации детского сада», что позволяет исключить его из категории земель ограниченных в обороте и отнесении к категории прочих земель.
Согласно подпункту 5 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 названной статьи.
В ходе проверки инспекция пришла к выводу о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 29:16:064702:47, 29:22:040718:62, 29:22:040718:64, 29:22:023013:15, 29:22:040201:48, 29:22:040718:63, 29:16:221301:27, 29:22:022001:59, 29:22:022001:73, 29:16:221301:26, 29:22:022001:75, 29:22:022547:33, 29:22:040201:1687, 29:16:064702:72 являются не изъятыми из оборота, а ограниченными в обороте, поскольку они предоставлены для обеспечения обороны и безопасности, таможенных нужд.
Судом установлено, что на всех перечисленных земельных участках, являющихся ограниченными в обороте, в спорные налоговые периоды не размещались объекты недвижимости для постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований.
При этом, как верно установлено судом, в представленных в материалы настоящего дела правоустанавливающих документах и документах государственного кадастрового учета на спорные земельные участки отсутствуют сведения об их изъятии из оборота.
Так, на земельном участке с кадастровым номером 29:22:040718:62 находится здание санитарно-эпидемиологической службы, используемое акционерным обществом «Главное управление обустройства войск», на земельном участке с кадастровым номером 29:22:040718:64 – здание районных электрических сетей, переданное в безвозмездное пользование акционерному обществу «Оборонэнерго».
На земельном участке с кадастровым номером 29:22:023013:15 в спорный период отсутствовали какие-либо объекты недвижимости.
Земельный участок с кадастровым номером 29:16:064702:47 подлежит обложению земельным налогом по ставке 0,3 процента, так как занят объектом жилого фонда – четырехэтажным жилым домом, имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации здания общежития». Наниматели жилых помещений в указанном доме не имеют отношения к Вооруженным Силам Российской Федерации.
На земельных участках с кадастровыми номерами 29:16:221301:26, 29:16:221301:27, имеющими вид разрешенного использования «для государственных нужд», 29:22:022001:73, имеющем вид разрешенного использования «эксплуатация станции технического обслуживания автомобилей», в проверенные периоды располагались склады.
В отношении земельных участков 29:16;221301:27; 29:16:221301:26 налог по результатам проверки не доначислен.
Склады, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 29:22:022001:73, в проверенный инспекцией налоговый период не использовались.
Земельный участок с кадастровым номером 29:22:022001:59 имеет вид разрешенного использования для эксплуатации зданий складов и гаража, при этом данных об использовании фактически расположенного на данном земельном участке гаража не имеется и учреждением не представлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 29:22:040718:63 имеет вид разрешенного использования «для нужд Министерства обороны Российской Федерации (эксплуатация зданий и сооружений КЭЧ Архангельского гарнизона)» и был сформирован внутри земельного участка с кадастровым номером 29:22:040718:61.
В спорный период земельный участок с кадастровым номером 29:22:040718:61 и находящееся на нем здание «Казарма восстания» находились в оперативном управлении Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области, учреждение не имело никакого отношения к данному земельному участку и располагавшемуся на нем зданию.
Земельные участки с кадастровыми номерами 29:22:022001:75, 29:22:022547:33 имеют виды разрешенного использования «для эксплуатации комплекса зданий и сооружений подсобного хозяйства», «для эксплуатации комплекса зданий и сооружений военного городка».
Судом правомерно указано, что учреждение не представило в материалы дела доказательств размещения на указанных земельных участках на постоянной основе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, а также приказов начальника Северодвинского местного гарнизона от 06.11.2015 № 151, начальника Архангельского территориального гарнизона от 06.03.2012 № 7.
Как установлено в ходе проверки, земельный участок с кадастровым номером 29:22:040201:48 имел вид разрешенного использования «здания и сооружения госпиталя», из данного земельного участка в 2018 году был выделен земельный участок с кадастровым номером 29:22:040201:1687 с расположенными на нем 4 объектами недвижимости, принадлежащими на праве оперативного управления Управлению Судебного департамента в Архангельской области и Ненецком автономном округе.
В объектах недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 29:22:040201:1687, в 2017 – 2018 годах проводились работы по их комплексному капитальному ремонту для последующего размещения Архангельского гарнизонного военного суда.
Как верно учтено судом при принятии обжалуемого решения, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 18 февраля 2021 года по делу № А05-88642/2021 установлено, что фактически переезд Архангельского гарнизонного военного суда в новое здание на указанном земельном участке происходил в ноябре – декабре 2018 года, а открытие здания Архангельского гарнизонного военного суда состоялось в марте 2019 года. В этом же здании стало располагаться Управления судебного департамента в Архангельской области и Ненецком автономном округе.
Согласно выписке из ЕГРН прекращение права постоянного (бессрочного) пользования учреждения в отношении земельного участка с кадастровым номером 29:22:040201:1687 зарегистрировано 15.03.2019.
Допустимых доказательств, отвечающих требованиям статьи 68 АПК РФ, достоверно подтверждающих факт нахождения (размещения) в спорном налоговом периоде для постоянной деятельности в зданиях, строениях, сооружениях расположенных на спорном земельном участке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, как и документального подтверждения фактического нахождения (размещения) в спорный налоговый период военного суда в зданиях, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 29:22:040201:1687, учреждением ни в ходе проверки, ни при рассмотрении спора в суде первой инстанции не представлено.
Учитывая изложенное, а также вид разрешенного использования земельного участка, суд пришел к обоснованному выводу о том что земельный участок в кадастровым номером 29:22:040201:1687 не подлежит признанию изъятым из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, и подлежит налогообложению по ставке 0,3 % как ограниченный в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленный для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд с учетом количества полных месяцев владения (пункт 7 статьи 396 НК РФ).
В отношении земельного участка с кадастровым номером 29:16:064702:72, имеющим вид разрешенного использования «для размещения объектов воздушного транспорта», инспекцией установлено, что фактически указанный участок использовался неограниченным кругом лиц в целях, не связанных с обеспечением обороны и безопасности (расположение объектов жилищного фонда, магазинов, объектов социальной сферы, религиозного назначения).
Допустимых доказательств, отвечающих требованиям статьи 68 АПК РФ, достоверно подтверждающих фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 29:16:064702:72 войсковой частью 49324-4 (в настоящее время 52918-2) учреждение ни в ходе проверки, ни при рассмотрении спора в суде первой инстанции в материалы дела не представило.
На основании установленных фактических обстоятельств суд пришел к обоснованному выводу о том, что спорные земельные участки, принадлежащие учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, не относятся к землям, изъятым из оборота, и, следовательно, подлежат обложению земельным налогом.
Судом правомерно принят во внимание тот факт, что обстоятельства, связанные с назначением, использованием земельных участков с кадастровыми номерами 29:22:040211:114, 29:16:064702:48, 29:16:064702:50, 29:16:221301:27, 29:16:221301:26, 29:16:064702:47, 29:22:022001:59, 29:22:022001:73, 29:22:022001:75, 29:22:022547:33, 29:16:064702:72, 29:22:040718:64, 29:22:040718:63, 29:22:040718:62, 29:22:040201:1687, 29:22:040201:48, 29:22:023013:15, отсутствием на них зданий, сооружений, в которых бы размещались для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, были предметом оценки в деле № А05-8642/2020, в котором рассматривались заявления налогоплательщика о признании недействительными решений инспекции по результатам камеральных проверок налоговых деклараций по земельному налогу за 2017 и 2018 годы.
При рассмотрении настоящего спора, каких-либо новых доказательств, в том числе свидетельствующих об изменении обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 18 февраля 2021 года по делу № А05-8642/2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2021 года и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02 сентября 2021 года, учреждением в материалы настоящего дела не представлено.
Отклоняя довод учреждения об отсутствии вины в совершении налогового правонарушения, мотивированный тем, что заявитель руководствовался разъяснениями Министерства обороны России и использовало сводный реестр для расчета земельного налога, суд правомерно исходил из тог, что в данном случае оснований для освобождения учреждения от ответственности на основании положений подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ не имеется, поскольку указанная норма предусматривает выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции, тогда как Министерство обороны России не уполномочено давать разъяснения в области налогов и сборов.
С учетом изложенного суд обоснованно согласился с доводами инспекции о занижения учреждением земельного налога за 2019 год по спорным земельным участкам, что повлекло доначисление земельного налога за указанный период, а также пеней и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в спорных суммах.
Вопреки доводам апеллянта, судом первой инстанции дана оценка всем представленным в материалы дела доказательствам в совокупности, а неотражение каждого представленного сторонами документа в судебном акте не свидетельствует об обратном.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал учреждению в удовлетворении требований.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 сентября 2021 года по делу № А05-7423/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий А.Ю. Докшина
Судьи Н.В. Мурахина
Ю.В. Селиванова