ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
30 ноября 2023 года | г. Вологда | Дело № А05-7695/2023 | |
Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2023 года .
В полном объеме постановление изготовлено ноября 2023 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зреляковой Л.В., судей Черединой Н.В. и ШадринойА.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповым Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Каргопольские очистные сооружения» на решение Арбитражного суда Архангельской области
от 29 сентября 2023 года по делу № А05-7695/2023,
у с т а н о в и л:
заместитель прокурора Архангельской области (адрес: 163002, <...>; далее – Заместитель прокурора) обратился в Арбитражный суд Архангельской области в защиту публичных интересов Каргопольского муниципального округа Архангельской области в лице администрации Каргопольского муниципального округа с заявлением к администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области (ОГРН <***>,
ИНН <***>; адрес: 164110, Архангельская обл., Каргопольский м. р-н,
г. п. Каргопольское, <...>; далее – Администрация) и обществу с ограниченной ответственностью «Каргопольские очистные сооружения» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 164110, Архангельская обл., Каргопольский м. о., <...>; далее – Общество) о признании недействительными договоров аренды недвижимого имущества от 10 января 2022 года, от 01 марта 2022 года и
от 26 октября 2022 года, а также о применении последствий недействительности договора аренды от 26 декабря 2022 года путем возложения на Общество обязанности в течение месяца со дня вступления судебного акта в законную силу возвратить Администрации полученные объекты недвижимости.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 29 сентября 2023 года исковые требования удовлетворены, договоры аренды недвижимого имущества от 10 января 2022 года, от 01 марта 2022 года и от 26 октября
2022 года, заключенные Администрацией и Обществом, признаны недействительными, на Общество возложена обязанность в течение месяца со дня вступления судебного акта в законную силу возвратить Администрации полученные по договору аренды от 26 октября 2022 года объекты недвижимости. Также с Общества в доход федерального бюджета взыскано 9000 руб. государственной пошлины.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. В обоснование жалобы ответчик указал, что к сетям инженерно-технического обеспечения относятся имущественные объекты, в том числе сооружения, предназначенные для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений, используемые для выполнения функций транспортировки питьевой воды и сточных вод. Спорные объекты с технологически связанными с ними сооружениями водоотведения, а также канализационными и наружными сетями, указанными в акте приема-передачи, являются составными частями канализационных очистных сооружений на 700 куб. м/сутки, с кадастровым номером 29:05:130102:514, площадью 295,7 кв. м, и технологически связаны с остальными сетями водоотведения г. Каргополь, имеют точки подключения к ним и участвуют в единой технологической системе водоотведения г. Каргополь. При этом имущественный объект может рассматриваться в качестве сложной вещи в случае, если в соответствии с кадастровым паспортом канализационные и наружные сети отнесены к одному имущественному объекту и не могут быть использованы по назначению, не связанному с назначением всего объекта. Поскольку объекты водоотведения, переданные по договору аренды от 10 октября 2022 года, являются главной вещью по отношению к инженерным сетям, имеют дату ввода их в эксплуатацию – 2021 год, действия Администрации отвечают требованиям, установленным статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ). Объектом договора от 01 марта 2022 года являются объекты водоотведения, введенные в эксплуатацию в 2021 году, то есть менее, чем через 5 лет с даты заключения договора, поэтому данный договор не может обладать признаками недействительности. Кроме того, суд первой инстанции не принял во внимание, что договоры аренды заключены в целях недопущения чрезвычайной ситуации, в то время как заключение концессионного соглашения требует значительного количества времени, а приостановление работы и эксплуатации спорных объектов невозможно.
От Заместителя прокурора и Администрации отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена без участия представителей названных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Администрация (арендодатель) и Общество (арендатор) 10 января 2022 года заключили договор аренды недвижимого имущества, согласно пункту 1.1 которого арендодатель предоставляет арендатору во временное владение и пользование канализационные очистные сооружения на 700 куб. м/сутки, с кадастровым номером 29:05:130102:514, площадью 295,7 кв. м, расположенные по адресу: <...>, с технологически связанными с ними сооружениями водоотведения.
По акту приема-передачи от 01.03.2022 Администрация передала,
а Общество приняло в аренду канализационные очистные сооружения
на 700 куб. м/час, с кадастровым номером 29:05:130102:514, площадью
295,7 кв. м, расположенные по адресу: <...>
д. 125, стр. 2, со следующими сооружениями:
1) главный коллектор сети с разводящими сетями, с кадастровым номером 29:05:000000:178, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства – 1980;
2) здание хлораторной станции, с кадастровым номером 29:05:130111:221, год завершения строительства – 1967;
3) канализационная насосная станция № 3, с кадастровым номером 29:05:130111:217, год завершения строительства – 1967;
4) канализационная насосная станция № 2, с кадастровым номером 29:05:130111:214, год завершения строительства – 1967;
5) канализационная насосная станция № 1, с кадастровым номером 29:05:130111:215, год завершения строительства – 1987;
6) здание канализационной насосной станции, с кадастровым номером 29:05:130123:116, год ввода в эксплуатацию по завершению строительства – 1980;
7) здание канализационной насосной станции, с кадастровым номером 29:05:130109:127, год завершения строительства – 1981;
8) накопитель сточных вод, с кадастровым номером 29:05:130111:471, год завершения строительства – 1971;
9) канализационные сети чугунные, с кадастровым номером 29:05:130111:424, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства – 1978;
10) наружные сети канализации к зданию школы искусств в г. Каргополе, с кадастровым номером 29:05:000000:665, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства – 2018;
11) наружные сети водоотведения, с кадастровым номером 29:05:000000:870, год завершения строительства – 2018;
12) сеть канализации, с кадастровым номером 29:05:000000:875, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства – 2019;
13) канализационная насосная станция, с кадастровым номером 29:05:130108:154, год завершения строительства – 1981;
14) сети канализации, с кадастровым номером 29:05:130111:419, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства – 2012;
15) наружные сети водоотведения (канализация самотечная), с кадастровым номером 29:05:130116:755, год завершения строительства – 2020;
16) наружные сети водоотведения (канализация самотечная), с кадастровым номером 29:05:000000:912, год завершения строительства – 2020;
17) наружные сети водоотведения (канализация напорная), с кадастровым номером 29:05:130116:758, год завершения строительства – 2020;
18) канализационная насосная станция, с кадастровым номером 29:05:130116:757, год завершения строительства – 2020;
19) главный коллектор (напорный участок канализации), с кадастровым номером 29:05:130104:438, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства – 2021;
20) главный коллектор (самотечный участок канализации), с кадастровым номером 29:05:130104:439, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства – 2021;
21) канализационная насосная станция, с кадастровым номером 29:05:130104:437, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства – 2021;
22) главный коллектор (напорный участок), с кадастровым номером 29:05:000000:937, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства – 2021;
23) канализационные очистные сооружения на 700 куб. м/в сутки (трубопровод очищенных стоков), с кадастровым номером 29:05:130102:517, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства – 2021;
24) сооружение, с кадастровым номером 29:05:130102:516, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства – 2021.
Указанные в приложении 1 к акту приема-передачи к договору аренды
от 10 января 2022 года объекты (24 наименования), передаваемые как сооружения водоотведения, технологически связанные с основным объектом – канализационными очистными сооружениями на 700 куб.м/час, с кадастровым номером 29:05:130101:514, не содержат указания на их кадастровые номера и даты строительства (либо ввода в эксплуатацию), несмотря на то, что на момент заключения договора от 10 января 2022 года такие объекты были поставлены на кадастровый учет. При этом объект, поименованный в пункте 24 приложения к акту как резервуар для воды, фактически в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) указан как сооружение коммунального хозяйства с объемом 200 куб. м.
Идентификация перечисленных объектов произведена по техническим характеристикам, указанным в приложении 1 к акту приема-передачи и отраженным в выписках из ЕГРН.
Договор аренды от 10 января 2022 года заключен на срок с 01.01.2022
по 30.11.2022.
Администрация (арендодатель) и Общество (арендатор) 01 марта
2022 года заключили договор аренды недвижимого имущества, согласно пункту 1.1 которого арендодатель предоставляет арендатору во временное владение и пользование:
- сооружение (канализационный коллектор), с кадастровым номером 29:05:000000:942, протяженностью 1256 м, наружные сети водоотведения (канализация напорная);
- сооружение (канализационный коллектор), с кадастровым номером 29:05:000000:941, протяженностью 689 м;
- канализационную насосную станцию, с кадастровым номером 29:05:130121:432, площадью 12,3 кв. м.
В пункте 1.2 договора от 01 марта 2022 года указано, что вышеперечисленные объекты технологически связаны с объектом водоотведения – канализационными очистными сооружениями на 700 куб. м/час, с кадастровым номером 29:05:130102:514, площадью
295,7 кв. м, расположенным по адресу: <...>
д. 125, стр. 2.
По акту приема-передачи от 01.03.2022 вышеперечисленное имущество передано Администрацией Обществу.
Договор аренды от 01 марта 2022 года заключен на срок с 01.03.2022
по 30.11.2022.
Администрация (арендодатель) и Общество (арендатор) 26 октября 2022 года заключили договор аренды недвижимого имущества, согласно пункту 1.1 которого арендодатель предоставляет арендатору во
временное владение и пользование канализационные очистные сооружения
на 700 куб. м/час, с кадастровым номером 29:05:130102:514, площадью
295,7 кв.м, расположенные по адресу: <...>
, с технологически связанными с ними сооружениями водоотведения.
По акту приема-передачи от 26.10.2022 Администрация передала,
а Общество приняло в аренду канализационные очистные сооружения
на 700 куб. м/час, с кадастровым номером 29:05:130102:514, площадью
295,7 кв. м, расположенные по адресу: <...>
д. 125, стр. 2, со следующими сооружениями:
1) главный коллектор сети с разводящими сетями, с кадастровым номером 29:05:000000:178, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства – 1980;
2) здание хлораторной станции, с кадастровым номером
29:05:130111: 221, год завершения строительства – 1967;
3) канализационная насосная станция № 3, с кадастровым номером 29:05:130111:217, год завершения строительства – 1967;
4) канализационная насосная станция № 2, с кадастровым номером 29:05:130111:214, год завершения строительства – 1967;
5) канализационная насосная станция № 1, с кадастровым номером 29:05:130111:215, год завершения строительства – 1987;
6) здание канализационной насосной станции, с кадастровым номером 29:05:130123:116, год ввода в эксплуатацию по завершению строительства – 1980;
7) здание канализационной насосной станции, с кадастровым номером 29:05:130109:127, год завершения строительства – 1981;
8) накопитель сточных вод, с кадастровым номером 29:05:130111:471, год завершения строительства – 1971;
9) канализационные сети чугунные, с кадастровым номером 29:05:130111:242, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства – 1978;
10) наружные сети канализации к зданию школы искусств в г. Каргополе, с кадастровым номером 29:05:000000:665, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства – 2018;
11) наружные сети водоотведения, кадастровый номер 29:05:000000:870 год завершения строительства 2018
12) сеть канализации, с кадастровым номером 29:05:000000:875, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства – 2019;
13) канализационная насосная станция, с кадастровым номером 29:05:130108:154, год завершения строительства – 1981;
14) сети канализации, с кадастровым номером 29:05:130111:419, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства – 2012;
15) наружные сети водоотведения (канализация самотечная), с кадастровым номером 29:05:130116:755, год завершения строительства – 2020;
16) наружные сети водоотведения (канализация самотечная), с кадастровым номером 29:05:000000:912, год завершения строительства – 2020;
17) наружные сети водоотведения (канализация напорная), с кадастровым номером 29:05:130116:758, год завершения строительства – 2020;
18) канализационная насосная станция, с кадастровым номером 29:05:130116:757, год завершения строительства – 2020;
19) главный коллектор (напорный участок канализации), с кадастровым номером 29:05:130104:438, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства – 2021;
20) главный коллектор (самотечный участок канализации), с кадастровым номером 29:05:130104:439, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства – 2021;
21) канализационная насосная станция, с кадастровым номером 29:05:130104:437, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства – 2021;
22) главный коллектор (напорный участок), с кадастровым номером 29:05:000000:937, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства – 2021;
23) канализационные очистные сооружения на 700 куб. м/сутки (трубопровод очищенных стоков), с кадастровым номером 29:05:130102:517, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства – 2021;
24) резервуар для воды, сооружение с кадастровым номером 29:05:130102:516, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства – 2021;
25) бытовая канализация, с кадастровым номером 29:05:130103:916, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства – 2022;
26) бытовая канализация, с кадастровым номером 29:05:130103:918, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства – 2022;
27) сооружение, с кадастровым номером 29:05:000000:942, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства – 2021;
28) сооружение, с кадастровым номером 29:05:000000:941, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства – 2021;
29) канализационная насосная станция, с кадастровым номером 29:05:130121:432, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства – 2021.
Договор аренды от 26 октября 2022 года заключен на срок с 01.12.2022 по 31.08.2026.
Государственная регистрация договора аренды от 26 октября 2022 года произведена 14.12.2022, обременения правами аренды Общества зарегистрировано в отношении канализационных очистных сооружений
на 700 куб. м/час, с кадастровым номером 29:05:130101:514, площадью
295,7 кв. м, по адресу: <...>
д. 125, стр. 2, а также объектов, поименованных в приложении 1 к акту
приема-передачи от 26.10.2022, что следует из выписок из ЕГРН.
Заместитель прокурора предъявил настоящий иск в суд, указав, что при заключении последовательно договоров аренды от 10 января 2022 года, 01 марта 2022 года и 26 октября 2022 года нарушены требования Закона № 416-ФЗ, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) и Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон №115-ФЗ), поскольку предметом договоров аренды явились объекты водоснабжения, в число которых входили объекты, введенные в эксплуатацию более чем за 5 лет до заключения договора, поэтому передача прав владения и пользования всеми объектами Обществу могла быть произведена только по концессионному соглашению, а не по договору аренды. Концессионное соглашение заключается по результатам конкурса. Нарушение порядка заключения договоров без проведения конкурсных процедур свидетельствует об их недействительности на основании пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, признал исковые требования обоснованными по праву и удовлетворил иск в полном объеме.
Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым судебным актом, поскольку выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на нормах законодательства и материалах дела.
В соответствии с частью 1 статьи 52 АПК РФ прокурору предоставлено право обратиться в арбитражный суд с иском о признании сделок недействительными.
На основании пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно части 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
На основании части 2 статьи 1 Закона № 135-ФЗ целями этого Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона № 135-ФЗ под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Признаки ограничения конкуренции перечислены в пункте 17 статьи 4 Закона № 135-ФЗ.
В части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и (или) действия (бездействие) органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Статьей 17.1 Закона № 135-ФЗ регламентированы особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
В силу части 2 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется, в том числе в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Законодательство Российской Федерации о концессионных соглашениях состоит из Закона № 115-ФЗ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Законом № 115-ФЗ регулируются отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений (часть 2 статьи 1).
Целями этого Закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям (часть 1 статьи 1).
Установленный специальный порядок передачи прав владения и пользования – по концессионным соглашениям призван обеспечивать более широкие по сравнению с арендой возможности реализации инвестиционных программ в сфере ЖКХ на основе государственно-частного партнерства.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Закона № 115-ФЗ к объектам концессионного соглашения, среди прочего, относятся объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
В силу части 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (концессионная плата).
Перечень существенных условий концессионного соглашения установлен в части 1 статьи 10 Закона № 115-ФЗ. К числу таких условий, среди прочего, отнесены обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции; обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (пункты 1 и 2).
В части 1 статьи 13 Закона № 115-ФЗ установлено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 37 Закона № 115-ФЗ концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 29, частью 7 статьи 32 настоящего Федерального закона, частями 2, 2.1, 2.2 и 4.10 настоящей статьи, а также с концессионером, определенным решением Правительства Российской Федерации, и в иных предусмотренных Федеральным законом случаях.
Особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, определены в статье 41.1 Закона № 416-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ установлено, что осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
В части 3 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В части 6 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.
В силу части 33 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 24 настоящей статьи, является ничтожным.
Из системного анализа положений изложенных норм следует, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется либо по договорам аренды таких систем и (или) объектов, либо по концессионным соглашениям. Круг отношений, регламентируемых договором аренды и концессионным соглашением, различен. Предметом договора аренды является предоставление объекта аренды в пользование за плату. Предмет концессионного соглашения предполагает осуществление деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения и реконструкцию (создание) такого объекта в период его использования.
Выбор способа передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов водоснабжения и водоотведения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывает с датой ввода таких объектов в эксплуатацию. Если дата ввода в эксплуатацию указанных объектов не может быть определена или превышает пять лет, то права владения и (или) пользования передаются исключительно по концессионным соглашениям. В ситуации, когда дата ввода в эксплуатацию таких объектов составляет менее пяти лет, передача прав в отношении указанных объектов осуществляется по договорам аренды, заключаемым по результатам конкурсов. Иные способы передачи прав применительно к объектам водоснабжения и водоотведения отраслевым законодательством не предусмотрены.
В части 3 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Материалами дела установлено и сторонами в ходе судебного разбирательства не оспорено, что переданные в пользование объекты вводились в эксплуатацию начиная с 1967 года, следовательно, срок между вводом объекта в эксплуатацию и заключением договора превышает 5 лет, в связи с чем в силу части 3 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ передача указанного объекта коммерческой организации могла быть осуществлена только по концессионному соглашению в установленном главой 4 Закона № 115-ФЗ порядке.
При этом Администрация и Общество не представили в суд доказательства того, что объекты, передаваемые в аренду по спорной сделке, исключены из круга объектов концессионного соглашения применительно к правилам части 3 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ.
Вопреки вышеуказанным нормам материального права передача спорного имущества осуществлена не по концессионному соглашению, а по договору аренды.
Доказательства соблюдения сторонами договора процедуры, установленной законом для передачи имущества жилищно-коммунального хозяйства, в материалы дела не представлены.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, суд пришел к верному выводу о том, что спорные договоры заключены с нарушением части 3 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Как разъяснено в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы. При этом само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
В абзаце 2 пункта 74 названного постановления Пленума указано, что договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части.
В связи с указанным суд пришел к выводу, что объекты, являющиеся предметом договора аренды, могут быть переданы во временное владение и (или) пользование исключительно в рамках концессионного соглашения. Поскольку спорные договоры аренды заключены с нарушением требований действующего законодательства, в частности, статьи 41.1 Закона №416-ФЗ, статьи 13 Закона № 115-ФЗ, то указанные договоры аренды являются ничтожными
Ответчик в апелляционной жалобе полагает, что передача прав владения и пользования водопроводными сетями по оспариваемому договору осуществляется без проведения конкурсных процедур по причине технологической связи новых сетей инженерно-технического обеспечения.
Данный довод ответчика подлежит отклонению ввиду следующего.
Как следует из актов приема-передачи к спорным договорам, переданные в аренду объекты имущества введены в эксплуатацию в период с 1967 года
по 2022 год.
Следовательно, разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта (1967, 1971, 1987 годы и т. д.) и датами заключения 10.01.2022, 01.03.2022 и 26.10.2022 договоров аренды муниципального имущества – комплекса объектов водоснабжения – превышает пять лет.
Таким образом, в силу части 3 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ для передачи подобных объектов законом установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования ими – по концессионным соглашениям.
Установленный законом порядок передачи объектов коммунальной инфраструктуры не соблюден, конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении указанного имущества не проводился, объекты переданы в пользование не на основании концессионного соглашения, а на основании договора аренды.
Общество в апелляционной жалобе ссылается на то, что заключению соглашения предшествует проведение мероприятий по актуализации должным образом схем теплоснабжения и водоснабжения, предусматривающих надлежащие мероприятия в отношении систем коммунальной инфраструктуры, что требует значительных временных затрат; такие действия собственником имущества не совершены.
Апелляционный суд считает, что заблаговременное непринятие необходимых действий, зависящих как от органа местного самоуправления, так и от ресурсоснабжающей организации, по приведению правоотношений сторон в соответствие с действующим законодательством, по организации конкурса для заключения концессионных соглашений на право пользования объектами водоснабжения, не могут служить основанием для обхода требований федеральных законов, а также для легализации оспариваемых сделок.
Из материалов дела следует, что у сторон до возбуждения производства по настоящему делу было достаточно времени для проведения всех необходимых мероприятий и приведения в соответствие необходимой документации для заключения соответствующего концессионного соглашения. Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что за указанный период подготовлены все необходимые документы и совершены все действия для заключения концессионного соглашения. На момент рассмотрения спора концессионное соглашение не заключено.
Договор, противоречащий обязательным требованиям законодательства, является ничтожным независимо от степени вины его стороны в неосуществлении действий, направленных на надлежащее оформление договорных отношений.
Передача спорных объектов муниципальной собственности в пользование не на условиях концессионного соглашения посягает на публичный интерес, поскольку специфика концессионного соглашения состоит в привлечении инвестиций в имущество энергетического назначения, эксплуатация которого направлена на эффективное, бесперебойное снабжение потребителей (неопределенного круга лиц) ресурсами жизнеобеспечения
(часть 1 статьи 1 Закона № 115-ФЗ).
Заключенные сторонами договоры аренды затрагивают интересы неопределенного круга лиц – участников правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку ограничивают их участие в предусмотренных законом конкурсных мероприятиях на право заключения договоров пользования спорным имуществом.
Таким образом, договоры аренды от 10 января 2022 года, 01 марта 2022 года и 26 октября 2022 года являются ничтожными в связи с нарушением императивно установленного законом порядка их заключения. Требование истца о признании договора недействительным и применении последствий его недействительности правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Каких-либо доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции и могли бы являться основаниями для его отмены, апелляционная жалоба ответчика не содержит.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Таким образом, принятое по делу решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 сентября
2023 года по делу № А05-7695/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Каргопольские очистные сооружения» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Л.В. Зрелякова |
Судьи | Н.В. Чередина А.Н. Шадрина |