ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-8080/19 от 19.02.2020 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

25 февраля 2020 года

г. Вологда

Дело № А05-8080/2019

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2020 года .

В полном объёме постановление изготовлено февраля 2020 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и                         Болдыревой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ручкиновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Заречная» на решение Арбитражного суда Архангельской области                                      от 01 октября 2019 года по делу № А05-8080/2019,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Заречная» (ОГРН 1152901010503, ИНН 2901262421; адрес: 163039, Архангельская область, город Архангельск, улица Магистральная, дом 43;                далее – ООО «УК «Заречная», общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению муниципального жилищного контроля администрации муниципального образования «Город Архангельск» (далее – управление) в лице администрации муниципального образования «Город Архангельск» (ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5; далее – администрация) о признании недействительным предписания от 29.03.2019 № 28-16/03-19.308/3.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 01 октября            2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «УК «Заречная» с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает только на то, что суд не дал надлежащую оценку представленным заявителем доказательствам.

При этом подробные мотивированные доводы со ссылкой на нормы права и доказательства, которые, по мнению апеллянта, не оценены судом, в апелляционной жалобе не приведены, дополнение к апелляционной жалобе не представлено.

От управления отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации                  (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, на основании приказа от 26.03.2019                 № 28-16/03-19.308/1 с целью рассмотрения обращения граждан на ненадлежащее содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома № 4 по улице Адмирала Макарова в городе Архангельске в отношении                  ООО «УК «Заречная», являющейся управляющей организацией названного дома, управлением проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт от 29.03.2019 № 28-16/03-19.308/2.

В ходе проверки управление пришло к выводу о нарушении обществом пункта 43 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации                      от 14.05.2013 № 410 (далее – Правила № 410), и приложения 1 к названным Правилам, а также пункта 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (далее – Минимальный перечень), поскольку заявителем допущено ненадлежащее содержание внутридомового газового оборудования (далее – ВДГО) дома № 4 по улице Адмирала Макарова в городе Архангельске, выразившееся в том, что при организации проведения работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования нарушена установленная Правилами № 410 периодичность проведения данных работ, а также не обеспечено выполнение в отношении внутридомового газового оборудования всех видов работ, предусмотренных приложением 1 к данным Правилам).

В связи с этим обществу выдано предписание от 29.03.2019                                        № 28-16/03-19.308/3 об устранении выявленных нарушений, в котором заявителю предписано в срок до 29.10.2019 устранить нарушение, обеспечив надлежащее содержание ВДГО при организации проведения работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования обеспечить выполнение в отношении внутридомового газового оборудования дома № 4 по улице Адмирала Макарова в городе Архангельске всех видов работ, предусмотренных Правилами № 410.

Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, посчитав при этом, что в отношении ООО «УК «Заречная» администрацией проводился муниципальный жилищный контроль.

Апелляционная инстанция при рассмотрении спора исходит из следующего.

Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, в силу подпункта «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 (далее –  Положения № 1110) отнесено к лицензионным требованиям.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Согласно пункту 13 Положения № 1110 при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Частью 1.1 статьи 20 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

В соответствии со статьей 130 Закона Архангельской области                          от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» (в редакции Закона Архангельской области от 26.10.2018 № 16-2-ОЗ, действующей с 01.01.2019) органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями в сфере осуществления лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, по:

1) проведению проверок в связи с:

- поступлением обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах нарушений управляющими организациями требований по оказанию всех услуг и (или) выполнению работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, предоставлению коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, обеспечению готовности инженерных систем в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ;

- истечением срока исполнения управляющей организацией ранее выданного органом местного самоуправления муниципального образования предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований при осуществлении проверок, предусмотренных абзацем вторым настоящего подпункта;

- наличием ходатайства управляющей организации о проведении органом местного самоуправления муниципального образования внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения управляющей организацией предписания, выданного по итогам проведения проверок, предусмотренных абзацем вторым настоящего подпункта;

2) составлению и направлению предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований при осуществлении мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований.

При этом в силу статьи 129 Закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ государственными полномочиями, указанными в статье 130 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных образований «Город Архангельск» и «Северодвинск».

Постановлением администрации от 10.01.2019 № 12 утвержден Административный регламент осуществления лицензионного контроля в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования «Город Архангельск» (далее – Административный регламент), в пункте 1.1 которого предусмотрено, что настоящий административный регламент устанавливает порядок осуществления управлением муниципального жилищного контроля администрации муниципального образования «Город Архангельск» (далее - управление) лицензионного контроля в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования «Город Архангельск» (далее - лицензионный контроль, государственная функция, государственный контроль) в части проведения проверок по основаниям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 130 областного закона от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями», составления и направления предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований при осуществлении мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований.

Согласно пункту 1.4 Административного регламента лицензионный контроль осуществляется за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - лицензиаты) лицензионных требований по оказанию всех услуг и (или) выполнению работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, предоставлению коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, обеспечению готовности инженерных систем в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ.

В соответствии с пунктом 1.5 Административного регламента должностными лицами, уполномоченными исполнять государственную функцию, (далее - муниципальные жилищные инспекторы) являются: начальник управления; заместитель начальника управления; главные специалисты управления; ведущие специалисты управления.

В данном случае, как следует из приказа от 26.03.2019                                         № 28-16/03-19.308/1 и акта проверки от 29.03.2019 № 28-16/03-19.308/2, уполномоченным сотрудником управления администрации в отношении общества проводился лицензионный контроль, а не муниципальный жилищный контроль, как ошибочно посчитал суд первой инстанции, сославшись на положения пункта 9 части 1 статьи 14, часть 1.1, пункт 3 части 5 статьи 20             ЖК РФ, а также на статьи 3, 4 Закона Архангельской области от 24.09.2012               № 543-33-ОЗ «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органа государственного жилищного надзора Архангельской области с органами муниципального жилищного контроля».

Вместе с тем проверка проведена и оспариваемое предписание выдано заявителю уполномоченным органом в силу Закона Архангельской области                  от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ.

Обращаясь в суд первой инстанции с заявлением об оспаривании предписания управления, общество настаивало на том, что в 2019 году проведены работы по ремонту и техническому обслуживанию ВДГО, что, по мнению апеллянта, подтверждается актом приемки работ от 29.03.2019 и техническим заключением № 4491/2; надлежащее содержание ВДГО осуществляется заявителем раз в год, за 2019 год общество надлежаще обеспечило содержание ВДГО.

Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ доводы сторон и имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии общества выявленного управлением нарушения требований действующего законодательства, выразившего в ненадлежащем содержании ВДГО спорного многоквартирного жилого дома.

При этом суд правомерно исходил из следующего.

Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу пункта 2 статьи 162 названного Кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Как предусмотрено частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В силу статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации, которыми в настоящем случае являются Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила                 № 491).

В соответствии с пунктом 5 названных Правил в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.

Пунктом 21 Минимального перечня предусмотрено, что к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем ВДГО в многоквартирном доме, относятся:

- организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов;

- организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений;

- при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению.

На основании пункта 43 Правил № 410 техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования  должно осуществляться не реже 1 раза в год с учетом минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, предусмотренного приложением к настоящим Правилам.

Так, согласно приложению 1 к Правилам № 410 в указанный минимальный перечень включены:

 - визуальная проверка целостности и соответствия нормативным требованиям (осмотр) внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; - визуальная проверка наличия свободного доступа (осмотр) к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию;

- визуальная проверка состояния окраски и креплений газопровода (осмотр);

- визуальная проверка наличия и целостности футляров в местах прокладки через наружные и внутренние конструкции многоквартирных домов и домовладений (осмотр);

- проверка герметичности соединений и отключающих устройств (приборный метод, обмыливание);

- проверка работоспособности и смазка отключающих устройств;

- разборка и смазка кранов;

- проверка работоспособности устройств, позволяющих автоматически отключить подачу газа при отклонении контролируемых параметров за допустимые пределы, ее наладка и регулировка;

- регулировка процесса сжигания газа на всех режимах работы, очистка горелок от загрязнений и др.

Отклоняя ссылку подателя жалобы на акт приемки работ от 29.03.2019 и техническое заключение № 4491/2 в обоснование соблюдения последним периодичности выполнения работ по обслуживанию ВДГО рассматриваемого дома, суд первой инстанции правомерно указал, что согласно акту проверки, составленному управлением, работы по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования дома № 4 по улице Адмирала Макарова в 2016, 2017 и 2018 годах не проводились, тем самым нарушена периодичность проведения указанных работ (не реже 1 раза в год), а в 2019 году, согласно представленному обществом акту приемки работ от 29.03.2019, произведена лишь смазка пробкового газового крана.

При этом отсутствие надлежащего содержания ВДГО в 2016, 2017, 2018 годах обществом, ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной жалобе не отрицается и следует из материалов дела.

Доказательств, достоверно опровергающих выводы управления, изложенные в акте проверки, а именно доказательств проведения обществом иных работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, предусмотренных приложением 1 к Правилам № 410 и входящих в минимальный перечень таких работ, подателем жалобы в материалы дела не предъявлено.

Также как верно отмечено судом, представленное обществом техническое заключение № 4491/2 составлено по результатам проведения технического диагностирования общедомового газового оборудования и не связано с его ремонтом и техническим обслуживанием специализированной организацией, поэтому не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела.

Следовательно, довод апеллянта о надлежащем содержании им ВДГО в 2019 году документально также не подтвержден.

Кроме того, судом мотивированно со ссылкой на положения пункта 43 Правил № 410 отклонен довод общества о неверном указании жилищным инспектором срока устранения нарушения (до 29.10.2019), поскольку согласно требованиям названного пункта, выполнение работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования должно осуществляться не реже 1 раза в год, однако, не указано, что имеется в виду календарный год, то есть с 01 января по 31 декабря.

Как верно отмечено судом в обжалуемом решении, указанная норма введена с целью обеспечения безопасной эксплуатации ВДГО для защиты жизни и здоровья людей, а потому течение годового срока должно начинаться с даты последнего технического обслуживания ВДГО.

Поскольку обществом не осуществлялось техническое обслуживание ВДГО в 2016, 2017, 2018 годах, то управление, указав на необходимость выполнить рассматриваемые работы в срок до 29.10.2019, установленную Правилами № 410 периодичность выполнения работ не нарушил. На невозможность исполнить оспариваемое предписание в указанный в нем срок заявитель не ссылается.

Требование от общества обеспечить надлежащее содержание внутридомового газового оборудования, выполняя все виды работ, предусмотренные Правилами № 410, не может нарушать права и законные интересы заявителя, поскольку, как верно указано судом, выполнение такой обязанности управляющей компанией является требованием Правил № 410.

Обоснованно установив, что оспариваемое предписание является понятным, исполнимым, напрямую основанным на требованиях Правил № 410, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо мотивированных возражений относительно вышеназванных выводов суда, изложенных в обжалуемом решении, а лишь выражают лишь ничем немотивированное несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на подателя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 октября                   2019 года по делу № А05-8080/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Заречная» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий                                                                А.Ю. Докшина

Судьи                                                                                             Е.А. Алимова

                                                                                                        Е.Н. Болдырева