ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-8115/2023 от 16.01.2024 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

16 января 2024 года

г. Вологда

Дело № А05-8115/2023

Резолютивная часть постановления объявлена января 2024 года .

В полном объёме постановление изготовлено января 2024 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Центр природопользования и охраны окружающей среды» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 октября 2023 года по делу № А05-8115/2023,

у с т а н о в и л:

государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Центр природопользования и охраны окружающей среды» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163002, <...>; далее – учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к контрольно-счетной палате Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163069, город Архангельск, площадь В.И.Ленина, дом 1; далее – КСП) о признании частично недействительным представления от 18.05.2023 № 01-02/433.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163069, <...>; далее - министерство).

Решением суда от 18 октября 2023 года в удовлетворении заявленных  требований отказано.

Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельство по делу. Считает необоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии у учреждения правоустанавливающих документов на водопровод 300 м вне здания «Аптечного склада», поскольку им принято в эксплуатацию и оперативное управление данное здание в 2010 году с рассматриваемым участком водопровода. Указывает, что спорный участок водопровода является частью здания «Аптечный склад», а не самостоятельным линейным объектом централизованного городского водоснабжения. Полагает, что выполнение работ по капительному ремонту и реконструкции водопровода свидетельствует о принятии мер к получению наилучшего результата с использованием определенного объема средств. Нецелевым может быть расценено выполнение более дешевых работ, чем предусмотрено при выделении субсидии.

КСП в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу учреждения – без удовлетворения. Полагает, что приведенные в апелляционной жалобе доводы были рассмотрены судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка.

Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, КСП в соответствии с планом работы на 2023 год и распоряжением председателя КСП от 17.01.2023 № 2-р проведено контрольное мероприятие «Проверка исполнения отдельных бюджетных полномочий, организации исполнения областного бюджета, использования средств областного бюджета министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ГБУ Архангельской области «Центр природопользования и охраны окружающей среды»), по результатам которого  составлен акт проверки от 07.04.2023 года и выдано представление от 15.05.2023 № 01-02/439.

По результатам  проверки КСП сделан вывод о нарушении учреждением пунктов 1 и  3 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ), абзаца 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), подпункта 3 пункта 6 и пункта 11 Положения о порядке определения объема и условиях предоставления государственным бюджетным и автономным учреждениям Архангельской области субсидий  на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 28.08.2012 № 369-пп (далее – Положение № 369-пп), пунктов 1.1, 4.3.3, 4.3.3 (1) соглашения от 25.05.2022 № 045-22-23-пф-023, выразившееся в нарушение условий предоставления субсидии и нецелевое расходование бюджетных средств, определенное пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ, на сумму 4 817 518 руб. 80 коп. (пункт 8 представления).

В связи с этим в пункте 1.1 представления КСП обязало учреждение вернуть сумму субсидии в размере 4 817 518 руб. 80 коп. в бюджет Архангельской области.

Учреждение, не согласившись с представлением КСП в указанной части, обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции правомерно отказал учреждению в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со статьей 265 БК РФ в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета осуществляется государственный (муниципальный) финансовый контроль, который подразделяется на внешний и внутренний. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В силу пункта 1 статьи 268.1 названного Кодекса к полномочиям органов внешнего государственного финансового контроля относится контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета; контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Закон № 6-ФЗ).

В соответствии со статьей 10 Закона № 6-ФЗ вешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий. При проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций.

Согласно статье 16 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для принятия мер по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который  означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу статьи 306.4 этого же Кодекса нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Согласно пункту 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта (за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии со статьей 78.4 настоящего Кодекса) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления. Нормативные правовые акты (муниципальные правовые акты), устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

В силу подпункта 2 пункта 2 Положения № 369-пп субсидии предоставляются государственным учреждениям на финансовое обеспечение мероприятий в рамках государственных программ Архангельской области (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств субсидий на выполнение государственных заданий государственных учреждений, и расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Архангельской области и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Архангельской области).

Субсидии предоставляются на основании соглашений о предоставлении субсидии, заключаемых между исполнительными органами и государственными учреждениями (пункт 11 Порядка № 369-пп).

Субсидии носят целевой характер и не могут быть направлены на другие цели (пункт 14 Порядка № 369-пп).

Контроль за целевым использованием и соблюдением условий предоставления субсидий осуществляется исполнительными органами и контрольно-ревизионной инспекцией Архангельской области в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Ответственность за нецелевое использование или использование с нарушением условий предоставления средств субсидий несут государственные учреждения. В случае выявления нарушений государственными учреждениями целей и условий предоставления субсидий соответствующий объем субсидий подлежит возврату в областной бюджет (пункт 18 Порядка № 369-пп).

Государственной программой Архангельской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 11.10.2013 № 476-пп, предусмотрено мероприятие «Финансовое обеспечение деятельности государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Центр природопользования и охраны окружающей среды» (пункт 5.5 Приложения № 2).

Реализацию мероприятия пункта 5.5 осуществляет учреждение, в том числе за счет субсидий областного бюджета на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания.

В связи с этим 25.05.2022 между министерством и учреждением  заключено соглашение № 045-22-23-пф-023 о предоставлении из областного бюджета в 2022 году субсидии на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания.

Согласно данному соглашению субсидия предоставляется в целях реконструкции участка водопровода в рамках мероприятия пункта 5.5 «Финансовое обеспечение деятельности государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Центр природопользования и охраны окружающей среду» подпрограммы № 1 «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области» государственной программы Архангельской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 11.10.2013 № 476пп, в размере 5 000 000 руб.

В соответствии с приложением № 4 к соглашению субсидия предоставляется в целях содержания объектов недвижимого имущества, не используемого для выполнения государственного задания.

Значением результата предоставления субсидии является протяженность реконструированного участка водопровода 300 м (приложение № 3 к соглашению).

Согласно соглашению учреждение обязуется использовать субсидию для достижения цели, указанной в пункте 1.1 настоящего соглашения, в соответствии с условиями предоставления субсидии, установленными Порядком предоставления субсидии, и настоящим соглашением на осуществление выплат, указанных в сведениях (пункт 4.3.3); устранять выявленный(е) по итогам проверки, проведенной учредителем, факт(ы) нарушения цели(ей) и условий предоставления субсидии, определенных Порядком предоставления субсидии, и настоящим соглашением (получения от органа государственного финансового контроля информации о нарушении учреждением цели(ей) и условий предоставления субсидии, установленных Порядком предоставления субсидии и настоящим соглашением), включая возврат субсидии или ее части учредителю в областной бюджет, в течение                   5 рабочих дней со дня получения требования учредителя об устранении нарушения (пункт 4.3.6).

Дополнительным соглашением от 26.07.2022 № 045-22-23-пф-023/2 изменен пункт 1.1 соглашения: «реконструкция участка водопровода» заменена на «текущий ремонт участка водопровода и осуществление контроля текущего ремонта специализированной организацией». Результат использования субсидии в приложении № 3 к соглашению дополнительным соглашением от 28.09.2022 № 045-22-23-пф-023/3 изменен на «протяженность отремонтированного участка водопровода 300 метров».

Дополнительным соглашением от 28.09.2022 № 045-22-23-пф-023/3 результат использования субсидии в приложении № 3 к соглашению заменен на следующий: 1) количество актов о проведении гидравлического испытания пожарного водопровода - 1 шт.; 2) количество протоколов о проведении проб анализа качества воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения –            1 шт.; 3) протяженность отремонтированного участка водопровода – 300 метров.

Соглашением от 14.12.2022 № 045-22-23-пф-023/4 размер субсидии сокращен до 4 932 883 руб. 70 коп.

Следовательно, субсидия предоставлена учреждению в целях содержания объекта недвижимого имущества.

В связи с этим учреждение 06.07.2022 заключило с ООО «Мастер Сервис» контракт № 2 на выполнение работ по текущему ремонту административного здания, расположенного по адресу: <...> в части ремонта (реконструкции) участка наружной сети холодного водоснабжения на сумму 4 932 883 руб. 70 коп. 

По условиям контракта подрядчик обязуется выполнить текущий ремонт здания, расположенного в <...>, в части ремонта (реконструкции) участка наружной системы водоснабжения.

В то же время пунктом 2.2 контракта место выполнения работ было определено: г. Архангельск, Ломоносовский территориальный округ, от водопроводного колодца, расположенного в районе здания № 45 по ул. ФИО1, до водопроводного колодца, расположенного около здания № 14 по            ул. ФИО1, в соответствии с прилагаемым плановым материалом (схемой).

Дополнительным соглашением от 22.08.2022 № 2 в контракт внесены изменения, в том числе в наименовании, преамбуле, предмете и техническом задании слова «в части ремонта (реконструкции) участка наружной сети водопровода» заменены на «в части текущего ремонта участка наружной сети водопровода». В пунктах 5 и 8 технического задания слова «прокладка участка трубопровода холодного водоснабжения вдоль улицы ФИО1» и «прокладка водопровода» заменены на слова «замена участка трубопровода холодного водоснабжения вдоль улицы ФИО1» и «замена водопровода», в пункте 8 слова «способ прокладки (метод» - прокладку выполнить методом горизонтально-направленного бурения (прокол безтраншейная прокладка)» заменены на «способ замены (метод) - замену выполнить методом горизонтального бурения (прокол, безтраншейная прокладка)».

В локальный сметный расчет (приложение № 1 к контракту) с наименованием и объемами конкретных работ изменения не внесены.

Схема в контракте – схема, направленная письмом ООО «РВК-Архангельск» от 28.02.2022 № И.АР-28022022-004, которым ООО «РВК-Архангельск» предварительно согласовало план сети холодного водоснабжения к административному зданию, расположенному по адресу: <...> (для проведения работ по текущему ремонту (реконструкции) участка наружных сетей холодного водоснабжения).

Работы, выполненные ООО «Мастер Сервис» в соответствии с заключенным контрактом, приняты по акту от 26.08.2022 № 00000013 на сумму 4 817 518,80 руб. с указанием сведений о выполнении 1 (одной) условной единицы работ и оплачены платежными поручениями от 14.07.2022 № 722236 на сумму 727 938,12 руб. (аванс) и от 01.09.2022 № 304873 на сумму                             4 089 580,68 руб.

КСП в ходе проверки установлено, что ремонт в соответствии со схемой  произведен вне здания учреждения на наружном участке водопровода от здания аптечного склада вдоль улицы ул. ФИО1 14, через колодец ВК/ПГ до колодца ВК-2 на пересечении ул. Стрелковая и ФИО1.

При этом согласно данным бюджетного учета линейного объекта, водопровода (300 м) вне здания учреждения не значится. Учреждение не формировало водопроводные сети как самостоятельный объект недвижимого имущества. В инвентарной карточке № 1069 на здание аптечного склада (3 этажа, тех.этаж, общая площадь 2191 кв.м, инв. № 11:401:002:000183240, лит. А) содержится следующая информация: адрес объекта: <...>, кадастровый номер 29-29-01/051/2010-329, свидетельство о гос. регистрации права от 27.05.2011, сведения о наружном водопроводе в инвентарной карточке отсутствуют.

Из данных публичной кадастровой карты следует, что участок ремонтируемой наружной сети водоснабжения находится вне земельного участка 29:22:050401:002, принадлежащего учреждению. На земельных участках, где находится участок ремонтируемой наружной сети водоснабжения по ул. ФИО1 45-а, находятся принадлежащие иным лицам индивидуальные гаражи 300 боксов, площадь 10149 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов.

В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Согласно подпункту 3 пункта 3.3 Устава учреждение обязано содержать в надлежащем состоянии находящееся у учреждения движимое и недвижимое имущество, в установленном порядке своевременно проводить капитальный и текущий ремонт этого имущества.

В силу пунктов 2 и 3 статьи 22 Закона Архангельской области от 29.10.2008 № 585-30-03 «Об управлении и распоряжении государственным имуществом Архангельской области» (далее – Закон № 585-30-03) решения о закреплении государственного имущества за государственными учреждениями принимаются уполномоченным исполнительным органом. Закрепление производится уполномоченным исполнительным органом.

Принятие решений о закреплении имущества за государственными учреждениями, учет и ведение реестра государственного имущества относятся к компетенции министерства имущества Архангельской области (пункты 7, 20 части 2 статьи 8 Закона № 585-30-03).

Порядок определения состава государственного имущества Архангельской области, закрепляемого за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями Архангельской области, и его закрепления утвержден постановлением Администрации Архангельской области от 03.02.2009 № 24-па/4 (далее – Порядок № 24-па/4).

Пунктами 8, 9, 10, 12 Порядка № 24-па/4 установлено, что закрепление имущества производится при создании государственных учреждений, а также в процессе их деятельности на основании состава имущества, который определяется отраслевым исполнительным органом, в том числе при потребности в имуществе для осуществления возлагаемых на государственное учреждение основных видов деятельности (полномочий). Закрепление имущества производится на основании обращения государственного учреждения. Основанием для закрепления имущества является распоряжение министерства имущественных отношений Архангельской области (далее – министерство) либо распоряжение Правительства Архангельской области. Для рассмотрения министерством вопроса о закреплении имущества за государственным учреждением необходимо представить в адрес министерства следующие документы: заявление государственного учреждения обоснование потребности в имуществе; предложение отраслевого исполнительного органа о необходимости закрепления имущества - определение состава имущества (за исключением случаев, когда имущество закрепляется за отраслевым исполнительным органом); перечень имущества, подлежащего передаче, содержащий данные о его местонахождении и индивидуализирующие характеристики (инвентарный (реестровый) номер, площадь (для помещений, зданий), длина (для линейных объектов), сведения о государственной регистрации прав на имущество, подлежащее передаче (в случаях, установленных федеральными законами); копию технического паспорта на недвижимое имущество.

В данном случае согласно ответу министерства имущественных отношений Архангельской области от 06.04.2023 № 312-03-06/1347 в перечне имущества, находящегося в государственной собственности Архангельской области и закрепленного на праве оперативного управления за учреждением водопровод 300 м., расположенный на указанном выше участке, отсутствует.

Следовательно, как установлено КСП и не оспорено заявителем, спорный наружный водопровод на праве оперативного управления за учреждением не закреплялся.

Доводы заявителя о том, что данное имущество является частью здания по ул. ФИО1 14 «Аптечный склад» не подтверждены документально.

Учреждению на праве оперативного управления принадлежат объекты: здание по адресу: <...>, земельный участок 29:22:050401:002. Согласно техническому паспорту на 3-х этажное здание аптечного склада, 1966 года постройки, по ул. ФИО1 14 в его конструктивные элементы входит водопровод от городской сети; сведения о наружном водопроводе в техническом паспорте отсутствуют. Размеры объекта ограничены 2 191 кв.м, т.е. площадью самого здания.

Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание ссылки заявителя на архивные документы, поскольку в рамках дела о признании недействительным ненормативного правового акта в порядке главы 24 АПК РФ не может быть разрешен вопрос о праве собственности на спорный наружный водопровод.

В ходе проверки установлено, что расходование средств на ремонт (реконструкцию) имущества осуществлено учреждением в августе 2022 года, то есть в отсутствие как у Архангельской области, так и у учреждения каких-либо правоустанавливающих документов на спорное имущество, подтверждающих полномочия по его содержанию.

При этом, как указано выше, субсидия предоставлена учреждению в целях содержания принадлежащему ему объекта недвижимого имущества.

Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание ссылку учреждения на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 января 2014 года № Д23и-195 «О составе объекта недвижимого имущества», поскольку данное письмо не является нормативным правовым актом.

Обоснованно не приняты во внимание судом первой инстанции доводы учреждения о том, что в настоящее время им проводятся работы по постановке на учет спорного объекта с последующей регистрацией прав в составе объекта «здание аптечного склада», поскольку данные обстоятельства не исключают наличие нарушения на момент расходования бюджетных средств.

Невозможность содержания имущества за счет бюджетных средств обусловлена отсутствием прав у учреждения на содержание имущества, не переданного ему в оперативное управление в порядке, установленном действующим законодательством.

Приведенные в опровержение указанного вывода доводы заявителя не могут быть приняты в связи с несоответствием их вышеприведенным положениям БК РФ, Порядка 369-пп.

Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание доводы учреждения о том, что оно действовало в условиях крайней необходимости, поскольку бюджетное законодательство не допускает возможность нецелевого использования бюджетных средств, в том числе в условиях крайней необходимости. Кроме того, учреждением не представлены какие-либо доказательства, подтверждающие доводы о крайней необходимости.

При таких обстоятельствах КСП обоснованно пришла к выводу, что основания для получения средств областного бюджета на ремонт спорного участка водопровода, не переданного заявителю в оперативное управление и незакрепленного за ним в порядке, установленном действующим законодательством, отсутствуют.

Кроме того, суд первой инстанции обоснованно согласился с  выводами КСП о том, что фактически выполненные по контракту от 06.07.2022 № 2 работы не являются текущим ремонтом участка водопровода.

Согласно пункту 1.1 контракта и локальному сметному расчету к нему подрядчик обязался выполнить работы: проложить методом горизонтального бурения 360 пм метров трубы марки ПЭ 100 SDR 17 диаметром 50 мм, толщина стенки 3 мм; установить вновь (на деревянном свайном основании) 2 сборных железобетонных колодца диаметром 1,5 метра, глубиной 3 м; в колодцах установить полиэтиленовые фасонные изделия, 2 стальных задвижки Ду 50 мм и 1 пожарный гидрант; отремонтировать 24,5 м2 штукатурки поверхности колодца; провести гидравлическое испытание трубопроводов диаметром: до              50 мм; провести промывку с дезинфекцией трубопроводов диаметром: 100 мм.

В ходе проверки КСП 09.03.2022 в присутствии заместителя руководителя учреждения проведен осмотр, по результатам которого оформлен акт осмотра от 09.03.2023.

При осмотре установлено, что после ремонта ввод водопровода в здание расположен с другого торца здания; трубопровод водоснабжения частично проложен по зданию под потолком первого этажа; поверхность колец колодца повреждена, имеются сколы и растительность, ремонту данный колодец не подвергался; пожарный гидрант демонтирован и находится в подсобном сооружении на территории административного здания; представителем учреждения на схеме в акте осмотра зафиксировано место, где под снегом расположен колодец и представлено направление, в котором со слов представителя учреждения прокладывался наружный водопровод методом горизонтально-направленного бурения. Данное направление не соответствует схеме, являющейся местом выполнения работ.

Возражения на акт осмотра учреждением не составлялись. В возражениях на акт проверки в части акта осмотра возражения отсутствовали.

В соответствии с частью 8, 8.1 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации текущий ремонт зданий, сооружений проводится в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, при проведении текущего ремонта зданий, сооружений может осуществляться замена и (или) восстановление отдельных элементов строительных конструкций таких зданий, сооружений (за исключением элементов несущих строительных конструкций), элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения таких зданий, сооружений.

Как установлено в ходе проверки, у учреждения отсутствовали технический паспорт или проектная документация на здание с описанием наружной сети водопровода, проектная документация на выполнение ремонтных работ наружного водопровода.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021              № 2120 в перечень элементов сетей инженерно-технического обеспечения, замена которых может осуществляться при проведении текущего ремонта зданий, включены: замена отдельных элементов систем водоснабжения, водоотведения (пункт 3); замена патрубков, мест вводов инженерных коммуникаций в подвальные помещения и технические подполья, если это не влечет изменение характеристик здания, сооружения, предусмотренных утвержденной проектной документацией (пункт 40).

В соответствии с пунктом 2.10.20 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации                       (МДК 3-02.2001), утвержденных приказом Госстроя России от 30.12.1999                    № 168, к капитальному ремонту на сети относятся: сооружение новых либо полной или частичной реконструкции колодцев (камер); работы по прокладке отдельных участков линий с полной или частичной заменой труб; работы замене гидрантов, водоразборных колонок, задвижек, поворотных затворов, вантузов, другого оборудования или их изношенных частей.

К текущему ремонту относятся работы: замена люков, верхних и нижних крышек, скоб, лестниц, ремонт частей колодцев, обслуживание и регулировку арматуры, затворов, шиберов и вантузов и др. (пункт 3.2.31 МДК 3-02.2001).

Согласно пункту 5.1.1.3 СП 517.1325800.2022 к капитальному ремонту централизованных систем водоснабжения относятся: восстановление отдельных участков трубопроводов, полная или частичная замена труб, восстановление колодцев (камер), смена люков (коверов), крышек колодцев, установка опорных плит на колодцах, исправление горловин колодцев, смена тройника, крестовин; замена запорной, предохранительной, регулирующей, водоразборной арматуры, другого оборудования или их изношенных частей.

К текущему ремонту централизованных систем водоснабжения относятся: ремонтные работы по замене люков верхних и нижних крышек, скоб, лестниц, ремонт частей колодцев, обслуживание и регулировка арматуры, затворов, шиберов и вантузов и др. Перечень работ по текущему ремонту трубопроводов сооружений и оборудования на них приведен в                    пункте 6.1.2.2.

Согласно пункту 6.1.2.2 СП 517.1325800.2022 текущий ремонт выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности, предусматривает проведение работ по устранению мелких дефектов и неисправностей, замене и (или) восстановлению отдельных частей оборудования и устройств.

Текущий ремонт проводится в течение года по графикам, составленным на основании осмотров запорной арматуры и оборудования камер и колодцев, а также заявок работников эксплуатирующего предприятия, ответственных за их эксплуатацию.

Реконструкция трубопроводов (линейных объектов) водопроводной сети может включать изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (пропускной способности трубопровода) (пункт 5.1.2.1).

Согласно разделу 7 «Реконструкция трубопроводов водоснабжения и водоотведения с применением полиэтиленовых труб» СП 399.1325800.2018. Свод правил. Системы водоснабжения и канализации наружные из полимерных материалов. Правила проектирования и монтажа, утвержденному приказом Минстроя России от 30.11.2018 № 780/пр, при бестраншейном способе допускается применять различные технологии протяжки полиэтиленовых труб, после которых рабочие функции трубопровода перейдут к полиэтиленовому трубопроводу, а старый трубопровод будет использован в качестве каркаса для протяжки в них полиэтиленовых труб или разрушен. При капитальном ремонте трубопроводов водоснабжения и водоотведения прочностные функции выполняет действующий трубопровод, а функция его герметичности восстанавливается в результате протяжки тонкостенных полиэтиленовых труб.

Согласно СП 399.1325800.2018 замена старых труб путем бестраншейной прокладки трубопровода в случае использования старых труб как каркаса (либо поверх старых труб) является капитальным ремонтом либо реконструкцией.

Следовательно, как правомерно указал суд первой инстанции, при текущем ремонте, проводимом по графику, поддерживается состояние объекта в первоначальном состоянии с заменой съемных деталей, без замены частей самого водопровода, при капитальном - осуществляется замена частей водопровода, при реконструкции изменяются параметры водопровода, он осуществляется под надзором организации ВКХ с разработкой проектной и исполнительной документации.

Как установлено КСП, в актах скрытых работ указаны работы: от 25.08.2022 № 13 устройство круглых колодцев из сборного железобетона, от 26.08.2022 № 15 укладка трубопроводов из полиэтиленовых труб, от 26.08.2022 № 17 установка задвижек или клапанов стальных, от 29.08.2022 № 18 установка (демонтаж, монтаж) пожарных гидрантов, т.е. те работы, которые в силу МДК 3-02.2001, СП 517.1325800.2022 относятся к капитальному ремонту. Данные в актах скрытых работ соответствуют записям в Журнале общего производства работ ООО «Мастер Сервис» и отчете строительного контроля от 11.10.2022.

При этом из локального сметного расчета следует, что работы по демонтажу старого водопровода не предусмотрены, то есть контрактом предусмотрена была бестраншейная прокладка водопровода с использованием старого трубопровода.

Фактическое выполнение водопровода бестраншейным способом вне схемы действующего водопровода, без демонтажа старого трубопровода привело к изменению первоначально установленных показателей функционирования объекта в части его протяженности. Согласно пояснениям учреждения фактическая протяженность водопровода после выполнения работ вне существующей схемы водоснабжения составила 318 метров, т.е. параметры старого водопровода отличаются от нового; работоспособность прежнего водопровода не была восстановлена.

Как установлено КСП, при исполнении контракта произошло отклонение от Технического задания, которое привело к нарушению условий соглашения от 25.02.2022 № 045-22-23-пф-023 о выполнении текущего ремонта участка водопровода.

В ответ на запрос КСП ООО «РВК-Архангельск» в письме от 10.04.2023 № И.АР-10042023-017 указало, что фактически выполненные работы отличаются от представленной схемы, исполнительная документация учреждением не представлялась, рабочая документация на соответствие выданным техническим условиям не согласовывалась, производство работ не согласовывалось, подключение нового участка к централизованной системе водоснабжения ООО «РВК-Архангельск» не производило. В связи с фактической реконструкцией участка требуется представление исполнительной документации в соответствии с ранее выданными условиями, в том числе внесение изменений в схему холодного водоснабжения города Архангельск.

Поскольку фактически выполненные работы по контракту № 2 от 06.07.2022 на сумму 4 817 518,80 руб. не являются плановыми, представляют собой прокладку наружных сетей водопровода вновь, с отклонением от схемы, предоставленной ресурсоснабжающей организацией, с полной заменой труб на протяжении всего участка наружного водопровода, с заменой гидранта, с установкой 2 колодцев, в отсутствие проектной или исполнительной документации, позволяющей оценить соответствие выполненной работы ее требованиям, выполненные работы не относятся к работам по текущему ремонту имущества.

Данные обстоятельства учреждением не оспорены.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 октября              2023 года по делу № А05-8115/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Центр природопользования и охраны окружающей среды» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Н. Осокина

Судьи

А.Ю. Докшина

Н.В. Мурахина